ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А55-8285/17 от 21.11.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26374/2017

г. Казань                                                 Дело № А55-8285/2017

24 ноября 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Хакимова И.А., Гильмановой Э.Г.,

при участии представителя:

истца – Вадченко А.В., доверенность от 05.09.2017 №6808/1,

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

третьих лиц – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы  Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2017 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 (председательствующий судья Холодкова Ю.Е., судьи Александров А.И., Серова Е.А.)

по делу № А55-8285/2017

по исковому заявлению Муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, третьи лица: Министерство управления финансами Самарской области, Правительство Самарской области, о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Самарской области в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области о взыскании убытков в размер 22 004 000 руб.

Определением арбитражного суда от 11.04.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство управления финансами Самарской области и Правительство Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2017 по делу № А55-8285/2017 взыскано с субъекта Российской Федерации Самарская область в лице Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет казны Самарской области в пользу Муниципального образования городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти 22 004 000 руб. убытков.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2017 по делу № А55-8285/2017 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство управления финансами Самарской области и Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отменить полностью и прекратить производство по делу либо принять новый судебный акт,  в удовлетворении исковых требований отказать.

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в своей жалобе указывает, что в обжалуемых судебных актах содержатся выводы, не соответствующие установленным фактическим обстоятельствам дела, а также указывает на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права.

Министерство управления финансами Самарской области в своей жалобе просит решение арбитражного суда и постановление арбитражного апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований городского округа Тольятти в лице администрации  городского округа Тольятти о взыскании денежных средств-убытков, возникших в результате обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов жилыми помещениями, в размере 22 004 000 руб.

Министерство управления финансами Самарской области в своей жалобе указывает на то, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют нормам действующего законодательства, а также позиции высших судебных инстанций.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационных жалоб ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 29.01.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Кузьминой А.А. жилую площадь в г. Тольятти вне очереди на состав семьи два человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Кузьминой А.А. Елена 2010 года рождения является инвалидом, страдает заболеванием, которое входит в пункт 4 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 09.02.2015 № 626-р/5                          «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Кузьминой А.А. была предоставлена по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность от 30.04.2015 № 9346 двухкомнатная квартира, общей площадью 44,1 кв.м по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Комсомольская, д. 125, кв. 516.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 991 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 17.06.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Швайко Е.А. жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья.

Судом установлено, что Швайко Е.А., является инвалидом 2 группы, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 02.02.2015 № 451-р/5    «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Швайко Е.А. была предоставлена по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность от 13.03.2015 № 348 однокомнатная квартира, общей площадью 31,7 кв.м по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, д. 63, кв. 4.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 626 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 07.04.2014 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Кухтиной Л.В. жилую площадь в г. Тольятти на состав четыре человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Кухтиной Л.В., Евгения 2011 года рождения, является инвалидом, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 06.02.2015 № 585-р/5     «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Кухтиной Л.В. была предоставлена по договорам безвозмездной передачи квартиры в собственность от 18.05.2015 № 9364 и от 05.05.2015 № 572 комната общей площадью 18,2 кв.м и трехкомнатная квартира, общей площадью 59,0 кв.м по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, б-р Космонавтов, д. 32, кв. 3.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной комнаты составляет 662 000 руб. 00 коп., квартиры – 2 443 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 12.07.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Кочененко Т.Н. жилую площадь на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Кочененко Т.Н. Кочененко Д. 1999 года рождения является ребенком-инвалидом, страдает хроническим заболеванием, которое входит в пункт 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.03.2015 № 1965-р/5  «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Кочененко Т.Н. были предоставлены по договору социального найма жилого помещения от 08.04.2015 № 10А-2015 две комнаты площадью 48,8 кв.м по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 50, кв. 154.

Согласно отчета об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данных комнат составляет 2 205 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 15.07.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Османкиной Вере Ивановне жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи шесть человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Османкиной В.И. Дмитрий 1990 года рождения, страдает хроническим психическим заболеванием, является инвалидом 1, признан недееспособным. Данное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь и попадает под действие статьи 57 и статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 27.03.2015 № 1954-р/5  «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Османкиной В.Н. и членам ее семьи была предоставлена по договорам безвозмездной передаче квартиры в собственность от 23.11.2015 № 788, от 07.09.2015 № 707 трехкомнатная квартира общей площадью 58,9 кв.м. по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Юбилейная, д. 63, кв. 3 и комната в двухкомнатной квартире общей площадью 17,46 кв.м. по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Революционная, д. 7, корпус 1, кв. 1212.

Согласно отчетам об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 408 000 руб. 00 коп. и комнаты – 985 000 руб.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.07.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Суркиной Татьяне Александровне жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности Суркиной Т.А. и Суркиной А.И. жилого помещения: У доли в праве общей долевой собственности на комнату по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 7, корп. 1, кв.1216. Судом установлено, что дочь Суркиной Т.А. – Суркина Арина Игоревна 2007 года рождения является инвалидом детства, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.03.2015 № 1966-р/5 «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Суркиной Т.А. была предоставлена по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность от 15.06.2015 № 629 двухкомнатная квартира, общей площадью 33,5 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 3, корпус 1,кв. 119.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 717 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 19.08.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Быковой Марии Анатольевне жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что сын Быковой М.А. – Сизов Даниил 2006 года рождения является инвалидом детства, имеет тяжелую форму хронического заболевания, которое входит в пункт 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федепции от 16.06.2006 №378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ– предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 31.03.2015 № 1996-р/5 «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Быковой М.А. была предоставлена по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность от 15.02.2016 № 85  однокомнатная квартира, общей площадью 35,1 кв.м по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, пр-кт Ленинский, д. 3, кв. 205.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 936 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 29.08.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Михайловой Екатерине Александровне жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи два человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Михайловой Е.А. – Виктория 2006 года рождения является инвалидом детства, имеет форму хронического заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 26.03.2015 № 1931-р/5      «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Михайловой Е.А. была предоставлена по договору безвозмездной передачи квартиры в собственность от 05.05.2015 № 9355 двухкомнатная квартира, общей площадью 43,7 кв.м по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, д. 125, кв. 33.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 978 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 21.01.2014 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Мамедовой Эльзе Рафиковне жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи три человека, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что дочь Мамедовой Э.Р. – Мамедова А.А. 2004 года рождения является ребенком инвалидом, страдает хроническим заболеванием, которое входит в пункт 4 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 30.03.2015 № 1967-р/5   «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Мамедовой Э.Р. была предоставлена по договору безвозмездной передаче комнаты в собственность от 18.05.2015 № 9370 трехкомнатная квартира, общей площадью 54,1 кв.м по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Мира, д. 102, кв. 4.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 367 000 руб. 00 коп.

Решением Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 20.09.2013 мэрию городского округа Тольятти обязали предоставить Ватазину Олегу Николаевичу жилую площадь в г. Тольятти на состав семьи один человек, по установленным нормам, на момент предоставления жилья. Судом установлено, что Ватазин О.Н. 1970 года рождения является инвалидом 2-й группы по общему заболеванию, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 и попадает под действие статьи 58 ЖК РФ – предоставление жилого помещения общей площади, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 ЖК ПРФ перечне.

Во исполнение данного решения, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 26.03.2015 № 1930-р/5  «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях» Ватазину О.Н. была предоставлена по договору социального найма жилого помещения от 27.03.2015 № 6А-2015 двухкомнатная квартира, общей площадью 32,9 кв.м по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, д. 3, корпус 1, кв. 116.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 20.01.2016 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 686 000 руб. 00 коп.

Общая сумма расходов Муниципального образования городской округ Тольятти, связанных с предоставлением жилых помещений на основании вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, составила 22 004 000 руб.

Обращаясь в арбитражный суд, истец указал на то, что ответчик в нарушение законодательства расходы на приобретение перечисленных квартир не компенсировал, в связи с чем, у истца образовались убытки.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой  и апелляционной  инстанций   обоснованно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков).

Для удовлетворения требований о привлечении лица к гражданско- правовой ответственности необходимо совокупное наличие следующих обстоятельств: сам факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и возникшими неблагоприятными последствиями.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ).

Согласно положениям указанной статьи инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 № 250-ФЗ).

Гражданам, не являющимся малоимущими, но имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального найма, эти жилые помещения согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ могут предоставляться не только из государственного жилищного фонда, но и из муниципального жилищного фонда. Для этого необходимо, чтобы на законодательном уровне органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жильем.

Положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите) предусмотрено предоставление за счёт средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учёт до 01.01.2005. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно преамбуле указанного Закона, предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28.2 вышеназванного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой статьи 28.2 вышеназванного закона.

Указанные положения федерального законодательства свидетельствуют о том, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, вставших на учёт после 01.01.2005, подлежит финансированию за счёт субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку представления жилых помещений на условиях социального найма – за счёт жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путём предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений отдельным категориям граждан.

В соответствии с частью 5 статьи 2 указанного закона обеспечение жилыми помещениями граждан, вставших на учёт после 01.01.2005, в том числе граждан, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области путём предоставления жилых помещений по договору социального найма в случае наделения данных органов отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с частью 4 статьи 49 ЖК Р.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Самарской области 24.10.2006         № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также по постановке на учёт и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области, в том числе, по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД.

В силу пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счёт субвенций, предоставляемых из областного бюджета.

В силу указанных выше положений федерального законодательства и законодательства Самарской области предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а поскольку соответствующие расходы были понесены за счёт средств муниципального бюджета, у муниципального образования возникло право требовать возмещения ему соответствующих расходов за счёт обязанного лица – субъекта Российской Федерации – Самарской в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета по ведомственной принадлежности.

Учитывая вышеизложенные положения законодательств Российской Федерации и Самарской области, принимая во внимание доказанность Муниципальным образованием городского округа Тольятти наличия расходов по предоставлению жилых помещений отдельной категории граждан, исходя из положений статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, статей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о наличии у субъекта федерации обязанности по компенсации расходов, понесённых муниципальным образованием.

Давая оценку доводам ответчика о наличии финансирования из средств областного бюджета, арбитражные суды исходили из недостаточности указанных средств, поскольку в полученных муниципальным образованием денежных средствах расходы на возмещение затрат на выделение указанным в исковом заявлении Мэрии гражданам жилых помещений из муниципального фонда, не предусмотрены. Средства дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, полученные из бюджета Самарской области, направлены на обеспечение первоочередных расходных обязательств, а именно: на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», на финансирование объектов социальной инфраструктуры, переданной в муниципальную собственность от открытого акционерного общества «АВТОВАЗ». Субвенции, выделенные из федерального бюджета распределены не покрыли затрат, связанных с предоставлением жилых помещений поименованным в исковом заявлении Мэрии гражданам.

Указание Министерства и Минфина на то обстоятельство, что законодательством Самарской области не установлены расходные обязательства по финансированию льгот по внеочередному предоставлению жилых помещений определённым категориям граждан не свидетельствует о незаконности выводов арбитражных судов. Указанные расходы отнесены к расходным обязательствам Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. Не установление на законодательном уровне субъекта федерации указанных расходных обязательств не освобождает субъект федерации от обязанности по возмещению понесённых муниципальным образованием расходов, подлежащих возмещению субъектом федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Доводы Минфина о том, что требования не подлежат удовлетворению в связи с наличием у муниципального образования обязанности по предоставлению жилых помещений малоимущим гражданам так же не свидетельствуют об ошибочности выводов арбитражных судов, поскольку жилые помещения Мэрией предоставлены на основании решений суда общей юрисдикции, установившего обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, в состав семьи которых входят лица, страдающие заболеваниями, которые входят в пункт 3 перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Доводы Министерства и Минфина о том, что вопросы обеспечения жильем граждан относятся к полномочиям органов местного самоуправления, настоящее дело не относится к экономическим спорам и арбитражному суду не подведомственно, необоснованны. Исходя из того, что спор возник из отношений, связанных с возмещением убытков, причиненных муниципальному образованию, и непосредственно связан с изъятием финансовых средств у одного субъекта и передачей другому субъекту публично-правовых отношений, в данном деле присутствует экономическая составляющая, что позволяет отнести спор к компетенции арбитражных судов на основании статьи 27 АПК РФ.

В соответствии со статьёй 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно положениям части 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Арбитражные суды правомерно указали, что в рамках настоящего дела начало течения срока исковой давности следует исчислять со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Поскольку жилые помещения, предоставленные гражданам, выбыли из муниципального жилого фонда не ранее даты их передачи по договорам о безвозмездной передаче и по договорам социального найма, общий срок исковой давности, предусмотренный статьёй 196 ГК РФ на дату подачи искового заявления Муниципальным образованием городского округа Тольятти не пропущен.

Доводы заявителей кассационных жалоб о неподведомственности спора арбитражному суду в связи с отсутствием экономического характера спора являются ошибочными.

С учётом положений процессуального законодательства, принимая во внимание субъектный состав участвующих в деле лиц и характер спора, судебными инстанциями правомерно рассмотрены требования Муниципального образования городского округа Тольятти в порядке арбитражного судопроизводства.

Ссылка Минфина на несоответствие площади предоставленных помещений установленным нормам и правилам так же рассмотрена судами, которые в частности, обоснованно руководствовались положениями части 3 статьи 17 Закона о социальной защите, предусматривающей возможность предоставления инвалидам жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Выводы судов не противоречат положениям действующего законодательства и соответствуют практике арбитражных судов.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационные жалобы удовлетворению не подлежит.

Доказательств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, заявителями не представлено.

На основании изложенного арбитражный суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты судами  обоснованно, в соответствиис требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 14.07.2017  и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2017 по делу № А55-8285/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Председательствующий судья                                   Н.Ю. Мельникова

Судьи                                                                          И.А. Хакимов

                                                                                     Э.Г. Гильманова