ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А70-2284/2022 от 20.02.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А70-2284/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Черноусовой О.Ю.

судей Дружининой Ю.Ф.

Шабановой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел кассационные жалобы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» на решение от 07.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.)
и постановление от 03.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи
Лотов А.Н., Бацман Н.В., Шиндлер Н.А.) по делу № А70-2284/2022 по заявлению акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» (119435, город Москва, улица Большая Пироговская, дом 27, строение 1, ИНН 7704784450, ОГРН 1117746460358)
к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55,
офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789), Федеральной службе по надзору
в сфере природопользования (123995, город Москва, улица Большая Грузинская, дом 4/6, ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300) об оспаривании предписания.

В заседании приняли участие представители:

от акционерного общества «Интер РАО-Электрогенерация» – Гурова И.С. по доверенности от 01.04.2021, Пимоненкова С.П. по доверенности от 14.09.2023,
Скиданов М.А. по доверенности от 31.01.2024 (в режиме веб-конференции);

от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования – Вакула А.А. по доверенности от 14.11.2023, Макаров Я.В. по доверенности от 19.06.2023 (в режиме веб-конференции);

от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Рыбаков Р.И.
по доверенности от 10.01.2024.

Суд установил:

акционерное общество «Интер РАО-Электрогенерация» (далее – общество) обратилось
в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор), Северо-Уральского межрегионального управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление Росприроднадзора) от 26.10.2021 № 0904-48Вн-П/110-0921.

Решением от 07.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным
без изменения постановлением от 03.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично, признаны недействительными пункт 1; пункт 2 в части вменения в качестве нарушения отсутствие сведений
об объекте размещения отходов на Уренгойская ГРЭС (шламоотвал продувочных
вод осветлителей) и сведений об инвентаризации объектов размещения отходов
в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов; отсутствие подраздела «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов», а в подразделе «Производственный контроль в области обращения с отходами» не указание информации об объекте размещения отходов на Уренгойской ГРЭС (шламоотвал продувочных вод осветлителей); пункты 5, 7-11, пункт 12 в части неучета шламоотвала кислотных промывок; пункты 13, 14; пункты 16-19; пункт 20 в части указания шламоотвала кислотных промывок; пункты 21-23, пункт 24 в части указания
на отсутствие раздельного накопления; пункты 26-33, пункт 35 в части раздела «Сброс сточных, в том числе дренажных вод», «размещение отходов производства
и потребления» оспариваемого предписания; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, Росприроднадзор, управление Росприроднадзора и общество обратились в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационными жалобами.

В кассационных жалобах Росприроднадзор и управление Росприроднадзора просят отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного обществом требования, ссылаясь на нарушение правил подсудности при рассмотрении спора, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.

Общество в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела (в части отнесения технологических отверстий к источникам выбросов), просит отменить постановление апелляционного суда и изменить решение суда первой инстанции, признав недействительными пункт 1; пункт 2 в части вменения в качестве нарушения отсутствие сведений об объекте размещения отходов на Уренгойская ГРЭС (шламоотвал продувочных вод осветлителей) и сведений об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов; отсутствие подраздела «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»,
а в подразделе «Производственный контроль в области обращения с отходами» не указание информации об объекте размещения отходов на Уренгойской ГРЭС (шламоотвал продувочных вод осветлителей); пункт 3 в части отсутствия сведений о стационарных источниках выбросов в атмосферный воздух (протокол осмотра от 21.09.2021 № б/н)
и о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (шламоотвал) и в пределах его воздействия на окружающую среду; пункты 5, 7-23, пункт 24 в части указания на отсутствие раздельного накопления; пункты 26-33, пункт 34 в части отсутствия выявленных при проведении выездной проверки неучтенных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и порядковых номеров источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; пункт 35 в части раздела «Сброс сточных, в том числе дренажных вод», «размещение отходов производства
и потребления».

В отзывах на кассационные жалобы друг друга Росприроднадзор и общество просят оставить их без удовлетворения.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных
в кассационных жалобах, отзывах на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения руководителя Росприроднадзора от 16.09.2021 № РЕ-09/48 в рамках федерального государственного экологического надзора уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора в период с 20.09.2021 по 26.10.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества – филиал «Уренгойская ГРЭС», объект I категории негативного воздействия на окружающую среду), в ходе которой выявлены факты осуществления деятельности с нарушением требований Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ), Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ
«Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ), Федерального закона
от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее –
Закон № 89-ФЗ), Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух», Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016
№ 422, Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.04.2013 № 380, Порядка формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденного приказом Минприроды России от 31.07.2018 № 341, Требований
к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018
№ 74, Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации
и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденных приказом Минприроды России от 16.10.2018
№ 522, Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России
от 07.08.2018 № 352, Порядка ведения собственниками водных объектов
и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903, Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118, Порядка учета
в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России
от 08.12.2020 № 1028, Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026, Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49, Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030.

По результатам проверки Росприроднадзором 26.10.2021 составлен акт проверки
и выдано предписание № 0904-48Вн-П/110-0921 об устранении в срок до 26.01.2022 выявленных нарушений, в том числе:

- реализация проекта по проектной документации «Уренгойская ГРЭС. Строительство галереи ОВК (ПРТЭЦ)-ИБК» для Уренгойской ГРЭС» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы (пункт 1);

- несоответствие программы производственного экологического контроля установленным требованиям (неверно указан уполномоченный орган, в который направляется отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; отсутствуют показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому источнику выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сведения о решении о предоставлении водного объекта в пользование
№ 89-15.04.00.001-О-РСВХ-С-2021-10565/00 от 12.04.2021, показатель суммарного объема сброса сточных вод по каждому отдельному выпуску и по объекту в целом, сведения
о ведении учета сточных вод и источников их образования, стационарных источников сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или в системы водоотведения, включая очистные сооружения, эксплуатируемые на объекте, имеющем сбросы в водный объект,
в том числе сведения о схемах систем водопотребления и водоотведения, о средствах измерения расхода сброса (наименование, погрешность, свидетельство о поверке средств измерений), а также о сроках проведения такого учета, сведения об объекте размещения отходов на Уренгойская ГРЭС (шламоотвал продувочных вод осветлителей) и сведения об инвентаризации объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов; отсутствует подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»,
а в подразделе «Производственный контроль в области обращения с отходами» не указана информация об объекте размещения отходов на Уренгойская ГРЭС (шламоотвал продувочных вод осветлителей) (пункт 2);

- наличие недостоверных сведений в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год (отсутствуют сведения о стационарных источниках выбросов в атмосферный воздух (протокол осмотра от 21.09.2021 № б/н); в таблице 2.2 отчета «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» не указаны номера стационарных источников, на которых производился отбор проб промышленных выбросов; отсутствуют сведения о проведении производственного экологического контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включенные в план-график инструментального контроля стационарных источников выбросов; отсутствуют сведения о результатах производственного контроля в области обращения с отходами, а именно отсутствуют сведения: о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (шламоотвал) и в пределах его воздействия на окружающую среду; об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный 2020 год; о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы) (пункт 3);

- наличие недостоверных сведений в отчете об осуществлении производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха в 2020 году на источниках выбросов №№ 0005, 0006, 0007, 0008, 0049 (данные источники на предприятии отсутствуют, при этом согласно протоколам лабораторных исследований, проведенных обществом с ограниченной ответственностью «Ромашка», на данных источниках проводилась измерения и испытания (протокол осмотра от 22.09.2021, экспертное заключение от 22.10.2021 № 1ВБ/1-2021), а также на источниках выбросов ИЗА №№ 0015, 0016, 0018, 0021, которые расположены на территории Автотранспортного цеха,
и переданы в ведение общества с ограниченной ответственностью «РесурсТранс» по договору № 8-УРЕ/010-0319-21) (пункты 4, 5);

- проведение инструментальных замеров промышленных выбросов, осуществляемых в рамках проведения производственного экологического контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ, от стационарных источников промышленных выбросов в 2020-2021 годах №№ 0001, 0003, 0004, 0009, 0010, 0014
с нарушением требований НД на методики измерений (экспертное заключение
от 22.10.2021 № 1ВБ/1-2021) (пункт 6);

- применение расчетных методов (методик) расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, которые не входят в утвержденный Минприроды России перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (пункт 7);

- проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) с использованием методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ (пункт 8);

- осуществление расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух, разработка программы производственного экологического контроля на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов) (пункты 9, 10);

- наличие недостоверных данных в области охраны атмосферного воздуха
в результатах осуществления производственного экологического контроля в связи
с использованием методик, не включенных в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ, сформированный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 11);

- наличие недостоверных сведений в инвентаризации 2017 года об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (не учтены 4 вентиляционных отверстия (аэрационные фонари квадратного сечения, естественная вентиляция, котло-турбинный цех); 12 вентиляционных выходов (химический цех); 7 вентиляционных выходов (естественная вентиляция, энергоблок ПГУ-450); 5 вентиляционных выходов (КРУЭ-220 В); 1 вентиляционный выход (БНС); 1 вентиляционный выход (ЦНС); шламоотвал кислотных промывок) (пункт 12);

- не обеспечение оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы
и среду их обитания при строительстве парогазового энергоблока ПГУ-450 (рыбозащитные устройства установлены в местах, которые не соответствуют местам предусмотренным проектной документацией) (пункт 13);

- эффективность очистки сточных вод филиала «Уренгойская ГРЭС» не соответствует требованиям, установленным проектной документацией (пункт 14);

- пользование водным объектом с нарушением условий решения от 12.04.2021
№ 89-15.04.00.001-О-РСВХ-С-2021-10565/00 (сброс сточных вод подводный, затопленный; «Журнал учета водоотведения водоизмерительными приборами очищенных стоков ОСДС» не соответствует утвержденной форме 1.3, не фиксируется расход сточных, в том числе дренажных, вод в день отбора пробы; отсутствуют записи
о суммарном количестве сброшенных загрязняющих веществ за месяц, квартал и в целом за отчетный год) (пункт 15);

- осуществление сброса сточных вод через выпуски №№ 1, 2, 3 в отсутствие утвержденных нормативов допустимых сбросов для сточных вод филиала «Уренгойская ГРЭС» в водный объект озеро Ямылимуяганто, с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект (пункты 16, 17, 19);

- осуществление выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
в отсутствие специального разрешения, отверстий (аэрационные фонари квадратного сечения, естественная вентиляция, котло-турбинный цех); 12 вентиляционных выходов (химический цех); 7 вентиляционных выходов (естественная вентиляция, энергоблок ПГУ-450); 5 вентиляционных выходов (КРУЭ-220 В); 1 вентиляционный выход (БНС);
1 вентиляционный выход (ЦНС); шламоотвал кислотных промывок (пункт 20);

- вблизи БНС и ЦНС (в районе шламоотвала) выявлено совместное накопление отходов теплоизоляционных материалов, тары из-под ГСМ, лома и отходов, содержащих незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, строительных отходов, отходов строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов (пункт 21);

- нарушение установленных требований при накоплении отходов производства
и потребления путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (пункты 22, 23, 24);

- превышение утвержденных нормативов образования отходов, в 2020 году,
а именно: 12,916 тонн, отходов минеральных масел турбинных (код ФККО 40617001313, III класса опасности), при установленном нормативе образования 3,3179 тонн/год;
0,103 тонны, отходов изолированных проводов и кабелей (код ФККО 48230201525,
V класса опасности), при установленном нормативе образования 0,053 тонн/год;
57,556 тонн, лома и отходов, содержащих незагрязнённые чёрные металлы в виде изделий, кусков, несортированные (код ФККО 46101001205, V класса опасности), норматив образования которых обществу не утвержден; 0,306 тонны, труб, трубок из вулканизированной резины, утративших потребительские свойства, незагрязнённые (код ФККО 43111001515, V класса опасности), норматив образования которых обществу не утвержден; 0,04 тонны, лома и отходов алюминия несортированных (код ФККО 46220006205, V класса опасности), норматив образования которых обществу не утвержден (пункт 25);

- отсутствие учета в области обращения с отходами производства и потребления
в соответствии с утвержденными требованиями: не отображаются образующийся
и размещаемый на имеющимся шламоотвале отход - «Осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» (код ФККО 61210111394); не отражено 0,96 тонн отходов - Прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная, код ФККО 40419000515 (пункт 26);

- непроведение мероприятий по отнесению отходов производства и потребления
I - V классов опасности к конкретному классу опасности для составления паспортов отходов I - IV классов опасности для следующих отходов: шпалы железнодорожные деревянные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные, код
ФККО 84100001513; шины пневматические автомобильные отработанные код
ФККО 92111001504; фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, код ФККО 92130201523; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные, код ФККО 92130301523; огнетушители углекислотные утратившие потребительские свойства, код ФККО 48922121524; одиночные гальванические элементы (батарейки) никель-кадмиевые неповрежденные отработанные, код ФККО 48220151532 (пункт 27);

- осуществление деятельности в области обращения с отходами производства
и потребления на объекте I категории в отсутствии комплексного экологического разрешение (КЭР), при отсутствии утвержденных нормативов образования отходов
(пункт 28);

- непроведение инвентаризация объекта размещения отходов производства
и потребления - шламоотвала кислотных промывок, эксплуатируемого с 2014 года (пункт 29);

- эксплуатация объекта размещения отходов (шламоотвал кислотных промывок), не внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 30);

- непроведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления (шламоотвала кислотных промывок) и в пределах его воздействия на окружающую среду (пункт 31);

- осуществление деятельности по размещению отходов «Осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» IV класса опасности в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов (пункт 32);

- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (плата за размещение «Осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» IV класса; плата за сброс загрязняющих веществ в водный объект озеро Ямылимуяганто) в неполном размере (пункт 33);

- неверное указание сведений при подаче заявки от 11.06.2019 об актуализации сведений об объекте - филиал «Уренгойская ГРЭС» (отсутствуют выявленные при проведении настоящей выездной проверки неучтенные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух) (пункт 34);

- не проведение актуализации объекта - филиал «Уренгойская ГРЭС» (5 ИЗА, расположенных на территории автотранспортного цеха, который передан по договору
№ 8-УРЕ/010-0319-21 в ведение ООО «РесурсТранс»; в разделе «Сброс сточных, в том числе дренажных вод» не актуализированы сведения: наименование документа, указано решение о предоставлении водного объекта в пользование
89-15.04.00.001-О-РСВХ-С-2017-04476/00, при том, что с 12.04.2021 сброс сточных вод по выпуску № 3 обществом осуществляется па основании решения о предоставлении водного объекта в пользование № 89-15.04.00.001-О-РСВХ-С-2021-10565/00, о координатах выпуска сточных вод (выпуск № 3); в разделе «Размещение отходов производства
и потребления» не актуализирована информация об эксплуатируемом на территории общества объекте размещения отходов - шламоотвале стоков кислотной промывки)
(пункт 35).

Не согласившись с указанными пунктами предписания, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя частично заявленное требование, указали на отсутствие доказательств наличия в действиях (бездействии) общества части указанных в оспариваемом предписании нарушений.

Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Статьей 34 Закона № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1).

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 статьи 21, статьи 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных
в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством
в области охраны окружающей среды (пункт 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 35, части 6 статьи 56 ВК РФ поддержание поверхностных
и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

В силу пункта 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом № 7-ФЗ.

Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются
в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе
в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, нормативами допустимого воздействия на окружающую среду (пункт 1 статьи 36 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством
в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа, а также за исключением проектной документации объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов (пункт 7.5); проектная документация объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции в Арктической зоне Российской Федерации, за исключением проектной документации, не подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с подпунктом 7.5 названной статьи (пункт 7.9).

Исходя из пунктов 1, 6 статьи 30 Закона № 174-ФЗ непредставление документации на экологическую экспертизу, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы являются нарушениями законодательства об экологической экспертизе.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (пункт 1
статьи 39 Закона № 7-ФЗ).

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды
и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51
Закона № 7-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 89-ФЗ запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ юридические лица
и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной
и (или) иной деятельности образовались отходы, являются плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов.

Статьей 9 Закона № 89-ФЗ предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В силу положений статьи 67 Закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, которая содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения (пункты 2, 3).

Юридические лица, за исключением юридических лиц, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности,
и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 7).

Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля (пункт 2
статьи 25 Закона № 96-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха;

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения
с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 3 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 11 статьи 69 Закона № 7-ФЗ юридическим лицам
и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
в порядке, установленном названным Законом, выдается соответственно свидетельство
о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления (пункт 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом осуществляется строительство объекта «Галерея», данный объект не является неотъемлемой частью объекта I категории, его возведение не повлечет изменений характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых
и (или) размещаемых отходов, в связи с чем не имеется оснований для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации; из анализа документов, характеризующих обстоятельства и сроки образования, складирования отходов на шламоотвале продувочных вод осветлителей, технологический процесс водоподготовки, суды не признали доказанным факт размещения отходов на данном объекте; в отчетной документации общества не учитывались вентиляционные выходы, вентиляционные отверстия (источники загрязнения атмосферного воздуха)
в производственных помещениях, где находится оборудование, выделяющее загрязняющие вещества; предусмотренных частью 3 статьи 22 Закона № 196-ФЗ оснований для корректировки данных инвентаризации стационарных источников при передаче в аренду здании и сооружений не выявлено; до 01.07.2021 общество вправе руководствоваться данными инвентаризации выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, разработанной на основании методик, не включенных в перечень, утвержденный Минприроды России; проведенная в 2017 году обществом инвентаризация содержит недостоверные сведения об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в части вентиляционных выходов и отверстий); в соответствии с проектной документацией на строительство энергоблока ПГУ-450 МВт Уренгойской ГРЭС было запроектировано рыбозащитное устройство типа «ПИРС», последующие изменения
в части замены типа такого устройства (по согласованию с разработчиком проектной документации и Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству) соответствовали требованиям части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, в связи с чем проведение экспертизы в отношении этих изменений не требовалось; факт превышения концентраций нефтепродуктов и взвешенных веществ в сточных водах определен по результатам анализа проб, отобранных непосредственно на остановленном очистном сооружении дождевых стоков; общество эксплуатирует оборотную систему технического водоснабжения, предусматривающую многократное использование воды водохранилища-охладителя – озера Ямылимуяганто (вода, используемая в технологическом цикле Уренгойской ГРЭС при эксплуатации ее системы технического водоснабжения, не является сточной), и не осуществляет сброс сточных вод в озеро; действующее законодательство не устанавливает для водопользователя обязанности осуществлять нормирование оборотных вод, включающее в себя, в том числе получение разрешения на сброс, решения о предоставлении водного объекта в пользование и разработку нормативов допустимых сбросов; из положений статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ не усматривается обязанность юридических лиц осуществлять накопление отходов путем их раздельного складирования; отходы, указанные в пунктах 28, 29 предписания, не образованы в процессе хозяйственной и иной деятельности общества, в связи с чем не имеется оснований для возложения на него обязанности по разработке соответствующих нормативов и лимитов; доказательств, подтверждающих размещение отхода «Осадок осветления природной воды при обработке коагулянтом на основе сульфата алюминия» IV класса, не представлено (основания для внесения платы отсутствуют); при подаче заявки от 11.06.2019 об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (код объекта НВОС 71-0189-000220-П), неверно указаны сведения об источниках выбросов вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали недействительными пункты 1; пункт 2 (в части), пункты 5, 7-11, пункт 12
(в части); пункты 13, 14; пункты 16-19; пункт 20 (в части); пункты 21-23, пункт 24
(в части); пункты 26-33, пункт 35 (в части) оспариваемого предписания и отказали
в удовлетворении остальной части заявленного обществом требования.

Доводы подателей кассационных жалоб повторяют их позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований
для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 07.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление
от 03.11.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А70-2284/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий О.Ю. Черноусова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

Г.А. Шабанова