ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 04АП-720/19 от 28.05.2019 Четвёртого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                        Дело № А58-8414/2018

«4» июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 4 июня 2019 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,

при участии в судебном заседании представителей Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Федоровой К.А. (доверенность от 09.10.2018), Администрации муниципального образования "Алданский район" Турченко П.Г. (доверенность от 10.01.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2018 года по делу № А58-8414/2018 (суд первой инстанции – Андреев В.А.),

установил:

Администрация муниципального образования "Алданский район" (ОГРН 1031400017230, ИНН 1402013393, далее - заявитель, администрация) обратилась в суд с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее - министерство, административный орган) о признании недействительным Приказа от 19.06.2018 №01-04/0904 в части, об обязании произвести возврат неправомерно взысканных сумм бюджета в размере 17 375 128,20 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2018 года по делу № А58-8414/2018 заявленные требования удовлетворены.

Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.

Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Определением суда от 27.02.2019 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 30 минут 2 апреля 2019 года.

Определением суда от 03.04.2019 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 00 минут 23 апреля 2019 года.

Рассмотрение дела начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.

В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Желтоухова Е.В. в очередном отпуске (приказ 47к от 06.03.2019) на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 №7, определением и.о. заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2019 года судья Желтоухов Е.В. заменен на судью Сидоренко В.А.

Рассмотрение жалобы произведено с самого начала.

Определением суда от 23.04.2019 года судебное разбирательство отложено на 12 часов 00 минут 21 мая 2019 года.

В судебном заседании 21.05.2019 объявлен перерыв до 11 час. 50 мин. 28.05.2019, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет».

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 02.02.2019, 28.02.2019, 04.04.2019, 24.04.2019, 22.05.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу,проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в период с 27.03.2018 по 25.04.2018 должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 21.03.2018 проведена проверка Администрации муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия) в рамках проведения выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период с 2016-2017 гг.

По результатам данной проверки был составлен акт от 25.04.2018, из содержания которого следует, что администрацией допущено нецелевое расходование бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму на общую сумму 18 975 536,51 рублей, в том числе:

- 1 116 466,0 рублей - субсидии на реализацию патриотического воспитания молодежи в муниципальных образованиях PC (Я);

- 13 021 915,0 рублей - субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений»;

- 2 045 112,51 рублей - субвенция на реализацию государственного стандарта дошкольного образования;

- 442 767,71 рублей - субвенция на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку производства картофеля;

- 2 349 275,29 рублей субвенция на выполнение отдельных государственных полномочий по направлению «Развитие северного домашнего оленеводства.

Данный акт получен уполномоченным представителем администрации 25.04.2018.

На основании выводов установленных актом проверки, министерством издан Приказ 19.06.2018 №01-04/0904 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету Муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия)», согласно которого Управлением Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) исполнена бюджетная мера принуждения в отношении МО «Нерюнгринский район» PC (Я), применяемая в связи с выявлением фактов нецелевого использования бюджетных средств, нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов путем бесспорного взыскания средств за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет МО «Алданский район» на сумму 18 975 536,51 рублей и зачисления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Заявитель не согласился с данным Приказом в части принудительного взыскания суммы 17 375 128,20 рублей и обратился с заявлением в суд.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Согласно части 1 статьи 306.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Частями 1, 2,, 5 и 6 статьи 306.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

К финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие бюджетные меры принуждения:

бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.

При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 настоящего Кодекса.

Решения о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 настоящего Кодекса, подлежат принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения и исполнению в срок до одного года со дня принятия указанного решения.

Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Статьей 306.8. Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Как следует из материалов дела, Министерством было установлено, что Администрация в 2016 году (стр. Акта 98) и в 2017 году допустила нецелевое использование бюджетных средств субсидии на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), направив указанные средства субсидии 2016 года в размере 584 545,00 руб., а также средства субсидии 2017 года в размере 531 921,00 руб. не на организацию и проведению конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальном образовании, а на финансирование непосредственно самих мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальном образовании.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 - 2020 годы». В разделе II данной Программы отражено, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016 №1675-р утвержден План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017-2019 годы. Данный План содержит конкретный перечень мероприятий, которые надлежит выполнить соответствующим министерствам и ведомствам, перечисленным в Плане.

В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальный образованиях Республики Саха (Якутия) указано, что данный Порядок утверждается в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 2.1 Порядка целью предоставления и расходования Субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка условиями предоставления и расходования субсидии является а) наличие нормативного правового акта муниципального района и городского округа, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия; б) наличие в местном бюджете муниципального района и городского округа бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере не менее 20% от общего объема субсидии или гарантийное письмо муниципального района и городского округа о софинансировании субсидии на очередной год; в) наличие соглашения между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами и городскими округами о предоставлении и расходовании субсидии; г) наличие муниципальной программы (подпрограммы) в области молодежной политики; д) обязательство по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидии, определенных соглашением между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления о предоставлении субсидий.

Согласно пункту 2.3 Порядка критериями для предоставления и расходования субсидии являются: а) наличие заявки на предоставление Субсидии; б) потребность в софинансировании расходных обязательств, возникающих на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); в) наличие информационной карты участника отбора; г) доля молодежи от общей численности молодежи в муниципальных районах (городских округах) в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной мероприятиями по патриотическому воспитанию молодежи.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка расходование средств субсидий осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление субсидии, форма которого утверждается Министерством.

Из материалов дела следует, что план мероприятий на 2016, 2017 годах, утвержденный главой муниципального образования «Алданский район» был принят Министерством по делам молодежи и семейной политике PC (Я) как основание расходов на проведение мероприятий гражданско-патриотического характера. Все запрашиваемые Министерством по делам молодежи и семейной политике PC (Я) документы «на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи» (согласно формулировкам запросов Министерства по делам молодежи и семейной политике PC (Я)) предоставлены в полном объеме, что позволило муниципальному образованию «Алданский район» стать участником конкурса субсидий, соответствующим всем требованиям, и получить в 2016-2017 годах средства на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию.

В 2016, 2017 годах средства, направленные в адрес муниципального образования «Алданский район» бюджетные денежные средства освоены в полном объеме в соответствии с представленной для участия в конкурсе документацией, а именно планом.

Согласно п.2.2.4 Соглашений (№ 5 от 29.04.2016, № 8 от 08.05.2017) Администрацией были предоставлены отчеты по использованию субсидии в 2016 г., 2017г. в Министерство по делам молодежи и семейной политике PC (Я)) о надлежащем расходовании выделенной субсидии, которые приняты без замечаний. Освоение субсидии за 2016, 2017 г. составило 100 %.

По мнению суда первой инстанции, целью предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рассматриваемой ситуации является обеспечение выполнения конкретных мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия), закрепленных в соответствующих муниципальных планах мероприятий. При этом проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, само по себе, является не целью осуществляемого софинансирования, а способом (средством) достижения основной цели. То обстоятельство, что Администрацией не был проведен соответствующий конкурс, о котором указано в Порядке № 55 от 14.03.2015, может свидетельствовать о нарушении данным лицом, являющимся получателем субсидий, условий предоставления таких субсидий, а не нецелевого использования средств. Следовательно, оснований для бесспорного удержания указанных средств за счет муниципального бюджета у Министерства не имелось и в данной части заявление является обоснованным.

Между тем, судом указанные выводы сделаны вопреки содержанию цели предоставления субсидии, установленной пунктом 2.1. Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 14.03.015 № 55.

В данном случае направление субсидии на реализацию мероприятий без организации и проведения конкурса на предоставление субсидии является нецелевым использованием бюджетных средств.

Из материалов дела следует, что между Министерством по делам молодежи и семейной политике PC (Я) и МО «Алданский район» заключены Соглашения от 29.04.2016 № 5 и от 08.05.2017 № 8, субсидия предоставлена местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях.

Администрацией МО «Алданский район» за 2016-2017 годы субсидия направлена на реализацию мероприятий без организации и проведения конкурса на предоставление субсидии.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Таким образом, данное нарушение является нецелевым использованием бюджетных средств.

Факт принятия Министерством по делам молодежи и семейной политике PC (Я) плана мероприятий, отчетов, других документов не может являться доказательством целевого использования средств субсидии.

Следовательно, оспариваемый приказ в части бесспорного взыскания суммы 1 116 466 рублей не противоречит положениям части 3 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Довод Министерства о правомерности оспариваемого приказа в части применения меры бюджетного принуждения, предусмотренной статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, ответчиком установлены нарушения условий расходования межбюджетных трансфертов на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно Постановления Правительства РС(Я) от 15.05.2013 N 148 "Об утверждении Порядков по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Субвенции предоставляются муниципальным образованиям на строительство, участие в долевом строительстве, приобретение жилых помещений у застройщика или на вторичном рынке жилья для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, осуществляется Минстроем РС(Я). Муниципальные образования ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют отчет о расходовании средств субвенций в Минстрой РС(Я).

Как установлено материалами дела в целях использования предоставленной из государственного бюджета субвенции 21 марта 2016 года между Администрацией муниципального образования «Алданский район» и ООО «Азимут-54» был заключен контракт на выполнение работ по завершению строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г. Алдан, ул. Дивизионная, 50а, по условиям которого подрядчик по заданию заказчика обязуется в установленный срок выполнить работы по завершению строительства многоквартирных жилых домов по адресу: г. Алдан, ул. Дивизионная, 50а и передать результат работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.

Цена контракта составила 21 173 290 рублей (пункт 2.1 контракта). Подрядчик частично выполнил работу на сумму 19 059 990,18 рублей, что подтверждается актами КС-2, КС-3 и платежными поручениями об оплате выполненных работ, заказчиком произведена оплата выполненных работ. 23.05.2017 подрядчиком получено уведомление заказчика о принятии решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, в соответствии с которым контракт считается расторгнутым через 10 дней с момента получения ООО «Азимут-54» настоящего уведомления. В силу пункта 5.4.6.2 контракта подрядчик обязан обеспечивать устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, за свой счет. Сторонами при расторжении контракта комиссионно составлен акт выявленных недостатков, перечень которых указан в приложении № 1 к данному акту, с принятием решения об устранении выявленных недостатков в течении 10 рабочих дней, а в случае не устранения в добровольном порядке заказчик вправе привлечь независимую специализированную организацию для детального фиксирования и расчета объемов некачественно выполненных работ и причиненного материального вреда для обращения в арбитражный суд. Поскольку ООО «Азимут-54» не исполнило условия расторжения контракта и не устранило выявленные замечания добровольно в установленный срок Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Саха(Якутия) с исковыми требованиями которые были признаны судом обоснованными и удовлетворены в полном объеме.

В соответствии со статей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или,) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Соглашениями о предоставлении субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2015-2017 годы установлено, что муниципальное образование обязано обеспечить достижение результативности предоставления субвенции - количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в МО «Алданский район».

В нарушение пунктов 3.3.1 Соглашений о предоставлении в 2016 (2017) году субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджета муниципального образования «Алданский район» на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 13.05.2016 №14-ДС/16 (в ред. дополнительного соглашения от 10.08.2016 №14-ДС/16-доп-24) и от 28.03.2017 №7-ДС/17 (в ред. дополнительного соглашения от 30.06.2017 №7-ДС/17-доп-9) МО «Алданский район» не обеспечило достижение результативности предоставления субвенции. Вследствие этого, по состоянию на 01.01.2018 не обеспечены жильем 153 человека из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причиной необеспечения жильем 33 из 153 человек является невыполнение подрядчиком ООО «Азимут-54» обязательств по строительству дома по адресу: г. Алдан, ул. Кузнецова, 3. По условиям муниципального контракта 33 квартиры в доме по адресу: г. Алдан, ул. Кузнецова, 3 ООО «Азимут-54» должно было передать 31.12.2015.

Таким образом, не обеспечив достижение результативности предоставления субвенции (допустив неэффективное использование бюджетных средств), Администрация МО «Алданский район» нарушила условие предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Позиция суда первой инстанции о том, что положения статьи 306.8. Бюджетного кодекса Российской Федерации не предполагают возможность применения такой меры бюджетного принуждения как бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) субвенции, что имеет место в настоящем деле, основана на неверном толковании указанной нормы права, поскольку по смыслу взаимосвязанных положений статьи 6, пункта 5 части 6 статьи 21, статьи 306.8 Кодекса в отношении предоставленных субвенций не применимо лишь приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов.

Следовательно, вывод о том, что из буквального толкования данной нормы права следует, что взыскивать неэффективно использованные средства субвенции у контрольного органа нет оснований, постановлен судом первой инстанции при неверном толковании взаимосвязанных положений статьи 6, пункта 5 части 6 статьи 21, статьи 306.8 Кодекса.

Между тем суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый приказ в части суммы 12 328 965,40 рублей не соответствует требованиям закона, поскольку выводы проверки, положенной в основу приказа о бесспорном взыскании спорной суммы сделаны за пределами предоставленных контрольному органу полномочий по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, вменяемое нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов имело место в 2015 году, что лицами, участвующими в деле и не оспаривается.

При этом в Приказе №01-04/0360 от 21.03.2018 «О назначении выездной проверки» в муниципальном образовании» установлен период проверки предоставляемых средств 2016-2017 годы.

Доказательств того, что в указанный приказ были внесены изменения в материалы дела не представлено.

При этом ссылка проверяющего органа на то обстоятельство, что по состоянию на 01.01.2018 не обеспечены жильем 153 человека из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является неотносимой применительно к спорному эпизоду.

Следовательно, ответчик вышел за пределы проверки, определенные в Приказе №01-04/0360 от 21.03.2018, выводы проверки в рассматриваемой части являются незаконными.

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый приказ в части бесспорного взыскания суммы 12 328965,40 рублей не соответствует закону, как принятый в отсутствие на то законных оснований.

Как следует из материалов дела, в целях реализации Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Правительством Республики Саха (Якутия) приняты Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.06.2014 №179 «Об утверждении нормативов финансирования на обеспечение государственных гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, от 29.04.2014 N 117 и «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях» (далее - Порядок).

Согласно п. 2.1. Порядка субвенции предоставляются в соответствии с Соглашениями, заключенными между Министерством образования PC (Я) и органами местного самоуправления муниципальных образований.

На основании пункта 2.4. Порядка субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия), используемые не по целевому назначению, взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.5. Порядка в случае изменения количества обучающихся, наличия остатков средств на начало календарного года, образования экономии, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, поправочные коэффициенты корректируются, объем субвенции перераспределяется между муниципальными районами и городскими округами Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия).

Согласно пункту 3.2 Порядка, субвенции направляются на финансирование следующих расходов муниципальных общеобразовательных организаций в пределах объема нормативов:

а) расходы на оплату труда работников согласно Перечню должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях:

б) расходы на приобретение учебников, учебных пособий;

в) игры, игрушки;

г) расходы на средства обучения - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты (мел, аттестаты, золотые медали, расходные, комплектующие материалы, учебные кабинеты, ученическая мебель, расходные материалы для уроков технологий), необходимые для организации образовательной деятельности;

д) на оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

е) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка муниципальные районы, городские округа при распределении, а также перераспределении объема средств между муниципальными общеобразовательными организациями учитывают остатки средств на начало календарного года, образовавшуюся экономию, в том числе по начислениям на выплаты по оплате труда, согласно муниципальному нормативному правовому акту. При этом средства могут быть направлены по следующей приоритетности:

а) на достижение целевых показателей средней заработной платы педагогических работников;

б) на приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, оплату услуг, связанных с подключением к информационно-коммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью;

в) на дополнительное профессиональное образование педагогических работников по профилю их деятельности.

Согласно пункту 4.2. Порядка возврат и использование остатков субвенций после завершения финансового года осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Соглашением от 11.01.2016 № 2 и Соглашением от 09.01.2017 на обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующие года, заключенным между Администрацией и Министерством образования PC (Я), бюджету МО «Алданский район» PC (Я) предоставлена субвенция.

Согласно п. 2.2.2. Соглашения получатель доводит в рамках предусмотренных соглашением средств субвенции до муниципальных дошкольных образовательных организаций муниципальные задания, заключает с организациями соглашения о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания, утверждает планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных организаций.

Согласно пункту 2.2.3 Соглашения определяет, что администрация обеспечивает контроль целевого и эффективного использования средств субвенции, недопущением кредиторской задолженности по заработной плате работников общеобразовательных учреждений, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

Согласно п. 2.2.6. Соглашения получатель направляет средства субвенции на реализацию государственного стандарта дошкольного образования, предусмотренные материальные затраты по обеспечению учебного процесса, в первоочередном порядке на приобретение учебников в соответствии с потребностями общеобразовательной организации.

В соответствии с пункт 2.2.8 Соглашения осуществляет возврат в государственный бюджет РС (Я) не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субвенции в доход государственного бюджета.

При проведении контрольных мероприятий Министерство признало нецелевым расходованием субвенции денежные средства в размере 35 325 рублей за 2016 год и 55 818,50 рублей за 2017 год.

Административным органом, было установлено, что расходы, на оплату курсов повышения квалификации специалистов таких должностей, как «младший воспитатель», - помощник воспитателя», «заведующий образовательного учреждения» неправомерно оплачены из средств субвенции, т.к. Постановление Правительства РС(Я) от 12.05.2016 N152 "Об утверждении Порядка расходования субвенций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" не содержит данного вида расходов.

По тем же основаниям, было признано нецелевым расходование средств субвенции в размере 52 233,75 рублей 2016 года и 41 880 рублей 2017 года на оплату курсов повышения квалификации специалистов таких должностей, как «руководители образовательных организаций» и «заместители руководителей образовательных организаций».

Согласно п. 3.1, п. 3.2 подпункт а) утвержденного Порядка от 12.05.2016 № 152, субвенции используются органами местного самоуправления на реализацию образовательной программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях направленные на финансирование расходов на оплату труда работников согласно Перечня должностей работников, осуществляющих реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в Перечень которых входит административно-хозяйственный персонал, в том числе руководители и заместители руководителей.

Согласно пункту 3.6.3. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией:

- расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности;

- иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

Пунктом 3.4. данного Приказа установлены Требования к кадровым условиям реализации Программы. Так, реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации (иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы).

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 года, регистрационный N 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 года, регистрационный N 21240).

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в Организации или в Группе.

На основании п.п. 13 п.2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях реализуется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из возможных расходов, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ, Законом прямо исключены только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, осуществляемые из местных бюджетов.

Федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов РФ возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления - только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Таким образом, по мнению суда первой инстанции, произведенные Администрацией расходы были осуществлены правомерно, поскольку являются необходимыми для качественной реализации государственного образовательного стандарта.

Между тем судом не принято во внимание, что в силу статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании» установлено такое полномочие органов местного самоуправления как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, судом не учтено, что на органы местного самоуправления закон возлагает финансирование не только расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Правовым основанием предоставления субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях является постановление Правительства PC (Я) от 29.04.2014 №117, субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях - постановление Правительства PC (Я) от 12.05.2016 № 152.

С учетом положений части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и установленных обстоятельств, следует признать, что направление средств субвенций на повышение квалификации работников, которые не являются педагогическими работниками, и оплату специальной оценки условий труда не соответствует целям, определенным постановлениями Правительства PC (Я) от 29.04.2014 №117 и от 12.05.2016 № 152, являющимся правовым основанием предоставления субвенций, то есть является нецелевым использованием бюджетных средств.

Также Министерством признаны нецелевыми расходование средств в размере 584 468,98 рублей, направленных на выплату компенсации части расходов руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций (школ и детских садов) на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Административный орган пришел к выводу о том, что глава администрации МО «Алданский район» постановлением №518п от 27.05.2016 года «О внесении изменений и дополнений в постановление МО «Алданский район» от 22.12.2015 №708п «О мерах социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций МО «Алданский район» незаконно предоставил право на компенсации данного вида расходов не только педагогическим работникам, но и руководителям образовательных учреждений их заместителям.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008, №216н, а также согласно Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 №678 руководители и заместители руководителей не относятся к группе должностей педагогических работников, они относятся к группе должностей руководителей.

Однако, по мнению суда первой инстанции, данное обстоятельство не лишает их права на компенсацию по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Согласно пункту 7 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Федерального закона заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантий и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.

Согласно части 8 статьи 47 вышеназванного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действующее федеральное законодательство предоставляет субъекту право издания нормативного акта, определяющего именно - размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки. Право субъекта на утверждение категории получателей указанных мер поддержки действующее законодательство РФ не предусматривает.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.11.2015 №459 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных учреждений РС(Я), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), который не содержит положений, распространяющихся в отношении руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций.

Однако, по мнению суда первой инстанции, нормативно-правовые акты субъекта РФ не должны противоречить федеральному законодательству и ущемлять права работников, предоставленные федеральным законом.

В соответствии с пунктами "с" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения, в том числе сокращения категорий работников, попадающих под действие данных государством социальных гарантий. (Вывод Верховного суда РФ определение от 14 мая 2014 года №18-АПГ14-1, Определение Конституционного суда РФ от 4 декабря 2007 года N958-0-0).

Из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании» не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что педагогические работники как федеральных государственных образовательных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), так и государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных организаций, несут в равной степени дополнительные материальные и финансовые затраты в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, в том числе расходы на оплату коммунальных услуг.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплаты произведенные руководителям и заместителям руководителей образовательных учреждений нельзя признать незаконными и оснований для бесспорного взыскания данных средств из бюджета муниципального образования у Министерства не имелось.

Между тем судом первой инстанции не учтено, что в силу части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В данном случае рассматриваемые меры социальной поддержки носят дополнительный характер и, следовательно, оснований для признания пункта 1 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций PC (Я), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденного Постановлением Правительства PC (Я) от 23.11.2015 № 459, противоречащим Федеральному закону от 29 декабря 2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» судебная коллегия применительно к положениям статьи 13 Арбитражного кодекса Российской Федерации не усматривает.

Согласно п. 1 Порядка предоставления компенсации предоставление мер социальной поддержки распространяется на педагогических работников, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях (далее - образовательная организация), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с перечнем профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, утвержденных РФ от 05.05.2008 №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2008 № 216н утверждены Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, согласно которым заведующий, директор, заместитель директора не относятся к категории педагогических работников.

Таким образом, следует признать со стороны заявителя по делу нарушение п. 1 Порядка предоставления компенсации отдельными муниципальными образовательными учреждениями компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, поскольку спорные средства предоставлены лицам, не имеющим правовых оснований для их получения - руководителям учреждений.

Вследствие этого в нарушение пунктов 2.2.4 и 2.2.5 Соглашений о предоставлении субсидии местному бюджету из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на обеспечение мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) от 25.12.2015 №2 и от 23.05.2016 № 2, заключенных между Министерством образования и науки PC (Я) и Администрацией МО «Алданский район», МО «Алданский район» допустило нецелевое использование средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на сумму 584 468,98 руб., в том числе по подразделу 0701 «Дошкольное образование» - 222 568,98 руб. (2015 год - 74 352,85 руб., 2016 год - 83 316,13 руб., 2017 год – 64 900,00 руб.) и по подразделу 0702 «Образовательные учреждения» - 361 900,00 руб. (2015 год - 111 100,00 руб., 2016 год - 119 900,00 руб., 2017 год - 130 900,00 руб.).

Суд первой инстанции также в отсутствие на то достаточных оснований признал неправомерными доводы Министерства о нецелевом расходовании средств в размере 656 957,25 рублей за 2016 год, и 618 429,03 рублей за 2017 год.

Суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 25 декабря 2013 года N 477 «Об организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления» утвержден перечень расходов (всего 6 видов расходов), определены виды организаций, которым можно направить средства субсидии. При этом п.1 устанавливает, что компенсация стоимости путевок осуществляется в размере 100% средней стоимости путевки из расчета 619 рублей на ребенка в сутки. Конкретного перечня расходов, которые включены в размер 619 рублей, Постановлением не установлено. При этом в соответствии с Постановлениями главы администрации МО «Алданский район» ежегодно утверждается стоимость путевок. Согласно Постановлений администрации МО «Алданский район» №394п от 18.04.2016, а также 392п от 21.04.2017 «Об утверждении стоимости путевки» в стоимость путевки в лагерь МОУ ДОД «Берег дружбы» включены все расходы, необходимые для организации отдыха детей в лагере, в том числе материальные средства, а также оплата труда работников (всех работников, в том числе и технического персонала). Соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету 2016 и 2017 года также не содержат конкретного перечня расходов, на которые могут быть направлены денежные средства субсидии, которые по своей сути выступают компенсацией расходов местного бюджета, если следовать позиции сформированной в п.п.1 п.2.1. Постановления №477.

Указанные денежные средства, по мнению суда первой инстанции, были направлены Администрацией в адрес МБОУ ДОД ДООЛ «Берег дружбы», следовательно, доказательств использования бюджетных денежных средств судом не установлено.

Между тем судом не учтено, что пунктом 2.1. Порядка расходования средств из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию мероприятий по организации и обеспечению отдыха детей и их оздоровления в детских санаториях, санаторно-оздоровительных лагерях, проезд детей и их сопровождающих (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 25.11.2013 №477, установлены направления расходов, а не виды организаций, которым можно направить средства субсидии.

Пунктом 2.3. порядка установлено, что использование субсидий на организацию отдыха детей обучающихся осуществляется:

1.по казенным учреждениям через увеличение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;

2.по бюджетным и автономным учреждениям в виде субсидии на иные цели в соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;

3.в виде компенсации фактических расходов родителям (законным представителям), работодателю за приобретенные путевки (курсовки) в стационарных оздоровительных учреждениях.

Судом не принято во внимание, что направление расходов «Компенсация стоимости путевок» не может быть направлено муниципальному учреждению в виде субсидии на иные цели, так как компенсация - это возмещение уже понесенных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетным и автономным учреждениям в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются два вида субсидий: субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и субсидии на иные цели.

Таким образом, по смыслу статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ оба вида субсидий бюджетные и автономные учреждения получают до осуществления расходов.

Из материалов дела следует, что МБОУ ДОД «ДООЛ «Берег Дружбы» также получило субсидию на иные цели (на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время), затем осуществило расходы.

Таким образом, конечными получателями субсидии по направлению «Компенсация стоимости путевок» являются родители (законные представители) и работодатели, а направление средств субсидии МБОУ ДОД «ДООЛ «Берег Дружбы», который относится к видам организаций «Загородные стационарные оздоровительные лагеря», следует признать нецелевым использованием бюджетных средств.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о признании неправомерным оспариваемого приказа в части бесспорного взыскания средств нецелевого использования субвенции на реализацию государственного стандарта образования в размере 1 863 690,87 являются необоснованными. В указанной части оспариваемый приказ соответствует положениям бюджетного законодательства.

Доводы Министерства о неправомерном расходовании субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на поддержку производства картофеля, выраженных в отсутствии статистического отчета конкретного получателей средств суд первой инстанции признал необоснованными, поскольку целевым показателем использования субвенции является посевная площадь картофеля.

Из материалов дела следует, что данный показатель получателем средств фактически исполнен и согласно статистическим данным за 2016-17 годы урожай картофеля был собран и, следовательно, оснований полагать, что он не был посеян у Администрации не было, а незначительные нарушения по порядку отчетности не могут служить основанием полагать о неэффективности использования бюджетных средств.

Суд апелляционной инстанции полагает, что у Министерства финансов PC (Я) не имелось достаточных оснований для признания нарушения условий предоставления (расходования) субвенций на осуществление органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на сумму 27 090,0 рублей в 2016 году и 25 900,0 рублей в 2017 году.

Как следует из материалов дела, в нарушение п. 4.1 Правил, утвержденных постановлением МО «Алданский район» от 15.03.2016 № 262П, решением комиссии (протокол №7 от 06.04.2016) КФХ Иванову В.И. предоставлена субсидия в отсутствие документов, подтверждающих наличие у него в собственности или в аренде земельного участка под посев картофеля.

В нарушение п.2.2.2 соглашения №1 от 07.04.2016 КФХ Ивановым В.И. не исполнены принятые обязательства по предоставлению в МКУ «Управление сельского хозяйства Алданского района» соответствующих отчетов о выполненных работах по выращиванию картофеля. Так, в связи с непредоставлением отчета ф. 3-сх «О проведении сева картофеля» по решению комиссии (протокол от 22.12.2016 №22) приостановлено предоставление оставшейся части субсидии.

На момент проведения проверки КФХ Иванов В.И. в МКУ «Управление сельского хозяйства Алданского района» не был представлен отчет ф. 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур».

В статистическом сборнике за 2016 год по Алданскому району не приводятся показатели по посеву сельскохозяйственных культур, объем производства картофеля - в разрезе сельхозтоваропроизводителей по организационно-правовой форме хозяйствования.

Таким образом, в МКУ «Управление сельского хозяйства Алданского района» отсутствует информация, подтверждающая посев и уборку картофеля КФХ Иванов В.И. с посевной площади 2 га, соответственно, нарушены условия предоставления (расходования) субвенций на осуществление органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на сумму 27 090,0 рублей в 2016 году и 25 900,0 рублей в 2017 году.

Между тем из акта проверки следует, что Министерство признало данные расходы как безрезультатные, нецелевые, не выполнены условия расходования субвенции (стр. 136 Акта, т.4 л.д.69 на обороте).

Как следует из материалов дела, целевым показателем использования субвенции является посевная площадь картофеля 2 га.

Действительно, получатель средств КФХ Иванов В.И. на основании Соглашений заключенных в 2016, 2017 годах должен был предоставлять статистический отчет по форме 3 сх «Сведения о севе яровых культур» после посадки картофеля.

Из материалов дела следует, что данный отчет Ивановым В.И. вовремя не был предоставлен в Управление сельского хозяйства Алданского района и в Органы статистики.

Однако заявителем жалобы не принято во внимание, что по итогам 2016 и 2017 годов Иванов В.И. отчитывался в Управление сельского хозяйства МО «Алданский район», а также в органы статистики о результатах сбора урожая, предоставляя отчет 2-фермер «Сведения о сборе урожая с/х культур» по посевным площадям».

Таким образом, судебная коллегия соглашается с заявителем по делу, что при наличии формальных нарушений, тем не менее факт посева картофеля на 2 га был подтвержден Ивановым В.И. и в 2016 к в 2017 году, поскольку факт подтверждения сбора картофеля подразумевает и его посадку.

Доказательств обратного апеллянтом в материалы дела не представлено.

Соответственно, нецелевого расходования выделенной субвенции заявителем по делу допущено не было.

Как следует из материалов дела, в 2016 году Министерством сельского хозяйства РС(Я) была предоставлена бюджету МО «Алданский район» субвенция на выполнение отдельных государственных полномочий по направлению «Развитие северного домашнего оленеводства».

Администрация МО «Алданский район» предоставила субсидию ОАО КМНС «Хатыстыр». Получатель субсидии ОАО КМНС «Хатыстыр» произвел расходы по оплате труда своим работникам АУП, охотникам и коневодам из средств субсидии, что послужило основанием для вывода Министерства о нецелевом расходовании.

Пунктом 2.7.3.7. Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха Якутия местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) № 678 от 30.12.2011 года, установлено, что субвенция предоставляется на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по созданию условий труда работникам оленеводческих бригад в экстремальных условиях, включая расходы на оплату труда оленеводов.

Постановлением администрации МО «Алданский район» №244п от 09.03.2016 утверждены «Правила и порядок предоставления в 2016 году субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства в МО «Алданский район», согласно которым по направлению «развитие северного домашнего оленеводства» установлено, что субсидии предоставляются оленеводческим хозяйствам (юридическим лицам), обслуживающим стандартное и нестандартное стадо по природно - климатическим зонам, для поддержки и сохранения традиционной отрасли сельского хозяйства - северного домашнего оленеводства - на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по созданию условий труда работникам оленеводческих бригад в экстремальных условиях, включая расходы на оплату труда оленеводов, исходя из фактического поголовья оленей по данным государственной статистики на 01.01.2016 по форме № 25-СХ «Сведения о состоянии оленеводства».

На основании вышеизложенного выплата заработной платы работникам АУП, охотникам и коневодам, по мнению суда первой инстанции, не может быть расценена нецелевым расходованием средств, так как данные работники способствуют созданию условий труда работникам оленеводческих бригад в экстремальных условиях, а также в должностные обязанности коневодов входит выполнение обязанностей оленеводов, т.к. особенности данной работы и дефицит кадров сопряжены с необходимостью, осуществлять совмещение должностей.

Между тем указанные выводы суда первой инстанции нельзя признать обоснованными и  правомерными по следующим мотивам.

Судом не принято во внимание, что в действовавшей на 2016 год редакции Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы», утвержденной Указом Президента PC (Я) от 07.10.2011 №934, приводится полный перечень расходов, на которые должны быть направлены средства программы по мероприятию «Создание условий труда для оленеводческих бригад», в частности: заработная плата оленеводов и чумработников, премии школьникам за работу в хозяйствах в летнее время, подъемные лицам, впервые выезжающим на работу в оленеводство (подпрограмма «Развитие традиционных отраслей Севера», раздел 2 «Цель, задачи и мероприятия подпрограммы», п.1.1.).

В соответствии с п. 1.5. Порядка расходования и учета субвенций, предоставляемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства PC (Я) от 30.12.2011 №678, субвенции предоставляются из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при осуществлении муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие-сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы».

Поскольку государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012 - 2020 годы» служит правовым основанием предоставления средств субвенций, направление средств программы на цели, не соответствующие целям, установленным программой, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, за счет средств субвенции, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по развитию северного домашнего оленеводства в 2016 году не могли осуществляться расходы на оплату труда работников, не относящихся к категории работников оленеводческих бригад.

Следовательно, оспариваемый приказ в части бесспорного взыскания суммы средств нецелевого использования субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по направлению «Развитие северного домашнего оленеводства» в размере 2 013 015,94 рублей соответствует положениям части 3 статьи 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Выводы суда первой инстанции об отсутствии полномочий у Министерства по проведению проверки получателей бюджетных средств не основаны на нормах права.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации Администрация признается получателем бюджетных средств из бюджета Республики Саха (Якутия).

В то же время, Администрация признается главным распорядителем (распорядителем, получателем) бюджетных средств.

В соответствии со ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе:

главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами;

государственные (муниципальные) учреждения;

государственные (муниципальные) унитарные предприятия (ч.1).

Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты (ч.2).

Из указанного следует, что Министерство, как орган финансового контроля за использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), вправе осуществлять контроль как за непосредственными получателями средств бюджета Республики Саха (Якутия), так и иных получателей средств бюджета кому были предоставлены межбюджетные трансферты.

При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене на основании пунктов 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований с признанием недействительным, как несоответствующего Бюджетному кодексу Российской Федерации, приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 19.06.2018 №01-04/0904 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия)» в части бесспорного взыскания средств в сумме 12 381 955,40 рублей, в том числе по следующим КБК: 13321860010020000151 - в размере 12 328 965,40 рублей; 082 21860010020000151 - в размере 52 990 рублей, и обязанием Министерства финансов Республики Саха (Якутия) произвести возврат в бюджет муниципального образования «Алданский район» денежных средств в сумме 12 381 955,40 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.

В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2018 года по делу № А58-8414/2018 отменить.

Принять по делу новый судебный акт.

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным, как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации, приказ Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 19.06.2018 №01-04/0904 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования «Алданский район» Республики Саха (Якутия)» в части бесспорного взыскания средств в сумме 12 381 955,40 рублей, в том числе по следующим КБК: 13321860010020000151 - в размере 12 328 965,40 рублей; 082 21860010020000151 - в размере 52 990 рублей.

Обязать Министерство финансов Республики Саха (Якутия) произвести возврат в бюджет муниципального образования «Алданский район» денежных средств в сумме 12 381 955,40 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий                                                                            Д.В. Басаев

Судьи                                                                                                           Е.О. Никифорюк

В.А. Сидоренко