ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А02-1244/14 от 23.07.2014 АС Республики Алтай

Арбитражный суд Республики Алтай

649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 4. Тел. (388-22) 4-77-10 (факс)

http://www.my.arbitr.ru/                                  http://www.altai.arbitr.ru/

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Горно-Алтайск

Дело № А02-1244/14

Резолютивная часть оглашена  23 июля  2014 года. Полный текст решения изготовлен  30 июля 2014 года.

Арбитражный суд Республики Алтай в составе судьи Черепановой И. В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Аткуновой А.С.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (ОГРН 1020400726631, ИНН 0400000291, пр. Коммунистический, 15/1, г. Горно-Алтайск) к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (ОГРН 1042202269317, ИНН 2225064134, ул. Интернациональная, 72 А, г. Барнаул) о признании недействительным представления  от 19.05.2014г. № 01-25/1299 об устранении причин  и условий выявленных нарушений,

при участии представителей:

от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай –Кожемякиной О.И., Юдаковой Е.П., Жукова И.П., доверенности представлены, в деле;

от Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае – Мальцевой Л.С., доверенность в деле,

                                                           установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай (далее – ГУ-ОПФ РФ по РА) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее – МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае) о признании недействительным представления  от 19.05.2014г. № 01-25/1299 об устранении причин  и условий выявленных нарушений,

В обоснование своего заявления Отделение указало, что Росфиннадзором была нарушена процедура  вынесения оспариваемого постановления, поскольку в  нарушение требований Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утверждённый приказом Минфина РФ от 04.09.2007 № 75н, (далее - Административный регламент),  письменного заключения  на письменные возражения  Отделения на акт проверки в установленные сроки  Росфиннадзором не было вынесено.

Кроме того, Отделение с  нарушениями, указанными в акте и Представлении, не согласно и полагает, что все финансовые операции были проведены в рамках действующего бюджетного законодательства, поскольку расходы на приобретение основных средств и прочего оборудования, в том числе приобретение посуды для буфета, столовых и чайных сервизов для руководства были запланированы и в последующем использованы на цели, определенные Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов» и Постановлением Правления ПФР от 20.12.2012г. № 355п, т.е. использованы правомерно по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Таким образом, Отделение произвело расходование средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утверждённым бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, а также сметой доходов и расходов, т.е. обеспечило результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

 Росфиннадзора представил отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признал, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.  Указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность МТУ Росфиннадзора представлять объектам контроля письменные ответы на возражения к Актам  проверок. Указал, что  в ходе проведенной проверки  был установлен факт нецелевого использования Отделением бюджетных средств, поскольку расходы по приобретению посуды следовало произвести по коду бюджетной классификации 01.13 0015500 244 340, вместе  с тем,  денежные средства на хозяйственные расходы выданы в подотчет по   расходному  кассовому  ордеру   от 03.09.2013г.     были израсходованы на приобретение посуды по коду бюджетной классификации  01 13 0015500 244 310, что является нецелевым использованием бюджетных средств.

На основании вышеизложенного МТУ Росфиннадзор в Алтайском крае просит отказать ГУ - Отделению ПФР по Республике Алтай в удовлетворении заявленных требований в полном объеме

В судебном заседании представители ГУ ОПФР по республике Алтай на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и письменной позиции.

Представитель МТУ Росфиннадзора в Алтайском крае с требованиями не согласился, поддержав позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела,  заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленное требование   подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В сооттветствии с централизованным заданием Федеральной службы  финансово-бюджетного надзора от 16.01.2014г. №01-05-25/234@ проведена проверка целевого использования средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации  в ГУ-Отделение ПФР по РА за период с 01.01.2013г. по 31.12.2013г. проверка проводилась с 11.03.2014г. по 04.04.2014г. Результаты проверки отражены в акте от 07.04.2014г.

Результаты проверки отражены в акте от 24 апреля 2013г.

По итогам ревизии управляющему  Отделением выдано Представление по устранению выявленных нарушений №01-25/1299 от 19.05.2014, которым предложено рассмотреть информацию об указанных  в  Представлении  нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и  принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений и недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства.

Проверкойзафиксировано нарушение бюджетного законодательства, в частности ст.ст.28, 147, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 и на плановый период 2014 и 2015 годов., а именно: средства государственного внебюджетного фонда, выделенные в 2013 году по коду КОСГУ 310 «увеличение стоимости основных средств» использованы на приобретение  посуды, данные расходы предусмотрены по коду КОСГУ 240 «увеличением стоимости материальных запасов».

Сумма нарушения согласно представлению – 72000 руб.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 3 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ)  финансовый контроль осуществляет, в том числе Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Частью 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

Согласно пунктам 1 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. №198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» и пунктам 1, 4 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №278 от 18.06.2004 г., Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пунктом 5.1.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 г. №89н, территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор, в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно пункту 5.14.1. Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право, в том числе проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально- ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

Таким образом, представление от 19.05.2014 № 01-25/1299  по устранению выявленных нарушений вынесено ТУ Росфиннадзора в Алтайском крае  в пределах предоставленных полномочий.

Согласно статье 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 настоящего Кодекса.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

На основании п.п.1,2 ст.144 БК РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Пунктом 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств, самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Исходя из анализа указанных норм следует, что организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Согласно п. 38 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н (далее - Инструкция № 157н), основными средствами, которые учитываются на счете 0 101 00 000 «Основные средства», являются материальные объекты имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления и используемые в деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для осуществления государственных полномочий (функций). При этом не имеет значения стоимость данных объектов. Основные средства могут находиться в эксплуатации, в запасе, на консервации или быть сданы в аренду либо получены в лизинг (сублизинг).

Пунктом 39 Инструкции № 157н предусмотрено, что к основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции № 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Согласно п.98 Инструкции № 157н, материальными запасами, которые учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы», являются материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров.

Пунктом 21 Инструкции по применению единого Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.20Юг. № 162н (далее -Инструкция № 162н), предусмотрено, что материальные запасы в зависимости от их вида группируются по счетам бюджетного учета. Инструкцией № 162н предусмотрен счет 010536000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Согласно п. 118 Инструкции № 157н, посуда учитывается на счете 010536000 «Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Получатель бюджетных средств, государственное (муниципальное) учреждение принимает решение по отнесению материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основным средствам или материальным запасам) руководствуясь положениями Инструкции № 157н.

Согласно Указаний по формированию проектов расходов на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 21.08.2012г. № 230р, территориальные органы Фонда формируют проекты расходов по видам и кодам классификации операций сектора государственного управления и в соответствии с порядком ее применения, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктами 5.2 и 5.3 данных указаний предусмотрено:

«п. 5.2. При планировании расходов на приобретение оборудования необходимо руководствоваться постановлением Правления ПФР от 11 мая 2006г. № 125п «Об утверждении Положения о порядке представления и рассмотрения заявок на приобретение основных средств (машин, оборудования, мебели и прочих основных средств, исключая компьютерную технику и оборудование для развития автоматизированных информационных систем ПФР)» с учетом изменений).

Расчет расходов производится из наличия необходимого количества бытовой техники; оснащения рабочего места руководителя, специалистов, клиентских служб; необходимости приобретения автотранспорта, архивного оборудования; необходимого количества кондиционеров и тепловых завес, другого оборудования и мебели, прочего оборудования.

Другое оборудование и мебель включают- стеллажи, скамейки, диваны, кресла, навесные потолки, стойки для охраны, трибуны для актовых залов, столы в комнаты приема пищи, журнальные столы, стулья, пылесосы, ионизаторы и увлажнители воздуха, кофеварки, сушилки для рук, телевизоры для руководителей, фотоаппараты и видеокамеры для служб по взаимодействию со средствами массовой информации.

Прочее оборудование включает- кабины и перегородки для клиентской службы, мобильные стеллажи, металлические шкафы, сейфы, переплетчики, брошюровочные машины, устройства для подшивки документов, шредеры, стенды, кулеры, калькуляторы, жалюзи, зеркала, часы, настольные лампы, напольные вешалки и прочее.

Указанные расходы отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

«п. 5.3. Планирование расходов на приобретение (изготовление из материалов заказчика) объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляется исходя из потребности их приобретения, действующей в 2012 году стоимости материальных запасов с применением дефляторов; в 2013 году - 1,055.

Указанные расходы отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Указанные Указания не содержат разъяснений на какую статью расходов должны быть отнесены расходы на приобретение посуды.

Вместе с тем из материалов дела следует, что формирование проекта бюджета на 2013 год осуществлялось Отделением на основании методических рекомендаций «Об утверждении Указаний по формированию проектов расходов на обеспечение деятельности Фонда и ее территориальных органов и бюджетные инвестициив объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов», утверждённых распоряжением ПФР от 21.08.2012 г. № 230р.

31.08.2012г. за № 13-12/3312  ГУ ОПФР по РА в адрес Пенсионного фонда Российской Федерации был направлен проект расходов на содержание органов Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которого по виду расходов – 244, КОСГУ – 310 (увеличение  стоимости основных средств) – была запрошена сумма 828,9 тыс. руб.

К проекту бюджета в соответствии со статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации - «Документы и материалы, предоставляемые одновременно с проектом бюджета» -, утвержденного Федеральным законом от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ, ГУ ОПФР по Республике Алтай предоставлялась пояснительная записка с расчетами и обоснованиями по КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств», в которой запрашивалось 828,9 тыс. рублей на приобретение:

-           оборудования 732,0 тыс. рублей;

-           прочих основных средств 96,9 тыс. рублей (из них 58,1 тыс. руб. на канцелярские, хозяйственные принадлежности и 38,8 тыс. руб. на приобретение посуды).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2012 № 355п  «Об утверждении бюджетной росписи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и лимитов бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год» были утверждены бюджетные ассигнования на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности по коду бюджетной классификации 01 13 0015500 244 КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 5 138,6тыс. руб., в том числе:

-для территориальных Управлений ПФР в сумме 4 191,9тыс. руб.;

-для Отделения в сумме 946,7тыс. руб. (в том числе 938,8тыс.руб. на содержание органов Фонда и 7,9тыс.руб. на материально-техническое обеспечение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и модернизацию автоматизированных систем Фонда.

Письмом ПФР от 03.06.2013 года № 23-24/8164 «О расходах на приобретение оборудования на 2013-2015 гг.» доведена информация в части приобретения оборудования по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств» для Отделения и Управлений ПФР, а именно, предусмотрены расходы для Отделения ПФР BP (где BP - это вид расхода) 244 - 841,9тыс. руб.

Таким образом, разница между 938,8 тыс. руб. и 841,9тыс. руб. составила 96,9тыс. руб. (прочие расходы).

Исходя из вышеуказанного письма следует, что Отделению утверждены бюджетные ассигнования по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме 938,8тыс. руб.

Согласно расшифровке расходов на содержание ОПФР по Республике Алтай на 2013г.  (стр. 6 Расшифровки) сумма 939,8 тыс. руб. состоит из расходов на приобретение оборудования, не относящегося к сфере ИКТ – 841,9 тыс. руб., расходы по оплате приобретения канцелярских, хозяйственных принадлежностей – 58,1 тыс. руб. и других расходов, влияющих на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ – 38,8 тыс. руб.  При этом сумма 38,8 тыс. руб. полностью соответствует сумме,  запрашиваемой 31.08.2012г. в проекте расходов на содержание органов Фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которого по виду расходов – 244, КОСГУ – 310 (увеличение  стоимости основных средств) и пояснительной записке с расчетами и обоснованиями по КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств», запрашивалась 828,9 тыс. рублей на приобретение:

-           оборудования 732,0 тыс. рублей;

-           прочих основных средств 96,9 тыс. рублей (из них 58,1 тыс. руб. на канцелярские, хозяйственные принадлежности и 38,8 тыс. руб. на приобретение посуды).

При этом общая сумма расходов на содержание Отделения ПФР по Республики Алтай увеличилась на основании изменений в представленный проект расходов на основании Письма от 19.12.2012 за № 13-12/4859 и приложенной пояснительной записке.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что расходы на посуду в размере 38,8 тыс. руб. изначально были запрошены Отделением  ПФР по Республике Алтай в рамках КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств» и были утверждены Пенсионным Фондом Российской Федерации Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2012 № 355п «Об утверждении бюджетной росписи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и лимитов бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год». Доказательств утверждения расходов на приобретение посуды по КОСГУ 01 13 0015500 244 340, суду не представлено. Тот факт, что утвержденная сумма 38,8 тыс. руб. в Расшифровке  расходов на содержание ОПФР по РА не содержит ссылки на приобретение посуды, не имеет правового значения, поскольку факт планирования этой суммы на приобретение расходов в рамках КОСГУ 01 13 0015500 244 310 «Увеличение стоимости основных средств» подтвержден, фактически эта же сумма утверждена Пенсионным Фондом Российской Федерации Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2012 № 355п «Об утверждении бюджетной росписи расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и лимитов бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 год», что прямо следует из представленных документов.

Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Отделением приказом от 26.12.2012 г. № 295-од утверждены бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств на обеспечение деятельности Отделения на 2013.

Бюджетные ассигнования утвержденные Отделению в сумме 96,9тыс. руб. были предусмотрены на приобретение:

-           канцелярских, хозяйственных принадлежностей - 58,1тыс. руб.;

-           посуды для буфета - 38,8тыс. руб. (согласно пояснительной записки к формированию проекта бюджета).

В соответствии с доведенными и утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств отделом казначейства в сентябре 2013 года произведены кассовые расходы на приобретение посуды для буфета в сумме 30тыс. рублей.

В декабре 2013 года на основании постановления Правления ПФР от 12.02.2010 № 29п «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации» была произведена корректировка (в сторону увеличения на 33,5 тыс.руб.) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по подстатье «Другие расходы, влияющие на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ».

Общая сумма бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по данной подстатье составила 72,3 тыс. руб.

В декабре 2013 года в соответствии со скорректированными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств отделом казначейства произведены кассовые расходы на приобретение наборов посуды для буфета в сумме 42,3тыс. рублей.

Соответственно за 2013 год кассовые расходы по статье 310 составили 72,3тыс. рублей.

Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республики Алтай в пределах своих полномочий по ведению бюджетных смет, закрепленных в постановлении Правления ПФР от 12.02.2010г. № 29п «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации», 13.12.2013г. внесло изменения в бюджетные сметы по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств», а именно уменьшило расходы на приобретение канцелярских, хозяйственных принадлежностей на 31,2 тыс. руб. и увеличило другие расходы, влияющие на увеличение стоимости основных средств, не относящихся к сфере ИКТ в сумме 31,2 тыс. руб.

В соответствии с Положением об ОПФР по Республике Алтай, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.04.2001 г. № 54, Отделение, в числе прочих полномочий, обеспечивает исполнение утвержденной Правлением ПФР сметы расходов на свое содержание.

В соответствии с п. 1 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 12.02.2010 № 29п, настоящий порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов Пенсионного фонда Российской Федерации определяет правила составления, утверждения и ведения бюджетных смет органов пенсионного фонда Российской Федерации.

К таковым органам относится ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай.

В соответствии с п. 2.1 Порядка, после получения лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителем (распорядителем) как получателем средств бюджета ПФР, получателем средств бюджета ПФР (далее – получатель средств бюджета ПФР) составляется бюджетная смета.

Согласно п. 2.3 Порядка Показатели бюджетной сметы формируются в пределах доведенных до получателя средств бюджета ПФР лимитов бюджетных обязательств на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельность Фонда, на текущий финансовый год.

В силу п. 4.1 и 4.5 Порядка ведением бюджетных смет является внесение изменений в бюджетные сметы в пределах доведенных в установленном порядке объеме лимитов бюджетных обязательств. Утверждение изменений в бюджетную смету осуществляется руководителем органа ПФР, утвердившим бюджетную смету.

В соответствии с Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.12.2009г. № 373р «О перечне распорядителей и получателей бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, администраторов доходов бюджетов пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджеты»  Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай является как распорядителем бюджетных средств Пенсионного фонда Российской Федерации, так и их получателем. Следовательно, вышеуказанный Порядок предусматривает права Отделения, в том числе при ведении бюджетных смет.

Системный анализ перечисленных норм позволяет сделать вывод о правомочности ГУ Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Алтай вносить изменения в бюджетные сметы в пределах одного кода и выделенного лимита.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что  расходы на приобретение основных средств и прочего оборудования, в том числе приобретение посуды были запланированы и в последующем использованы на цели определенные Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов» и Постановлением Правления ПФР от 20.12.2012г. № 355п, т.е. использованы правомерно по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Как следует из разъяснений, указанных в п. 14.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении вопроса о законности меры принуждения в виде изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, примененной на основании статьи 289 БК РФ, а также дел о привлечении лиц к административной ответственности на основании статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судам необходимо учитывать следующее.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее - Классификация). Порядок применения названной Классификации исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации.

Таким образом, если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (т.е. когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств.

Более того, как следует из Письма Министерства Финансов Российской Федерации № 02-07-10/2856 от 18.12.2009г. в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации (далее - Указания), коды классификации операций сектора государственного управления применяются при исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности с целью группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования по планированию (составлению) бюджета с применением кодов классификации операций сектора государственного управления.

В целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по кодам КОСГУ кассовых операций, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, указанным в Указаниях, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее - госзадание), методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Учитывая изложенное, а также положения статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы Росфиннадзора не вправе квалифицировать осуществление кассовых расходов как нецелевое использование бюджетных средств в случае, если вышеуказанные кассовые расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетной сметой и (или) госзаданием, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств (но при этом, по мнению органов Росфиннадзора, их отражение по КОСГУ не соответствует методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями), или порядок их проведения по кодам КОСГУ отсутствует в указанных документах, являющихся правовым основанием получения бюджетных средств.

Из письма Минфина РФ от 21.09.2012 № 02-05-11/3866 «О применении классификации операций сектора государственного управления следует, что отнесение материальных ценностей (в т.ч. перчаток, ковриков, временных объектов и сооружений) к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции государственного (муниципального) учреждения (получателя бюджетных средств), которое принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкциями по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

На  основе оценки представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи суд приходит  к выводу о том, что полученные бюджетные средства Отделение  использовало по целевому назначению.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что Отделение  действовало, руководствуясь принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания целевого использования средств федерального бюджета лежит на получателе бюджетных средств.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд пришел к выводу, что оспариваемое представление не соответствуют действующему законодательству.

Как следует из части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд, изучив материалы дела в совокупности с представленными в обоснование возражений на заявленные Отделением требования, приходит к выводу, что представление от 19.05.2014  № 01-25/1299  не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

 Признать недействительным представление Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (ОГРН 1042202269317, ИНН 2225064134, ул. Интернациональная, 72 А, г. Барнаул)  от 19.05.2014г. № 01-25/1299 об устранении причин  и условий выявленных нарушений ст.ст. 38, 147, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый 2014 и 2015 годов, утвержденные приказом Министерства  финансов Российской Федерации от 21.12.2012 № 171н.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                      И.В.Черепанова