ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А63-7585/14 от 16.07.2015 АС Северо-Кавказского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А63-7585/2014

23 июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  23 июля 2015 г.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Воловик Л.Н.  и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании  заявителя – индивидуального предпринимателя Борцовой Людмилы Дмитриевны (ИНН 263500323873, ОГРН 304263513500072) и заинтересованных лиц: Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (ИНН 2634650372, ОГРН 1022601954913),  Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Ставрополь, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015
(судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу № А63-7585/2014, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Борцова Людмила Дмитриевна  обратилась в арбитражный суд с заявлением к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее – управление) и Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения г. Ставрополь (далее – регистрационно-экзаменационный отдел) о признании незаконным отказа в совершении регистрационных действий от 24.01.2014
№ 50/Б-4; об обязании произвести регистрационные действия по регистрации транспортного средства 2747-0000010, государственный регистрационный номер
У 017 МК 26.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда                от 09.04.2015, заявленные предпринимателем требования удовлетворены. Суды признали незаконным отказ регистрационно-экзаменационного отдела от 24.01.2014 № 50/Б-4 в совершении регистрационных действий и обязали регистрационно-экзаменационный отдел произвести регистрационные действия по регистрации транспортного средства                     2747-0000010, государственный регистрационный номер У 017 МК 26. Судебные акты мотивированы тем, что законные основания для отказа в проведении регистрационных действий отсутствуют.

В кассационной жалобе и дополнении к ней управление просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы,  в результате замены кузова или рамы (шасси) автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности, в том числе в порядке, установленном техническим регламентом. Таким образом, вне зависимости от того, что взамен прежних установлены аналогичные основные элементы транспортного средства заводского производства, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что транспортное средство не утратило прежние элементы и фактически осталось базовым транспортным средством. Следовательно, выпуск транспортного средства после замены кузова или рамы (шасси) в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требования безопасности, является нарушением. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,  изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба   подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, согласно паспорту транспортного средства                          52 МХ 071153 Борцова Л.Д. является собственником транспортного средства – грузового фургона 2747-0000010, регистрационный номер У017МК 26, идентификационный номер X3X274700A0435565, 2010 года выпуска, шасси № 330200А2393384, кузов № 330200А0589988, цвет БЕЛЫЙ.

Согласно договору купли-продажи номерного агрегата кабины ГАЗ 3302                          № 330200D0740458 от 03.10.2013 Борцова Л.Д. купила у индивидуального предпринимателя Федорян A.M. в собственность кабину № 330200D0740458,  а согласно договору купли-продажи от 03.10.2013 –  номерной агрегат 3302-2800010 (раму (б/н).

Индивидуальный предприниматель Федорян Я.Н. произвел  работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства: заменил кабину 330200А0589988 на кабину 330200D0740458, раму 330200А2393384 на раму 3302-2800010 б/н, государственный регистрационный знак У017МК 26, модель кабины ГАЗ-3302, 
№  кабины 330200D0740458, цвет белый, № шасси б/н. При этом полномочия
Федорян Я.Н. по выполнению технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств подтверждаются сертификатом соответствия № ДСАТ RU.OC047 ТО 01203 со сроком действия с 06.04.2011 по 05.04.2014.

После проведения ремонтных работ вышеуказанному автомобилю произведен технический осмотр предприятием ООО «Автопредприятие Ставропольское-2», в результате чего выдана диагностическая карта от 16.11.2013 сроком действия до ноября 2015 года, в соответствии с которой данный автомобиль признан исправным и установлена возможность его эксплуатации.

Борцова Л.Д. 18.11.2013 обратилась в регистрационно-экзаменационный отдел с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы в связи с изменением конструкции принадлежащего транспортного средства марки 2747-0000010, регистрационный номер У017МК 26, идентификационный номер X3X274700A0435565, 2010 года выпуска, шасси № 330200А2393384, кузов № 330200А0589988, цвет БЕЛЫЙ, паспорт транспортного средства 52МХ № 071153 от 31.05.2010, выдан ОАО «ЗТО Камея» г. Нижний Новгород, свидетельство о регистрации транспортного средства серии                    26ХХ № 026050 от 27.07.2012, выданного МРЭО ГИБДД г. Ставрополь.

24 января 2014 года регистрационно-экзаменационный отдел отказал
Борцовой Л.Д. в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационных действий по внесению изменений регистрационных данных в транспортное средство 2747-0000010 по причине обнаружения признаков изменений идентификационной маркировки, нанесенной организацией.

Не согласившись с действиями регистрационно-экзаменационного отдела,
Борцова Л.Д. (далее – предприниматель) обратилась в суд с заявлением.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации раскрывает содержание права собственности, реализация которого в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности. Действующим законодательством транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, что обуславливает необходимость установления для них особого правового режима, связанного с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья (не только окружающих, но и водителей, пассажиров), имущества третьих лиц, и подлежат по этому регламентации как нормами гражданского, так и административного законодательства.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении                    от 07.12.2006 № 544-О, беспрепятственное осуществление субъективных гражданских прав, а значит, и права частной собственности, провозглашаемое в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из основных начал гражданского законодательства, не означает безграничную свободу собственника в отношении принадлежащего ему имущества.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в силу пункта 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее – постановление № 938) регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее –  Госавтоинспекция)  в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации (пункт 4 постановления № 938).

Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено разработать и ввести в действие соответствующие правила регистрации и учета транспортных средств (пункт 6 постановления № 938).

В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 № 1001 (далее – Правила регистрации) Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.

Пунктом 33 Правил регистрации предусмотрены основания, при которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами (если представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; если представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; обнаружены признаки уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным и т.д.).

В соответствии с абзацем 5 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации                             от 07.08.2013 № 605 (далее – Регламент) основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличие сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В силу подпункта «з» пункта 12 Положения о Госавтоинспекции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция при выполнении возложенных на нее обязанностей вправе не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, – без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.

Наставлением по техническому надзору Госавтоинспекции, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 № 1240, определен порядок осуществления Госавтоинспекцией специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию автомототранспортных средств в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства производится на территории Российской Федерации в соответствии с действующим в период спорных правоотношений Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 10.09.2009 № 720 (далее – Технический регламент), и Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Госавтоинспекции, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 № 1240 (далее – Порядок контроля).

Порядок контроля определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В пункте 4-7 приложения № 2 Порядка контроля  установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.

В соответствии с пунктом 13 Порядка контроля техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.

Пунктом 14.1 Порядка контроля определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).

По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона).

Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов», предусмотрен порядок сертификации механических транспортных средств и прицепов, составных частей их конструкций и предметов дополнительного оборудования (глава II Правил).

Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию, а транспортное средство фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер.

Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.

В силу пунктов 81 и 82 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности или отказывает в его выдаче с указанием причин.

В результате замены кузова или рамы (шасси) автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности, в том числе в порядке, установленном Техническим регламентом.

Таким образом, вне зависимости от того, что взамен прежних установлены типовые сертифицированные аналогичные основные элементы транспортного средства заводского производства, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что транспортное средство не утратило прежние основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством.

При оценке транспортного средства на соответствие требованиям проверяется в том числе безопасность работ по установке (замене) основных элементов.

Выпуск транспортного средства после замены кузова или рамы (шасси) в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований названных положений действующего законодательства.

Следовательно, в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения, требованиям безопасности дорожного движения, является выдаваемое подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Поскольку указанное свидетельство предприниматель не представил, регистрационно-экзаменационный отдел правильно отказала в совершении регистрационных действий.

Таким образом, основания, препятствующие осуществлению регистрационных действий (пункт 24 Административного регламента), направлены на то, чтобы устранить возможность допуска к участию в дорожном движении транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Доводы кассационной жалобы управления основаны на правильном применении норм права и представленных в дело доказательствах, и принимаются судом кассационной инстанции.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.

Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты при установлении всех обстоятельств по делу, но неправильном применении норм материального права, судебные акты надлежит отменить, в удовлетворении требований предпринимателю  – отказать и в соответствии со статьями 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в арбитражном суде отнести на предпринимателя

Руководствуясь статьями 101, 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу                                 № А63-7585/2014 отменить, в удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю Борцовой Людмиле Дмитриевне отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Борцовой Людмилы Дмитриевны (ИНН 263500323873, ОГРН 304263513500072), родившейся 19.03.1964 в г. Ставрополь в доход федерального бюджета 300 рублей государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                             Т.Н. Дорогина

Судьи                                                                                                           Л.Н. Воловик  

                                                                                                                      М.В. Посаженников