ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А53-1537/17 от 09.11.2017 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

               Дело № А53-1537/2017

14 ноября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Воловик Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"» (ИНН 6167008061, ОГРН 1026104159696) – Стадниченко А.Н. (доверенность от 17.02.2017), от заинтересованного лица – Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области – Евдокимова Д.В. (доверенность от 22.08.2017 № 6/1003), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028) – Добряковой К.С. (доверенность от 09.08.2017                 № 14.2-5691), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства здравоохранения Ростовской области (ИНН 6163049814, ОГРН 1026103168904), , надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.06.2017 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу № А53-1537/2017, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ростовской области (далее – комиссия) о признании недействительным решения от 21.12.2015 в части отказа в выделении объемов медицинской помощи для общества; об обязании комиссии вынести решение о корректировке объемов медицинской помощи, выделенных обществу в 2015 году, в сторону увеличения – дополнительного объема в количестве 22 338 посещений (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением суда первой инстанции от 14.06.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.08.2017, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.

До рассмотрения кассационной жалобы общество заявило ходатайство о привлечении в рамках настоящего дела в качестве заинтересованного лица Правительства Ростовской области, мотивированное отсутствием у комиссии статуса юридического лица.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для его удовлетворения.

Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

На основании изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что в данном случае комиссия, как орган, наделенный определенными властными полномочиями, принявшая оспариваемое в рамках настоящего дела решение, является надлежащим лицом, участвующим в деле.

Изучив материалы дела, и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 13.11.2015
№ ЛО-61-01-004782 общество, в том числе, оказывает первичную, в том числе доврачебную, врачебную и специализированную, медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, только в плановой форме оказания медицинской помощи, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью; оказывает первичную, в том числе доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощи. При оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях выполняет услуги по медицинскому массажу, сестринскому делу в педиатрии, функциональной диагностике, при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях: по детской кардиологии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, мануальной терапии, неврологии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике.

Общество входит в состав предприятий, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования.

Протоколом от 26.12.2014 Комиссия по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Ростовской области, созданная постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 № 332 «О комиссии по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования Ростовской области», распределила в пользу заявителя объемы посещений на 2015 год в количестве 223 500 посещений.

На основании поступившего в комиссию обращения общества 30.11.2015 принято решение о корректировке объемов предоставления медицинской помощи в пользу заявителя в сторону увеличения на 11 тысяч посещений. Общее количество посещений на 2015 год увеличено до 234 500.

В дальнейшем решением от 21.12.2015 комиссией обществу дополнительно распределены объемы предоставления медицинской помощи на 2015 год в количестве                      45 тысяч посещений. По состоянию на 31.12.2015 принятый на 2015 год объем предоставления медицинской помощи обществом составил 279 500 посещений, однако заявка общества удовлетворена не в полном объеме.

Общество, не согласившись с решением комиссии от 21.12.2015, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) обязательным медицинским страхованием является вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что медицинские организации имеют право, в том числе, получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.

Частью 10 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ установлено, что объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.

Согласно пункту 8 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением к утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н Правилам обязательного медицинского страхования (далее – Положение), комиссия на заседаниях распределяет объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.

В силу подпункта 6 пункта 6 Положения комиссия в целях разработки проекта территориальной программы на заседаниях, в том числе, рассматривает предложения медицинских организаций по формированию объемов предоставления медицинской помощи медицинскими организациями.

Суды установили, что приказом Министерства здравоохранения Ростовской области
от 04.04.2010 № 355 утверждено Положение об организации системы квотирования амбулаторно-поликлинической помощи, включающей диагностические исследования и консультации врачей-специалистов.

Постановлением Правительства Ростовской области от 22.12.2014 № 856
«О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждена соответствующая территориальная программа обязательного медицинского страхования на 2015 год для Ростовской области.

На основании анализа указанных норм права и нормативных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что комиссия уполномочена распределять нормативные, установленные территориальной программой объемы медицинской помощи, в отношении предстоящего периода исполнения принятой Территориальной программы обязательного медицинского страхования, с учетом всего комплекса характеристик потребности населения Ростовской области в объемах медицинской помощи.

Суды установили, что в 2015 году решениями комиссии объем выделенной обществу медицинской помощи скорректирован в сторону увеличения на 56 тысяч посещений по сравнению с распределенным решением комиссии от 26.12.2014 объемом. В свою очередь, указанное обстоятельство свидетельствует об увеличении плановых объемов с учетом установленных пределов территориальной программы и прав иных медицинских организаций.

Доводы общества о наличии у комиссии обязанности по увеличению плановых объемов медицинской помощи, обусловленной предоставлением им в комиссию статистики фактических обращений пациентов за 2015 год, изучены судами и обоснованно отклонены как не основанные на конкретной норме права.

Суды указали, что у комиссии, действующей в пределах установленных Территориальной программой полномочий, отсутствует обязанность согласовывать заявки медицинской организации по увеличению объемов финансирования в безусловном порядке только лишь на основании самого факта обращения общества в комиссию.

Также суды указали, что решение о выделении медицинским учреждениям конкретного объема медицинской помощи должно быть мотивировано как принципами сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой объемов предоставления медицинской помощи, так и показателями, применимыми к данному лечебному учреждению.

В данном случае, при вынесении судебных актов суды приняли во внимание подготовленный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области анализ нагрузки врачей-специалистов общества по итогам пяти месяцев 2015 года, с использованием сведений общества и сведений об оплате счетов страховыми медицинскими обществами, согласно которому нагрузки врачей конкретных специализаций превышают установленные нормативы, следовательно, распределенные объемы исчерпаны до истечения планового периода.

Довод общества о том, что фактически необходимость увеличения распределенного объема медицинской помощи обусловлена оказанием заявителем соответствующих услуг пациентам с направлениями из иных лечебных учреждений, подлежит отклонению, поскольку не основан на достаточной первичной документации. 

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Медицинская научно-производственная фирма "Авиценна"» о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Правительства Ростовской области – отказать.

Решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.06.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2017 по делу № А53-1537/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                                     М.В. Посаженников

Судьи                                                                                                                   Т.Н. Драбо

                                                                                                                              Л.Н. Воловик