ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А42-6884/16 от 23.01.2018 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

30 января 2018 года

Дело №А42-6884/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.

при ведении протокола судебного заседания: Николаевым И.И.

при участии:

от заявителя: не явились, извещены

от ответчика: не явились, извещены

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31198/2017) ООО "УК "Мурманремстрой" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.10.2017 по делу № А42-6884/2016 (судья Фокина О.С.), принятое

по заявлению ООО "УК "Мурманремстрой"

к Комитету по жилищной политике

об оспаривании предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Мурманремстрой» (адрес: г.Мурманск, ул.Достоевского, д.3; ОГРН 1145190015629, ИНН 5190042171, далее – Общество, ООО «УК Мурманремстрой») обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным предписания № 564 от 29.09.2016 Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска (адрес: г.Мурманск, ул.Профсоюзов, д.20; ОГРН 1115190008702, ИНН 5190932826далее – ответчик, Комитет).

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 требования Общества удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 решение суда от 12.12.2016 оставлено без изменений.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.2017 решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.12.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2017 по делу № А42-6884/2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Решением суда от 09.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано, придя к выводу о законности оспариваемого предписания.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, признав недействительным предписание Комитета.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя председателя Комитета от 26.09.2016 № 1059 должностным лицом Комитета с участием представителя Общества 29.09.2016 проведена внеплановая выездная проверка с целью рассмотрения обращения гражданина по поводу неудовлетворительного технического состояния асфальтобетонного покрытия придомовой территории многоквартирного дома № 9 по пр. Ледокольному в г. Мурманске.

В ходе проверки установлены нарушения: со стороны дворового фасада на проезжей части отдельными участками неудовлетворительное техническое состояние асфальтобетонного покрытия, а именно: нарушение целостности покрытия с удалением материала, наличие многочисленных выбоин и просадок.

Комитет, придя к выводу, что заявителем нарушены пункт 3.6.29 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170), пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), отразил соответствующие нарушения в акте проверки № 1059 от 29.09.2016 и выдал ООО «УК Мурманремстрой» предписание № 564 от 29.09.2016, в котором обязал заявителя выполнить текущий ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части придомовой территории со стороны фасада в срок до 25.11.2016.

Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО «УК Мурманремстрой» обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.

Апелляционный суд, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта на основании следующего.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).

Как следует из материалов дела, Управление многоквартирным домом по адресу: Мурманск, пр. Ледокольный, д. 9, на основании договора от 04.06.2015 осуществляет Общество, в связи с чем заявитель, как управляющая организация, принял на себя обязательства по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлению коммунальных услуг.

В силу часть 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил № 491 в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к дому и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (пункт Б.33 "СП 59.13330.2012, Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605).

Категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах классифицируются по СНиП 2.07.01-89, которые в пункте 6.17 выделяют в составе улично-дорожной сети улицы и дороги магистрального и местного значений, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствие с классификацией, в которой под проездами понимают - подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

В соответствии с пунктом 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в том числе обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, определены Правилами № 170.

Указанными Правилами установлены следующие требования: уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.6.1); покрытия территорий должны быть полностью отремонтированы до наступления заморозков, удалены материалы и предметы, которые могут вызывать поломку снегоочистителей или способствовать образованию заносов (пункт 3.6.29); просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7).

В приложении № 7 к данным Правилам в перечне работ, относящихся к текущему ремонту, указан ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек.

Из положений статьи 161 ЖК РФ, пункта 1.8 Правил № 170, пункта 16 Правил № 491, следует, что управляющая организация в любом случае должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в многоквартирном доме.

При этом законодатель предусмотрел также и обязанность управляющей организации в установленных случаях обеспечить надлежащее состояние тротуара и проезда к жилому дому, расположенных на придомовой территории.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Решением Совета депутатов города Мурманска от 26.12.2013 № 68-971 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее – Правила благоустройства), устанавливающие общие параметры и обязательное сочетание элементов благоустройства территории муниципального образования город Мурманск для создания безопасной, удобной и привлекательной среды, требования, которые необходимо применять при проектировании, эксплуатации благоустроенных территорий, а также осуществлении контроля за благоустройством территории города Мурманска.

В соответствии с пунктом 2.4 Правил благоустройства объекты благоустройства территории (далее также - объекты благоустройства) - территории города, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально- пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории города.

В силу пункта 9.1.10 Правил благоустройства собственниками (правообладателями), лицами, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства (далее также - собственники (правообладатели)), являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно- правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.

Пунктом 9.1.5 Правил благоустройства определено, что придомовая территория - территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).

Как следует из представленного в материалы дела приложения к техническому паспорту на спорный жилой дом, в границы земельного участка, на котором расположен дом № 9 по пр. Ледокольному, входит придомовая территория, в частности 2 507 кв.м. проезда с асфальтовым покрытием.

Из материалов дела усматривается, что спорная территория входит в состав придомовой территории.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно Общество несет ответственность за восстановление асфальтового покрытия придомовой территории.

Согласно пункту 42 Правил № 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Само по себе отсутствие указания в договоре управления от 04.06.2015 обязанности по надлежащему содержанию придомовой территории не может служить основанием для освобождения Общества от нее.

Довод Общества на отсутствие государственной регистрации спорного земельного участка правомерно отклонен судом в связи со следующим.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Таким образом, наличие государственного учета земельного участка под многоквартирным жилым домом и прилегающей к нему территории имеет значение для определения собственника земельного участка, но не изменяет круг обязанностей управляющей организации, в частности предусмотренных положениями пункта 3.6.29 Правил № 170 и пункта 10 Правил № 491.

Общество, как организация, осуществляющая эксплуатацию (содержание) общего имущества многоквартирного дома, несет ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к площадкам перед подъездами домов, проездным и пешеходным дорожкам, в том числе к асфальтовому покрытию на придомовой территории.

Материалами дела, в частности, актом проверки от 29.09.2016 №1059 подтверждается наличие неудовлетворительного состояния общего имущества многоквартирного дома, а именно проезжая часть со стороны дворового фасада многоквартирного дома № 9 по проезду Ледокольному находится в неудовлетворительном состоянии: нарушена целостность асфальтобетонного покрытия с удалением материала, наличие многочисленных выбоин и просадок (л.д.25). Заявителем наличие данных нарушений не оспаривается.

Доказательств принятия каких-либо мер по недопущению разрушения асфальтового покрытия заявителем в материалы дела не представлено.

Общество, являющееся управляющей организацией многоквартирного дома, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.

С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемого предписания правомерно не установлено судом первой инстанции, в связи с чем заявление Общества обоснованно отклонено судом.

Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушение требований процессуального законодательства апелляционным судом не установлено. При указанных обстоятельствах в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.

Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500руб. подлежит возврату заявителю из федерального на основании статьи 104 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 октября 2017 года по делу № А42-6884/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мурманремстрой» - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Мурманремстрой» излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

И.Б. Лопато

В.М. Толкунов