ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-9553/18 от 14.03.2019 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

21 марта 2019 года

Дело № А26-9553/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   марта 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Толкунова В.М.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Хафизовой Э.Р.

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: Караульных Е.В., по доверенности от 29.12.2018

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-35960/2018 )  ГБУ РК "Карельский региональный центр молодежи" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2018 по делу № А26-9553/2018(судья Свидская А.С.), принятое

по заявлению ГБУ РК "Карельский региональный центр молодежи"

к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия

об оспаривании предписания

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Карелия «Карельский региональный Центр молодежи» (далее – заявитель, ГБУ РК «КРЦМ», Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением  к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия (далее – ответчик, орган казначейства, Казначейство, Управление) о признании недействительным предписания от 13.07.2018 № 06-19-20/11-16156 (с учетом  уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции в соответствии                       со статьей  49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации               (далее- АПК РФ)).

Решением суда от 20.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ГБУ РК «КРЦМ» просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.

  Учреждение указывает, что  выявленное нарушение  в части необоснованного принятия к  бухгалтерскому учету документов на сумму 50000 руб. по мнимой сделке, как ущерб Российской Федерации, не квалифицировалось. Заявитель указывает, что  не является получателем средств федерального бюджета, указанная сумма была получена из бюджета Республики Карелия. Податель жалобы также указывает, что бездействием Управления было лишено права  представить мотивированные возражения относительно вменяемого  нарушения.

В судебном заседании представитель Управления возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям письменного отзыва.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечил,  что в силу части 3                    статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не служит препятствием для рассмотрения дела.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  на основании приказа Управления                       от 27.04.2018 № 146  органом финансового контроля в период с 27 апреля по 18 мая 2018 года была проведена выездная проверка соблюдения в ГБУ РК «КРЦМ» условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2017 году, в ходе которой выявлено нарушение проверяемым лицом статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ                        "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), выразившееся в принятии к бухгалтерскому учету документа, которым оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе положенные в основу мнимых и притворных сделок, – договора оказания услуг от 03.07.2017, заключенного между ГБУ РК «КРЦМ» и государственным бюджетным учреждением науки «Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук»                               (далее – Институт экономики).

Результаты проверки зафиксированы органом казначейства в Акте от 28.05.2018, который вручен должностному лицу Учреждения 28.05.2018.

ГБУ РК «КРЦМ» выдано предписание от 13.07.2018 № 06-19-20/11-16156, которым на Учреждение возложена обязанность в срок до 17.09.2018 возместить причиненный Российской Федерации ущерб путем перечисления денежных средств в сумме 46 500 руб. в доход федерального бюджета, полученное заявителем                     17.07.2018.         

Не согласившись с данным предписанием, ГБУ РК «КРЦМ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).

Подпунктом «в» пункта 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092        (далее – Правила № 1092),  определено, что объектами контроля в финансово-бюджетной сфере выступают федеральные государственные учреждения, а также государственные бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации (муниципальные бюджетные и автономные учреждения) в части соблюдения ими целей и условий предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета.

В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Таким образом, предписание об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, выдается по результатам всех видов контроля, предусмотренных статьей 265 БК РФ.

Полномочие территориальных органов казначейства по направлению предписаний предусмотрено и пунктом 68 Правил № 1092.

С учетом положений вышеуказанных норм оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом в отношении надлежащего объекта государственного финансового контроля.

Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, предусмотрено, что условия предоставления субсидий, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», приложением № 10 к которой (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1538 и от 31.03.2017 № 392) установлены Правила, определяющие цели, порядок и условия предоставления и распределения в 2017-2019 годах субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, отобранных в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами, на реализацию мероприятий государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, согласованных с комиссией по рассмотрению и согласованию мероприятий субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии (пункт 7 Правил).

Предоставление субсидии бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется на основании соглашения, заключаемого субъектом Российской Федерации с Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации (пункт 43).

В соответствии с вышеуказанными Правилами 21.02.2017 Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение о предоставлении субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» № 139-08-170.

Предметом Соглашения от 21.02.2017 № 139-08-170 являлось предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Республики Карелия целевой субсидии в соответствии с лимитами бюджетных обязательств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета 139, разделу 04, подразделу 12, целевой статье 15 2 01 55270, виду расходов 523 в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в соответствии с утвержденным Законом Республики Карелия от 21.12.2016 N 2083-ЗРК "О бюджете Республики Карелия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее – Закон о бюджете РК) перечнем мероприятий, в целях софинансирования которых предоставлялась субсидия, согласно приложению № 1 к настоящему Соглашению.

Размер субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Республики Карелия по указанному Соглашению, составил в 2017 году 93 % от общего объема бюджетных ассигнований – 55 436 690,81 руб., но не более                            51 556 122,43 руб.

Следовательно, финансирование мероприятий по Соглашению должно было осуществляться за счет средств субсидии федерального бюджета в объеме 93 % и бюджета Республики Карелия в объеме 7 %.

Приложением № 1 к Соглашению от 21.02.2017 № 139-08-170 установлено, что финансирование мероприятия «Содействие развитию молодежного предпринимательства» подлежало осуществлению за счет средств субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в 2017 году под финансовое обеспечение из бюджета субъекта Российской Федерации в размере                2 268 437,30 руб., то есть при уровне софинансирования федерального бюджета               93 %, объем субсидии, предусмотренной к предоставлению из федерального бюджета, составил 2 109 646,68 руб. (т.1, л.д.77).

Приложением № 6 к Соглашению от 21.02.2017 № 139-08-170 уполномоченным органом субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий по содействию развитию молодежного предпринимательства определено Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Из абзаца четвертого пункта 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Порядком применения целевых статей классификации расходов бюджета Республики Карелия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, утвержденным приказом Министерства финансов Республики Карелия от 01.11.2016 № 457, установлен                код направления расходов целевой статьи – R5270, который предполагает реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также молодежного предпринимательства. По данному направлению отражаются расходы бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также молодежного предпринимательства, включая предоставление субсидий бюджетам городских округов, муниципальных районов и поселений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, а также расходы бюджета Республики Карелия, в целях софинансирования которых предоставляются из федерального бюджета субсидии.

Законом о бюджете РК были утверждены основные характеристики бюджета Республики Карелия на 2017 год.

Актуальная редакция Закона о бюджете РК с приложениями (в редакции Закона Республики Карелия от 26.06.2017 № 2134-ЗРК) размещена на сайте Министерства финансов Республики Карелия в сети Интернет по адресу: http://minfin.karelia.ru/zakon-respubliki-karelija-o-bjudzhete-respubliki-karelija-na2017-god-i-na-planovyj-period-2018-i-2019-godov-s-izmenenijami/).

В пункте 11 приложения № 4 «Ведомственная структура расходов бюджета Республики Карелия на 2017 год» к названному Закону Министерству по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия утверждены расходы по целевой статье 08 3 01 R5270 (Субсидии бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также молодежного предпринимательства) в сумме 2 268,5 тыс. руб. (т.2, л.д.5-6).

В пункте 7.6 приложения № 6 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Республики Карелия и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2017 год» к Закону о бюджете РК определены ассигнования в размере 2 268,4 тыс. руб. по коду бюджетной классификации 814 07 07 08 3 01 R5270 610.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 24.12.2016 № 63-П «Об утверждении Порядка представления из бюджета Республики Карелия субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Карелия на иные цели», приказом Министерства финансов Республики Карелия от 18.12.2014 № 511 «О санкционировании оплаты денежных обязательств бюджетных учреждений Республики Карелия и автономных учреждений Республики Карелия, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1            статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» Министерством по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия издан приказ                                 от 20.04.2017 № 140 «О предоставлении целевых субсидий государственному бюджетному учреждению, подведомственному Министерству по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия» (т.1, л.д.90-91).

Этим приказом утвержден Перечень № 4 целевых субсидий на 2017 год                 ГБУ РК «КРЦМ» для финансового обеспечения мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры, спорта и совершенствование молодежной политики Республики Карелия» на 2014-2020 годы: «Содействие развитию молодежного предпринимательства (оплата образовательных, консультационных, информационных услуг, услуг в области информационных технологий, услуг по проведению информационной кампании, социологических опросов)». В перечне по коду классификации расходов бюджета 814 07 07 08301R5270 612 предусмотрена указанная целевая субсидия (код цели 25) на сумму 2 268 437,30 руб. (т.1, л.д.92-93).

Государственная программа Республики Карелия «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности реализации молодежной политики Республики Карели» на 2014-2020 годы утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 17.07.2014 № 228-П (далее – Государственная программа Республики Карелия).

В рамках реализации мероприятий Государственной программы Республики Карелия между Министерством по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия и ГБУ РК «КРЦМ» заключено Соглашение № 3 о предоставлении целевых субсидий от 03.05.2017 (т.1, л.д.94-98).        

Согласно пункту 1.1 данного Соглашения его предметом являлось определение порядка и условий предоставления Министерством по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия учреждению субсидий из бюджета Республики Карелия в соответствии с Законом о бюджете РК на цели,                   не связанные с обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), (далее – целевые субсидии).

По пункту 1.2 Соглашения учреждению предоставлялись целевые субсидии в соответствии с Перечнем целевых субсидий на 2017 год № 4 в сумме                                           2 268 437,30 руб. для реализации мероприятий Государственной программы Республики Карелия.

  Исходя из пунктов 1.2 и 2.2.1 Соглашения, Учреждение должно было оказывать содействие развитию молодежного предпринимательства, а именно: оплачивать образовательные, консультационные, информационные услуги, услуги в области информационных технологий, услуг по проведению информационной компании, социологических опросов.

Приложением № 1 к данному Соглашению был установлен график перечисления целевых субсидий на 2017 год (т.1, л.д.98).

   Соглашение вступило в силу с момента его подписания сторонами и действовало до 31.12.2017 (пункт 4).

Дополнительным соглашением от 19.10.2017 № 1 к Соглашению стороны внесли изменения в третий абзац пункта 1.2, указав целью соглашения    «Содействие развитию молодежного предпринимательства (оплата образовательных, консультационных, информационных услуг, услуг в области информационных технологий, услуг по проведению информационной компании, социологических опросов, изготовление и приобретение сувенирной и раздаточной продукции)» (т.1, л.д.99-101).

Дополнительным соглашением от 30.10.2017 № 2 к Соглашению в приложение № 1 «График перечисления целевых субсидий на 2017 год» внесены следующие изменения: субсидии предоставляются в сроки: до 25 мая 2017 года – 288 000 руб.; до 20 июля 2017 года – 710 000 руб.; до 5 декабря 2017 года –                          1 270 437,30 руб. (т.1, л.д.102-103).

Изменения к Соглашению, вносимые дополнительными соглашениями, вступили в силу с 3 мая 2017 года и действовали до 31 декабря 2017 года                         (пункты 3 и 2).

В связи с заключенным Соглашением и дополнительным соглашением от 19.10.2017 № 1 к нему в сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными ГБУ РК «КРЦМ» на 2017 год, от 15.05.2017 и 24.10.2017  были внесены в установленном порядке соответствующие изменения.

На основании Соглашения № 3 о предоставлении целевых субсидий от 03.05.2017 Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия участвовало в финансировании расходов на мероприятия Государственной программы Республики Карелия в части содействия развитию молодежного предпринимательства, а ГБУ РК «КРЦМ» реализовывало данные мероприятия.

Судом первой инстанции установлено, что  финансирование было произведено за счет средств федерального и республиканского бюджетов платежными поручениями от 24.05.2017 № 751902 на сумму 288 000 руб., от 24.07.2017 № 228543 – 710 000 руб. и от 27.12.2017 № 368212 – 1 270 437,30 руб. (т.1, л.д.104-106), в реквизитах «Назначение платежа» которых был указан код бюджетной классификации 814 07 07 08301R5270 612, ссылка на Соглашение от 03.05.2017 № 3 и код цели -  «25».

Из материалов дела следует, что размер предоставленных ГБУ РК «КРЦМ» средств целевых субсидий составил 2 268 437,30 руб. и соответствовал предусмотренному условиям Соглашения № 3 о предоставлении целевых субсидий от 03.05.2017, выпискам из отдельного лицевого счета бюджетного учреждения                  (т.1 л.д.107-109), отчету о финансовых результатах деятельности учреждения на                   1 января 2018 года (т.1, л.д.114-119) и отчету об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 1 января 2018 года (т.1, л.д.120-125).

В рамках реализации мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в соответствии с Соглашением № 3 о предоставлении целевых субсидий от 03.05.2017 между ГБУ РК «КРЦМ» и Институтом экономики был заключен договор оказания услуг от 03.07.2017 (т.1, л.д.131-132), предметом которого являлось оказание преподавательских услуг, осуществление научно-исследовательской работы в рамках организации и проведения мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность (пункт 1.1 договора).

Приложением № 1 к договору стороны установили Техническое задание                  (т.1, л.д.133-134), в котором были предусмотрены период оказания услуг – с 3 по 31 июля 2017 года, их объем – не менее 30 академических часов, общий охват участников – не менее 410 человек, а также следующее содержание оказываемых услуг:

проведение олимпиады по предпринимательству при участии обучающихся и представителей школ и образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального обучения Республики Карелия;

 проведение не менее 10 открытых уроков со школьниками с выступлением предпринимателей в образовательных учреждениях Республики Карелия;

проведение не менее одной деловой игры по предпринимательству; проведение не менее одного круглого стола по наиболее актуальным вопросам бизнеса в образовательных и научных учреждениях г. Петрозаводска;

проведение не менее одного семинара с выступлением предпринимателей и экспертов по определенным вопросам.

По выставленному Институтом экономики счету от 03.07.2017 № 00000003 (т.1, л.д.135) на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг от 31.07.2017, в котором подтверждено оказание услуг в соответствии с условиями договора и технического задания в период с 3 по 31 июля 2017 года              (т.1, л.д.136), Учреждение произвело оплату оказанных услуг платежным поручением от 11.08.2017 № 346740 на сумму 50 000 руб. (т.1, л.д.137).

В реквизите «Назначение платежа» платежного поручения от 11.08.2017                  № 346740 указан код цели «25»; в карточке счета ГБУ РК «КРЦМ» 201.11 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» за  2017 год по заявке на кассовый расход от 11.08.2017 отражена операция по оплате счета Института экономики от 03.07.2017 № 3 за счет целевых субсидий по договору от 03.07.2017 на суму 50 000 руб. (т.1, л.д.126-130).

Указанное свидетельствует о подтвержденной взаимосвязи между предоставленной из федерального бюджета бюджету Республики Карелия по Соглашению от 21.02.2017 № 139-08-170 субсидией на финансирование мероприятия «Содействие развитию молодежного предпринимательства» в целях софинансирования на 93 % мероприятий, перечень которых утвержден Законом о бюджете РК (на сумму 2 109 646,68 руб.), и субсидией, полученной Учреждением по Соглашению № 3 о предоставлении целевых субсидий от 03.05.2017 на сумму                        2 268 437,30 руб., из средств которой была осуществлена оплата преподавательских услуг по договору от 03.07.2017 с Институтом экономики.

Доведение средств субсидии до учреждения из бюджета Республики Карелия не меняло их сути: денежные средства были предоставлены из федерального бюджета, что и отражала целевая статья, а именно: код направления расходов целевой статьи – 5270, а также код цели «25».

Следовательно, Учреждение получало и расходовало средства бюджета Республики Карелия, источником которых являлись средства субсидии из федерального бюджета. На основании изложенного суд  правомерно отклонил довод заявителя о том, что оплата за услуги Института экономики была произведена им не за счет средств федерального бюджета.

По факту оказания Институтом экономики услуг по договору от 03.07.2017 следует указать, что из предоставленных Учреждением в ходе проверки пояснений к Акту от 28.05.2018 следовало, согласно отчету по мероприятиям, реализованным Институтом экономики, в рамках указанного договора проведено 16 мероприятий.

В целях проверки достоверности отчетности органом казначейства были направлены запросы о подтверждении предоставленных сведений по 9 мероприятиям в образовательные учреждения, на площадке которых они должны были проводиться.

Из ответов на запросы, направленные в муниципальное образовательное учреждение «Державинский лицей» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени И.С. Фрадкова», следовало, что в период с 3 по 31 июля 2017 года на базе указанных учебных заведений мероприятий со школьниками                                 не проводилось; обучающиеся находились на каникулах.

Остальные 7 мероприятий были проведены в период с марта по май 2017 года, что подтверждено информацией о них, опубликованной в сети Интернет.

Иных документов, подтверждающих проведение в период 3 по 31 июля 2017 года мероприятий, предусмотренных договором оказания услуг от 03.07.2017, заявителем представлено не было ни органу казначейства в ходе проверки, ни суду при рассмотрении дела.

Частями 1 и 2 статьи 2 Закона о бухгалтерском учете установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации; закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности. Следовательно, указанный закон является нормативным правовым актом, в том числе регулирующим бюджетные правоотношения.

В силу части 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.                     Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.

Таким образом, в нарушение статьи 9 Закона о бухгалтерском учете Учреждение приняло к бухгалтерскому учету документ – акт сдачи-приемки оказанных услуг от 31.07.2017 по договору оказания услуг от 03.07.2017, которым оформило не имевшие места факты хозяйственной жизни – оказание в период                          с 3 по 31 июля 2017 года преподавательских услуг и осуществление                            научно-исследовательской работы в рамках организации и проведения мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность между ГБУ РК «КРЦМ» и Институтом экономики, а также на основании которого приняло к оплате и оплатило фактически не оказанные исполнителем услуги.

Материалами дела подтверждается, что оплата за счет бюджетных средств услуг, оказание которых не подтверждено документально, произведена Учреждением в полном объеме – на сумму 50 000 руб., то есть, в части оплаты на сумму 46 500 руб. (93 %) Учреждением были израсходованы средства федерального бюджета, выделенные в порядке софинансирования расходов бюджета Республики Карелия на реализацию мероприятия «Содействие развитию молодежного предпринимательства».

Использование бюджетных средств целевых субсидий предполагало неукоснительное соблюдение норм бюджетного законодательства и Закона о бухгалтерском учете.

На основании изложенного суд обоснованно согласился с выводом ответчика о том, что расходы Учреждения по оплате не оказанных ему преподавательских услуг в рамках мероприятий Государственной программы Республики Карелия по содействию развитию молодежного предпринимательства за счет средств федерального бюджета являлись неправомерными.

Поскольку заявителем в 2017 году сумма 46 500 руб. была выплачена Институту экономики из средств, источником которых являлись средства субсидии из федерального бюджета, правомерен вывод суда о том, что  данные денежные средства подлежат возврату в бюджетную систему (взысканию с заявителя). 

Согласно  материалам  дела заявителем на Акт выездной проверки от 28.05.2018 были представлены возражения от 26.06.2018 исх. № 92. Указанные возражения были рассмотрены руководителем Управления, что соответствует пункту 66 Правил № 1092. Поскольку представленные Учреждением возражения               не опровергают выявленные органом контроля факты неоказания услуг по договору от 03.07.2017, руководителем Управления, на основании пункта 67 Правил № 1092, по результатам рассмотрения Акта и иных материалов выездной проверки принято решение о направлении объекту контроля предписания.

Таким образом, довод ГБУ РК «КРЦМ» о нарушении Управлением                         пунктов 65-68 Правил № 1092 не подтвержден материалами дела, поскольку Учреждение не было лишено права предоставлять возражения на Акт проверки, порядок реализации результатов контрольного мероприятия Управлением нарушен не был.

В отношении довода Учреждения об отсутствии ущерба, причиненного Российской Федерации, апелляционный суд, помимо вышеуказанного,  отмечает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления     кредитов     и     займов,     обеспеченных     государственными     и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Подпунктом б пункта 68 Правил № 1069 предусмотрено полномочие Федерального казначейства (его территориального органа) по направлению предписания, содержащего обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования, в том числе, о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

Учитывая, что понятие «ущерб, причиненный Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию» бюджетным законодательством Российской Федерации не установлено, его содержание раскрыто в правоприменительной практике.

При этом и органы контроля в финансово-бюджетной сфере, и суды Российской Федерации квалифицируют наличие ущерба, причиненного Российской Федерации, как вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета, так и иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), с нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вред есть  любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным)  (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2015                                    № 81-КГ14-19).

            Таким образом, довод Учреждения о том, что в Акте проверки и предписании не указаны конкретные положения гражданского законодательства Российской Федерации, позволяющие определить указанное в предписании нарушение как ущерб, не устраняет существо и обязанность устранения нарушения, совершенного ГБУ РК «КРЦМ» и определенное Управлением.

Поскольку предписание выдано полномочным органом и при наличии к тому оснований, не возлагает на заявителя не предусмотренных законодательством обязанностей, у суда не имеется оснований для признания его недействительным.

Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ,  не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2018 по делу                  № А26-9553/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                            Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

И.Б. Лопато

А.Б. Семенова