ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 17АП-16909/17-АКУ от 11.12.2017 Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-16909/2017-АКу

г. Пермь

11 декабря 2017 года Дело № А71-11416/2017

­

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

судьи Трефиловой Е.М.,

рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы»

на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства,

от 25 сентября 2017 года по делу № А71-11416/2017,

вынесенное судьей Калининым Е.В.,

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ИНН 1833037470, ОГРН 1051801824876)

к Административной комиссии Индустриального района города Ижевска (ИНН 1833039798, ОГРН 1061840037599)

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» (далее - ООО «УКС», общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Индустриального района города Ижевска (далее – административный орган, административная комиссия) о назначении административного наказания от 29.06.2017 № 723-2017, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее - Закон № 57-РЗ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 16000 рублей.

18.09.2017 Арбитражным судом Удмуртской Республики при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства вынесена резолютивная часть решения, которым в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение изготовлено судом 25.09.2017.

Не согласившись с судебным актом, ООО «УКС» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу.

В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о неправильной квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 11.3 Закона УР № 57-РЗ при условии, что вмененное обществу правонарушение содержит признаки объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.3 Закона УР № 57-РЗ; ссылается на отсутствие у общества возможности своевременного закрытия разрешения на земляные работы ввиду повторения аварий на данном участке теплотрассы и производства новых ремонтных работ аварийного участка трубопровода.

Административный орган отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что согласно разрешению на земляные работы от 18.08.2016 № 1786 ООО «УКС» разрешается произвести земляные работы по аварийному ремонту теплотрассы от т.1 до т.2, от т.3 до т.4 (между ТК-2.126 и ТК-2.126/1) по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 104, с благоустройством территории, в сроки с 10.08.2016 по 15.09.2016. Заказчиком данных земляных работ является ООО «УКС».

Как следует из служебной записки от 20.06.2017 секретаря Комиссии по выдаче и закрытию разрешений на земляные работы Администрации Индустриального района г. Ижевска, Дресвянникова Е.Д., ООО «УКС», являющееся Заказчиком земляных работ по Разрешению №1786 от 18.08.2016г. на производство земляных работ на территории города Ижевска по аварийному ремонту теплотрассы от т.1 до т.2, от т.3 до т.4 (между ТК-2.126 и ТК-2.126/1) по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 104, в сроки с 10.08.2016 по 15.09.2016. По причине несоответствия температуры наружного воздуха, технологии производства работ восстановить в запланированный срок нарушенное в ходе земляных работ благоустройство не представляется возможным, комиссией по выдаче и закрытию разрешений на земляные работы Администрации Индустриального района г. Ижевска принято предварительно восстановленное благоустройство в незавершенном (осенне-зимнем) варианте. Окончательное благоустройство Заказчик обязан восстановить в срок до 25 мая 2017г. По состоянию на 20.06.2017г. для закрытия данного разрешения ООО «УКС» в комиссию по выдаче и закрытию разрешений на земляные работы Администрации Индустриального района г. Ижевска не обращалось. В настоящее время данное разрешение на производство земляных работ является просроченным, благоустройство указанной территории не восстановлено.

Согласно распечатке с сайта комиссии по выдаче и закрытию разрешений на земляные работы Администрации Индустриального района г. Ижевска izh.ru, разрешение на производство земляных работ №1786 от 18.08.2016г. благоустройство после проведения земляных работ не восстановлено, данное разрешение не закрыто.

На основании служебной записки от 20.06.2017 административным органом установлено, что по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 104 не восстановлено нарушенное состояние участка после проведения земляных работ, не закрыто разрешение на производство земляных работ. В комиссию для закрытия ООО «УКС» не обращалось.

20.06.2017 обществу вручено извещение-вызов на составление протокола об административном правонарушении, о чем имеется соответствующая отметка.

23.06.2017 по факту выявленных нарушений подп.6 пункта 7.3.6., пунктов 7.3.12., 7.3.14, 7.3.17. Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных Решением Городской думы г. Ижевска от 28.06.2012 № 308, административным органом в отношении ООО «УКС» составлен протокол об административном правонарушении № 18ИР1701226 по ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».

Копия протокола, содержащего сведения о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, получена обществом 26.06.2017, о чем имеется соответствующая отметка.

29.06.2017 административной комиссией вынесено постановление о назначении административного наказания № 723-2017, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона №57-РЗ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 16000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о доказанности в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности и отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" нарушение порядка проведения земляных работ, установленного муниципальными правовыми актами, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: производство земляных работ, связанных со вскрытием грунта и нарушением благоустройства (первичного вида) территории, без разрешения или с нарушением сроков, установленных в разрешении на земляные работы, проводимые на участках территорий общего пользования; несоблюдение требований к виду, форме либо размерам ограждений места производства земляных работ; необеспечение свободных и безопасных подходов и подъездов к жилым домам и другим объектам, заваливание грунтом пешеходных проходов и проезжей части с твердым покрытием, детских площадок при производстве земляных работ; невосстановление благоустройства территории после проведения земляных работ в установленные сроки; нарушение порядка закрытия разрешения на земляные работы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Решением городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска, которые устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, при проведении земляных работ в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.

В соответствии с разделом 2 Правил благоустройства земляные работы – это все виды работ, связанные со вскрытием грунта и нарушением благоустройства (первичного вида) территории.

Согласно п. 7.3.6 Правил благоустройства при производстве земляных работ запрещается невосстановление нарушенного состояния участков территорий после проведения земляных работ в срок, установленный в разрешении на проведение земляных работ.

В соответствии с п. 7.3.12 Правил благоустройства заказчик обязан закрыть разрешение на земляные работы до момента окончания срока, установленного разрешением на земляные работы.

Согласно п. 7.3.14 Правил благоустройства обязанность по восстановлению нарушенного состояния участков территорий включает в себя обязанность заказчика по восстановлению всех элементов благоустройства непосредственно на месте производства работ, а также на участках территорий, нарушение состояния которых было допущено в связи с производством земляных работ. Благоустройство нарушенного состояния участков территорий должно быть восстановлено в срок, установленный в разрешении на проведение земляных работ.

В силу п. 7.3.15 Правил благоустройства если по причине несоответствия температуры наружного воздуха технологии производства работ восстановить в запланированный срок нарушенное в ходе земляных работ благоустройство не представляется возможным, восстановительные работы проводятся без асфальтирования проезжих частей и тротуаров путем укладки покрытия из брусчатки, дорожных плит согласно ГОСТ 21924.0-84, утвержденному постановлением Госстроя СССР от 30.09.1983 №210 и иного материала, обеспечивающего ровность покрытия, предусмотренного ГОСТ 32018-2012, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 №2012-ст, без планировки участка работ растительным грунтом и сдаются Комиссии, выдавшей разрешение (далее - Комиссия), по заявлению Заказчика. Комиссия принимает предварительно восстановленные объекты в незавершенном (осенне-зимнем) варианте по акту принятия предварительно восстановленного благоустройства объекта земляных работ. Заказчик обязан поддерживать предварительно восстановленное благоустройство в состоянии, обеспечивающем безопасность передвижения на месте производства земляных работ, до момента сдачи окончательного восстановленного благоустройства. В случае образования просадок (провалов, деформаций и прочих дефектов) в местах восстановленного благоустройства Заказчик обязан незамедлительно принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения путем установки предупреждающих дорожных знаков, ограждений и в течение 24 часов с момента образования просадки (провала, деформации и прочих дефектов) устранить их в полном объеме. Окончательное благоустройство Заказчик обязан восстановить в срок до 25 мая.

В соответствии с п. 7.3.17 Правил благоустройства земляные работы являются завершенными после полного восстановления нарушенного состояния участков территорий и закрытия разрешения. Для закрытия разрешения заказчик обязан предоставить гарантийные обязательства об устранении за свой счет возможных последствий производства земляных работ, в том числе в виде провалов, деформаций, нарушений и просадок грунта или дорожного покрытия, на срок не менее четырех лет со дня закрытия разрешения на проведение земляных работ.

В целях установления единых требований к выдаче и закрытию разрешений на производство земляных работ на территории города Ижевска, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Постановление Администрации г. Ижевска от 26.07.2012 №771 утвержден Порядка выдачи и закрытия разрешений на производство земляных работ на территории города Ижевска (далее - Порядок №771).

В силу п. 3.4 Порядка №771 заказчик после окончания производства земляных работ закрывает разрешение по Акту на исполнение разрешения на земляные работы (приложение №3 к Порядку №771) в установленный разрешением срок.

Для закрытия разрешения заказчик в срок не позднее чем за три рабочих дня до истечения срока выполнения работ представляет в соответствующую комиссию Администрации города или района документы, предусмотренные п. 3.5 Порядка №771. В срок не позднее трех рабочих дней со дня представления заказчиком документов, комиссия обязана принять решение по результатам рассмотрения представленных заказчиком документов.

Частью 5 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о недоказанности материалами дела факта нарушения, выразившегося в невосстановлении благоустройства территории после проведения земляных работ по адресу: г. Ижевск, Воткинское шоссе, 104.

Судом обоснованно указано, что в протоколе об административном правонарушении от 23.06.2017 № 18ИР1701226 отсутствует информация о проведении осмотра спорной территории по факту невосстановления благоустройства территории после проведения земляных работ заявителем.

Иные доказательства, помимо протокола об административном правонарушении, свидетельствующие о факте совершения обществом данного административного правонарушения, и его надлежащей фиксации в порядке КоАП РФ для целей принятия его в качестве надлежащего и достоверного доказательства факта спорного правонарушения, в материалах дела отсутствуют и административной комиссией в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не представлены.

Судом правомерно отмечено, что служебная записка секретаря Комиссии по выдаче и закрытию разрешений на земляные работы Администрации Индустриального района г. Ижевска от 20.06.2017 составлена не административной комиссией, по сути, является лишь поводом для возбуждения дела об административном правонарушении и не подтверждает факт совершения обществом правонарушения.

Таким образом, факт невосстановления благоустройства территории после проведения земляных работ материалами дела не подтвержден, что свидетельствует о недоказанности наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона №57-РЗ, по данному факту, на что обоснованно указал суд первой инстанции.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и заявителем документально не опровергнуто, на момент вынесения оспариваемого постановления разрешение на производство земляных работ от 18.08.2016 № 1786 по аварийному ремонту теплотрассы по истечении установленного с учетом продления до 25.05.2017 срока действия не закрыто, что является нарушением требований Правил благоустройства № 308 и Порядка № 771 и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона №57-РЗ.

Выводы суда в данной части основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального права.

Доводы апеллянта о неправильной квалификации правонарушения по ч. 1 ст. 11.3 Закона УР № 57-РЗ при должной квалификации по ч. 2 ст. 11.3 Закона УР № 57-РЗ были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены им ввиду недоказанности материалами дела факта нарушения, выразившегося в невосстановлении благоустройства территории после проведения земляных работ в установленном порядке, и правомерности привлечения общества к административной ответственности за нарушение порядка закрытия разрешения на земляные работы, подпадающего под квалификацию по ч. 1 ст. 11.3 Закона № 57-РЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности. При этом в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что ООО "УКС" имело возможность для соблюдения требований действующих нормативных актов, но не приняло все зависящие меры по их соблюдению.

Доказательств своевременного принятия заявителем всех зависящих от него мер по соблюдению Правил благоустройства материалы дела не содержат.

Доводы заявителя об отсутствии у него возможности своевременного закрытия разрешения ввиду повторения аварий на данном участке теплосети и производства новых ремонтных работ аварийного участка трубопровода, правомерно отклонены судом первой инстанции как неподтвержденные соответствующими доказательствами.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона N 57-РЗ, по факту нарушения порядка закрытия разрешения на производство земляных работ является правильным.

Процессуальных нарушений в ходе административного производства со стороны административной комиссии не выявлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Назначенное административным органом наказание в размере 16 000 руб. соответствует санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 11.3 Закона N 57-РЗ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку несоблюдение Правил благоустройства создает угрозу жизни и здоровью людей, нарушает их право на благоприятные и безопасные условия проживания, следовательно, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 270 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 25 сентября 2017 года по делу № А71-11416/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Удмуртские коммунальные системы» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья

Е.М. Трефилова