ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 12АП-784/20 от 05.03.2020 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

6/2020-13425(1)

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91, 

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело №А12-31886/2019 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2020 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2020 года. 

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей – Клочковой Н.А., Телегиной Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Волковым А.С., 

лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке  статьи 186 АПК РФ

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью группа компаний «Южные районы Волгограда», 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 декабря 2019 года по  делу № А12-31886/2019 

по иску муниципального бюджетного учреждения «Жилищно-коммунальное  хозяйство Кировского района Волгограда», (ИНН 3447016542, 

ОГРН 1023404290964),

к обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Южные районы  Волгограда», (ИНН 3446040768, ОГРН 1113460000060), 

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора,  Администрация Волгограда; Департамент муниципального имущества  администрации Волгограда; Департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда,  об обязании включения в состав общего имущества многоквартирного дома, 

УСТАНОВИЛ:

муниципальное бюджетное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство  Кировского района Волгограда» (далее – МБУ «ЖКХ Кировского района  Волгограда», учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской 


области к обществу с ограниченной ответственностью группа компаний «Южные  районы Волгограда» (далее – ООО ГК «Южные районы Волгограда», ответчик) с  исковым заявлением об обязании включить в состав общего имущества  собственников помещений многоквартирного дома № 134 А по ул. Кирова: детский  игровой комплекс 5314, диван на металлических ножках 2205, карусель 4195,  качалка- балансир «Малая», качалка на пружине «Петушок», качели на  металлических стойках, ограждение, скамья на металлических ножках в количестве  4 штук, урна со вставкой в количестве 5 штук, расположенные на придомовой  территории многоквартирного дома № 134 А по ул. Кирова г. Волгограда, а так же  в состав общего имущества многоквартирного дома № 4 по ул. Минина: детский  игровой комплекс 5314, диван на металлических ножках 2205, карусель 4195,  качалка-балансир «Малая», качалка на пружине «Петушок», качели на  металлических стойках, ограждение, скамья на металлических ножках в количестве  4 штук, урна со вставкой в количестве 5 штук, расположенные на придомовой  территории многоквартирного дома № 4 по ул. Минина г. Волгограда. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18 декабря 2019 года  суд обязал общество с ограниченной ответственностью «Южные районы  Волгограда» включить в состав общего имущества собственников помещений  многоквартирного дома № 134 А по ул. Кирова: детский игровой комплекс 5314,  диван на металлических ножках 2205, карусель 4195, качалка-балансир «Малая»,  качалка на пружине «Петушок», качели на металлических стойках, ограждение,  скамья на металлических ножках в количестве 4 штук, урна со вставкой в  количестве 5 штук, расположенные на придомовой территории многоквартирного  дома № 134 А по ул. Кирова г. Волгограда, а так же в состав общего имущества  многоквартирного дома № 4 по ул. Минина: детский игровой комплекс 5314, диван  на металлических ножках 2205, карусель 4195, качалка-балансир «Малая», качалка  на пружине «Петушок», качели на металлических стойках, ограждение, скамья на  металлических ножках в количестве 4 штук, урна со вставкой в количестве 5 штук,  расположенные на придомовой территории многоквартирного дома № 4 по ул.  Минина г. Волгограда. С общества с ограниченной ответственностью «Южные  районы Волгограда» в пользу муниципального бюджетного учреждения  «Жилищно-коммунальное хозяйство Кировского района Волгограда» взысканы  судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб. 

Общество с ограниченной ответственностью группа компаний «Южные  районы Волгограда» обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит  решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное,  принять по делу новый судебный акт. 

Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции  неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы,  содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: управляющая  организация является ненадлежащим ответчиком, объекты не расположены на  придомовой территории, паспорта детских игровых площадок истцом не  представлены, имущество не пригодно для эксплуатации. 

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим  образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем  направления определения, выполненного в форме электронного документа, в  соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда 


в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме  ограниченного доступа. 

Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом  апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, 27.06.2017 МБУ «ЖКХ Кировского района  Волгограда» заключило контракт № 704017 с ООО «КСВ». Предметом контракта  являлось выполнение работ по устройству малых архитектурных форм,  оборудование дворовых территорий детскими игровыми площадками, устройство  ограждения объектов, размещенных на дворовых территориях МКД на территории  Кировского района Волгограда в 2017 году. 

В рамках контракта на придомовой территории многоквартирного дома № 134  А по ул. Кирова были установлены: детский игровой комплекс 5314, диван на  металлических ножках 2205, карусель 4195, качалка-балансир «Малая», качалка на  пружине «Петушок», качели на металлических стойках, ограждение, скамья на  металлических ножках в количестве 4 шт., урна со вставкой в количестве 5 шт; на  придомовой территории многоквартирного дома № 4 по ул. Минина были  установлены: детский игровой комплекс 5314, диван на металлических ножках  2205, карусель 4195, качалка-балансир «Малая», качалка на пружине «Петушок»,  качели на металлических стойках, ограждение, скамья на металлических ножках в  количестве 4 шт., урна со вставкой в количестве 5 шт. 

Согласно приказу № 118 от 16.08.2017, МБУ «ЖКХ Кировского района  Волгограда» поставило на баланс учреждения вышеуказанное имущество. 

По настоящее время вышеуказанное имущество по тексту (далее – элементы  благоустройства) находится на балансе учреждения. 

Истец полагает, что нахождение на балансе учреждения элементов  благоустройства противоречит действующему гражданскому и жилищному  законодательству, поскольку указанное имущество принадлежит собственникам  помещений и входит в состав общего имущества, расположенного на придомовых  территориях. 

Управляющей организацией по МКД № 134 А по ул. Кирова и МКД № 4 по  ул. Минина является ООО ГК «Южные районы Волгограда». 

Ответа на указанное письмо не последовало, что послужило основанием для  обращения с настоящим иском в суд. 

Оценив, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации доводы апелляционной жалобы, обстоятельства по делу и  доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и  обоснованности принятого судебного акта. 

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации  гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных  законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических  лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу  общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские  права и обязанности. 


Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации  Волгограда от 28.04.2017 № 651 утверждена Муниципальная программа  «Формирование современной городской среды» на 2017 год (далее - Программа). 

Задачей Программы являлось комплексное благоустройство дворовых  территорий многоквартирных домов с целью повышения уровня благоустройства  территории Волгограда, качества и комфорта городской среды, развития  гармоничных и благоприятных условий проживания жителей за счет  совершенствования внешнего благоустройства Волгограда в рамках  предоставленных бюджетных субсидий (федеральных, областных, городских). 

В перечень мероприятий по комплексному благоустройству дворовых  территорий многоквартирных домов за счет субсидий из бюджета входили: ремонт  дорожного покрытия, строительство (реконструкция) линий наружного освещения  для обеспечения освещения дворовой территории, размещение малых  архитектурных форм, скамеек, урн, песочниц, гимнастических городков,  оборудование детскими игровыми площадками, спортивно-оздоровительными  площадками, устройство ограждений указанных объектов, установка ударогасящей  сетки вокруг спортивных площадок, устройство травмобезопасного покрытия на  детских игровых площадках (раздел 5 Программы). 

Многоквартирные дома № 134 А по ул. Кирова и № 4 по ул. Минина г.  Волгограда были включены в адресный перечень Программы. 

Собственниками помещений в многоквартирных домах № 134 А по ул.  Кирова и № 4 по ул. Минина на общем собрании было принято решение о  включении дворовой территории в Программу на 2017 год, утвержден перечень  работ по благоустройству дворовой территории и определены уполномоченные  лица на представление предложений о включении в Программу, согласование  дизайн-проекта, осуществление контроля выполненных работ по благоустройству,  что подтверждает протоколами общих собраний. 

В связи с изложенным ООО ГК «Южные районы Волгограда» в департамент  ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда представило предложения для включения  в Программу 2017 года с приложением соответствующих документов. 

По результатам реализации Программы в 2017 году работы по  благоустройству дворовой территории вышеназванных многоквартирных домов  были выполнены в полном объеме за счет субсидий из бюджета. 

Пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено,  что к общему имущему многоквартирного дома относятся земельный участок, на  котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства,  иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства  данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 об  утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме  (далее - Правила № 491) в состав общего имущества в том числе включаются  объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства  многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые  пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома,  коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки,  расположенные в границах земельного участка, на котором расположен  многоквартирный дом. 


Малые формы, на передаче которых в состав общего имущества  многоквартирных домов настаивает МБУ «ЖКХ Кировского района Волгограда»,  расположены в границах земельного участка, на котором расположены  многоквартирные дома. 

Согласно пункту 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в  соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том  числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом  регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:  безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических  или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;  доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями  общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен  многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп  населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а  также иных лиц. 

В соответствии с пунктом 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего  имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом  обеспечивается: а) собственниками помещений: б) товариществом собственников  жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным  специализированным потребительским кооперативом (при управлении  многоквартирным домом); в) застройщиком (лицом, обеспечивающим  строительство многоквартирного дома); г) лицом, принявшим от застройщика  (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему  разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом  доме по передаточному акту или иному документу о передаче. Муниципальных  бюджетных учреждений в данном перечне нет. 

В силу части 1 статьи 247 Гражданского кодекса РФ владение и пользование  имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по  соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке,  устанавливаемом судом. 

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному  выводу, что требования учреждения не противоречат требованиям гражданского и  жилищного законодательства, являются обоснованными, а потому подлежат  удовлетворению. 

Доводы апеллянта о том, что управляющая организация является  ненадлежащим ответчиком, объекты не расположены на придомовой территории,  паспорта детских игровых площадок истцом не представлены, имущество не  пригодно для эксплуатации, подлежат отклонению судом апелляционной как  основанные на неверном толковании норм материального права. 

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по  строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170,  зарегистрированным в Минюсте России 15.10.2003 N 5176, утверждены «Правила  и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила № 170). 

Согласно пункту 3.5.11. Правил N 170 территория каждого домовладения, как  правило, должна иметь: хозяйственную площадку для сушки белья, чистки  одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадку для отдыха взрослых;  детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым  оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. 


Устройство и благоустройство площадок, элементов оборудования мест  отдыха и других необходимо осуществлять в соответствии с установленными  требованиями. 

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 10  Постановления N 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной  практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при  рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих  правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему  жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы  осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в  том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то  есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской  Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации),  поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская  бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы  соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания  общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4  статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). 

При этом согласно пункту 1 правил № 491 в целях выполнения обязанности  по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется  собственниками помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений  обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их  оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 правил №  491). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание  общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это  имущество (пункт 28 правил № 491). 

В рассматриваемом случае материалами дела установлено и не опровергнуто  обществом, что последнее является управляющей организацией, осуществляющей  управление общим имуществом собственников МКД № 134 А по ул. Кирова и  МКД № 4 по ул. Минина, в состав которого, исходя из приведенных выше  положений законодательства, подлежит включению спорное имущество. 

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил  фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. 

Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда  первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта.  Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и  обоснованным, принято с правильным применением норм материального и  процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным  по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В  силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 декабря 2019 года по  делу № А12-31886/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без  удовлетворения. 


Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд  Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в  полном объеме через арбитражный суд первой инстанции. 

Председательствующий В.А. Камерилова

Судьи Н.А. Клочкова 

 Т.Н. Телегина