ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-39352/19 от 09.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-5334/2021

г. Казань Дело № А12-39352/2019

15 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бондарчука Петра Остаповича

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021

по делу № А12-39352/2019

по заявлению индивидуального предпринимателя Смерека Елены Николаевны (ОГРНИП 308345302400070, ИНН 343601359234) о признании недействительными распоряжения Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (ОГРН 1073453000015, ИНН 343601697, Волгоградская область, г. Камышин) от 01.08.2019 № 105-р, результатов открытого конкурса, оформленных протоколом от 10.09.201 № 10, заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель Артемьев Анатолий Владимирович (ОГРНИП 315344300045312, ИНН 343609769338), Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210, г. Волгоград), индивидуальный предприниматель Бондарчук Петр Остапович (ОГРНИП 304345330700052, ИНН 343600093408), индивидуальный предприниматель Терновская Оксана Владимировна (ОГРНИП 311345321400036, ИНН 343603445320), индивидуальный предприниматель Четвертнов Дмитрий Витальевич (ОГРНИП 308345331900052, ИНН 343656620173),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Смерека Елена Николаевна (далее – ИП Смерека Е.Н., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительным распоряжения Комитета жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации городского округа - город Камышин (далее – Комитет ЖКХ и КС администрации городского округа-город Камышин, Комитет) от 01.08.2019 № 105-р, признании недействительными результатов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по данному или нескольким маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа-город Камышин (лот № 1 маршрут регулярных пассажирских перевозок № 2 «Очистныестадион «Текстильщик»), оформленных протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 10.09.2019 № 10, прекращении, признании незаконным свидетельства об осуществлении перевозок КАМ 000431, маршрут № 2 «Очистные-ст. «Текстильщик», выданного простому товариществу «Вираж».

К участию в качестве заинтересованных лиц привлечены: индивидуальный предприниматель Артемьев Анатолий Владимирович (далее – ИП Артемьев А.В.), Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России), индивидуальный предприниматель Бондарчук Петр Остапович (далее – ИП Бондарчук П.О.), индивидуальный предприниматель Терновская Оксана Владимировна (далее – ИП Терновская О.В.), индивидуальный предприниматель Четвертнов Дмитрий Витальевич (далее – ИП Четвертнов Д.В.).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2021 по делу № А12-39352/2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными распоряжение комитета ЖКХ и КС администрации городского округа-город Камышин от 01.08.2019 № 105-р, результаты открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по данному или нескольким маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа-город Камышин (лот № 1 маршрут регулярных пассажирских перевозок № 2 «Очистные-стадион «Текстильщик»), оформленные протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 10.09.2019 № 10, применил последствия недействительности сделки и признал недействительным свидетельство об осуществлении перевозок КАМ 000431, маршрут № 2 «Очистные-ст. «Текстильщик».

В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Бондарчук Петр Остапович просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 28.01.2016 № 105 «Об организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах городского округа - город Камышин» определен организатор перевозок - администрация городского округа - город Камышин в лице комитета жилищно коммунального хозяйства (ЖКХ) и капитального строительства (КС) администрации городского округа - город Камышин, уполномоченного на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа - город Камышин.

Комитетом ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин принято распоряжение от 01.08.2019 № 105-р о проведении открытого конкурса № 10 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Камышин № 10 (лот № 1, маршрут № 2 «Очистные - стадион «Текстильщик») (далее - конкурс).

Распоряжением от 01.08.2019 № 105-р также утверждена конкурсная документация № 10 по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа город Камышин.

По итогам рассмотрения заявок на участие в конкурсе Комитетом принято решение, оформленное протоколом от 10.09.2019 № 10, об отказе в допуске к участию в конкурсе ИП Смерека Е.Н., единственным участником признано простое товарищество «Вираж», конкурс в отношении лота № 1 признан несостоявшимся.

Комитет ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин выдал простому товариществу «Вираж» в лице уполномоченного товарища ИП Артемьева А.А. свидетельство от 12.09.2019 об осуществлении перевозок серии КАМ № 000431, маршрут № 2 «Очистные-ст. «Текстильщик».

ИП Смерека Елена Николаевна оспорила распоряжение от 01.08.2019 № 105-р в судебном порядке, полагая, что оно незаконным, нарушает её права и охраняемые законом интересы, результаты проведенного открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок подлежат признанию недействительными.

Суды пришли к выводу об отсутствии у Комитета оснований для проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных пассажирских перевозок № 2 «Очистные-стадион «Текстильщик», предоставлении необоснованного преимущества простому товариществу «Вираж» в осуществлении деятельности на товарном рынке оказания услуг по перевозке автомобильным транспортом общего пользования в границах города г. Камышина, и ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам на указанный товарный рынок, в этой связи удовлетворили заявленные требования. При этом суды руководствовались следующим.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее -открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ; 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 220-ФЗ в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (далее - организатор открытого конкурса) (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ).

Частью 3 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что открытый конкурс объявляется его организатором в следующие сроки: 1) не позднее чем через девяносто дней со дня установления муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если соответствующий маршрут установлен после дня вступления в силу настоящего Федерального закона; 2) не позднее чем через тридцать дней со дня наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ; 3) не позднее чем через тридцать дней со дня принятия предусмотренного статьей 18 Федерального закона № 220-ФЗ решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство; 2) вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства; 3) обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; 4) окончание срока действия данного свидетельства; 6) вступление в силу предусмотренного статьей 18 настоящего Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам; 7) принятие уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд; 8) принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по этому маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации более пяти рейсов подряд, предусмотренных расписанием.

Согласно части 6 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ действие карт маршрута регулярных перевозок прекращается со дня прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, а в случае, если регулярные перевозки осуществляются в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, со дня прекращения действия данного контракта.

Судами установлено, что 16.09.2019 ИП Смерека Е.Н. обратилась в Волгоградское УФАС России с жалобой на действия организатора конкурса - Комитета ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин при организации конкурса № 10 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Камышин.

Решением Волгоградского УФАС России от 01.10.2019 жалоба ИП Смерека Е.Н. признана обоснованной; организатор конкурса - Комитет ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камыши признан нарушившим пункт 2 статьи 19, пункт 3 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ, пункта 2.4 Порядка размещения извещения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Камышин, размещенного на официальном сайте администрации городского округа - город Камышин в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденного постановлением администрации городского округа - город Камышин от 19.08.2016 № 1346-п «Об организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Камышин».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.07.2020 по делу № А12-45955/2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2020, в удовлетворении требований Комитета о признании недействительным решения Волгоградского УФАС России от 01.10.2019 отказано.

При рассмотрении дела № А12-45955/2019 судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент организации и проведения конкурса перевозки по маршруту № 2 «Очистные – стадион «Текстильщик» осуществляло простое товарищество перевозчиков маршрута № 2 на основании выданных в установленном законом порядке и действующих свидетельства и карт маршрута регулярных перевозок № 2.

При этом маршрут № 2 «Очистные - стадион «Текстильщик» не является новым маршрутом, в отношении данного маршрута решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и организации перевозок по нерегулируемым тарифам не принималось, иные основания для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок, выданного товарищам простого товарищества перевозчиков маршрута № 2, в том числе ИП Смерека Е.Н., предусмотренные статьей 29 Федерального закона № 220-ФЗ, отсутствовали.

Учитывая обстоятельства, установленные при рассмотрении № А12-45955/2019, суды пришли к верному выводу об отсутствии у Комитета оснований для проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 2 «Очистные - стадион «Текстильщик».

При указанных обстоятельствах, с учетом положений статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) суды правомерно удовлетворили требования ИП Смерека Е.Н. о признании недействительными распоряжения Комитета от 01.08.2019 № 105-р, результатов открытого конкурса, оформленных протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 10.09.2019 № 10.

Принимая во внимание установленные при рассмотрении дела обстоятельства, суды пришли к верному выводу о том, что надлежащим способом восстановления нарушенного является применение последствий недействительности сделки в виде признания недействительным свидетельства об осуществлении перевозок серии КАМ № 000431, маршрут № 2 «Очистные- стадион «Текстильщик», выданного 12.09.2019 Комитетом ЖКХ и КС администрации городского округа - город Камышин простому товариществу «Вираж» в лице его уполномоченного товарища Артемьева А.В.

При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования.

Доводы кассационной жалобы ИП Бондарчук П.О. повторяют доводы, заявлявшиеся им в суде апелляционной инстанции. Поскольку данные доводы проверены и правомерно отклонены, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что оценка доказательств произведена судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, сделанные ими выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов (ч. 4 ст. 288 АПК РФ), не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 по делу № А12-39352/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи И.А. Хакимов

Л.Ф. Хабибуллин