ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-8378/2009 от 29.12.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-8378/2009

резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2009 года

постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего, судьи В.И. Новоселова,

судей О.И. Антипиной,

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом;

кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2 на решение от 21.07.2009 Арбитражного суда Алтайского края (судья В.И. Матвиенко) и постановление от 11.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Н.А.Усанина, И.И. Бородулина, Е.Г. Шатохина) по делу № А03-8378/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, г. Барнаул об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее по тексту – предприниматель ФИО2, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее по тексту - Управление, административный орган) с заявлением об оспаривании постановления от 08.04.2009 № 53/09/5202 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Решением от 21.07.2009 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 11.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных предпринимателем ФИО2 требований отказано.

В кассационной жалобе предприниматель ФИО2 просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт, которым признать оспариваемое постановление административного органа незаконным.

Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, по основаниями, изложенным в кассационной жалобе.

По мнению заявителя, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлена противоправность его действий и вина в совершении правонарушения.

Отзыв на кассационную жалобу от Управления к началу судебного заседания не поступил.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Арбитражными судами установлено, и следует из материалов дела, что Управлением проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, в ходе которой установлено, что промышленная площадка данного предпринимателя находится на северо-востоке с. Угловское по адресу ул. Уритского 26, на территории которой расположена пилорама, столярный цех, гараж, административное здание, складские помещения, стоянка автотракторной техники, жилое помещение гостиничного типа, открытый склад древесины. Основным видом деятельности является лесопильное производство и деревообработка. Свою деятельность предприниматель ФИО2 осуществляет с ноября 2008 года.

В результате вышеуказанной деятельности предпринимателя ФИО2 образуются следующие отходы производства и потребления: горбыль, рейки, опилки, кора, кусковые отходы от распиловки - 4 класс опасности; зола древесная соломенная, смет с территории - 5 класс опасности.

Предпринимателем ФИО2 в нарушении статьи 11, пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «»Об отходах производства и потребления (далее по тексту –Закон № 89-ФЗ) проект нормативов образования отходов не разработан, лимиты на размещение отходов отсутствуют, при этом данный предприниматель продолжает свою деятельность по обращению с отходами без действующих лимитов на их размещение.

По выявленному факту Управлением 27.02.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 631, в котором зафиксирован факт нарушения предпринимателем ФИО2 требований действующего законодательства, выразившихся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления;

Постановлением № 53/09/5205 от 08.04.2009 предприниматель ФИО2 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель ФИО2 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Арбитражные суды, отказывая в удовлетворении требований предпринимателя ФИО2 о признании незаконным постановления административного органа, исходили из подтверждения материалами дела факта совершения предпринимателем ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, отсутствия нарушения административным органом порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности; пропуска заявителем срока на обращение в суд для обжалования постановления административного органа.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.

Назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в статье 2.1 КоАП РФ общих оснований для привлечения к ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического лица признаков противоправности и виновности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 и пункта 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту –Закон № 7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание».

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).

Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (пункт 4 Правил).

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель ФИО2, осуществляет деятельности по следующим видам: лесопильное производство и деревообработка, в ходе которой образуются следующие отходы производства и потребления: горбыль, рейки, опилки, кора, кусковые отходы от распиловки -4 класс опасности; зола древесная соломенная, смет с территории - 5 класс опасности.

При таких обстоятельствах правомерными являются выводы арбитражных судов о необходимости разработки предпринимателем ФИО2 нормативов образования отходов и установления лимитов на размещение отходов

Факт совершения предпринимателем ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ доказан материалами административного дела.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности арбитражными судами не установлено, административным органом приняты меры по надлежащему уведомлению предпринимателя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и о соблюдении прав предпринимателя ФИО2 при производстве по данному административному делу.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ, части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения (постановления) административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии оспариваемого решения.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Арбитражные суды, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о пропуске предпринимателем ФИО2 срока на подачу соответствующего заявления в суд, что наряду с установленными обстоятельствами совершения заявителем административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не может являться основанием для признания заявленных вышеуказанным предпринимателем требований законными.

Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, соответствующими фактическими обстоятельствами дела и нормами права и основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.

Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правовых оснований для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.07.2009 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-8378/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Новоселов

Судьи О.И. Антипина

ФИО1

Информацию о движении дела можно получить на сайте суда www.faszso.arbitr.ru