ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А33-20894/17 от 20.12.2017 Третьего арбитражного апелляционного суда

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

27 декабря 2017 года

Дело №

А33-20894/2017

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «20» декабря 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен «27» декабря 2017 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Морозовой Н.А.,

судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Таракановой О.М.,

при участии:

от заявителя (общества с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК») -
Россихиной Т.А., представителя по доверенности от 04.08.2017 № 25/17/СВК,

от ответчика (департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска) - Шаргиной Т.В., представителя по доверенности от 11.08.2017 № 125,

от третьего лица (управления архитектуры администрации г. Красноярска) -
Илюшенко Ю.Н., представителя по доверенности от 07.11.2017,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «25» октября 2017 года по делу № А33-20894/2017, принятое судьёй Лесковым Р.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК»(ИНН 4220031770, ОГРН 1064220013527, г. Новокузнецк) (далее – заявитель, ООО «СИБИРЬ-ВК», общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800, г. Красноярск) (далее – административный орган, Департамент) о:

- признании недействительным отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м, расположенного в городе Красноярске по ул. Спортивной, 120, выразившегося в письме от 22.06.2017
исх. №15846ш.;

- обязании Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска подготовить и направить в адрес ООО «Сибирь-ВК» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м, расположенного в городе Красноярске
по ул. Спортивной, 120.

Определением от 20.09.2017 в качестве заинтересованного лица, к участию в деле привлечено Управление архитектуры администрации г. Красноярска (далее – Управление архитектуры).

Решением Арбитражного суда Красноярского края от «25» октября 2017 года заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-ВК» удовлетворено.

Признан незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м, расположенного в городе Красноярске по ул. Спортивной, 120, выразившегося в письме от 22.06.2017 года исх. №15846ш, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В целях устранения нарушения прав и обязанностей общества с ограниченной ответственностью «Сибирь-ВК» суд возложил на Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска обязанность подготовить и направить в адрес ООО «Сибирь-ВК» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м, расположенного в городе Красноярске по ул. Спортивной, 120.

Не согласившись с данным судебным актом, Департамент обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Департамент ссылается на следующие обстоятельства.

- В пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
ЗК РФ), и в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества» закреплено, что земельные участки общего пользования не подлежат приватизации – судом первой инстанции решение вынесено в нарушение указанных норм.

- Материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м., частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Он не подлежит приватизации.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель Департамента в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель Управления архитектуры в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы Департамента, просил отменить решение суда первой инстанции.

Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

30.12.21992 принято постановление КУГИ Администрации Красноярского края
№01-28-1023 о преобразовании арендного предприятия «Вторчермет» в акционерное общество открытого типа «Втормет», утвержден план приватизации. Согласно раздела 2.16. плана приватизации, участок Красноярского цеха «Вторчермет» расположен в Кировском районе г. Красноярска по ул .Спортивной, 120. Общая площадь участка 6 га. Границы цеха сопряжены с территорией завода «Сибэлектросталь», «Электроподстанция», с двух сторон располагаются жилые массивы, пос. Инициаторов и пос. Суворовского. По территории цеха проходит тупиковый железнодорожный путь, автодорога, теплотрасса, канализация, водопровод, телефонный линия, линия ЛЭП, подкрановый путь.

На основании Плана приватизации за АО «Втормет» 19.05.200 зарегистрировано право собственности на сооружение - подъездные пути протяженностью 2622,4 п.м. по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, 120 (свидетельство о государственной регистрации права серия 24АУ №006894).

По состоянию на 08.02.2008 на сооружение «Подъездные пути» по адресу:
г. Красноярск, ул. Спортивная, 120 ФГУП «Ростехинвентаризация» в лице Красноярского отделения Филиала по Красноярскому краю составлен технический паспорт. Сооружению присвоен инвентарный номер 04:401:002:000565140. Согласно техническому паспорту год начала строительства путей определен 1980. Длина путей 2622,4 м. Пути состоят из
8 участков. На всех участках переезды через пути отсутствуют. Не нанесены переезды и на схематический план путей.

На основании договора №03-КПР/ВК купли-продажи недвижимого имущества от 01.08.2007 общество с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК» приобрело право собственности на сооружение - подъездные пути, назначение нежилое, протяженность 2622,4 п.м., инв№13-3, находящиеся по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, 120 (кадастровый номер 24:50:060031:0000:04:401:002:000565140:0002). Данный факт следует из свидетельства о государственной регистрации права от 07.04.2008 24 ЕЗ 780130.

По указанному адресу: г.Красноярск, ул.Спортивная, 120, заявителем в 2008-2010 годах были приобретены также следующие объекты недвижимого имущества:

-подкрановый путь №3, протяженность 28,4 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039839 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №4, протяженность 22,6 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039821 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №5, протяженность 18,5 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039840 от 05.12.2008);

-нежилое здание общей площадью 32 кв.м., лит.В30 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039823 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №2, протяженность 86,7 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039837 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №10, протяженность 54,2 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039856 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №6, протяженность 61,8 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039841 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №8, протяженность 29,5 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039824 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №7, протяженность 48,0 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039822 от 05.12.2008);

-подкрановый путь №9, протяженность 28,0 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039825 от 05.12.2008);

-нежилое здание, общей площадью 7.2 кв.м., лит.В31 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 039836 от 05.12.2008);

-нежилое здание общей площадью 1677,1 кв.м., лит.Б, Б1 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780132 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 1422 кв.м., лит.В10,В11,В12,В13 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780127 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 1227,3 кв.м., лит.В14,В15,В16,В17 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780133 от 07.04.2008);

-подкрановый путь №1, протяженность 49,2 п.м. (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780131 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 8920 кв.м., лит.В-В9 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780134 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 735,3кв.м., лит.В23 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780126 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 225,9 кв.м., лит.В20,В21,В22 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780129 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 45,4 кв.м., лит.В28 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780128 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 228, кв.м., лит.В25,В26,В27 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780135 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 18,6 кв.м., лит.В29 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕЗ 780136 от 07.04.2008);

-нежилое здание общей площадью 876.8 кв.м., лит.В18,В19 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 775977 от 02.09.20010);

-нежилое здание общей площадью 59.5 кв.м., лит.В24 (свидетельство о государственной регистрации права 24 ЕИ 775978 от 02.09.20010)

13.01.2011 на государственный кадастровый учет было поставлено сооружение -подъездные пути протяженность 2622 м., по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, 120 с присвоением кадастрового номер а 24:50:0600031:815, что следует из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимого имущества от 06.09.2017 №КУВИ-002/2017-417289.

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 06.12.2012
№24/12-395853 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600031:30 (ранее имел кадастровый номер 24:50:05 00 271:0015), находящийся по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, 120, общей площадью 71 707 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет 19.11.2005. Земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - нежилое помещение.

22.04.2013 вышеуказанный земельный участок предоставлен департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обществу с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК» в аренду по договору аренды земельного участка №113, в целях эксплуатации нежилых зданий, сооружений-подъездных путей, подкрановых путей, автодорог на срок с 19.12.2012 по 28.12.2022 (подпункт 1.1.2.1. договора аренды). 27.05.2013 договор аренды прошел процедуру государственной регистрации (номер записи 24-24-01/110/2013-899).

Согласно тексту кадастровой выписки о земельном участке от 06.10.2016 №24/16-775956 земельный участок с КН 24:50:0600031:30 находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК».

В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.09.2017
№КУВИ-002/2017-489666 в пределах земельного участка с КН24:50:0600031:30 находятся объекты недвижимого имущества, имеющие кадастровые номера: 24:50:0000000151149, 24:50:0000000:28176, 24:50:0600031:1945, 24:50:0600031:890, 24:50:0600031:911, 24:50:0600031:739, 24:50:0600031:1627, 24:50:0600031:1629, 24:50:0600031:883, 24:50:0600031:753, 24:50:0600031:892, 24:50:0600031:734, 24:50:0600031:893, 24:50:0600031:923, 24:50:0600031:748; 24:50:0600031:835, 24:50:06000:779, 24:50:0600031:768, 24:50:0600031:747.

Постановлением Администрации города Красноярска от 03.11.2015 №677 назначены публичные слушания по проекту планировки и межевании территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе. Согласно представленного в дело заключения о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе открытое обсуждение состоялось 01.12.2015 в 18 час. 00 мин. в Городском Дворце культуры «Кировский» по адресу:
г. Красноярск, ул. Кутузова, 91. В открытом обсуждении Проекта приняли участие
51 участник (из них 7 человек зарегистрировались, но не приняли участие в голосовании), 2 члена комиссии, представитель разработчика проекта, руководитель администрации Кировского района. В период проведения публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе поступили предложения:

34 - за проект планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе;

12 - против проекта планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе;

4 письменных обращения, содержащих предложения и замечания по проекту планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе.

Заключение постоянной комиссии по градостроительной политике Красноярского городского Совета депутатов по проекту планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования города Красноярска отсутствует в связи с тем, что заседание комиссии по Проекту не состоялось. Как следует из заключения, с учетом мнения участников публичных слушаний, а также изменений, внесенных в Проект, в части размещения объектов в VI квартале общественно-деловой застройки по предложениям, поступившим во время проведения публичных слушаний по Проекту, Комиссия рекомендовала утвердить проект планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе.

Постановлением Администрации города Красноярска от 15.01.2016 №22 проект планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе утвержден.

12.03.2017 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска составлено заключение по состоянию земельного участка №2296-ДМиЗО, в котором отражен факт местонахождения участка, нахождение в его границах объектов недвижимого имущества и некапитальных строений, сетей канализации и кабельных линий, автодорог и подъездных путей.

Как следует из представленных в дело заявлений о предоставлении земельного участка в собственность за плату, заявитель два раза получал отказ департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в выкупе земельного участка (от 03.10.2016 за №27560ш и от 06.04.2017 №8413-ту).

18.05.2017 заявитель вновь обратился в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка с КН 24:50:0600031:30 в собственность за плату, без проведения торгов, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении общество с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК» указала все объекты недвижимого имущества, находящиеся в пределах земельного участка, представила свидетельства о государственной регистрации права, а также заключения ИИИ «Институт «КРАСНОЯРСКГРАЖДАНПРОЕКТ» в отношении объектов, расположенных в границах земельного участка, которые не являются капитальными строениями.

22.06.2017 департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска подготовлен ответ об отказе в предоставлении земельного участка в собственностью №15846ш. Согласно данного ответа, в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка, департамент указал следующие обстоятельства.

* Согласно сведениям о земельном участке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе.

* Проект планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе утвержден постановлением администрации города Красноярска от 15.01.2016 № 22. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ).

* Аналогичное положение предусмотрено ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

* Из представленных документов следует, что на испрашиваемом земельном участке расположено 26 объектов капитального строительства, в том числе 13 сооружений,
13 нежилых зданий, по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, 120. Однако по результатам визуального обследования департаментом установлено, что строение Лит Б24 на испрашиваемом Вами земельном участке отсутствует.

* В представленном сообщении у сооружения - автодорога протяженностью 846,4 п.м. и сооружения - автодорога протяженностью 137 п.м. указан одинаковый кадастровый (условный) номер - 24:50:0400031:1629. В этой связи Вами представлена недостоверная информация об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0600031:30.

Заявитель указывая на факт противоречия отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации просит суд признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственностью от 22.06.2017 №15846ш и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности на департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска обязанности подготовить и направить в адрес ООО «Сибирь-ВК» проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м, расположенного в городе Красноярске по ул. Спортивной, 120.

Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.

При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).

В предмет доказывания правомерности принятия налоговым органом по результатам налоговой проверки решения о привлечении к налоговой ответственности входит соблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов проверки. Нарушений прав налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки судом не установлено.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от 22.06.2017, является незаконным и нарушает права заявителя.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Вместе с тем, статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции. Исходя из данных конституционных предписаний и требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению.

Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в
случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное
(бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в
собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Статья 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса.

Из указанного следует, что общество обратилось с заявлением к компетентному органу и отказ выдан уполномоченным лицом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.

Данное положение согласуется с установленным в пункте 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, заявитель является собственником объектов недвижимости, находящихся в границах земельного участка с КН 24:50:0600031:30. Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0600031:30 использовался заявителем на основании договора аренды №113 от 22.04.2013.

24.05.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в целях коммунального обслуживания.

Письмом от 22.06.2017 №15846ш департамент отказал в предоставлении земельного участка в собственность.

В обоснование оспариваемого отказа департамент указал, что согласно сведениям о земельном участке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий и является землями общего пользования. Красные линии утверждены в составе проекта внесения изменений в проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск.

Проект планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе утвержден постановлением администрации города Красноярска от 15.01.2016 № 22. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ). Аналогичное положение предусмотрено ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которой отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Из представленных документов следует, что на испрашиваемом земельном участке расположено 26 объектов капитального строительства, в том числе 13 сооружений, 13 нежилых зданий, по адресу: г. Красноярск, ул. Спортивная, 120. Однако по результатам визуального обследования департаментом установлено, что строение Лит Б24 на испрашиваемом земельном участке отсутствует. У сооружения - автодорога протяженностью 846,4 п.м. и сооружения - автодорога протяженностью 137 п.м. указан одинаковый кадастровый (условный) номер -24:50:0400031:1629.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в оспариваемом отказе департамент не указал ни одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка в собственность без процедуры проведения торгов.

Вместе с тем, в порядке реализации возложенных на него полномочий федеральный законодатель в пункте 12 статьи 85 ЗК РФ, пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрел, что земельные участки общего пользования не подлежат приватизации. То есть участки данной категории не подлежат передаче в собственность как без процедуры проведения торгов, так и в рамках проведения торгов. Таким образом, безотносительно наличия ссылки в оспариваемом отказе на статью 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, данный участок предоставлен быть не может в силу законодательного запрета.

В силу статьи 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2).

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).

В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование -планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.

Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Следовательно, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования обозначаются красными линиями, отделяющими территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.

В подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок частично расположен за границами красных линий, которые утверждены в составе Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа г. Красноярск, утвержденного постановлением от 25.12.2015 № 833, ответчиком и Управлением архитектуры в материалы дела представленысведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), в соответствии с которыми:

- материалами Генерального плана городского округа Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107
(далее Генеральный план), улица Аральская, по которой проходит часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30 является магистральной улицей районного значения;

- основанием для размещения автодороги является утвержденный проект планировки улично-дорожной сети, утвержденный постановлением администрации города от 25.12.2015 № 833;

- по проекту планировки и межевания территории жилого района «Мичуринский» в Кировском районе: дороги в красных линиях, озеленение улиц, озеленений вдоль пешеходных путей, озеленение специального назначения.

Утверждая о недоказанности факта пересечения красных линий спорного земельного участка, суд первой инстанции ссылается на то, что публикации подлежит также разбивочный чертеж красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям; расчет координат характерных точек красных линий, и, при отсутствии публикации данных сведений определить и оспорить факт наложения испрашиваемого земельного участка на существующие земельные участки общего пользования, прохождение через участок красных линий, является невозможным.

Апелляционный суд считает данный вывод суда первой инстанции необоснованным, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу (часть 1).

В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2). Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3). Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (часть 4).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд считает верным вывод суда первой инстанции о том, что ответчиком доказан факт пересечения красных линий спорного земельного участка, на основании следующего.

В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования.

Согласно части 1 статьи 18 Кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с названным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, в том числе, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий (часть 3 статьи 41 Кодекса).

Согласно статье 42 Градостроительного кодекса подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (пункт 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;

б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;

в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;

2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о
плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных
градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения;

3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (пункт 3).

В соответствии с частью 10 статьи 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В силу части 5 статьи 46 Кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Согласно части 7 Градостроительного кодекса в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

В соответствии с пунктом 9 статьи 46 Кодекса участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

В силу части 13 статьи 46 Кодекса глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в силу изложенных норм права опубликованию подлежит основная часть проекта планировки территории, которая включает в себя, в том числе чертеж планировки территории, на котором отображаются красные линии. Вышеизложенными нормами права не предусмотрено опубликование обосновывающей части проекта планировки территории, в том числе координат характерных точек красных линий.

Проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск прошел процедуру публичных слушаний 27.11.2015, утвержден и опубликован в установленном порядке, данный проект содержит чертеж красных линий всего города Красноярска, который опубликован в установленном порядке.

В соответствии со сведениями из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности красные линии пересекают спорный земельный участок. Управлением архитектуры представлены сведения о координатах характерных точек красных линий, даны пояснения о том, что координаты точек красных линий устанавливаются при проектировании улично-дорожной сети на основании муниципального контракта. Далее указанная информация передается в уполномоченный орган для проверки и занесения в информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в частности в единую муниципальную геоинформационную систему города Красноярска (ЕМГИС), Информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

Статьей 56 Градостроительного кодекса предусмотрено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1).

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3).

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:

1) сведения:

а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части,
касающейся территорий муниципальных образований;

б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в
части, касающейся территорий муниципальных образований;

в) о документах территориального планирования муниципальных образований,
материалах по их обоснованию;

г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;

д) о документации по планировке территории;

е) об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и
результатов инженерных изысканий;

ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

з) о геодезических и картографических материалах;

и) о создании искусственного земельного участка;

2)дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;

3)иные документы и материалы (часть 4).

Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (часть 8).

Таким образом, информация о территориальном планировании муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки подлежит учету в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Следовательно, сведения из ИСОГД являются надлежащими доказательствами, соответствующими правилу допустимости, которые позволяют достоверно установить назначение земельного участка, возможность его использования для тех или иных целей.

Исходя из смысла и содержания указанных норм права в их взаимосвязи с положениями статей 56 - 57 Градостроительного кодекса, апелляционный суд приходит к выводу о том, что обязанность уполномоченного органа по опубликованию информации о красных линиях с указанием точек координат нормативно не установлена, координаты точек красных линий не подлежат опубликованию, сведения о них содержатся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Ведение данной системы автоматизировано, регламентировано ведомственными актами и у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности сведений, содержащихся в данной системе.

Таким образом, представленные в материалы дела сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Красноярска являются официальным информационным ресурсом, в котором содержатся сведения об утвержденных красных линиях в составе документов территориального планирования города Красноярска, а также об их координатах, которые могут быть предоставлены заинтересованному лицу по заявлению в установленном порядке.

Вывод суда первой инстанции о том, что планирование улично-дорожной сети города Красноярска определено без учета фактического использования земельного участка, так как законная застройка спорного земельного участка произведена ранее утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети и территории общественного пользования городского округа город Красноярск, которым установлены красные линии, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, является неверным в силу следующего.

Из положений части 1 статьи 41, частей 2 - 6 статьи 42 Градостроительного кодекса, пунктов 1, 3.1, 4.1, 5.2, подпунктов 6, 7 пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 № 150, следует, что установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Однако это не исключают возможность определения в публичных интересах новых границ территорий общего пользования путем установления проектом планировки и межевания красных линий. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, орган местного самоуправления в случае оспаривания акта об утверждении проекта планировки территории обязан представить обоснование необходимости их строительства и соответствующего установления красных линий на территории, занятой объектами недвижимости, доказательства соблюдения при этом баланса частных и публичных интересов.

При наличии доказательств планируемого строительства автомобильной дороги и других подобных сооружений в целях обеспечения публичного интереса могут быть ограничены права собственников объектов недвижимости, земельный участок под которыми не сформирован.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указано, что, в частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Как следует из материалов дела, с заявлением о предоставлении спорного земельного участка заявитель обратился 18.05.2017, то есть после утверждения Проекта планировки улично-дорожной сети 25.12.2015.

Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что в материалы дела не представлено доказательств со стороны Департамента о наличии в границах испрашиваемого заявителем земельного участка дороги имеющей в соответствии с действующим законодательством статус местного значения.

С данным выводом суда первой инстанции, апелляционный суд также не согласен на основании следующего.

Согласно материалам Генерального плана городского округа Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 года № 7-107 (далее Генеральный план), улица Аральская, по которой проходит часть земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:40 является магистральной улицей районного значения (Приложение 1).

Размещение автодороги Генеральным планом в ином месте не предусмотрено.

Основанием для размещения автодороги является утвержденный проект планировки улично-дорожной сети, утвержденный постановлением администрации города от 25.12.2015 № 833 (далее - проект планировки УДС).

Подготовка проекта планировки осуществляется для выбора наиболее эффективной транспортной модели, обеспечивающей сбалансированное развитие и комфортную среду проживания; установления параметров улично-дорожной сети, объектов транспортной инфраструктуры, объектов общественного пользования (бульваров, скверов, площадей и др.), в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В материалы дела представлена фотография с нанесенной схемой расположения земельного участка (т.2, л.д. 163), на которой факт существования дороги виден наглядно.

На основании изложенного, апелляционный суд считает, что оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность заявителю соответствует закону и прав и законных интересов общества не нарушает.

Таким образом, обжалуемое решение принято судом первой инстанции при неправильном применении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска в выкупе земельного участка с кадастровым номером 24:50:0600031:30, площадью 71707,00 кв.м, расположенного в городе Красноярске по
ул. Спортивной, 120, выразившегося в письме от 22.06.2017 года исх. №15846ш основаны на неправильном применении норм материального права. При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результат рассмотрения дела, расходы общества по уплате государственной пошлины, за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 3000 рублей по платежному поручению от 03.07.2017 подлежат возмещению за счет общества с ограниченной ответственностью «СИБИРЬ-ВК».

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в Третьем арбитражном апелляционном суде не рассматривается судом, поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы фактически не понесены.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Красноярского края от «25» октября 2017 года по делу № А33-20894/2017 отменить.

Принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Н.А. Морозова

Судьи:

Г.Н. Борисов

Д.В. Юдин