ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А54-8056/2021 от 12.04.2022 АС Рязанской области

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: info@20aas.arbitr.ru, сайт: http://20aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело № А54-8056/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   12.04.2022

Постановление изготовлено в полном объеме    13.04.2022

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акуловой О.Д., при участии представителя заявителя– государственного автономного учреждения Рязанской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Академия единоборств»    (г. Рязань, ОГРН 1176234017299, ИНН 6229087267) – Кирьянова Р.А. (доверенность от 09.03.2022), в отсутствие представителей заинтересованного лица – главного управления контроля и противодействия коррупции Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1176234026165,                ИНН 6234173031) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – министерства физической культуры и спорта Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1136234000440, ИНН 6234111927), извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного автономного учреждения Рязанской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Академия единоборств» на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2022 по делу № А54-8056/2021 (судья Ушакова И.А.), принятое по заявлению государственного автономного учреждения Рязанской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Академия единоборств»    к главному управлению контроля и противодействия коррупции Рязанской области                    о признании недействительным решения от 23.08.2021 в части установления до 31.12.2022 срока исполнения представления от 30.12.2020 № 05-03/16, установлении срока исполнения представления от 30.12.2020 № 05-03/16 до 31.12.2025 с ежеквартальной выплатой 450 000 руб,

УСТАНОВИЛ:

государственное автономное учреждение Рязанской области «Спортивная школа олимпийского резерва «Академия единоборств» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к главному управлению контроля и противодействия коррупции Рязанской области (далее – управление) о признании недействительным решения от 23.08.2021 в части установления срока исполнения представления от 30.12.2020 № 05-03/16 до 31.12.2022, установлении срока исполнения представления от 30.12.2020 № 05-03/16 до 31.12.2025 с ежеквартальной выплатой                                  450 000 руб.

Определением суда первой инстанции от 22.11.2021 к участию в деле в качестветретьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство физической культуры и спорта Рязанской области (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.02.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью. В обоснование своей позиции указывает на то, что управлением не представлены доказательства, подтверждающие проведение анализа документов учреждения.

От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказов управления от 27.07.2020 № 114 и от 22.09.2020 № 146 в период с 30.07.2020 по 21.10.2020 в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 – 2019 годы.

В ходе проверки выявлено следующее:

1. В нарушение пунктов 2.3.1 Соглашений о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания от 16.01.2018 № 20 (далее – Соглашение № 20) и от 15.01.2019 № 7 (далее – Соглашение № 7) и пункта 3.2 устава учреждения не выполнено обязательство по оказанию услуги в объеме, предусмотренном государственными заданиями на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 годов, на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов (далее – государственные задания).

2. В нарушение пунктов 2.3.2 Соглашений № 20 и № 7 учреждением не выполнено обязательство по возврату части субсидий при фактическом исполнении учреждением государственных услуг в меньшем объеме, чем это предусмотрено государственными заданиями.

Средства областного бюджета, эквивалентные недостигнутым количественным показателям, подлежащие возврату в областной бюджет, составляют                                             2 312 093 руб. 20 коп. за 2018 год и 5 729 046 руб. 07 коп. за 2019 год.

3. В нарушение требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 03.11.2006        № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) уставом учреждения предусмотрено выполнение «иных видов деятельности».

4. В нарушение пункта 40 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Рязанской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 16.09.2015 № 230, учреждение предоставило в министерство отчеты о выполнении государственных заданий за 2018 – 2019 годы, содержащие показатели, не соответствующие     фактическому объему оказанных государственных услуг по программам спортивной подготовки.

5. В нарушение пунктов 4.1 и 4.2 государственных заданий учреждение не направляло в министерство отчеты о выполнении государственных заданий за первое полугодие 2018 года (до 20.07.2018) и первое полугодие 2019 года (до 20.07.2019).

6. В нарушение пункта 15 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21.07.2011                           № 86н, электронные копии государственного задания на 2018 год и плановый период             2019 – 2020 годов, государственного задания на 2019 год и плановый период                                      2020 – 2021 годов, изменения в государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годов, изменения в государственное задание на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 годов, отчетов о выполнении государственного задания за первое полугодие 2018 года, за 9 месяцев 2018 года, за 2018 год, за первое полугодие 2019 года, за 9 месяцев 2019 года, за 2019 год на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «www.bus.gov.ru» учреждением не размещены или размещены с нарушением установленных сроков.

7. В нарушение положений части 7 статьи 4 и части 2 статьи 7 Закона № 174-ФЗ в учреждении оказывались платные услуги по виду деятельности – массажные услуги, не включенные в перечень видов деятельности учреждения, предусмотренный уставом. Доход от неуставной деятельности составил 44 500 руб.

8. В нарушение Положения об оплате труда и материальном стимулировании заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Рязанской области, подведомственных министерству молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области», утвержденного постановлением Минспорта Рязанской области от 10.06.2015 № 6 (далее – постановление № 6), заместителям директора по спортивной и методической работе в 2019 году установлен коэффициент специфики в размере 0,15, не предусмотренный постановлением № 6. В результате неправомерные выплаты за коэффициент специфики в 2019 году составили                           38 512 руб. 19 коп.

9. В нарушение Положения об оплате труда работников учреждения, утвержденного приказом директора учреждения от 27.12.2017 № 5 (с изменениями) (далее – Положение об оплате труда работников), размеры премий установлены работникам приказами директора учреждения при отсутствии подтверждения эффективности труда в соответствии с критериями оценки.

10. В нарушение пункта 4.3 постановления № 6, предусматривающего выплату единовременных премий к государственным праздничным датам для заместителей руководителя и главных бухгалтеров в размере не более 10 000 руб., в проверяемом периоде по приказам директора учреждения заместителям директора, главному бухгалтеру выплачены премии в большем размере. Сумма излишне выплаченных премий составила 67 000 руб.

11. В нарушение пункта 2.3 постановления № 6 средняя заработная плата заместителя директора по общим вопросам и главного бухгалтера учреждения за 2018 год превышала среднюю заработную плату директора учреждения.

12. В нарушение пункта 2.6.8 Положения об оплате труда работников в 2018 году отдельным работникам произведены выплаты за увеличение объема работ и расширение зоны обслуживания на общую сумму 158 858 руб. 35 коп. без заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором должны быть указаны содержание и (или) объем дополнительной работы и срок ее выполнения.

13. В нарушение пункта 2.7.4 Положения об оплате труда работников стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы была установлена (размер выплаты определен в трудовых договорах) и выплачивалась отдельным работникам, не принимающим непосредственное участие в обеспечении высококачественного тренировочного процесса. Должностными инструкциями указанных работников не предусмотрена обязанность по участию в обеспечении высококачественного тренировочного процесса. Общая сумма таких выплат в 2018 году составила 361 906 руб. 60 коп.

14. В нарушение пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011            № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) в учреждении в период с 19.10.2018 по 01.08.2019 осуществлялась медицинская деятельность при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность.

15. В нарушение статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ                    «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к осуществлению медицинской деятельности допускались работники учреждения, не имеющие сертификата специалиста по соответствующей медицинской специальности (направлению). В результате неправомерные выплаты в 2018 – 2019 годах составили 726 571 руб. 13 коп.

По результатам проверки управлением в отношении учреждения вынесено представление от 30.12.2020 № 05-03/16 (далее – представление) с требованиями:

1.Устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий:

– привести устав учреждения в соответствие с требованиями Закона № 174-ФЗ;

– обеспечить возврат в областной бюджет субсидий в размере, эквивалентном недостигнутым количественным показателям государственных заданий, в том числе за 2018 год 2 312 093 руб. 20 коп. и 5 729 046 руб. 07 коп. за 2019 год;

– обеспечить предоставление услуг в строгом соответствии с уставом учреждения;

– разработать локальные нормативные акты, устанавливающие размеры и условия выплат премий работникам учреждения.

2. Принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений в части:

– невыполнения обязательств по оказанию государственных услуг в объеме, предусмотренном государственными заданиями;

– предоставления в министерство отчетов о выполнении государственных заданий, содержащих недостоверные сведения о фактическом выполнении объемов оказанных государственных услуг;

– соблюдения сроков предоставления в министерство отчетов о выполнении государственных заданий;

– соблюдения сроков размещения электронных копий государственных заданий, изменений в государственные задания, отчетов о выполнении государственных заданий    на    официальном    сайте    в    информационно- телекоммуникационной сети Интернет «www.bus.gov.ru»;

– соблюдения требований постановления № 6 и Положения об оплате труда работников при установлении коэффициентов, премий, компенсационных и стимулирующих выплат и обоснования дополнительных объемов выполняемых работ;

– допуска к осуществлению медицинской деятельности сотрудников, не имеющих    сертификата    специалиста    по    соответствующей    медицинской специальности (направлению).

О результатах исполнения представления следует проинформировать управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 01.09.2021.

Невыполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание учреждением не оспорено.

Считая, что предписание не сможет быть выполнено в срок, указанный в нем, ввиду возникновения обстоятельств, препятствующих его исполнению, учреждение обратилось в управление, которое решением от 23.08.2021,  произведя анализ документов учреждения, а именно:  плана финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 годов, отчетов об исполнении планов финансово-хозяйственной деятельности на 01.01.2020, 01.01.2021, на 01.07.2019, 01.07.2020 и 01.07.2021, а также отчета о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения, на основании  пункта 3.2. статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункта 19 Федерального стандарта внутреннего государственного финансового контроля «Реализация результатов проверок,  ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 (далее – постановление № 1095) продлило исполнение  представления в части возврата в областной бюджет субсидий в размере, эквивалентном недостигнутым количественным  показателям государственных заданий, в сумме 7 741 139 руб. 27 коп. (с учетом осуществленного платежа 300 000 руб.) до 31.12.2022.

Управление указало, что осуществление возврата субсидии подлежит обязательному подтверждению следующими документами: утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности и платежные поручения.

Не согласившись с указанным решением в части установления срока до 31.12.2022,  учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Рассматривая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

На основании статей 157, 265 и 269.2 БК РФ и  Положения о главном управлении контроля и противодействия коррупции Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 11.10.2017 № 248,  управление является органом, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.

Согласно статье 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В статье 34 БК РФ закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Из подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, в отношении главных администраторов (администраторов) средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставивших межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, бюджетные кредиты.

Пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся: контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за соблюдением условий договоров (соглашения), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Судом первой инстанции установлено, что управлением в период с 30.07.2020 по 21.10.2020 в отношении учреждения проведена плановая выездная проверка по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности за 2018 – 2019 годы, по результатам которой учреждению выдано представление.

В силу пункта 3.2. статьи 270.2 БК РФ по решению органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен в порядке, предусмотренном федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза по обращению объекта контроля.

Исходя из положений БК РФ срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен по мотивированному ходатайству руководителя объекта контроля в порядке, предусмотренном федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза.

Из пункта 19 постановления № 1095 следует, что решение о продлении срока исполнения представления (предписания) принимается однократно на основании поступления в орган контроля обращения объекта контроля, которому направлено представление (предписание) о невозможности исполнения представления (предписания) в установленный срок в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих его исполнению, с приложением заверенных в установленном порядке документов (материалов), подтверждающих наступление обстоятельств, в том числе:

– осуществление объектом контроля претензионно-исковой работы в целях исполнения представления (предписания);

– проведение реорганизации объекта контроля;

– рассмотрение жалобы объекта контроля (его уполномоченного представителя) в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о правилах досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц;

– обстоятельства, делающие невозможным исполнение представления (предписания) в установленные сроки, не зависящие от объекта контроля, в том числе обстоятельства непреодолимой силы.

Из материалов дела следует, что в обоснование причин невозможности исполнения представления в срок учреждение указало на обстоятельства непреодолимой силы.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно обратил внимание на то, что в судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов.

Между тем доказательства наличия таких обстоятельств учреждением не представлены, а представлены лишь расчеты доходов и расходов, которые не подтверждают факт наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, они являлись предметом анализа управления, по итогам которого срок исполнения  представления был продлен до 31.12.2022.

Иных доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для исполнения представления и незаконности решения от 23.08.2021, учреждение не представило.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований учреждения.

Довод апелляционной жалобы о том, что управлением не представлены доказательства, подтверждающие проведение анализа документов учреждения, не принимается апелляционным судом, поскольку Федеральные стандарты внутреннего государственного финансового контроля не содержат требований к оформлению конкретно письменного акта о результатах проводимого анализа. В тоже время из самого оспариваемого ненормативного акта управления следует, что такой анализ был им проведен, из анализа документов следуют сделанные управлением выводы о снижении поступлений денежных средств от приносящей доход деятельности, вследствие чего управлением и был продлен срок на исполнения представления.

Таким образом, доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

            Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Рязанской области от 07.02.2022 по делу № А54-8056/2021     оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.                                  В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Судьи

Е.Н. Тимашкова

Д.В. Большаков

 В.Н. Стаханова