ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14055/19 от 27.02.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: (3852)29-88-01,

http://www.altai-krai.arbitr.ru,   е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

   РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                    Дело № А03 -14055/2019                   05 марта 2020 г.                                                                                 

                                                                  Резолютивная часть решения объявлена 27.02.2020.

                                                         Решение суда в полном объёме изготовлено 05.03.2020.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Лихторович С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансфонд", ИНН 2222830278, ОГРН 1142223014515, г.Барнаул Алтайского края  к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, ИНН  2225122570, ОГРН   1112225008103, г.Барнаул Алтайского края,  муниципальному бюджетному учреждению "Автодорсторой" г.Барнаула, ИНН 2224174529, ОГРН 1152224003623, г.Барнаул Алтайского края, муниципальному унитарному предприятию "Горэлектротранс", ИНН 2222048208, ОГРН 1052202260110,  г.Барнаул Алтайского края о взыскании в солидарном порядке 128 602 руб. ущерба, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью МК-20СХ, (ОГРН 1107847071661), г.Санкт-Петербург,

при участии в судебном заседании представителей: от истца – Шляхта Л.И. (доверенность от 27.08.2019, диплом), от ответчика (1) – Енушевская А.В. (доверенность от 19.08.2019, диплом), ответчик (2) – Селес Н.В. (доверенность от 31.10.2019, диплом), ответчик (3) – Подлесных И.А. (доверенность от 11.03.2019, диплом), от третьего лица - не явился,

У С Т А Н О В И Л:

    Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) "Трансфонд" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула  и муниципальному бюджетному учреждению (далее МБУ) "Автодорсторой" г.Барнаула  о  взыскании   в солидарном порядке 128 618 руб. ущерба.

    Исковые требования обоснованы статьями 15, 210, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и мотивированы тем, что в результате дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) транспортное средство, принадлежащее истцу, получило повреждение вследствие того, что в пути следования произошел наезд автомобиля на выбоину в дорожном покрытии, в момент движения указанная яма не была видна водителю. В связи с повреждением транспортного средства истец понес расходы на его ремонт, истцу причинен ущерб.

Определением суда от 02.09.2019 дело было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).

В установленный судом срок от ответчиков поступили отзывы на иск, в которых содержались возражения по заявленным требованиям.

МБУ "Автодорсторой" г.Барнаула  в отзыве на иск (л.д.59-63 т.1) указало, что Правилами благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской Думы № 15 от 27.10.2017, содержание дорог возложено на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.МБУ «Автодорстрой» города Барнаула  осуществляет работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения  только на основании и в рамках муниципального задания, поступающего от Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула. В 2019 году МБУ «Автодорстрой» города Барнаула выполняло работы по содержанию автомобильных дорог на основании муниципального задания на 2019 год, утвержденного Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, однако задания на ремонт спорного участка на дату ДТП 10.04.2019  ему не поступало, и,  следовательно,  у МБУ «Автодорстрой» не возникло обязанности по ремонту спорного дорожного полотна,  и оно является ненадлежащим ответчиком.

Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в отзыве на иск (л.д.1-5 т.2) просил в удовлетворении исковых требований к нему отказать. Указал, что в соответствии с отчетом о выполнении муниципального задания в Центральном районе за период с 01.04.2019 по 30.04.2019, МБУ «Автодорстрой» г.Барнаула осуществляло содержание автомобильной дороги (работы, входящие в содержание, указаны в каждом акте отчета) ул. Аванесова, в том числе и на участке места ДТП. Следовательно, факт наличия в отчете ул.Аванесова подтверждает факт информированности учреждения о наличии дорожного недостатка на проезжей части.Комитет не был проинформирован о наличии дорожного недостатка либо о возникших препятствиях по установке временных дорожных знаков с целью информирования участников дорожного движения.Кроме того, согласно исковому заявлению и схеме ДТП, составленной Аварийным комиссариатом, дорожный недостаток - выбоина находится на трамвайны путях.

 Для выяснения дополнительных обстоятельств и представления дополнительных доказательств, суд определением от 29.10.2019 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

 Определением от 12.12.2019 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное унитарное предприятие (далее МУП) "Горэлектротранс".

 МУП "Горэлектротранс" в отзыве на иск (л.д.73-86 т.2)возражало по заявленным требованиям, указало, что трамвайные пути по ул. Аванесова проходят на пересечении двух проезжих частей: ул. Аванесова и ул. Карева в г.Барнауле. Указанный переезд через трамвайные пути предназначен для движения по нему безрельсовых транспортных средств - автомобилей, а соответственно является составной частью автомобильной дороги.Пункт 2.1.16. Правил благоустройства определяет, что содержание железнодорожных путей, трамвайных переездов, проходящих в границе города, осуществляется силами и средствами организаций, эксплуатирующих такие объекты.Согласно схеме места совершения ДТП №036813 от 10.04.2019 спорный недостаток дорожного покрытия расположен вблизи рельсового полотна на автомобильной дороге, предназначенной для переезда трамвайных путей. Этот участок дорожного полотна на балансе МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула не числится.Автомобильная дорога (вся, без исключения автомобильного переезда через трамвайные пути) по ул. Аванесова и ул. Карева находится в собственности муниципального образования - города Барнаула. Законом обязанность по содержанию имущества возлагается на собственника имущества.МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула не является предприятием, которое обязано обеспечивать безопасность дорожного движения, ремонт и содержание проезжей части автомобильной дороги (в том числе в границах трамвайного полотна), а также не имеет полномочий для установки предупреждающих знаков.

В ходе рассмотрения дела суд в порядке ст. 49 АПК РФ принял уменьшение истцом размера исковых требований до 128 602 руб.

В судебном заседании 13.01.2020 суд заслушал свидетеля Акопяна Хорена Арамовича, который ответил на вопросы сторон и суда. Свидетель пояснил, что двигался в светлое время суток, начинались сумерки, в потоке с высоким, интенсивным движением автотранспорта, впереди и сбоку были автомобили, возможности заметить яму на дорожном покрытии за рельсом у него не имелось. Об рельсу повредилось колесо, сразу не смог остановиться, поскольку был большой поток автомобилей, остановился через метров 50, сразу же всё сфотографировал.

Определением от 30.01.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,   - общество с ограниченной ответственностью МК-20СХ (подрядчика по ремонту спорного переезда).

В связи с привлечением третьего лица, представлением дополнительных документов рассмотрение дела откладывалось.

В соответствии со ст. 123 АПК РФ третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако не явилось. Согласно ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, считает, что все ответчики действовали недобросовестно, увидев яму, не сообщили ничего тому, кто должен отремонтировать, поэтому должны отвечать солидарно,  ссылается на ч.3. ст.1 ГК РФ.

Ответчики представили дополнения к отзывам, дополнительные документы.

В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв для представления дополнительных доказательств.

После перерыва МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула представило дополнительные пояснения, ссылается на изложенные в нем доводы.

 Стороны поддержали свои доводы и возражения.

 Других заявлений и ходатайств не поступило.

 Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному учреждению "Автодорсторой" г.Барнаула и муниципальному унитарному предприятию "Горэлектротранс"  и взысканию ущерба с  Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула по следующим основаниям.

   Согласно статье 8 Гражданского кодека РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.

   Как следует из материалов дела, 10.04.2019 в 19 час. 10 мин. на ул. Аванесова (ориентир – пересечение с улицей Карева) в г. Барнауле  в месте пересечения проезжей части с трамвайными путями (далее - трамвайный переезд), автомобиль Ауди Q7, регистрационный номер М 133 ХА 22 под управлением водителя Акопяна А.Х получил повреждения врезультате ДТП - повреждено заднее левое колесос диском. Транспортное средство повреждено вследствие того, что в пути следования произошел наезд автомобиля на выбоину в дорожном покрытии. В момент ДТП указанная яма видна не была.

Каких-либо предупреждающих знаков о неровности на дороге выставлено не было. Как указал истец в исковом заявлении,  на дороге был большой поток машин (час пик), в связи с чем, не представилось возможным своевременно обнаружить выбоину и отреагировать на нее.

Актом от 11.04.2019, составленным ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу (л.д.18 т.1), подтверждается факт, что выбоина на дороге, в которую попало заднее левое колесо автомобиля, имеет размеры, превышающие допустимые.

Истец полагает, что автомобиль Ауди Q7, регистрационный номер М 133 ХА 22 получил повреждения вследствиевиновного бездействия ответчиков по содержанию и ремонту дорог. Водитель Акопян Х.А. правила дорожного движения не нарушал, что подтверждается определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 11.04.2019 в связи с отсутствием состава (события) административного правонарушения (л.д.17 т.1).

Автомобиль Ауди Q7, регистрационный номер М 133 ХА 22 принадлежит на праве собственности истцу, что подтверждается паспортом технического средства 78 УУ 954218 от 16.04.20161 (л.д.14 т.1), свидетельством о регистрации ТС 22 42 № 612128 (л.д.15 т.1).

В связи с причинением автомобилю повреждений истец по товарной накладной №ОБАП19-12-25 от 12.04.2019 (л.д.24 т.1) приобрел четыре автошины на сумму 96 040 руб., которые оплачены платежным поручением № 36 от  12.04.2019 (л.д.23 т.1).

Стоимость одной шины – 24 010 руб. Стоимость алюминиевого диска составила 103 370 руб., что подтверждается заказом-нарядом №742 от 19.06.2019 (л.д.20 т.1).

Факт ремонта подтверждается приемо-сдаточным актом выполненных работ  и приемо-сдаточным актом передачи автомототранспортного средства потребителю от 19.06.2019 (л.д.21 т.1).

Также истцом был произведен ремонт (шиномонтаж) автомобиля, что подтверждается заказом-нарядом №RA00025038 от 19.06.2019,  стоимость шиномонтажных работ  составила 1 222 руб., оплата произведена по терминалу, что подтверждается чеком от 19.06.2019 (л.д.25 т.1).

Всего расходы истца по восстановлению автомобиля составили 128 602 руб. (24 010 руб.+ 103 370 руб.+ 1 222 руб.).

Истец направил в адрес ответчиков - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула  и МБУ "Автодорсторой" г.Барнаула  претензию от 22.07.2019 (л.д.26т.1) с требованием  возместить ущерб, которая оставлена без ответа и удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.

В соответствии с п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 Пунктом  2 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 12 Закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных    осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.

Требование о возмещении вреда может быть удовлетворено только при доказанности всех названных элементов в совокупности.

Обязанность доказывания совокупности перечисленных условий возложена на истца (статья 65 АПК РФ).

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ст. 9 АПК РФ).

Пунктом 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Письмом Комитета по управлению  муниципальной собственностью города Барнаула  № 156/отв-189 от 28.01.2020, выпиской из реестра объектов муниципальной собственности, свидетельством о государственной регистрации права  (л.д.63-65 т.3) подтверждается, что согласно технической документации проезжая часть дороги по ул. Аванесова от Змеиногорского тракта до переулка Пожарного в г. Барнауле, являющаяся муниципальной собственностью города, включает в себя, в том числе и участок проезжей части дороги, пересекающей трамвайные пути в районе пересечения ул.Аванесова и переулка Карева. Указанная проезжая часть передана Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула для ведения бухгалтерского учета и функций балансодержателя муниципальной казны. Дорожное покрытие в зоне трамвайного полотна на автомобильном переезде через трамвайные пути по ул.Аванесова в районе пересечения с переулком Карева в Реестре как отдельный объект не значится.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее ПДД РФ) «Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; «Проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Трамвайные пути по ул. Аванесова проходят на пересечении двух проезжих частей: ул. Аванесова и ул. Карева в г.Барнауле. Указанный переезд через трамвайные пути предназначен для движения по нему безрельсовых транспортных средств - автомобилей, а соответственно является составной частью автомобильной - дороги.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10 1993 №1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других  сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переездыдругие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов  и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средствинформационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременном устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно п.4.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, … участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Согласно пунктам 5.2.3,  5.2.4  ГОСТ Р 50597-2017 продольную ровность покрытия приводят в соответствие нормативным требованиям по 5.2.1 при проведении работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту дорог и улиц, коэффициент сцепления по 5.2.2 - при проведении работ по ремонту и содержанию дорог и улиц. Сроки проведения работ по ремонту и содержанию определяют при их планировании в установленном порядке.

До проведения соответствующих работ перед участками дорог и улиц, ровность и сцепные качества которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, устанавливают дорожные знаки по ГОСТ Р 52289.

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В соответствии со ст.3. ч. 1,3  ст. 24 Федерального  закона  от 10.12.1995 N 196-ФЗ  "О безопасности дорожного движения" одним из основных принциповобеспечения безопасности дорожного движения является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан участвующих в дорожном движении. Участники дорожного движения имеют право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российский Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия.

Пунктом 4 ст. 6 Закона №196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправлении в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения  дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятым решением городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71, к вопросам местного значения городского округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая … осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 67 Устава Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту связи  города Барнаула - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления координации деятельности предприятий городского автомобильного, электрического, речного  транспорта, дорожного хозяйства, благоустроительного комплекса, городского освещения, связи, организации дорожного движения, исполнения полномочии муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа…

Правилами благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 27 октября 2017 года № 15, содержание дорог возложено на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.

Положением о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 28 марта 2014 года № 284, предусмотрено, что комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула является органом местного самоуправления, который осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченным органом местного самоуправления.

Приказом комитета от 15.07.2015 №105 утвержден Устав МБУ «Автодорстрой» г. Барнаула, согласно пункту 1.3 Устава полномочия учредителя осуществляет комитет.

Целью деятельности МБУ «Автодорстрой» г.Барнаула» является выполнение муниципальных работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения (п.2.2 Устава).

Для достижения цели МБУ «Автодорстрой» г.Барнаула осуществляет основные виды деятельности в соответствии с муниципальным заданием комитета, в том числе капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог города Барнаула (п.2.3 Устава).

Согласно п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  и п. 2 постановления администрации города от      11.07.2018      №1177 «Об     утверждении Порядка содержания, ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края» (далее - Порядок) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 1 Классификации            работ по         капитальному           ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 (далее - Классификация) классификация   работ по         капитальному ремонту, ремонту   и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п.3.2 Порядка работы по содержанию автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 (далее - Классификация).

Согласно п.п.3 пункта 9 приказа Минтранса РФ от 16.11.2012 №402 - в прочие работы по содержанию автомобильной дороги входит организация временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам и искусственным сооружениям в установленном порядке, установка и уход за временными дорожными знаками.

Согласно п.2 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

В соответствие с п.3 статьи 9.2 от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В декабре 2018 года комитетом утверждено муниципальное задание на 2019 год. В муниципальном задании (форма которого является унифицированной) указано, «выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в соответствии с Классификацией». Ремонт спорного трамвайного переезда в данном задании не значится.

 Согласно п.п. 1 п.1 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 №15 «автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог».

Пункт 2.1.16. Правил благоустройства определяет, что содержание железнодорожных путей, трамвайных переездов, проходящих в границе города, осуществляется силами и средствами организаций, эксплуатирующих такие объекты.

В соответствии с п. 3.7.2 Правил благоустройства организация содержания и эксплуатации автомобильных дорог, их отдельных конструктивных элементов и дорожных сооружений осуществляется комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели, за исключением случаев возложения в установленном законом порядке указанных обязанностей на иных субъектов благоустройства в рамках их участия в благоустройстве общественных пространств.

Таким образом, из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов, следует, что за содержание  спорного автомобильного переезда через трамвайные пути в городе Барнауле отвечает Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, который и является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Ссылка представителя Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на СНиП трамвайные и троллейбусные линии и ПТЭ трамвая, а также на п. 3.11.1 Инструкции по техническому содержанию трамвайного пути, Правил технической эксплуатации трамвая, в соответствии с которыми, по мнению представителя Комитета, обязанность по содержанию дорожного покрытия в зоне трамвайных путей лежит на МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула, являются  несостоятельными, основаны на неверном толковании закона.

Согласно схеме места совершения ДТП №036813 от 10.042019 спорный недостаток дорожного покрытия расположен между рельсами на автомобильной дороге, предназначенной для переезда трамвайных путей. Этот участок дорожного полотна на балансе МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула не находится.

СНиП 2.05.09-90 и ПТЭ трамвая устанавливают требования к содержанию трамвайных путей и к определению внешних границ трамвайного полотна. Трамвайные пути, вне зависимости от их расположения не являются проезжей частью (п. 2.42 СНиП 2.05.09-90, п. 5.2.9 ПТЭ трамвая)

Автомобильная дорога (вся, без исключения автомобильного переезда через трамвайные пути) по ул. Аванесова и ул. Карева находится в собственности муниципального образования - город Барнаул. Законом обязанность по содержанию имущества возлагается на собственника имущества.

Согласно ст. 13 Федерального закона от    08.11.2007      №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о  дорожной деятельности в   Российской   Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности, то есть в соответствии с п.6 ст.3 указанного закона деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог входит в полномочия органов местного самоуправления.

В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007      №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах    и о дорожной деятельности      в          Российской   Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 №1245-ст.

Согласно ГОСТ Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы»: п. 4.1 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.

Из анализа данного пункта следует, что за состояние дорожного покрытия на автомобильном переезде отвечает организация, осуществляющая содержание дорог.

МУП "Горэлектротранс" г.Барнаула к таким организациям не может быть отнесено, основным видом деятельности предприятия согласно п. 3.3.1. Устава является перевозка пассажиров городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами), а также того обстоятельства что Правилами благоустройства (п. 3.7.2) обязанность по содержанию и эксплуатации автомобильных дорог, их отдельных конструктивных элементов и дорожных сооружений возложена на комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, в противном случае в указанный пункт также была бы включены организации - владельцы трамвайных путей. Финансирование МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула в части содержания дорожного покрытия не производится, в себестоимость услуг по перевозке пассажиров и багажа расходы на данный вид деятельности также не включается, в связи с тем, что на балансе предприятия не числится дорожное покрытие автомобильных переездов через трамвайные пути.

Из представленных МУП "Горэлектротранс" г.Барнаула документов следует, что ремонт проезжей части через трамвайные переезды производится им по разрешению собственника при направлении соответствующих заявок, и лишь в тех случаях, когда производится ремонт самих трамвайных путей, при котором необходимо вскрытие дорожного покрытия и последующее его восстановление.

Согласно п. 4.2. ГОСТа Р 50597 - 2017 «Дороги автомобильные и улицы» в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации. Интернета, информационных щитов и т. п.

Согласно п.4.2 ГОСТа Р 50597 - 2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как, отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т. ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.

Таким образом из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула не является предприятием, которое обязано обеспечивать безопасность дорожного движения, ремонт и содержание проезжей части автомобильной дороги (в том числе в границах трамвайного полотна), а также не имеет полномочий для установки предупреждающих знаков.

В обязанности МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула как организации эксплуатирующей путевое хозяйство, необходимое для движения трамваев входит обязанность по содержанию трамвайных путей (верхнего строения) в надлежащем состоянии, пригодном для их безопасной эксплуатации. Указанная обязанность закреплена Правилами технической эксплуатацией трамвая, утвержденными Распоряжением Минтранса от 30 ноября 2001 года №АН-103-р (глава 5 Путевое хозяйство).

МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула владеет на праве хозяйственного ведения трамвайными путями расположенными по Змеиногорскому тракту от ул. Ползунова общей протяженностью 12296 м., что подтверждается письмом Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула №156/отв -2618 от 25.09.2019 (л.д.37 т.3). Соответственно «Горэлектротранс» г.Барнаула должно обслуживать и содержать трамвайные пути. Дорожное покрытие в зоне трамвайного полотна на баланс МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула на обслуживание не передавалось, что подтверждается справкой МУП «Горэлектротранс» г.Барнаула №05-106 от 28.01.2020 (л.д.66 т.3), и письмом Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула №156/отв-189 от 28.01.2020 (л.д.63 т.3).

Кроме того, как следует из материалов дела в 2015г. спорный трамвайный переезд был отремонтирован Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула.

Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула был объявлен электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных переездов в г.Барнауле в том числе и на ремонт трамвайного переезда на пересечении ул.Аванесова и пер.Карева.

По результатам указанного аукциона 20.07.2015 Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула был заключен с ООО "МК-20СХ" муниципальный контракт №031730031915000664_268899 (л.д.82-87 т.3).

В соответствии с п.1.1 и п.1.3 указанного контракта ООО "МК-20СХ" обязалось выполнить работы по капитальному ремонту трамвайного переезда на пересечении ул.Аванесова и пер.Карева в соответствии с Технически заданием, проектом и сметой в период с даты заключения контракта до 15.09.2015.

Согласно проектной документации по объекту: пересечение ул.Аванесова и пер.Карева, разделу 4 пояснительной записки предусмотрено устройство асфальтобетонного покрытия в трамвайных путях, а спецификацией элементов монолитной ж/б плиты лист 2, 3 предусмотрено устройство покрытия в трамвайных путях и устройство покрытия в примыканиях.

Пунктом 6.2 муниципального контракта установлен гарантийный срок на выполненные работы в течении 5 лет с даты подписания сторонами актов о приемке выполненных работ.

Акт о приемке выполненных работ №1 за сентябрь 2015г. был подписан сторонами 15.09.2015. В этой связи дорожное покрытие в зоне трамвайного полотна в настоящее время находится на гарантии в соответствии с условиями указанного муниципального контракта в срок до 14.09.2020.

Доказательств обращения Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула к подрядчику за устранением возникших в дорожном покрытии недостатков, последний с претензиями к подрядчику по муниципальному контракту не обращался, таких доказательств суду не представлено.

Проезжая часть автомобильной дороги по ул.Аванесова и пер.Карева согласно письму Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Барнаула №156/отв-189 от 28.01.2020 (л.д.63 т.3), выписки из Реестра объектов муниципальной собственности г.Барнаула №78 от 28.01.2020 (л.д.64 т.3), свидетельства о государственной регистрации права 22АБ 5068214 (л.д.65 т.3), в том числе проезжая часть в зоне трамвайного полотна относится к проезжей части дороги согласно технической документации, то есть является частью автомобильной дороги, и передана Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула для осуществления им функций балансодержателя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что МБУ "Автодорсторой" г.Барнаула  не является надлежащим ответчиком по делу, так как ремонт дороги возможен только по заданиям Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, который осуществляет контроль за состоянием дорог, выявляет недостатки дорожного покрытия, формирует задания для МБУ "Автодорсторой" г.Барнаула, которые последний выполняет. Самостоятельно МБУ "Автодорсторой" г.Барнаула без заданий Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула ремонт производить не может. Задания на ремонт спорного трамвайного переезда МБУ "Автодорсторой" г.Барнаула от Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула не поступало.

 Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст.ст.  65, 71 АПК РФ материалы дела, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула с которого и подлежит взысканию ущерб в пользу истца.

 Факт причинения истцу ущерба и его размер, подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, ответчиками не оспорено.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы истца по уплате государственной пошлины по иску в сумме 4 858 руб. подлежат взысканию с ответчика. Государственная пошлина в размере 54 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :     

В удовлетворении исковых требований к муниципальному бюджетному учреждению "Автодорсторой" г.Барнаула и муниципальному унитарному предприятию "Горэлектротранс" отказать.

Взыскать с  Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трансфонд" 128 602 руб. ущерба и 4 858 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трансфонд"  из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 54 коп.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения, а также может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если оно было предметом    рассмотрения   в  арбитражном  суде апелляционной  инстанции  или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                            С.В. Лихторович