Председательствующий по делу Репин А.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-902
г. Москва |
Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - | Ряузова А.Н., |
судей: | Великановой А.В., Романова В.С., |
при секретаре Ермолаевой Д.В., с участием представителя ответчика – Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 1 Федерального медико-биологического агентства» Пентегова И.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2465/2020 по апелляционному представлению прокурора комплекса «Байконур» на решение 26 гарнизонного военного суда от 16 июня 2020 г., которым отказано в удовлетворении иска названного прокурора, поданного в интересах Байрамова ФИО1, к ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 1 Федерального медико-биологического агентства» о взыскании недоплаченной заработной платы.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В., объяснения представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Байрамов состоит в трудовых отношениях с ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 1 Федерального медико-биологического агентства» (далее – Учреждение). Работа истца на должности <данные изъяты> кабинета здравпункта 3 уровня на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ г. № № (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ г.) является основной, а работа на должности <данные изъяты> Больницы № 1, являющейся структурным подразделением Учреждения, на основании трудового договора от <данные изъяты> г. № № (с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ г.) – совместительством на 0,25 ставки.
Основанием для обращения прокурора в суд с иском в интересах Байрамова послужило прекращение ему с апреля 2019 г. при работе по совместительству производства выплаты стимулирующего характера, которая, по мнению стороны истца, установлена Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В этой связи прокурор просил признать за Байрамовым право на указанную выплату и обязать ответчика возобновить её производство с момента прекращения, взыскав с Учреждения в пользу истца денежные средства, полагающиеся ему в виде стимулирующей выплаты за период с 1 апреля 2019 г. по 28 февраля 2020 г. в размере 21 601,77 руб.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
В апелляционном представлении прокурор, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование представления со ссылкой на статью 144 ТК РФ указывает, что система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К последней категории норм права относится Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, которым постановлено довести среднюю заработную плату врачей к 2018 году до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Повышение оплаты труда касается всех врачей независимо от того, в какой организации они работают, а соответствующие выплаты за достижение установленных показателей должны осуществляться в виде выплат стимулирующего характера.
Отмечает, что формально истец работает у одного работодателя, однако адреса основного места работы и работы по совместительству не совпадают, находятся в разных района г. Байконур.
Полагает, что в силу статей 60.1 и 282 ТК РФ заработная плата по совместительству не является частью заработной платы по основному месту работы и не может суммироваться.
Обращает внимание на то, что выплата стимулирующей надбавки, установленной Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, по основной работе Байрамову производится, а по совместительству – прекращена с марта 2019 г.
Считает, что, исходя из требований Трудового кодекса РФ и названного Указа, с учётом заключения специалиста, спорная выплата должна производится истцу и при работе по совместительству.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия исходит из следующего.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановлено Правительству РФ в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев, в частности, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Во исполнение названного Указа распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа).
Исходя из раздела II Программы, финансовое обеспечение оказания учреждениями государственных (муниципальных) услуг осуществляется путём предоставления субсидий автономным и бюджетным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Размер субсидии рассчитывается на основании затрат на выполнение работ и нормативных затрат на оказание бюджетными и автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг, определяемых в том числе с учётом затрат на оплату труда работников этих учреждений. На оплату труда работников учреждений (с учётом результатов их труда) могут также направляться средства, полученные от приносящей доход деятельности, а также средства, полученные в качестве оплаты услуг в рамках государственного социального страхования.
В разделе IV Программы указано, что совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путём реализации ряда мероприятий. В частности, в рамках реализации указанных мероприятий предусматривается утверждение Правительством РФ государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В «дорожные карты» включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счёт доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счёт реорганизации неэффективных организаций и программ.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счёт бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определённых Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, и средней заработной платы в регионе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счёт всех источников.
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определённых Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, начиная с 2013 года вводится статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, будет представляться учреждениями в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в соответствующем субъекте Российской Федерации и в соответствующий орган управления по принадлежности.
Согласно Методике расчёта фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определённых указами Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, являющейся Приложением № 5 к Программе, показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Разделом V Программы установлено, что средства федерального бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников федеральных государственных учреждений, определённых Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597, предусматриваются путём увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными или автономными учреждениями.
Объём потребности будет ежегодно уточняться с учётом данных о фактической численности и уровне заработной платы определённых Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 категорий работников, прогнозируемой средней заработной плате по субъекту Российской Федерации и планируемых мероприятиях по реорганизации неэффективных учреждений.
Указанные объёмы финансирования подлежат корректировке с учётом реализации «дорожных карт» при формировании соответствующих бюджетов бюджетной системы.
В целях информационного обеспечения реализации положений Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 приказами Федеральной службы государственной статистики от 8 апреля 2013 г. № 136, 12 марта 2014 № 171, 24 января 2018 г. № 129 и от 25 февраля 2019 г. № 193 были утверждены методологические и организационные положения по проведению федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки.
В соответствии с данными методологическими и организационными положениями для определения показателей численности работников и сумм начисленной заработной платы представляются, в частности, данные о средней численности работников списочного состава (среднесписочная численность работников) и средней численности внешних совместителей, о фонде начисленной заработной платы работников списочного состава, в том числе по внутреннему совместительству.
При заполнении данных о численности работников списочного состава (среднесписочной численности работников) работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек (целая единица). При этом работник, состоящий в списочном составе организации и выполняющий работы на условиях внутреннего совместительства, учитывается один раз по месту основной работы. Сумма начисленного фонда заработной платы показывается с учётом оплаты труда по внутреннему совместительству, в том числе отдельно выделяется сумма, начисленная работнику за работу на условиях внутреннего совместительства.
Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Таким образом, вопреки доводам стороны истца, исходя из приведённых норм, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 не регулирует процедуру начисления стимулирующей выплаты «дорожная карта», не предусматривает обязательность её производства и конкретный размер спорной выплаты. Формирование объёма денежных средств на производство стимулирующей выплаты в рамках реализации названного указа осуществляется, исходя из данных о фактической численности работников и уровне заработной платы. При этом работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается как один человек, а сумма начисленного фонда заработной платы включает оплату труда по внутреннему совместительству.
Из показаний свидетелей ФИО2 – <данные изъяты> Учреждения и ФИО3 – <данные изъяты> Учреждения, а также пояснений специалиста ФИО4, занимающей должность <данные изъяты> Управления финансового контроля города Байконур, следует, что объём выплат в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 формируется на основании сведений о списочной численности работников Учреждения и Байрамов, несмотря на то, что, помимо основной работы, осуществляет в Учреждении работу по совместительству, в соответствии с установленной методикой учитывается как один работник.
Из копий карточек лицевого счёта Байрамова и показаний свидетелей ФИО5 и ФИО6 усматривается, что стимулирующая выплата «дорожная карта» в рамках реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 производилась истцу по основной работе в течение всего 2019 года и в 2020 году, а по совместительству – только в январе, феврале и марте 2019 г. за счёт перераспределения денежных средств из фонда экономии. После марта 2019 г. стимулирующая выплата производится ему только по основной должности.
В соответствии со статьёй 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из копий карточек лицевого счёта Байрамова, заключённых им дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ г. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ г. № № и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ г. к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, а также Положения о порядке начисления и выплаты надбавки стимулирующего характера по итогам работы за месяц и премирования по итогам работы за квартал, год работникам Учреждения, являющегося приложением к Коллективному договору, усматривается, что стимулирующая выплата «дорожная карта» в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 трудовым договором и названным Положением не установлена. При этом в спорный период Байрамову произведены все установленные трудовыми договорами по основной работе и работе по совместительству выплаты, включая стимулирующие выплаты.
Таким образом, принимая во внимание, что заработная плата истцу начислялась и выплачивалась в полном размере с учётом условий заключённого трудового договора и системы оплаты труда, а производство Байрамову стимулирующей выплата «дорожная карта» в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 основано на соответствующих методиках расчёта, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений прав истца со стороны Учреждения и отказал в удовлетворении иска.
При таких данных решение гарнизонного военного суда по существу является правильным, а апелляционное представление прокурора по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 16 июня 2020 г. по иску прокурора комплекса «Байконур», поданного в интересах Байрамова ФИО7, к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 1 Федерального медико-биологического агентства» оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
«Подписи»