АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород | Дело № А17-9652/2021 |
07 июля 2022 года |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Александровой О.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства»
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.01.2022 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022
по делу № А17-9652/2021
по заявлению федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства»
(ИНН: 5031035549, ОГРН: 1025003915441)
о признании незаконным и отмене постановления
Территориального отдела по Ивановской области Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального Федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела по Ивановской области Восточного Межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального Федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) от 24.09.2021 № 371412067 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной часть 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере
100 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 14.01.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не приняли во внимание
статью 748 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению Учреждения, требования Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 (далее – ТР ТС 014/2011) не распространяются
на объекты, на которых проводится капитальный ремонт на основании пункта 5
статьи 1 ТР ТС 014/2011.
Учреждение указывает, что не является лицом, ответственным за содержание дороги общего пользования, поскольку на период осуществления капитального ремонта дорога передана подрядчику. Управление не несет ответственности за действия третьих лиц. Постановление о привлечении подрядчика к административной ответственности оспаривается в рамках дела № А47-11841/2021. Фактически у подрядчика имеется паспорт качества на мобильные ограждения. Доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда отсутствуют.
Подробно доводы Учреждения изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты, принятые по настоящему делу, без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объект «автомобильная дорога Р-132 «Золотое кольцо» Приволжск – Плес – Усадьба Черневых (Усадьба Миловка) км 00+000 – км 19+741» находится на балансе Учреждения и закреплена за ним на праве оперативного управления.
Управление провело контрольный осмотр федеральной автомобильной дороги от 31.08.2021 в целях реализации плана мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в области ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения на 2021 год.
При осмотре участка данной автомобильной дороги Управление выявило факт отсутствия на дорожных ограждениях (в том числе и на мобильных ограждениях
МО 24-81) маркировки по ГОСТ 33128-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования, введенного в действие приказом Росстандарта от 07.04.2015 № 229-ст (далее –
ГОСТ 33128-2014), и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Результаты осмотра зафиксированы в актах осмотра от 31.08.2021 с приложением фотоматериалов.
По фактам отсутствия на дорожных ограждениях (в том числе и на мобильных ограждениях МО 24-81) маркировки по ГОСТ 33128-2014 и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза, свидетельствующими о несоблюдении требований пунктов 24.16, 24.17 статьи 5
ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33128-2014, Управление составило в отношении Учреждения протокол об административном правонарушении 22.09.2021 № 371312073.
Постановлением Управления от 24.09.2021 № 371412067 Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Посчитав указанно постановление незаконным, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1.5, 2.1, 4.5, 4.1.1, 14.43 КоАП РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ), Федеральным законом от 27.12.2002
№ 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральным законом от 10.12.1995
№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) и
ТР ТС 014/2011, суд первой инстанции, установив, что Учреждение является лицом, ответственным за содержание дороги общего пользования, пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Законе № 196-ФЗ.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, в силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).
Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (пункт 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ).
Необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям устанавливает
ТР ТС 014/2011.
Подтверждение соответствия дорожно-строительных материалов и изделий осуществляется в соответствии с унифицированными процедурами, утвержденными Комиссией Таможенного союза (пункт 24 статьи 5 ТР ТС 014/2011).
Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности настоящего технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском дорожно-строительных материалов и изделий в обращение на рынке (пункт 24.16 статьи 5 ТР ТС 014/2011).
Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза наносится на каждую единицу изделий, определенных в Перечне изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации в соответствии с настоящим техническим регламентом Таможенного союза, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия. Единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза наносится на само изделие (пункт 24.17 статьи 5 ТР ТС 014/2011).
В силу ГОСТ 33128-2014 дорожные ограждения, соответствующие требованиям безопасности данного стандарта, прошедшие процедуру соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции. Единый знак обращения продукции на рынке государств наносят на каждую единицу изделия в соответствии с настоящим стандартом, любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы изделия.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях Учреждения нарушения указанных требований.
Довод Учреждения о ненадлежащем субъекте административной ответственности отклоняется судом кассационной инстанции.
Из материалов настоящего дела следует, что спорная автомобильная дорога находится на балансе Учреждения и закреплена за ним на праве оперативного управления.
Таким образом, лицом, ответственным за содержание указанной дороги общего пользования, является Учреждение, и заключение государственного контракта с иным лицом (подрядчиком) на выполнение работ по содержанию указанной автомобильной дороги не освобождает заявителя от обязанности по содержанию автомобильных дорог, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, а является лишь способом исполнения и осуществления возложенных на него обязанностей.
Соответственно, Учреждение, являясь владельцем автомобильной дороги в силу положений пункта 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ, при ее эксплуатации обязано обеспечивать процессы, связанные с требованиями к объектам технического регулирования, то есть может рассматриваться как надлежащий субъект правонарушения.
Ссылка Учреждения на пункт 5 статьи 1 ТР ТС 014/2011 отклоняется судом округа, поскольку объектами технического регулирования ТР ТС 014/2011 являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия (пункт 4 статьи 1 ТР ТС 014/2011).
Доказательства того, что спорный отрезок является конкретной улицей населенного пункта, в материалы настоящего дела не представлены.
Учреждение указывает на отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда. Вместе с тем, данное обстоятельство в настоящем случае доказыванию не подлежит, поскольку в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ такой квалифицирующий признак не установлен.
Само по себе пренебрежительное отношение к требованиям технических регламентов, в том числе, действующих в сфере дорожной безопасности, представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья человека, поэтому доказывание указанного обстоятельства в рассматриваемом случае не требуется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не установил существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Ивановской области от 14.01.2022 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 по делу № А17-9652/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва – Нижний Новгород Федерального дорожного агентства» – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья | О.В. Александрова | |