ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А56-90450/19 от 01.12.2020 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

04 декабря 2020 года

Дело №А56-90450/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Смирновой Я.Г.

судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.,

при участии:

от истца: Фоломеева К.К. по доверенности от 03.08.2020,

от ответчика: Елшина Е.В. по доверенности от 30.11.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28917/2020) ТСЖ «Оккервиль ЛСТ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 по делу № А56-90450/2019, принятое

по иску ГУП «ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

к ТСЖ «Оккервиль ЛСТ»

об обязании,

установил:

Государственное унитарное предприятие «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» (далее - ГУП «ТЭК СПб», истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением
к товариществу собственников жилья «Оккервиль ЛСТ» (далее – Общество, ответчик) об обязании устранить нарушения права хозяйственного ведения тепловых сетей ГУП «ТЭК СПб», путем демонтажа детской и спортивной площадок, игрового оборудования, расположенных непосредственно на тепловых сетях по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 22, корп. 3 (далее – Тепловая сеть) из охранной зоны тепловой сети (далее - Участок).

Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.

В обоснование заявленной позиции указано на то, что требования истца не мотивированы с правовой точки зрения, кроме того, нахождение детской и спортивной площадок, игрового оборудования было согласовано застройщиком с исполнительными органами государственной власти на стадии строительства. Граница охранной зоны не установлена, ввиду чего решение суда неисполнимо.

В отзыве на апелляционную жалобу истец, полагая доводы ответчика необоснованными и противоречащими нормам действующего законодательства, просит решение оставить без изменения.

В судебном заседании позиции поддержаны.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела по земельному участку по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 22, корп. 3 проходит тепловая сеть, введенная в эксплуатацию в 1984 году, находящаяся на праве хозяйственного ведения у ГУП «ТЭК СПб», числящаяся на балансе Предприятия как движимое имущество (далее – Тепловая сеть).

Ссылаясь на то, что в нарушение положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 3 Приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей» (далее - Правила № 197), пунктов 4, 5 Правил, пункта 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 по адресу: Санкт-Петербург, Заневский пр., д. 22, корп. 3, в охранной зоне тепловой сети Общество разместило огороженную детскую и спортивную площадки и игровое оборудование, а также оставило без удовлетворения претензию и предписания об их демонтаже, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим исковым заявлением.

Суд первой инстанции требования признал обоснованными по праву.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам ответчика в силу следующего.

В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.

Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (пункт 47 Постановления № 10/22).

В хозяйственном ведении ГУП «ТЭК СПб» на основании распоряжения КУГИ СПб от 25.06.2008 № 965-рз и акта приема-передачи тепловых сетей от 02.11.1995 № 123-р. находится тепловая сеть (далее – Тепловая сеть), проходящего по земельному участку по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект, д. 32, корп. 3, лит. А, к.н. 78:11:0600302:26 (далее - Участок).

Так, на Участке в границах охранной зоны тепловой сети находится детская игровая площадка. Нарушение зафиксировано актом осмотра, фотофиксацией, схемой расположения Тепловой сети и ее охранной зоны, телефонограммами от 22.11.2018, 23.11.2018 установлена утечка на Тепловой сети, равно как и препятствия ответчика в ее устранении.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

К зонам с особыми условиями использования территорий, среди прочих, отнесены охранные зоны тепловых сетей (статья 105 ЗК РФ).

При этом, основными целями установления зон с особыми условиями использования территории являются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов энергетики (статья 104 ЗК РФ).

Специальным правовым актом, регулирующим вопрос использования охранных тепловых сетей являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 (далее - Правила № 197).

В соответствии с пунктом 1 Правил № 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.

В составе соответствующих мер предусмотрены требования к использованию территорий охранных зон тепловых сетей.

Как следует из пункта 3 Правил, в охранных зонах тепловых сетей Предприятия, организации, граждане обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.

В силу пункта 4 Правил № 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

Согласно пункту 5 Правил № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:

-загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей,

-складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;

-устраивать спортивные и игровые площадки.

Исходя из положений пункта 17 Типовых правил № 197 работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.

Согласно п. 6.1.8 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок в местах прокладки теплопроводов возведение строений, складирование не допускается. Расстояние от проекции на поверхность земли края строительной конструкции тепловой сети до сооружения определяется в соответствии со строительными нормами и правилами.

Указанный пункт Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок содержит общее правило, необходимое для соблюдения всеми организациями безотносительно к их статусу.

Таким образом, как обоснованно указано в решении, по общему правилу не допускается размещение спортивных и игровых площадок в местах размещения охранных зон тепловых сетей и получение согласования на такое размещение не предусмотрено Правилами № 197. В материалы дела ответчиком не представлено доказательств, что ответчик запрашивал позицию истца по вопросу размещения в охранной зоне Тепловой сети на Участке поименованных объектов.

1.2 Согласно положениям статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе, являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Обращаясь с заявленными требованиями в суд, Предприятие указало на то, что данное обстоятельство продиктовано обеспечением устранения нарушений положений Правил № 197, что соответствует принципу организации отношений в сфере теплоснабжения - обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (статья 3 Закона о теплоснабжении). Истец пояснил, что со стороны ответчика уже чинились препятствия в допуске к Тепловой сети для производства работ.

Кром того, из-за размещения детской и спортивной площадок невозможно исполнение договора от 18.08.2016 № 37/ТС-16 (далее – договор № 37/ТС-16) на проведение проектно-изыскательских работ в квартале 3 Малая Охта, в число объектов по которому включена, в том числе и Тепловая сеть, проходящая на Участке, в связи с препятствием ответчика в их проведении. По изложенным обстоятельствам исполнение договора № 37/ТС-16 в настоящее время приостановлено, что дополнительно подтверждается письмом ЗАО «СПб Институт Теплоэнергетики» от 23.01.2017 № 37/17 об оказании содействия в устранении нарушения режима охранной зоны Тепловой сети на Участке.

Таким образом, нарушение режима охранной зоны на Участке не только несет негативные последствия для истца и третьих лиц, но также и препятствует проведению работ на тепловых сетях, что несет реальную угрозу нарушения прав законного владения истца со стороны ответчика.

Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что в силу части 16 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до утверждения Правительством Российской Федерации положения о ЗОУИТ соответствующего вида в соответствии со статьей 106 ЗК РФ решение об установлении такой зоны принимается или ее установление путем согласования границ осуществляется в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ в порядке, установленном до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ для ЗОУИТ соответствующего вида.

Вместе с тем, изложенный довод несостоятелен, поскольку пункт 16 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в действующей редакции указывает на то обстоятельство, что до 01.01.2022 установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 01.12.2019 Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего ФЗ. Согласно справочной информации «КонсультантПлюс» Закон № 342-ФЗ официально опубликован 04.08.2018. ЗК РФ действовал до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ в редакции № 102 от 08.07.2018. Вместе с тем, в редакции ЗК РФ от 08.07.2018 глава 19, устанавливающая особенности установления зон с особенностями использования отсутствует (ст. 104-107).

Вне зависимости от статуса тепловой сети в качестве объекта имущества, охранная зона считается установленной в силу закона ввиду следующего.

Согласно пункту 8 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) охранные зоны считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

При этом, согласно части 9 статьи 26 Закона № 342-ФЗ в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления ЗОУИТ, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Таким нормативным правовым актом, предусматривающим установление охранных зон тепловых сетей, являются Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197 (далее – Типовые правила), согласно которому охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.

СогласноустановленномуТиповымиправиламитекстовомуописанию местоположения границ охранных зон тепловых сетей их границы соответствуют границам земельных участков, сформированных вдоль трасс прокладки тепловых сетей, и, следовательно, их установление в судебном порядке не требуется (аналогичное мнение изложено в письме Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 07.12.2018 № 2-20536-1).

Также, арбитражные суды указывают, что принцип образования охранных зон основан на том, что такие охранные зоны создаются в силу организации линейного объекта, то есть в силу закона, а внесение в государственную информационную систему сведений об охранной зоне линейного объекта является фиксацией границ такой зоны, а не фактом ее установления, то есть охранная зона считается установленной в силу закона вне зависимости от наличия сведений о такой зоне в системе.

Таким образом, исходя из норм ЗК РФ, Закона № 190-ФЗ, Типовых правил, невключение сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН не снимает с хозяйствующих субъектов, обязанности по соблюдению требований ОЗТС, а также не накладывает в настоящее время на эксплуатирующую организацию дополнительных обязанностей по внесению сведений о границах ЗОУИТ в ЕГРН.

Вопреки позиции ответчика в апелляционной жалобе, требование истца является четким, препятствий к его исполнению нет. Привязка к дому в схеме обозначена, а достоверность расположения площадок и их принадлежность, в порядке, установленном статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не оспаривается.

Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 по делу № А56-90450/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Я.Г. Смирнова

Судьи

Т.В. Жукова

Н.М. Попова