ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А71-9416/2021 от 21.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1852/22

Екатеринбург

22 апреля 2022 г.

Дело № А71-9416/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Вдовина Ю.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее –предприятие, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.11.2021 по делу
№ А71-9416/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

предприятия – Шония М.Ю. (доверенность от 27.12.2021, диплом);

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – управление) –
Князев А.А. (доверенность от 16.10.2020, диплом), Князева О.Ю. (доверенность от 09.07.2021, диплом).

Предприятие обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к управлению о признании незаконными пунктов 2, 3, 4 (в части требований строительства защитных сооружений ГО) и 5 предписания об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 11.05.2021 № 07/10/ГО.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.11.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 03.02.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель в жалобе настаивает на том, что Ижевский центр организации воздушного движения (далее – Ижевский ЦОВД) филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не является категорированной организацией по гражданской обороне, в связи с чем не должен выполнять мероприятия по гражданской обороне. Считает, что судами не учтено волеизъявление федерального органа исполнительной власти (Росавиация) о присвоении/не присвоении категории по гражданской обороне структурным подразделениям ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», посчитав, что наличие или отсутствие категории по гражданской обороне у структурного подразделения зависит от категории по гражданской обороне, присвоенной юридическому лицу. Отмечает, что из содержания пункта 5 предписания управления невозможно определить категорию защитного сооружение, которое необходимо построить предприятию. При этом указание суда апелляционной инстанции на предоставление управлением возможности заявителю самостоятельно избрать приемлемый способ устранения данного нарушения, противоречит позиции высшего суда об исполнимости предписания. Указывает, что Ижевский ЦОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» расположен на территории Завьяловского района Удмуртской республики, которая относится к сельской местности и не отвечает требованиям отнесения данной территории к категорированным по гражданской обороне. Управлением не представлено доказательств, отнесения территории, на которой расположен Ижевский ЦОВД, к какой-либо группе гражданской обороны.

В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.04.2021 № 07/10/ГО управлением в период с 14.04.2021 по 11.05.2021 проведена плановая выездная проверка предприятия на предмет соблюдения им обязательных требований в области гражданской обороны в Ижевском центре организации воздушного движения, которое является структурным подразделением филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», о чем составлен акт проверки от 11.05.2021 № 07/10/ГО.

По результатам проверки административным органом вынесено предписание от 11.05.2021 со сроком устранения выявленных нарушений до 03.04.2022, согласно которому ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Ижевский ЦОВД филиала «Аэронавигация Урала») допущены следующие нарушения: 1) план основных мероприятий Ижевского центра филиала ФГУП «ГК ОрВД» не согласован с органом местного самоуправления; 2) члены комиссии по обеспечению устойчивого функционирования не прошли обучение по дополнительным программам обучения; 3) члены эвакуационной комиссии не прошли обучение по дополнительным программам обучения; 4) положением о ведении гражданской обороны Ижевского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» определены мероприятия выполняемые при ведении гражданской обороны (положения Ижевского центра ОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» требуют корректировки, согласно всех указанных положений, на каждом уровне разрабатываются планы гражданской обороны), но отсутствует порядок план выполнения, проведения мероприятий (не представлены документы по укрытию работников, эвакуации (рассредоточению) из зон возможных опасностей, обеспечению продовольственными, медицинскими и иными средствами); 5) отсутствует защитное сооружение для укрытия работников Ижевского ЦОВД филиала «Аэронавигаця Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Документы, подтверждающие наличие или строительство ЗСГО не представлены. В положение о ведении гражданской обороны Ижевского ЦОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» указано строительство объектов гражданской обороны, или приспособление заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства.

Полагая, что пункты 2, 3, 4 (в части требований строительства защитных сооружений ГО), пункт 5 предписания от 11.05.2021 № 07/10/ГО являются незаконными, нарушающими права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого предписания в обжалуемой части нормам действующего законодательства.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.

Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее – положение № 804), которое определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

В силу пункта 2 положения № 804 подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из пункта 4 положения № 804 следует, что порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.

Согласно пункту 4 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 (далее – положение № 841) подготовка населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по формам согласно приложению. Подготовка является обязательной и проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее – курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны - не реже одного раза в 3 года. Для указанных категорий лиц, впервые назначенных на должность, повышение квалификации в области гражданской обороны проводится в течение первого года работы.

Подготовка групп населения, указанных в подпунктах «а» - «г» пункта 3 положения № 841, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области гражданской обороны осуществляется по соответствующим программам, разрабатываемым на основе соответственно примерных дополнительных профессиональных программ в области гражданской обороны и примерных программ курсового обучения в области гражданской обороны, утверждаемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Обучение в области гражданской обороны лиц, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки), осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262 утвержден перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны. В данный перечень по объектному уровню входят: должностные лица, входящие в составы комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также продолжающих работу в военное время (пункт 19); должностные лица, входящие в составы эвакуационных комиссий организаций (пункт 20).

В соответствии с приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее – положение № 687) подготовка к ведению гражданской обороны на муниципальном уровне
и в организациях определяется положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 5).

Пунктом 16.4 положения № 687 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

Согласно пункта 10 положения № 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемым в целях предоставления населению убежищ являются строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.

Исходя из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее – порядок № 1309) к объектам гражданской обороны, в том числе, относятся: убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Согласно пункту 3 порядка № 1309 убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных; укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Пунктом 4 порядка № 1309 предусмотрено, что для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.

Специализированные складские помещения (места хранения) создаются для хранения средств индивидуальной и медицинской защиты, приборов радиационной и химической разведки, радиационного контроля и другого имущества гражданской обороны (пункт 5 порядка № 1309). Санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники и иные объекты гражданской обороны создаются для обеспечения радиационной, химической, биологической и медицинской защиты и первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды и транспортных средств (пункт 6 порядка № 1309).

На основании пункта 10 порядка № 1309, организации создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 11 порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны в период мобилизации и в военное время осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

В силу пункта 12 Порядка № 1309 создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статье 6 Закона № 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения, и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 № 804 ДСП, которое не опубликовано.

Согласно разъяснениям МЧС России (письмо от 29.05.2020
№ 11-15-1811), информация о категорировании компаний по гражданской обороне находится в компетенции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Судами принято во внимание письмо Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 30.06.2021 №23340/10, из которого следует, что приказом названного агентства не установлена категория по гражданской обороне Ижевскому ЦОВД. Категория по гражданской обороне, установленная филиалу «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Судами из материалов дела установлено, что Ижевский ЦОВД находится на территории, обслуживаемой Приволжским МТУ Росавиации, а именно, на территории аэропорта Ижевск и является структурным подразделением филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (приказ от 24.05.2019 № 187 об утверждении и введении в действие Положения об Ижевском Центре ОВД (редакция 07; пункт 1.1).

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 25.05.2018 № 429-П утвержден устав федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», в пункте 2.2.10 которого установлено, что одним из видов деятельности предприятия является разработка и выполнение мероприятий по гражданской обороне и защите работников и объектов предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность осуществлять мероприятия по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена пунктом 4.4.10 этого Устава.

Судами дана оценка названному выше положению, пунктами 4.4.5 и 4.4.6 которого предусмотрены функции, выполняемые центром по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне, и по обеспечению устойчивого функционирования в мирное и военное время.

В силу пункта 5.6.50 указанного положения начальник центра обязан принимать участие в организации мероприятий по гражданской обороне.

Из положений статьи 23 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» следует, что бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки.

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки Устава филиала, иных материалы дела, в том числе письма военного комиссариата Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска и Завьяловского района Удмуртской Республики от 17.08.2021 о том, что названным филиалом забронированы сотрудники, пребывающие в запасе, которые продолжат работу в военное время, в целях обеспечения и выполнения мероприятий на период мобилизации и на военное время категорированной организации - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», доводов и возражений сторон, в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суды верно заключили, что Ижевский ЦОВД должен выполнять мероприятия, которые определены при ведении гражданской обороны на период мобилизации и на военное время категорированной организации ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», сделав обоснованный вывод о нарушении Ижевским ЦОВД филиала «Аэронавигация Урала» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» требований пункта 1 статьи 9 Закона № 28-ФЗ, пункта 4, подпунктов «г», «д» пункта 5 положения № 841, пунктов 19, 20 приказа МЧС России от 24.04.2020 № 262, пункта 4 положения № 804 на объекте, расположенному по спорному адресу.

Оспариваемое предписание соответствует предъявляемым к нему требованиям, срок исполнения, приведенный в предписании № 07/10/ГОявляется разумным и исполнимым, тогда как техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок заявителем не доказана, в связи с чем суды правомерно признали оспариваемое предписание в части обжалуемых пунктов 2, 3, 4 (в части требований строительства защитных сооружений гражданской обороны) и пункта 5 соответствующим нормам действующего законодательства, основанным на материалах дела.

Апелляционным судом рассмотрен довод о не согласии заявителя с пунктом 4 предписания в части строительства защитных сооружений, вместе с тем, с учетом пояснений административного органа в этой части судом верно указано на то, что предприятию не вменяется обязанность строительства защитных сооружений гражданской обороны, поскольку предписывается провести корректировку положений о ведении гражданской обороны и необходимость предусмотреть укрытие работников на период мобилизации и в военное время. При этом неуказание в предписании конкретного способа устранения нарушений не свидетельствует о его неисполнимости, поскольку предоставляет возможность заявителю самостоятельно избрать приемлемый способ устранения выявленных нарушений.

Доказательств, опровергающих данный вывод судов, нарушения права и возложение дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, заявителем в материалы дела, суду не представлено.

Кроме того, в судебном заседании суда кассационной инстанции представителем МЧС обращено внимание суда и заявителем жалобы не опровергнуто обстоятельство заключения предприятием договора для возможности укрытия работников на период мобилизации и в военное время.

С учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали предприятию в удовлетворении заявленных требований.

Приведенные в кассационной жалобе доводы предприятия проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения. Кроме того, доводы не опровергают выводов судов. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о незаконности принятых по делу законных судебных актов и сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами, установленными судами, в связи с чем подлежат отклонению.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.11.2021 по делу № А71-9416/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.П. Ященок

Судьи Е.О. Черкезов

Ю.В. Вдовин