ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-15012/2011 от 20.02.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-15012/2011 28 февраля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 февраля 2012 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бернгардтом А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, неопределенного круга лиц, г. Новосибирск к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай, г.Барнаул Алтайского края о признании недействительным приказа от 27.01.2011 № 14 на выдачу лицензии серии 022 № 00005,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью «Региональный институт экологической безопасности», г. Барнаул Алтайского края,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – Авериной Е.А. по удостоверению от 21.09.2011 ТО № 124387;

от заинтересованного лица – Карионовой О.В. по доверенности от 06.07.2011 № 70;

от третьего лица – Костюченко И.В. по доверенности от 25.10.2011 № 1-3697, Каркошиной О.А. по доверенности от 15.11.2011;

У С Т А Н О В И Л:

Генеральный прокурор Российской Федерации (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным приказа от 27.01.2011 № 14 на выдачу лицензии серии 022 № 00005.

Прокурор в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать недействительным приказ управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 27.01.2011 № 14 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, в части предоставления права на обезвреживание указанных в лицензии видов отходов. Уточнение судом принято.

Прокурор просил восстановить срок на обращение в суд.

Заявление обосновано нарушением пункта 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2011 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности (далее – Положение о лицензировании).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом изменения по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, против их удовлетворения возражал по основаниям, изложенным в представленном отзыве. Кроме того, третье лицо ссылается на отсутствие полномочий у прокуратуры на обращение в суд с настоящим заявлением.

Представитель третьего лица против удовлетворения заявленных требований также возражает по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил.

В соответствии с планом работы на первое полугодие 2011 года управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, в апреле 2011 г. проведена проверка исполнения законодательст­ва о лицензировании в управлении Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай.

В результате проверки установлено, что 27.01.2011 руководителем Управления издан приказ № 14, которым ООО «Региональный институт экологической безопасности» (далее ООО «РИЭБ») предоставлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке отходов I - IV класса опасности сроком на 5 лет.

Во исполнение данного приказа 27.01.2011 ООО «РИЭБ» выдана лицензия серии 022 № 00005 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасно­сти, в приложении к которой перечислены разрешенные виды деятельности в отношении конкретных видов отходов.

Так, согласно данному перечню ООО «РИЭБ» разрешено осуществлять деятельность по сбору, транспортировке и обезвреживанию следующих видов отходов I - IV класса опасности для окружающей среды:

- ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, ртутные термометры отработанные и брак, отходы, содержащие ртуть (ртуть металлическая);

- сорбенты, не вошедшие в другие пункты;

- песок, загрязненный маслами, бензином, мазутом, содержание которых 15% и более;

- шлам очистки трубопроводов и емкостей от мазута;

- обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более);

- масла дизельные отработанные;

- эмульсии, отработанные в процессе мойки деталей и оборудования, без использования синтетических моющих средств и органических растворителей, содержащие нефтепродукты в количестве 10% и более;

- всплывающая пленка из нефтеуловителей;

- автомобильные масляные фильтры отработанные, не разобранные;

- отходы хлопчатобумажные одноразовые обеззараженные медицинских учреждений;

- перчатки одноразовые обеззараженные (дезинфицированные) отработан­ные;

- отбракованная донорская кровь после автоклавирования обеззараженная;

- отходы стекла от фармацевтических препаратов обезвреженные;

- отходы фото- и кинопленки, рентгеновские пленки;

- медицинские отходы (шприцы медицинские одноразовые и иглы от них, паталогоанатомические отходы);

- обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%).

Полагая, что лицензия была выдана с нарушением установленных норм законодательства, заявитель обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящими требованиями.

В обоснование заявленных требований прокуратура ссылается на непредставление в лицензирующий орган полного пакета документов, являющегося необходимым условием для выдачи разрешения. В частности, по мнению заявителя, лицензирующим органом необоснованно принята во внимание копия договора аренды, заключенного ООО «РИЭБ» с ООО «Зерно Алтая» 01.01.2009 о передаче в аренду объектов (склад металлический, складское помещение (ав­тогараж), офисное помещение) по пр-ту Энергетиков, 33а. Данный договор не является доказательством владения производственными помещениями соиска­телем лицензии на законных основаниях, поскольку срок действия договора сторонами установлен с 01.01.2009 по 30.11.2009. Каких-либо сведений о про­лонгации договора, либо заключении дополнительного соглашения между контрагентами, в материалах лицензионного дела не имелось.

Вместо документов, подтверждающих наличие у лицензиата на вещном праве специализированных установок, управлением приняты во внимание ко­пии договоров ООО «РИЭБ» со следующими контрагентами:

ООО «Поволжский завод энергетического оборудования» от 15.09.2010 № 108 о поставке установки маслоочистительной СМ2-4;

ООО «ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ» от 17.09.2010 № 86 о поставке установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-2м»;

ООО «Экотехпроект» от 23.09.2010 № 26 о поставке установки разделе­ния компонентов, обезвреживания и утилизации ртутьсодержащих ламп и от­ходов «Экотром-2».

Однако отсутствие у лицензиата на праве собственности или на ином за­коном основании соответствующих специализированных установок не может быть восполнено договорами на их поставку.

Из представленных соискателем лицензии копий договора аренды транс­портного средства от 01.11.2008 № 3, заключенного ООО «РИЭБ» с ООО «Аверс групп», и паспортов транспортных средств не следует, что принятые им во временное владение и пользование транспортные средства являются специализированными и соответствуют установленным законом требованиям в части оборудования для перевозки опасных грузов и снабжения специаль­ными знаками.

Одним из видов работ, на осуществление, которого ООО «РИЭБ» получена лицензия, является сбор, транспортировка и обезвреживание медицинских от­ходов (шприцы медицинские одноразовые и иглы от них, паталогоанатомические отходы).

В соответствии с пп. 3.2 п. 3 СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хране­ния и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (действовав­ших на момент выдачи лицензии) данные отходы относятся к классу «Б» - опасные (рискованные) отходы лечебно-профилактических учреждений.

Согласно п.8.5 СанПин 2.1.7.728-99 транспортирование таких отходов вне территории ЛПУ допускается только в закрытых кузовах специально приме­няемых для этих целей автомашин. Использование автомашин, предназначен­ных для перевозки отходов классов «Б», для других целей не допускается.

Выполнение данного требования законодательства ООО «РИЭБ» подтвер­ждено не было.

В лицензионном деле отсутствуют документы, подтверждающие соответ­ствие транспортных средств соискателя лицензии п. 4 Правил перевозки опас­ных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министер­ства транспорта РФ от 08.08.1995 № 73, которым определены основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом и общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке.

Нет сведений о выполнении ООО «РИЭБ» требований п. 8 Основных по­ложений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвер­жденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Фе­дерации от 23.10.1993 № 1090, которым определено, что при осуществлении перевозок опасных грузов на транспортных средствах должны быть установле­ны опознавательные знаки в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, пра­вая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая - в белый цвет  с каймой черного цвета шириной 15 мм, - спереди и сзади транс­портных средств.

С учетом указанных выше обстоятельств, прокурор полагает, что Управлением не могло быть при­нято во внимание представленное ООО «РИЭБ» санитарно-эпидемиологическое заключение управления Роспотребнадзора по Алтайско­му краю от 12.10.2010 № 22.01.14.000 М.001795.10.10 о соответствии государ­ственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам здания, со­оружения, помещения, оборудования и иного имущества соискателя лицензии, так как из него не следует, какие конкретно объекты, предполагаемые к ис­пользованию в процессе осуществления данного вида деятельности, оценива­лись органом санитарно-эпидемиологического надзора.

Поскольку выбор меры реагирования для устранения нарушений закона Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» не ограничен, 25.05.2011 заместителем Генерального прокурора Российской Федерации вне­сено представление руководителю Управления, однако надлежащих мер для устранения выявленных нарушений законодательства о лицензировании им не принято.

По поручению управления Генеральной прокуратуры Российской Федера­ции в Сибирском федеральном округе Алтайской межрайонной природоохран­ной прокуратурой в августе-сентябре 2011 г. проведена проверка наличия у ООО «РИЭБ» производственных помещений, специализированных установок по обезвреживанию отходов 1 - IV класса опасности и специально оборудован­ных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

Установлено, что ООО «РИЭБ» осуществляет свою деятельность на произ­водственной базе по пр-ту Энергетиков, 33а. Для разделения компонентов, обезвреживания и утилизации ртутьсодержащих ламп и отходов ООО «РИЭБ» использует установку «Экотром-2», которую приобрело 15.05.2011 по догово­ру с ООО «Экотехпроект» от 18.01.2011 № 03, т.е. уже после получения лицен­зии на соответствующий вид деятельности. Установок для термического обез­вреживания нефтесодержащих и медицинских отходов «Форсаж-2м», а также для очистки и восстановления отработанных масел СМ2-4 у Общества не име­ется. Для транспортирования ртуть- и нефтесодержащих отходов общество ис­пользует автотранспорт в количестве 5 единиц, переданный ему по договору с ООО «Аверс групп» на оказание услуг специализированной техникой и авто­транспортом для перевозки грузов от 01.05.2011. Транспортных средств, отве­чающих требованиям законодательства для транспортирования медицинских отходов, у ООО «РИЭБ» нет, что подтверждается объяснениями директора ООО «РИЭБ» Напылова В.Б.

Возражая против заявленных требований, заинтересованное лицо ссылается на выдачу лицензии в соответствии с положениями законодательства, предусматривающими порядок лицензирования. По утверждению Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, по результатам рассмотрения представленных ООО «РИЭБ» документов Управление пришло к выводу, что соискатель лицензии имеет возможность выполнения лицензионных требований и условий планируемых к осуществлению видов работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности. Административный орган выезжал на место и обследовал как территорию, помещения, транспортные средства общества, так и исследовал представленные документы соискателя.

Третье лицо, возражая против заявленных требований, также ссылается на представление в лицензирующий орган всех необходимых документов, полагает, что лицензирующим органом обоснованно принята во внимание копия договора аренды, заключенного между ООО «РИЭБ» и ООО «Зерно Алтая» о передаче в аренду объектов (склад металлический, складское помещение (автогараж) офисное помещение по пр-ту Энергетиков, поскольку ООО «РИЭБ» имело и по настоящее время имеет договор аренды с ООО «Зерно Алтая» на вышеперечисленные объекты, который продлевался. Кроме того, при получении лицензии ООО «РИЭБ» представил в лицензирующий орган следующие договоры:

- с ООО «Поволжский завод энергетического оборудования» от 15.09.2010 года № 108 о поставке установки маслоочистительной СМ2-4;

- с ООО «Экосервис-НЕФТЕГАЗ» от 17.09.2010 № 86 о поставке установки по утилизации (сжиганию) отходов «ФОРСАЖ-2м»;

- с ООО «Экотехпроект» от 23.09.2010 года № 26 о поставке установки разделения компонентов, обезвреживания и утилизации ртутьсодержащих ламп и отходов «Экотром-2».

На 16.11.2011 года установка по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп и отходов, установлена, и лампы на ней обезвреживаются.

ООО «РИЭБ» является объектом малого бизнеса и при получении лицензии, имея договоры поставки, распланировало свои доходы, а именно в 2011 году приобретение линии по утилизации ртутных ламп, в 2012 году приобретение установки маслоочистительной СМ2-4, в 2013 году приобретение установки по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-2м».

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производ­ства и потребления» перечислены основные понятия, к которым в том числе относятся: сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транс­портирования, размещения таких отходов; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализиро­ванных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - пере­мещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуаль­ного предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не уста­новлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-Ф), деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I –V класса опасности подлежит лицензированию. Положениями статьи 9 Закон № 128-ФЗ предусмотрено что, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган ряд необходимых документов.

Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524 (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения установлены лицензионные требования и условия осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, к которым относятся:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I – IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I – IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I – IV класса опасности;

в) проведение лицензиатом – юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности;

г) наличие у лицензиата паспортов отходов I – IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению;

д) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасности;

е) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I –V класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – V класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.

Пунктом 5 Положения определен перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган:

а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

б) перечень отходов I – IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);

в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I – IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления;

г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I – IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I – IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I – IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;

е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I – IV класса опасности.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в качестве доказательств, подтверждающих наличие у него на законных основаниях производственных помещений, объектов размещения опасных отходов, установок по обезвреживанию опасных отходов, транспортных средств ООО «РИЭБ» были представлены в лицензирующий орган следующие документы: санитарно-эпидемиологическое заключение; свидетельства (копии: свидетельства о постановке на учет Российской организации а налоговом органе; свидетельство о государственной -регистрации юридического лица; письмо из статистики); копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц; Устав предприятия; копии договоров аренды нежилых помещений (ИП Трунтов, ООО «Зерно Алтая»); копия договора аренды автотранспорта (ООО «Аверс групп»); справка о фактических данных образования отходов; копия договора с ООО «Экотехпром», с приложением лицензии; копия договора с ООО «ТерИК» с приложением лицензии; копия договора с ООО «Экоцентр» с приложением лицензии; копия договора с ЗАО «Сибирский стекломонтаж» с приложением лицензии; копия договора с ООО «Сибаккумулятор» с приложением лицензии; копия договора с ООО «Кварцит» с приложением лицензии; копия договора с ООО «Айрои» с приложением лицензии; копия договора с ООО «Полигон М» с приложением лицензии; приказ о назначении ответственных, копии свидетельств и копия программы профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами АНО «Институт промышленной безопасности», копия лицензии; копия сертификата на сорбенты; копии договоров поставки оборудования (ООО «Экотехпроект»; ООО «ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ»; ООО «Поволжский завод энергетического оборудования») с приложением технических характеристик установок; материалы обоснования намечаемой деятельности. Так же, в ходе рассмотрения материалов, представленных Обществом, начальником отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Бушминой Н.В. осуществлялся выезд и натурный осмотр территории предприятия.

В ходе натурного осмотра было установлено, что здания и площадки, принадлежащие ООО «РИЭБ» на праве аренды, что подтверждено договорами аренды, имеющимися в лицензионном деле, позволяют разместить заявленные установки с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и экологического законодательства, в связи с чем, планирование Обществом на перспективу деятельности по обезвреживанию отходов не свидетельствует о невозможности выполнения лицензионных требований и условий, планируемых к осуществлению видов работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.

Представитель Общества пояснил в судебном заседании, что первым этапом деятельности ООО «РИЭБ» планировался сбор и транспортирование отходов, а в дальнейшем приобретение установок для обезвреживания отходов, что было подтверждено договорами на поставку оборудования с ООО «Экотехлроект» (договор № 26 от 23.09.2010), с ООО «ЭКОсервис-НЕФТЕГАЗ» (договор №86 от 17.09.2010), с ООО «Поволжский завод энергетического оборудования» (договор № 108 от 15.09.2010), а так же техническими характеристиками на данные установки.

Проанализировав совокупность названных документов, и действий лицензирующего органа, суд пришел к выводу, что на дату обращения в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии (27 ноября 2010 года) ООО «РИЭБ» представвило документы, необходимые для решения вопроса о возможности получения соискателем лицензии.

В силу пункта 15 Положения принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии) осуществляется в соответствии с Законом № 128-ФЗ. Статья 3 названного закона содержит два основания для отказа в выдаче лицензии: наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Представитель заинтересованного лица пояснил в судебном заседании, что Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 Федеральной службе по надзору в сфере природопользования были переданы полномочия по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности, однако порядок проведения предлицензионного контроля, а также должностные лица, уполномоченные на проведение указанного вида контроля, для территориальных органов Росприроднадзора, на момент выдачи лицензии ООО «РИЭБ», не были определены. Проведение внеплановых выездных проверок с целью проверки состоянии помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличия необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям не представлялось возможным. В связи с чем решения о выдаче лицензий принимались на основании предоставляемых соискателями документов.

Исходя из вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что у Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай не имелось законных оснований для принятия решения об отказе ООО «РИЭБ» в выдаче лицензии. Установление перечня видов работ в составе деятельности по сбору,
 использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, часть из которых планируется осуществлять в дальнейшем, то есть первоначально сбор и транспортирование, а затем и приобретение установок, не свидетельствует о нарушении лицензирующим органом порядка лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-1V класса опасности, осуществляемой юридическим лицом.

Кроме того, судом принято во внимание, что на основании договора от 18.01.2011 № 03, заключенного с ООО «Экотехпроект», приобретена и смонтирована установка разделения компонентов, обезвреживания и утилизации ртутносодержащих ламп и отходов - «Экотром-2», при этом до приобретения названной установки деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов ООО «РИЭБ», предусмотренных в этой части отходов, не осуществлялась. Установки для обезвреживания других отходов у ООО «РИЭБ» отсутствуют, и деятельность по обезвреживанию отходов не ведется. Вместе с тем, ООО «РИЭБ» имеет договор аренды с ЗАО «Зеленый город» и утилизирует отходы на правах аренды. Отходы, которые не могут быть утилизированы на установке по заключенному договору аренды, сдаются по договорам сотрудничества сторонним организациям.

Данные факты также не оспариваются заявителем.

Суд согласился с доводом заинтересованного лица о том, что требования пп. «а» п.3 Положения № 524 являются лицензионными требованиями и условиями для осуществлении лицензируемой деятельности, нарушение которых является основанием для приостановления деятельности лицензии либо ее аннулирования, привлечения к административной ответственности, по не признания недействительной на стадии решения вопроса о выдаче либо в отказе выдачи лицензии, поскольку до выдачи лицензии лицензирующим органом решается вопрос о возможности осуществления соискателем лицензируемого вида деятельности.

При таких обстоятельствах заявленные требования не могут быть признаны судом обоснованными.

Статьями 2, 9 Закона № 128-ФЗ определено, что лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается на основании решения лицензирующего органа. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 13 Закона № 128-ФЗ, лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующих органов, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, и исчерпывающий Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Лицензирующий орган не заявлял требование об аннулировании выданной ООО «РИЭБ» лицензии. Совокупность условий, необходимых в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 128-ФЗ для аннулирования лицензии, в рассматриваемом деле также отсутствует.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Отдельно суд полагает необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку прокурор вправе заявлять указанные требования в защиту прав и законных интересов упомянутых лиц, то в силу части 4 этой статьи срок на подачу им заявления в арбитражный суд составляет три месяца со дня, когда этим лицам стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Кроме того, на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, а по делам данной категории - заявителя, в связи с чем срок для него не может исчисляться иначе, чем для лица, в защиту интересов которого он обратился с заявлением.

Этот подход согласуется с положениями пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15.11.2001 № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» о начале течения срока давности со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и в том случае, когда в его интересах обратились за судебной защитой другие лица.

В пункте 6 информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22.08.2002 № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что заявления о признании ненормативных актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными могут быть поданы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

О допущенном Управлением нарушении закона прокурору стало известно в апреле 2011 года в ходе проверки, проведенной по заданию Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.

Поскольку, как следует из текста заявления, прокурор Алтайского края обратился в суд в защиту прав Российской Федерации, предусмотренный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок начал течь с момента составления справки о результатах проверки соблюдения законодательства о государственной службе, исполнения законов при осуществлении полномочий по контролю и надзору в деятельности Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и республике Алтай от 05.05.2011. и направления представления об устранении нарушений в адрес руководителя заинтересованного лица 25.05.2011. Вместе с тем настоящее заявление подано в арбитражный суд 14.10.2011, т.е. с нарушением установленного Законом процессуального срока.

В связи с этим при обращении в суд прокурор заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Между тем, никаких уважительных причин пропуска срока прокурор суду не представил. Ссылка прокурора на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а также на позицию Европейского суда по правам человека судом отклоняется, поскольку в настоящем случае никаких нарушений прав какого-либо конкретного человека (лица, гражданина) судом не установлено. Заявление, как уже указывалось, подано в интересах Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, неопределенного круга лиц, г. Новосибирск, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течении одного месяца со дня принятия решения.

Судья Л.Ю. Ильичева