ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12-09/033 от 01.06.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-16722/2022

г. Казань                                                 Дело № А55-4889/2021

18 мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2022 года.

председательствующего судьи Хакимова И.А.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей:

общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «Лада» – Вагапова Р.Ф. по доверенности от 18.04.2022 б/н,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области – Исаева И.М. по доверенности от 01.06.2021 №12-15/012870,

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области – Исаева И.М. по доверенности от 18.08.2021 №12-09/033@,

в отсутствие: 

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «Лада»

на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022

по делу № А55-4889/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «Лада» (ОГРН 1166313059967) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области о признании недействительным решения, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, Администрация городского округа Тольятти,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «Лада» (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 25.11.2020 № 04-13/4813.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – Управление), Администрация городского округа Тольятти (далее – Администрация).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2021, оставленным без изменения  постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество в кассационной жалобе принятые по делу судебные акты просит отменить, ссылается на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.

Управление в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.

Администрация заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия ее представителя.

Кассационная жалоба по делу рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из обжалуемых судебных актов, по результатам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 2019 год инспекция приняла решение от 25.11.2020 № 04-13/4813 (далее – решение), которым общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату страховых взносов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 345 270 руб. Данным решением обществу доначислены к уплате в бюджет страховые взносы в размере 6 905 406 руб., начислены соответствующие суммы пеней за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 531 476,93 руб.

Общая сумму доначислений составила 7 782 153 руб.

Основанием для вынесения оспариваемого решения явились выводы налогового органа о том, что общество в нарушение статьи 427 НК РФ исчислены страховые взносы по пониженным тарифам за 2019 год в отношении физических лиц (сотрудников), с которыми заявителем заключены трудовые договоры до внесения сведений об обществе в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

Решением Управления от 25.01.2021 № 03-15/02112@ решение инспекции по апелляционной жалобе общества оставлено без изменения.

Не согласившись с решением налогового органа, общество оспорило его в арбитражном суде.

Разрешая спор, суды исходили из произведенной в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценки представленных в материалы дела доказательств и руководствовались подлежащими применению нормами материального права.

Из анализа положений пункта 2 статьи 5, пункта 4 статьи 5, пункта 10.1 статьи 427 НК РФ, Федерального закона от 03.08.2018 №300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 300-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 473-ФЗ) следует, что резидент территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР), в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанной в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

Правовой режим ТОСЭР в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях определены Законом № 473-ФЗ, согласно пункту 3 статьи 2 которого ТОСЭР является часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Резидент ТОСЭР - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на ТОСЭР согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с данным Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на ТОСЭР (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов ТОСЭР (далее по тексту - реестр резидентов) (пункт  2 статьи 2 Закона № 473-ФЗ). Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента ТОСЭР закреплены в статье 13 Закона № 473-ФЗ.

Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо признаются резидентами ТОСЭР с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов (часть 12 статьи 13 Закона № 473-ФЗ).

Из положений статьи 3 Закона № 473-ФЗ следует, что ТОСЭР создается по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОСЭР принимается в форме постановления, которое предусматривает в том числе описание местоположения границ ТОСЭР.

На ТОСЭР предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, который включает в себя особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОСЭР; особенности налогообложения резидентов ТОСЭР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; освобождение в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований резидентов территории опережающего социально-экономического развития от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; иные предусмотренные данным Федеральным законом и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Федеральным законом от 31.12.2014 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее - Закон № 519-ФЗ) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) был дополнен статьей 58.5, установившей для плательщиков страховых взносов, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом № 473-ФЗ не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР, применение пониженных тарифов в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он был получен (статья 17).

Этой же нормой было предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - резидентов ТОСЭР компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) Закон № 212-ФЗ с 01 января 2017 года  признан утратившим силу (пункт 5 статьи 18), а Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" НК РФ дополнен разделом XI, в котором статьей 427 для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Законом № 473-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (пункт 8 статьи 2). Согласно пункту 10 указанной статьи (в редакции, действовавшей до принятия Закона № 300-ФЗ) пониженные тарифы страховых взносов применялись в отношении резидентов ТОСЭР, получивших такой статус, не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР.

В соответствии с Законом № 300-ФЗ пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОСЭР. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности. Суд установил, что указанные положения применяются с 03.08.2018.

Законом № 300-ФЗ уточнены условия для применения резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов, а именно применение резидентами ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Из положений статьи 13 Закона № 473-ФЗ следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, как до, так и после вступления в силу Закона № 300-ФЗ, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, и в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

Закон № 300-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 03.08.2018 (пункт 1 статьи 3 Закона № 300-ФЗ).

Таким образом, все резиденты ТОСЭР обязаны применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на новых рабочих местах, созданных резидентом ТОСЭР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, со дня вступления в силу Закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018.

Применение с 03.08.2018 новых положений к лицам, получившим статус резидента ТОСЭР как до, так и после 03.08.2018, не противоречит положениям пункта 10.1 статьи 427 НК РФ и Закону № 300-ФЗ, не влечет изменение правового регулирования соответствующих правоотношений, не устанавливает самостоятельных норм, обязательных к применению, и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика и неопределенного круга лиц.

Резиденты ТОСЭР кроме пониженных тарифов имеют ряд иных льгот, связанных с ведением деятельности при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР.

Помимо их права на применение льготного налогообложения по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу, права пользоваться пониженными тарифами при уплате страховых взносов и ускоренным порядком возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) по отношению к данным субъектам правоотношений действует режим свободной таможенной зоны, применяется упрощенный порядок осуществления государственного и муниципального контроля и другие преференции.

Для резидентов ТОСЭР оказывается поддержка со стороны государства, требующая значительных вложений бюджетных средств в строительство инфраструктуры, компенсации коммунальных тарифов, приоритетного подключения к объектам действующей и вновь созданной инфраструктуры, сокращения сроков получения разрешительной документации. Частью 1 статьи 4 Закона № 473-ФЗ закреплено, что финансовое обеспечение на размещение объектов инфраструктуры ТОСЭР осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования.

Применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией вышеупомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.

Предоставление рассматриваемой льготы не исключается фактом ведения деятельности резидентом ТОСЭР (либо отсутствие таковой) до заключения соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, что соответствует выводам Верховного суда Российской Федерации, изложенным в решении от 19.02.2020 № АКПИ19-935.

Заявитель указывает на тот факт, что при подаче документации в Администрацию для включения в реестр ТОСЭР обществом уже было заявлено о создании 200 рабочих мест в рамках реализации проекта, в которых задействованы спорные сотрудники.

Однако, налоговым органом установлено, что дата включения общества в реестр резидентов ТОСЭР 18.01.2018, регистрационный номер 652018009839.

Из решения налогового органа следует, что согласно подпункту 3.5.4 пункта 3.5 Соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти» от 26.12.2017 № 111 резидент обязуется обеспечить создание в ходе реализации проекта не менее 115 (ста пятнадцати) новых рабочих мест, в том числе не менее 115 (ста пятнадцати) новых рабочих мест в течение первого года с даты включения резидента в реестр.

Сведения о созданных рабочих местах в количестве 200 единиц содержатся в пункте 4.6 Бизнес-плана, в котором указанные рабочие места не определены как новые. При этом, обществом указано, что организация является действующей с 2016 года при непрекращающемся технологическом процессе, организованном до начала реализации Бизнес-плана (пункт 3.3. Бизнес-плана).

Согласно письму Федеральной налоговой службы от 28.05.2019 № БС-4-11/10247@ резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018 применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР.

В части довода общества о самостоятельном принятии решения об отнесении рабочих мест к новым обращено внимание, что положение о самостоятельном определении налогоплательщиком нового рабочего места (пункт 10.1 статьи 427 НК РФ) является не эфемерным правом налогоплательщика, а его обязанностью, предусматривающей оформление соответствующего волеизъявления на этапе согласования Бизнес-плана, оформления соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР и последующем отражении сведений о созданных новых рабочих местах в отчетности, представляемой резидентом ТОСЭР в контролирующий орган.

Из штатного расписания  общества, утвержденного приказом от 28.12.2017 № 04/17-шр, на период с 01.01.2018 численность общества составляет 159,5 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 28.11.2017 № 04/17-шр, на период с 01.02.2018 численность общества составляет 179,5 ед. Приказ от 01.03.2018 вводит в штатное расписание 47 ед., исключает 0,5 ед. Приказ от 26.03.2018 вводит в штатное расписание 2 ед., исключает 1 ед. Приказ от 31.03.2018 №  8ШР вводит в штатное расписание 38 ед., исключает из штатного расписания 1,25 ед. Из штатного расписания,  утвержденного приказом от 31.03.2018, на период с 01.04.2018 численность общества составляет 264 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 25.04.2018 № 9ШР, на период с 01.05.2018 численность общества составляет 362 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 01.06.2018 № ОД0106-1/18, на период с 01.06.2018 численность общества составляет 448 ед. Приказ от 01.06.2018 № ОД0106-1/18 вводит в штатное расписание 90 ед., исключает из штатного расписания 2 ед. Из штатного расписания,  утвержденного приказом от 01.06.2018 № ОД0106-1/18, на период с 01.06.2018 численность общества составляет 448 ед. Приказ от 01.07.2018 №  ОД0107-1/18 вводит в штатное расписание 23 ед., исключает из штатного расписания 2 ед. Из штатного расписания, утвержденного, на период с 01.07.2018 численность общества составляет 469 ед. Приказ от 23.07.2018 №  911 вводит в штатное расписание 4 ед., исключает из штатного расписания 4 ед. Приказ от 24.08.2018 № 10/1 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 31.08.2018 № 12 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 01.09.2018 № 12/4 вводит в штатное расписание 2 ед. Приказ от 21.09.2018 № 19 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 28.09.2018 № 91/1 вводит в штатное расписание 3 ед., исключает из штатного расписания 1 ед. Приказ от 01.10.2018 № 91/3 вводит в штатное расписание 30 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 01.10.2018 № 19/3, на период с 01.10.2018 численность общества составляет 506 ед. Приказ от 01.12.2018 № 35 вводит в штатное расписание 1 ед., исключает из штатного расписания 12 ед. Приказ от 28.11.2018 № 33 вводит в штатное расписание 5 ед., исключает из штатного расписания 1 ед. Приказ от 22.11.2018 № 32 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 01.11.2018 № 28 вводит в штатное расписание 9 ед. Приказ от 22.10.2018 № 25 вводит в штатное расписание 4 ед., исключает из штатного расписания 3 ед. Приказ от 22.10.2018 № 24 вводит в штатное расписание 1 ед., исключает из штатного расписания 4 ед. Приказ от 01.10.2018 № 19/3 вводит в штатное расписание 30 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 29.12.2018 № 40, на период с 01.01.2019 численность общества составляет 506 ед. Приказ от 29.12.2018 № 39 вводит в штатное расписание 6 ед., исключает из штатного расписания 8 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 01.02.2019 № 14/1, на период с 01.02.2019 численность общества составляет 495 ед. Приказ от 06.02.2019 № 17 вводит в штатное расписание 2 ед. Из штатного расписания,  утвержденного приказом от 06.02.2019 № 17,  на период с 18.02.2019 численность общества составляет 494 ед. Приказ от 01.02.2019 № 14/1 вводит в штатное расписание 9 ед., исключает из штатного расписания 23 ед. Приказ от 09.01.2019 № 12 вводит в штатное расписание 1 ед., исключает из штатного расписания 1 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 01.04.2019 № 30, на период с 01.04.2019 численность общества составляет 414 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 30.05.2019 № 40, на период с 01.06.2019 численность общества составляет 421 ед. Приказ от 30.05.2018 № 40 вводит в штатное расписание 55 ед. Приказ от 01.04.2019 № 30 вводит в штатное расписание 5 ед., исключает из штатного расписания 85 ед. Из штатного расписания, утвержденного приказом от 27.06.2019 № 46, на период с 01.07.2019 численность общества составляет 418 ед. Из штатного расписания,  утвержденного приказом от 12.08.2019 № 53, на период с 12.08.2019 численность общества составляет 424 ед. Приказ от 27.06.2019 № 46 вводит в штатное расписание 5 ед., исключает из штатного расписания 16 ед. Приказ от 09.07.2019 № 49/1 вводит в штатное расписание 8 ед., исключает из штатного расписания 4 ед. Приказ от 12.08.2019 № 53 вводит в штатное расписание 5 ед. Приказ от 19.08.2019 № 56 вводит в штатное расписание 2 ед. Приказ от 13.09.2019 № 62 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 17.09.2019 № 63/1 вводит в штатное расписание 3 ед. Приказ от 30.09.2019 № 66 вводит в штатное расписание 9 ед., исключает из штатного расписания 9 ед. Приказ от 02.10.2019 № 69 вводит в штатное расписание 7 ед. Приказ от 05.11.2019 № 84/1 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 20.11.2019 № 87 вводит в штатное расписание 2 ед. Приказ от 04.12.2019 № 91/1 вводит в штатное расписание 1 ед. Приказ от 18.12.2019 № 95 вводит в штатное расписание 3 ед. Приказ от 18.12.2019 № 95 вводит в штатное расписание на период действия с 18.12.2019 с количеством штатных единиц - 455. Приказ от 30.12.2019 № 99 вводит в штатное расписание на период действия с 01.01.2020 с количеством штатных единиц - 455. Таким образом, по состоянию на 31.12.2019 штатное расписание общества состоит из 455 единиц.

В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности об осуществлении деятельности резидент обязуется представлять в Администрацию ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, отчетную информацию о количестве созданных рабочих мест и объеме инвестиций в основной капитал в рамках реализации инвестиционного проекта (с приложением первичных документов и обосновывающих материалов).

Согласно отчетной информации о выполнении обязательств по соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти», представляемой обществом в Администрацию до 2021 года,  количество рабочих мест, созданных резидентом ТОСЭР «Тольятти» с нарастающим итогом 346,5 ед., что подтверждается штатными расписаниями и приказами о внесении в штатное расписание. Правомерность применения пониженных тарифов в отношении указанных 346,5 рабочих мест налоговым органом не оспаривается.

Спорные рабочие места в количестве 95 единиц в этом числе не присутствуют и не являются впервые созданными рабочими местами. Обществом в материалы дела не представлено доказательств отнесения спорных рабочих мест в количестве 95 единиц к новым рабочим местам.

Суды установили, что общество применило пониженные тарифы в отношении всех рабочих мест, из которых 346,5 впервые созданные рабочие места и 95 ранее созданные в 2016-2017 году, до вступления в ТОСЭР.

Спорные рабочие места в количестве 95 единиц в числе 346,5 единиц, отраженных в отчетной информации о выполнении обязательств по соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти» не присутствуют и не являются впервые созданными рабочими местами.

Основное приобретенное оборудование было введено в эксплуатацию в 2016 -2017 годах до перехода на новый этап производства в рамках реализации проекта по модернизации мясокомбината полного цикла переработки и выпуска продукции в связи с планируемым вступлением в ТОСЭР «Тольятти», на момент вступления организации в ТОСЭР «Тольятти» у организации шел процесс производства, на которых были задействованы 95 оспариваемых рабочих места.

Все технологические процессы, связанные с использованием данного оборудования, осуществлялись, начиная с 2016-2017 годов, в связи с чем суды поддержали вывод налогового органа о том, что сотрудники, занятые на спорных рабочих местах, осуществляли свои трудовые функции на установленном оборудовании в 2016-2017 годах и продолжают осуществлять те же функции в 2018 году.

Кроме того, трудовые функции у ряда должностей не связаны с использованием оборудования для выпуска продукции (торговый представитель, руководитель отдела продаж, супервайзер готовой продукции, весовщик специй и др.).

При таких обстоятельствах общество в нарушение статьи 427 НК РФ неправомерно применяет пониженные тарифы в отношении данных 95 рабочих мест, которые были созданы до включения в реестр резидента ТОСЭР 18.01.2018.

Из материалов дела следует, что в ходе камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 2019 год налогоплательщик представил пакет первичных документов, содержащих, в том числе, соглашение об осуществлении деятельности от 26.12.2017 № 111, Бизнес-план и отчетную информацию, которые содержали сведения, обобщающие порядок исполнения соглашения об осуществлении деятельности от 26.12.2017 № 111 по итогам 2018-2019 годов. По мнению общества, указанные документы подтверждают правильность применения пониженных тарифов страховых взносов.

Однако, судами установлено, что указанные документы были предметом оценки в рамках дела № А55-13117/2020 в контексте создания обществом новых рабочих мест. Согласно судебным актам по делу № А55-13117/2020 доводы общества не нашли своего подтверждения.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В обоснование заявленных требований обществом представлены новые документы, а именно: протокол от 18.03.2021 № 57 заседания комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Самарской области (далее - протокол от 18.03.2021 № 57); отчет от 22.12.2020 о результатах мониторинга организации деятельности и рабочих мест на территории общества (далее- отчет от 22.12.2020); дополнительное соглашение от 06.04.2021 № 1 к соглашению об осуществлении деятельности от 26.12.2017 № 111 на ТОСЭР «Тольятти» (далее - дополнительное соглашение от 06.04.2021 № 1); отчетная информация о выполнении обязательств по соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти» за период 2018-2019 г.г. (далее - отчетная информация).

Суды признали выводы налогового органа обоснованными с учетом следующего.

В ходе камеральной налоговой проверки Расчета по страховым взносам за 2019 год налогоплательщиком был представлен пакет первичных документов, содержащих, в том числе, соглашение от 26.12.2017 № 111, Бизнес-план и отчетную информацию, которые содержали сведения, обобщающие порядок исполнения соглашения от 26.12.2017 № 111 по итогам 2018-2019 г.г. Оценка этих документов в контексте создания обществом новых рабочих мест была дана в рамках дела № А55-13117/2020 и представленные новые, по мнению общества, документы не опровергают выводов суда, а наоборот ее дополняют и подтверждают вывод налогового органа о наличии в документах налогоплательщика противоречий.

Новые документы не были предметом исследования в рамках
налоговой проверки Расчета по страховым взносам за 2018-2019 г.г., поскольку право налогового органа на надлежащее проведение мероприятий налогового контроля в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, обусловленное определенными обязанностями налогоплательщика, в  том числе по представлению документов, было нарушено (определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.2006 № 70-О).

В соответствии со статьей 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

 Между тем документы, представленные налогоплательщиком непосредственно в суд, минуя налоговый орган, не могут свидетельствовать о незаконности решения налогового органа, поскольку они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть обстоятельства принятия решения. Предоставляя такие документы, налогоплательщик фактически настаивает не на оспаривании законности решения налогового органа, вынесенного в соответствии с имевшим место на момент проверки фактическими обстоятельствами дела, а на проведение новой проверки по представленным им документам, параллельно с этим пытаясь нивелировать выводы суда, сделанные в рамках дела № А55-13117/2020.

При этом, налогоплательщиком не представлено доказательств невозможности представить актуальные сведения в рамках налоговой проверки по окончании отчетных периодов и обоснование внесения изменений в отчетную информацию за 2018-2019 г.г. лишь в 2021году.

Представленные налогоплательщиком документы не могут повлиять на выводы налогового органа, сделанные в его решении, так как они распространены соглашением сторон на правоотношения, возникшие с момента их подписания.

Общество представило протокол от 18.03.2021 № 57 заседания комиссии по рассмотрению заявок на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР, созданной на территории монопрофильного муниципального образования (моногорода) Самарской области (далее - протокол от 18.03.2021 № 57), согласно пункту 1.1. которого к сведению комиссии принята информация о результатах проведения выездного мониторинга организации деятельности и рабочих мест на территории налогоплательщика.

Согласно отчету от 22.12.2020 о результатах мониторинга организации деятельности и рабочих мест на территории общества (далее - отчет от 22.12.2020) в части создания обществом новых рабочих мест получены только пояснения заявителя о количестве созданных рабочих мест, дополнительных мероприятий проведено не было, в том числе не запрашивались и не исследовались первичные документы налогоплательщика, штатные расписания и численность общества. Как указано в отчете от 22.12.2020 в рамках модернизации производства на 31.03.2018 численность составила 191 чел.; на 30.06.2018 создано еще 191 рабочее место (нарастающим итогом 382); на 30.09.2018 - прирост 87 (нарастающим итогом 469).

Аналогичные сведения отражены обществом в новой отчетной информации о выполнении обязательств по соглашению об осуществлении деятельности на ТОСЭР «Тольятти» за период 2018-2019 годы.

Как следует из пояснений налогоплательщика, в рамках мероприятий по модернизации производства и после вступления регистрации общества в качестве резидента ТОСЭР налогоплательщиком проведена оценка условий труда на рабочих местах на 16.09.2019 и количество рабочих мест определено 346, на 332 проведена идентификация, на 14 - не идентифицировались.

Таким образом, обществом не была проведена оценка спорных рабочих мест, как уже отмечено, правомерность применения пониженных тарифов в отношении вновь созданных 346,5 рабочих мест налоговым органом не оспаривается.

Не установив совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, суды на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами и сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что не допускается в суде кассационной инстанции в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Ссылка на судебную практику по другим делам не подтверждает о нарушении судами единообразия в толковании и применении норм права с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.10.2021 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу № А55-4889/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                          И.А. Хакимов

Судьи                                                                                 Э.Т. Сибгатуллин

                                                                                            Л.Ф. Хабибуллин