ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-16683/2010 от 07.02.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

Дело № А03-16683/2010

14 февраля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2011 г. Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2011 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., при ведении протокола судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай о признании недействительными приказа № 739 от 10.06.2009 г. о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Алтайветпрепарат» лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, и выданную на основании этого приказа лицензию № 22-09-3-000015,

с участием третьего лица – общества с ограниченной ответственностью «Алтайветпрепарат»

при участии в заседании:

от заявителя – Авериной Е.А., прокурора отдела, удостоверение ТО № 058761,

от заинтересованного лица – Лукашевой Е.Н. по доверенности от 26.11.2010 № 63,

от третьего лица – не явился, надлежаще извещен,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 77), в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление) о признании недействительными приказа № 739 от 10.06.2009 г. в части выдачи обществу с ограниченной ответственностью «Алтайветпрепарат» (далее – общество, ООО «Алтайветпрепарат») лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных, сроком на 5 лет и выданную на основании этого приказа лицензию № 22-09-3-000015 от 11.06.2009 сроком действия до 11.06.2014.

В обоснование требований заявитель указал, что заинтересованным лицом была выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных обществу, не отвечающему лицензионным условиям осуществления этой деятельности, в нарушение Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 года N 416 (далее по тексту – Положение).

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что поскольку решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.09.2010 по делу № А03-8549/2010 договор аренды нежилого помещения между ГП «Алтайветпрепарат» и ООО «Алтайветпрепарат» признан незаключенным, то ООО «Алтайветпрепарат» не соответствует лицензионному требованию, предусмотренному подп. «а» п. 4 Положения.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании прокурор отдела на уточненных требованиях настаивал, представитель заинтересованного лица подтвердил, что третье лицо не соответствует лицензионным требованиям.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что на основании пункта 9.3.13 Положения об управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай, утвержденного приказом Россельхознадзора от 09.04.2008, на Управление возложены полномочия по лицензированию деятельности, осуществляемой организациями в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.

Руководителем Управления 10.06.2009 издан приказ № 739 о выдаче ООО «Алтайветпрепарат» лицензии на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных. Во исполнение этого приказа лицензирующим органом обществу выдана лицензия № 22-09-3-000015 от 11.06.2009 сроком действия до 11.06.2014.

В ходе проверки соблюдения законодательства в сфере производства и оборота продукции животноводства и растениеводства в Управлении Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, проведенной управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе в соответствии с п. 8 плана работы управления на первое полугодие 2010 года, был изучен акт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю от 15-16 октября 2009 года, оценившей осуществление названным Управлением полномочий в сфере лицензирования фармацевтической деятельности.

Согласно этому акту лицензия на осуществление фармацевтической деятельности выдана Управлением при отсутствии у общества документов о принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.09.2010 по делу № А03-8549/2010, вступившим в законную силу 04.10.2010, договор аренды нежилого помещения между ГП «Алтайветпрепарат» и ООО «Алтайветпрепарат» признан незаключенным (л.д. 80-82).

При этом, одним из лицензионных условий осуществления фармацевтической деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям (подпункт «а» пункта 4 Положения).

Проверкой истребованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сентябре 2010 года материалов лицензионного дела ООО «Алтайветпрепарат» установлено, что наряду с вышеуказанным лицензиат не соответствовал также требованиям, определенным подпунктом «м» пункта 4 Положения, согласно которым обязательным является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста.

Из смысла приведенной нормы следует, что на момент обращения за получением лицензии в ООО «Алтайветпрепарат» должны были работать не менее двух работников с соответствующим образованием.

Как следует из материалов лицензионного дела, такие работники в обществе отсутствовали, что отражено в акте от 29.05.2009 № 03-25-Л проверки возможности выполнения соискателем лицензии ООО «Алтайветпрепарат» лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности (розничная торговля) (л.д. 21-24). К заявлению о предоставлении лицензии приложены документы об образовании и стаже работы только 1 лица - руководителя общества Терентьева В.И.

Несмотря на нарушения закона, выразившиеся в несоответствии соискателя лицензионным условиям, лицензирующим органом не было отказано на основании пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в предоставлении ООО «Алтайветпрепарат» лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает заявленные обществом требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с заявлениями об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу статьи 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

На основании пункта 1 статьи 9 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, копии учредительных документов, а также документов, предусмотренных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий.

Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона № 86-ФЗ предусмотрено, что обязательными условиями для принятия решения о выдаче лицензии являются представление соискателем лицензий документов, подтверждающих право соискателя лицензии на использование помещений в целях осуществления фармацевтической деятельности, наличие сертификатов у специалистов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям санитарных правил.

Порядок и условия лицензирования фармацевтической деятельности регулируются Положением от 06.07.2006 N 416.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 указанного Положения одним из лицензионных условий осуществления этой деятельности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям.

В силу требований подпункта «а» пункта 6 Положения соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности.

Одним из лицензионных требований является также наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста (подп. «м» п. 4 Положения).

Согласно данной норме на момент обращения обществом за получением лицензии в ООО «Алтайветпрепарат» должны были работать не мене двух работников с соответствующим образованием.

Перечисленные требования закона и постановления Правительства Российской Федерации ООО «Алтайветпрепарат» исполнены не были.

Оспариваемые приказ и лицензия, предоставляя ООО «Алтайветпрепарат» право на осуществление предпринимательской деятельности в лицензируемой сфере, затрагивают экономические интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц, которые могут вступить в правовые отношения с обществом, получившим разрешение на осуществление данного вида деятельности в нарушение установленного законом порядка и не отвечающим лицензионным требованиям и условиям. На возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства видами деятельности, подлежащими регулированию путем лицензирования, прямо указано в статье 4 Федерального закона № 128-ФЗ.

Арбитражный суд в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением прокурор ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления. В обоснование ходатайства заявитель указал на оспаривание в суде договора аренды нежилого помещения между ГП «Алтайветпрепарат» и ООО «Алтайветпрепарат», признанного решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.09.2010 незаключенным.

Суд считает указанные обстоятельства уважительными и восстанавливает пропущенный процессуальный срок.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Алтайскому краю и Республике Алтай от 10.06.2009 г. № 739 в части выдачи обществу с ограниченной ответственностью «Алтайветпрепарат» лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности недействительным, как несоответствующий Положению о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416.

Признать недействительной лицензию № 22-09-3-000015 от 11.06.2009, выданную обществу с ограниченной ответственностью «Алтайветпрепарат» на право осуществления фармацевтической деятельности.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края Д.В. Музюкин