ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-8669/18 от 18.12.2018 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 декабря 2018 года

Дело № А26-8669/2018

Резолютивная часть постановления объявлена      декабря 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Лопато И.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания:  Хафизовой Э.Р.

при участии: 

от заявителя: Богданова О.Л. по доверенности от 01.10.2018

от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30712/2018 ) Административной комиссии Петрозаводского городского округа на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 22.10.2018 по делу № А26-8669/2018 (судья Подкопаев А.В.), принятое

по заявлению ООО "УМР КСМ"

к Административной комиссии Петрозаводского городского округа

об оспаривании постановления

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управление механизированных работ КСМ» (ОГРН 1061001074936, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Заводская (Северная промзона р-н), д. 2-А; далее – ООО "УМР КСМ", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Административной комиссии Петрозаводского городского округа (адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Октябрьский, д. 5, каб. 15; далее – заинтересованное лицо, Административная комиссия) о признании незаконным и отмене постановления № 1.3.3-03/393-2018 от 08.08.2018, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» (далее – Закон Республики Карелия № 1191-ЗРК), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение требований Порядка производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденного постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 № 3878 (далее – Порядок).

Решением от 22.10.2018 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным и отменил вынесенное Административной комиссией постановление № 1.3.3-03/393-2018 от 08.08.2018 о привлечении ООО "УМР КСМ" к административной ответственности.

 Не согласившись с решением суда, Административная комиссия обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель ООО "УМР КСМ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Административная комиссия, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, в соответствии с договором-заявкой на производство земляных работ от 05.06.2018 № 122 Общество получило разрешение на производство земляных работ на объекте: Капитальный ремонт тепловой сети по ул. Вольной от ТК-32 в сторону ТК-32/1 и от ТК-32/4 до ул. Кирова в г. Петрозаводске. Срок действия договора – с момента его заключения и до 31.10.2018.

Согласно Акту № 728 планового (рейдового) осмотра, обследования № 728 от 18.06.2018 с применением фотосъемки установлено, что 18.06.2018 в период с 10 час. 23 мин. до 10 час. 34 мин. при визуальном осмотре территории общего пользования (озелененная территория, проезжая часть, тротуар), расположенной на пересечении улицы Вольной и улицы Дзержинского в г. Петрозаводске, Республики Карелия, проводились земляные работ, выразившиеся в устройстве траншеи (котлована) глубиной до 2 метров, шириной до 3 метров, длиной до 15 метров. На дне котлована (траншеи) находится сборная конструкция из досок в виде решетки, на которую уложены металлические трубы. Траншея (котлован) находится на озелененной территории между тротуаром (ул. Вольной) и озелененной территорией, прилегающей к реке Неглинка в г. Петрозаводске. Земляные работы проводятся с нарушениями требований Порядка, а именно:

- не обеспечена безопасность дорожного движения и пешеходов, в местах движения пешеходов отсутствует ограждение зоны работ;

- со стороны тротуара по ул. Вольной и со стороны тротуара по ул. Дзержинского на территории, на которой производятся земляные работы, имеются участки территории, не огражденные ограждениями, и имеется свободный доступ на территорию, где проводятся земляные работы;

- на ограждении отсутствует информационный щит с указанием наименования лица, непосредственно осуществляющего работы, срок производства работ, данные лица (фамилия, имя, отчество физического лица либо наименование юридического лица), ответственного за производство работ, телефон лица, ответственного за производство работ;

- на прилегающей (озелененной) территории складирован грунт.

На основании указанного Акта в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 728-П от 23.07.2018, предусмотренном частью 6.1. статьи 2.14 Закона Республики Карелия № 1191-ЗРК.

08.08.2018 Административной комиссией вынесено постановление № 1.3.3-03/393-2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1.3.3-01/393-2018, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1. статьи 2.14 Закона Республики Карелия № 1191-ЗРК, в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдении требований Порядка, в связи с чем заявление удовлетворил, признал незаконным и отменил вынесенное Административной комиссией постановление.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

Согласно части 6.1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия № 1191-ЗРК нарушение порядка проведения земляных работ на территориях поселений, городских округов, установленного муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства таких территорий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Порядок производства земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения, дорог, элементов их обустройства, тротуаров, иных объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержден постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 22.11.2017 № 3878 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка производства земляных работ, производство земляных работ должно соответствовать требованиям строительных, санитарных норм и правил, государственных стандартов, правил технической эксплуатации, технических

регламентов, иных норм действующего законодательства Российской Федерации в области производства земляных работ, в том числе должны быть обеспечены: безопасность производства работ, включая безопасность используемой техники, оборудования и применяемых материалов, изделий, конструкций; соответствие технико-эксплуатационным и эстетическим условиям обустройства, содержания и ограждения участков производства работ.

В соответствии с пунктом 3.12 Порядка производства земляных работ, к выполнению земляных работ разрешается приступить после полного обустройства зоны производства работ необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями, обеспечивая их содержание в исправном состоянии. Места установки ограждений для производства земляных работ определяются в плане производства работ.

Ограждения должны обеспечивать безопасное движение транспорта, пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ, быть очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений и надписей, с применением светоотражающих материалов.

Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: ограждение должно быть вандалоустойчивым, сборно-разборным с унифицированными элементами соединения и деталями крепления и обеспечивать возможность осуществления визуального осмотра.

На ограждении должен быть установлен информационный щит, где указывается наименование лица, непосредственно осуществляющего работы, срок производства работ, данные лица (фамилия, имя, отчество физического лица либо наименование юридического лица), ответственного за производство работ, телефон лица, ответственного за производство работ. В темное время суток ограждения, зона производства работ должна быть освещена электрическими сигнальными лампочками напряжением не выше 42 В. Ограждение зоны производства работ может быть снято только после полного восстановления дорожного покрытия, объектов благоустройства, зеленых насаждений и сдачи восстановительных работ в соответствии с разделом 5 настоящего Порядка производства земляных работ.

В соответствии с пунктом 3.17 Порядка производства земляных работ запрещается складировать на проезжей части дорог и прилегающей территории разобранное асфальтобетонное покрытие (скол), грунт.

Как следует из материалов дела, на спорном участке, расположенном на пересечении ул. Вольной и ул. Дзержинского в городе Петрозаводске,  обнаружен факт проведения земляных работ с нарушениями требований Порядка производства таких работ. На месте производства земляных работ вырыта траншея (котлован) глубиной до 2 метров, шириной до 3 метров, длиной до 15 метров. На дне котлована (траншеи) находится сборная конструкция из досок в виде решетки, на которую уложены металлические трубы. Траншея (котлован) находится на озелененной территории между тротуаром (ул. Вольной) и озелененной территорией, прилегающей к реке Неглинка в городе Петрозаводске. Отсутствует ограждение зоны работ, не обеспечена безопасность дорожного движения и пешеходов, в местах движения пешеходов, отсутствует освещение необходимое для вечернего и ночного времени суток, отсутствует информационный щит или какая-либо информация о производителе работ (организации, номера телефона и фамилии производителя работ). Также должностным лицом установлено, что рядом с траншеей (котлованом) на озелененной территории складирован грунт.

Согласно материалам дела, в соответствии с договором-заявкой на производство земляных работ от 05.06.2018 № 122 ООО «УМР КСМ» получило разрешение на производство земляных работ на объекте: Капитальный ремонт тепловой сети по ул. Вольной от ТК-32 в сторону ТК-32/1 и от ТК-32/4 до ул. Кирова в г. Петрозаводске. Срок действия договора - с момента его заключения и до 31.10.2018.

Поскольку на момент проверки (18.06.2018) срок действия договора не истек, Административной комиссией правильно установлено, что ООО «УМР КСМ» производило указанные земляные работы и своими действиями нарушило требования пунктов 1.3, 3.3, 3.12, 3.17 Порядка.

Факт неисполнения Обществом своих обязанностей по соблюдению Порядка подтверждаются имеющимися в материалах дела актом осмотра, фототаблицей к нему, схемой земельного участка, протоколом об административном правонарушении, договором-заявкой и другими материалами дела.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что зона производства работ была ограждена Обществом в соответствии со строительными нормами и правилами, признается апелляционным судом ошибочным. Установленные Обществом ограждения не могли обеспечить безопасное движение транспорта, пешеходов, сохранность объектов и элементов благоустройства, входящих в зону производства работ. Информационный щит также не был размещен.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требования Порядка производства земляных работ.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия № 1191-ЗРК.

По мнению суда апелляционной инстанции, административный штраф, назначенный Обществу в пределах санкции части 6.1 статьи 2.14 Закона Республики Карелия № 1191-ЗРК, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности вынесенного Административной комиссией постановления № 1.3.3-03/393-2018 от 08.08.2018.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, учитывая свободный доступ неограниченного количества лиц к месту производства земляных работ, что может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, апелляционный суд не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 22.10.2018 подлежит отмене, апелляционная жалоба Административной комиссии – удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 22 октября 2018 года по делу № А26-8669/2018 отменить.

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Управление механизированных работ КСМ» отказать 

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

И.Б. Лопато

 В.М. Толкунов