ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-15840/13 от 10.04.2014 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 апреля 2014 года

г. Архангельск

Дело № А05-15840/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Меньшиковой И.А., рассмотрев в судебном заседании (протокол вела секретарь судебного заседания Смирнова Г.М.) дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Финтранс ГЛ» (ОГРН 1097847102693; г. Санкт-Петербург, ул. Тюшина, дом 11, литер «а») в лице филиала в г. Коряжме об оспаривании предписания Главного управления МЧС России по Архангельской области (ОГРН 1042900042822; г. Архангельск, ул. Свободы, дом 27),

при участии в заседании представителей заявителя Горобца Н.В. (доверенность от 13.01.2014), Паламодовой Н.П. (доверенность от 13.08.2013), представителя ответчика Бибикова С.И. (доверенность от 30.04.2013),

установил: заявлено требование о признании недействительным пунктов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 предписания ответчика от 7 октября 2013 года № 67/3/1-9 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Требования заявителя обоснованы следующим. Он не был уведомлен о предстоящей проверке. С пунктом 1 предписания заявитель не согласен ввиду того, что приказом от 23.01.2013 № 950-18/4 в филиале ООО «Финтранс ГЛ» определены запасы финансовых и материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. По приказу от 27.05.2013
 № 285 создан запас финансовых ресурсов. Осуществлены следующие мероприятия: обеспечено гражданскими противогазами с панорамной маской МАГ с фильтрующими элементами ДОТ 780 и ДОТ 600 (соответствующие ГОСТ Р 12.4.193-99) на наибольшую рабочую смену в количестве 280 штук (40% от общей численности предприятия находящегося в зоне химического заражения); обеспечено изолирующими средствами дыхания капюшон Феникс в количестве 30 штук; обеспечено респираторами ЗМ 8102 в количестве 700 штук; обеспечено медицинскими аптечками АИ-2 в количестве 10 штук; медикаментами; вещевым имуществом. В филиале ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме собственных складов нет, заключён договор с ОАО «Группа «Илим» на поставку и хранение товарно-материальных ценностей, в том числе средств индивидуальной защиты.

Пункт 2 предписания заявитель оспаривает, указывая на следующее. Филиалом ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме разработаны локальные акты, регламентирующие выдачу, хранение, распределение средств индивидуальной защиты. Приложение № 5 к Плану гражданской обороны филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме представляет собой план выдачи средств индивидуальной защиты персоналу объекта, в котором установлено наличие и потребность каждого структурного подразделения в противогазах, респираторах, медицинских средствах защиты. В каждом структурном подразделении содержится вся необходимая информация о наличии СИЗ, марках и количестве, сроках годности. Все средства индивидуальной защиты распределены по структурным подразделениям филиала. Каждый работник филиала ознакомлен с местом расположения аварийного запаса противогазов, на учёбах, инструктажах отдельное внимание уделяется вопросу распределения средств индивидуальной защиты.

Несогласие с пунктом 3 предписания заявитель обосновывает следующим. Филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме не является объектом, имеющим важное оборонное и экономическое значение и представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, так как не отнесён к группе по гражданской обороне. Он не является вероятной целью поражения при использовании современных средств поражения. Комплексной маскировки территорий и инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков зданий и сооружений организации не требуется. Пункт 4 предписания заявитель оспаривает по тем же основаниям. Считает, что определение и создание запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой маскировки, не требуется.

С пунктом 5 предписания заявитель не согласен потому, что не имеет потенциально опасных производственных объектов и не эксплуатирует такие объекты. Доказательств того, что ООО «Финтранс ГЛ» имеет важное оборонное и экономическое значение или представляет высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время ответчик не представил. У заявителя нет обязанности по созданию НАСФ, обучению и оснащению личного состава формирования. Для проведения аварийно-спасательных работ и других неотложных услуг при локализации аварий и других чрезвычайных ситуаций заключён договор от 1 января 2013 года № 311/13/12 с филиалом ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме.

Пункты 6, 7 предписания заявитель оспаривает, ссылаясь на отсутствие у него до 22.10.2013 информации о принадлежности к организациям, которые продолжают или переносят в загородную зону производственную деятельность в военное время. Для проведения дезактивации, дегазации, демеркуризации в зонах чрезвычайных ситуаций заключён договор с филиалом ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме.

Пункт 8 предписания заявитель оспаривает, ссылаясь на следующее. Приказ МЧС от 16.02.2012 № 70, утвердивший Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2012 за № 23622. Однако документ не был официально опубликован, следовательно, не вступил в законную силу и его требования не являются обязательными. Филиалом ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме разработан план гражданской обороны с учётом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории организации в результате применения современных средств поражения, а также в результате возможных террористических актов и чрезвычайных ситуаций. План согласован с органами местного самоуправления.

По пункту 9 предписания. Филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме не является потенциально опасным объектом, что подтверждается письмом отдела гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работы МО «Город Коряжма» от 5.11.2013. Филиал не отнесён к группе по гражданской обороне.

Ответчик в отзыве с заявлением не согласился. В части пункта 1 предписания пояснил, что противогазы с панорамной маской МАГ с фильтрующими элементами ДОТ 780 и ДОТ 600 не являются гражданскими противогазами, так как фильтрующий элемент гражданского противогаза предназначен для защиты органов дыхания и зрения взрослого населения от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей, а фильтрующие элементы ДОТ 780 и ДОТ 600 не предназначены для такой защиты, не входят в комплект гражданского противогаза, а предназначены для комплектации промышленного противогаза. Приказ от 23.01.2013 № 950-18/4 «О создании резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС» действительно был представлен, но в нём не говорится о создании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Номенклатура запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не представлена. Гражданские противогазы, предназначенные для защиты органов дыхания и зрения взрослого населения от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей (типа ГП-7), не представлены.

По пункту 2. В ходе проверки не представлены: распорядительный документ о назначении в установленном порядке должностного лица, в обязанности которого входит учёт средств радиационной и химической защиты (СИЗ), содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ, план выдачи и распределения СИЗ работникам организации.

По пунктам 3, 4. Документов, определяющих перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке, определяющих создание запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке, к проверке не представлено.

В части пункта 5 предписания ответчик указал на следующее. При проверке ему не представлены документы, определяющие создание нештатного аварийно спасательного формирования (НАСФ), документов, подтверждающих оснащение НАСФ имуществом, средствами. Не представлено документов, подтверждающих согласование состава, сил и средств НАСФ с Главным управлением МЧС России по Архангельской области, документов, подтверждающих обучение руководителя НАСФ.

Ответчик сообщил, что принадлежащий заявителю участок транспортирования опасных веществ зарегистрирован в Реестре потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области. Этот участок зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО), что подтверждается свидетельством о регистрации. При проверке филиалом представлен паспорт безопасности опасного объекта «Участок транспортирования опасных веществ филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма». Согласно пункту 8 паспорта на участке заявитель транспортирует АХОВ, на ситуационном плане паспорта обозначено, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации на участке транспортирования опасных веществ в зоне возможного заражения АХОВ оказывается вся территория г. Коряжма. Названный объект представляет высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

По пунктам 6 и 7 предписания. При проверке заявитель не представил план наращивания инженерной защиты, распорядительный документ, регламентирующий создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий. Номенклатура, которой должны определяться создание и объёмы запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов, не представлена.

Возражая заявителю в части пункта 8 предписания, ответчик указал на следующее. Структура и содержание представленного заявителем «Плана гражданской обороны филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма» не соответствуют требованиям порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения. С доводами о том, что этот порядок не был официально опубликован, следовательно, не вступил в законную силу и его требования не являются обязательными, ответчик не согласен. Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)», утверждённый приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70, зарегистрирован в Минюсте России. Выписки из Порядка размещены в общем доступе в сети Интернет на сайтах Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. Кроме того, отдел по ГО, ЧС и мобилизационной работе администрации города Коряжма доводил до всех юридических лиц, расположенных на территории МО «Город Коряжма», информацию о необходимости переработки Планов гражданской обороны в связи с выходом Порядка к приказу МЧС России № 70.

По пункту 9 ответчик указал на эксплуатацию ООО «Финтранс ГЛ» потенциально опасного объекта - участка транспортирования опасных веществ. На участке транспортируется АХОВ и пожаровзрывоопасное вещество – бензин. Заявитель не представил к проверке: техническое задание на создание локальной системы оповещения (ЛСО), положительное экспертное заключение на рабочий проект, рабочий проект, утверждённый руководителем ПОО, приказ руководителя ПОО о принятии ЛСО в эксплуатацию, книгу учёта технического состояния технических систем оповещения, формуляр. Не представлен план мероприятий по созданию локальной системы оповещения, согласованный с Главным управлением МЧС России по Архангельской области, не представлены составные части ЛСО.

   В судебном заседании представители заявителя требования к ответчику поддержали. Представитель ответчика с заявлением не согласился.

Исследовав доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд установил следующие обстоятельства.

На основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области от 17.09.2013 № 67 ответчик провёл с 3.10.2013 по 7.10.2013 плановую выездную проверку заявителя по вопросу выполнения установленных требований в области гражданской обороны.

По итогам проверки ответчик составил акт от 7 октября 2013 года № 67/3/1-9, выдал заявителю предписание от 7 октября 2013 года № 67/3/1-9 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Заявитель обратился в суд, просит признать предписание недействительным.

Суд находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Плановая выездная проверка является одним из видов проверок, указанных в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (статья 9).

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона.

О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 17.09.2013 № 67 направлено заявителю заказным письмом как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения филиала. Согласно почтовым уведомлениям, распоряжение получено 23 сентября 2013 года – филиалом в г. Коряжме, 24 сентября 2013 года – организацией в г. Санкт-Петербурге. С распоряжением ознакомлен также директор филиала ООО «Финтранс ГЛ» Афанасьев С.И., он получил копию распоряжения 3.10.2013, что подтверждается подписью в распоряжении и в акте проверки.

Проверка начата 3.10.2013. Таким образом, заявитель заблаговременно был уведомлен о проверке. Его доводы об обратном противоречат действительности.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007
 № 804, установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением средствами индивидуальной защиты, являются накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения, обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты.

Пункт 2 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, гласит, что запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 4 названного Положения номенклатура и объёмы запасов определяются создающими их органами и организациями с учётом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Минэкономразвития России исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.

Как указано в пункте 3 Положения, запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

В соответствии с пунктом 2 Положения методические рекомендации по определению номенклатуры и объёмов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются МЧС России совместно с Минэкономразвития России.

Пунктом 2 Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объёмов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утверждённых МЧС России от 23.03.2012 № 43-2047-14, Минэкономразвития России от 27.04.2012, определено, что запасы создаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3 раздела 2 номенклатура запасов в районах химического и биологического заражения должна включать средства индивидуальной защиты, медицинские средства индивидуальной защиты (средства профилактики и терапии отравлений опасными химическими веществами), индивидуальные противохимические пакеты, приборы химической и биологической (бактериологической) разведки и контроля, оборудование и средства для дегазации, дезинфекции, антидоты и другие средства (Приложение № 2).

В приложении № 2 к Методическим рекомендациям указаны противогаз гражданский фильтрующий и дополнительный патрон к противогазу гражданскому фильтрующему (при необходимости).

Согласно пункту 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утверждённого приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций.

Противогазы с панорамной маской МАГ с фильтрующими элементами ДОТ 780 и ДОТ 600 не являются гражданскими противогазами. Фильтрующий элемент гражданского противогаза предназначен для защиты органов дыхания и зрения взрослого населения от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей. Фильтрующие элементы ДОТ 780 и ДОТ 600 не предназначены для защиты органов дыхания и зрения взрослого населения от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей, не входят в комплект гражданского противогаза. Они предназначены для комплектации промышленного противогаза.

В приказе ООО «Финтранс ГЛ» от 23.01.2013 № 950-18/4 «О создании резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» не говорится о создании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Номенклатура, определяющая в
целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, к проверке ответчику не представлена. Противогазы, предназначенные для защиты органов дыхания и зрения взрослого населения от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических аэрозолей (типа ГП-7), также не представлены.

Пункт 1 оспариваемого предписания о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определении номенклатуры и объёмов запасов; обеспечении всех работников филиала в г. Коряжме гражданскими противогазами типа ГП-7Б не противоречит закону, не нарушает прав заявителя.

В этой связи суд учитывает также следующее. Мировым судёй судебного участка
 № 206 Санкт-Петербурга рассмотрено дело о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 30 декабря 2013 года по делу
 № 5-709/13). При этом дана оценка обстоятельствам, указанным в пункте 1 оспариваемого предписания, указано на нарушение заявителем вышеприведённых нормативных правовых актов.

Пункт 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях гласит, что организации разрабатывают планы выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

Согласно пункту 1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утверждённых приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285, в организациях, использующих и накапливающих средства радиационной и химической защиты, назначаются в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит их учёт, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению.

Документ о назначении должностного лица, в обязанности которого входит учёт средств радиационной и химической защиты (СИЗ), содержание помещения для хранения СИЗ, обеспечение сохранности и готовности к применению СИЗ, план выдачи и распределения СИЗ работникам организации к проверке ответчику не представлены.

Относительно представленных суду локальных актов (приказ от 27.09.2013
 № 950-26/173 с инструкцией, распоряжения от 27.09.2013 № 950-2-18/126, от 30.09.2013
 № 950-3-18, 950-1-18/450) суд отмечает, что они касаются только противогазов. Доказательств выполнения вышеприведённых правовых норм заявитель ответчику не представил.

Относительно приложения 5 к Плану гражданской обороны филиала ОАО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме (расчёт обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты), на который ссылался заявитель в суде, ответчик пояснил, что таковой к проверке предъявлен не был.

Оснований считать пункт 2 предписания ответчика незаконным нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 11 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются определение перечня объектов, подлежащих маскировке, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки.

Заявитель считает, что поскольку его филиал в г. Коряжме не является объектом, имеющим важное оборонное и экономическое значение, и представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, не отнесён к группе по гражданской обороне, то не является вероятной целью поражения при использовании современных средств поражения. Осуществления комплексной маскировки территорий и проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков зданий и сооружений организации, по его мнению, не требуется.

В подтверждение своей позиции заявитель представил письмо отдела гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работы МО «Город Коряжма» от 22.10.2013 № 54.

В пункте 3 предписания ответчика указано на обязанность заявителя разработать перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке.

Как видно из пункта 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, организация в целях решения задач в области гражданской обороны определяет перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке.

Действительно, как следует из письма отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе администрации г. Коряжма от 22.10.2013 № 54, филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме не является категорированным объектом в области гражданской обороны, при этом входит в перечень организаций, продолжающих работу в военное время.

Ответчик сообщил суду, что заявитель имеет здание диспетчерской службы, которая будет работать в военное время.

Постановлением Госстроя СССР, Госплана СССР и Минобороны СССР от 26 апреля 1990 г. № 1с утверждены Строительные нормы и правила «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны» (СНиП 2.01.51-90). Как сказано в пункте 1.1 СНиП, объём и содержание инженерно-технических мероприятий гражданской обороны определяются в зависимости от групп городов и категорий объектов народного хозяйства по гражданской обороне с учётом зонирования территории по возможному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также от характера и масштабов возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны должны разрабатываться и проводиться заблаговременно, в мирное время (пункт 1.2).

Раздел 9 СНиП 2.01.51-90, посвящённый световой маскировке городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства, содержит положения о том, что световая маскировка должна проводиться для создания в тёмное время суток условий, затрудняющих обнаружение городских и сельских поселений и объектов народного хозяйства с воздуха путём визуального наблюдения или с помощью оптических приборов, рассчитанных на видимую область излучения (0,40 - 0,76 мкм). Требования этого раздела распространяются на городские и сельские поселения и объекты народного хозяйства, расположенные в зоне светомаскировки, включающей территории союзных и автономных республик, краев и областей, согласно табл. 7. В таблицу 7 включена Архангельская область.

В соответствии с пунктом 9.4 световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, должна предусматриваться в двух режимах: частичного и полного затемнения. Подготовительные мероприятия, обеспечивающие осуществление светомаскировки в этих режимах, должны проводиться заблаговременно, в мирное время.

С учётом изложенного суд считает, что оснований для признания пункта 3 предписания ответчика недействительным нет.

В пункте 4 оспариваемого предписания указано на необходимость определить и создать запасы материально - технических средств, необходимые для проведения мероприятий по осуществлению световой маскировки.

Согласно пункту 16.5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по световой и другим видам маскировки, в том числе, создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке.

Заявитель, указывая на то, что его филиал в г. Коряжме не является объектом, имеющим важное оборонное и экономическое значение и представляющим высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, не отнесён к группе по гражданской обороне, считает, что создавать запасы материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой маскировки, не обязан.

Однако, из содержания пункта 16.5 не следует, что мероприятия по маскировке осуществляются только организациями, представляющими вероятные цели при использовании современных средств поражения и организациями, отнесёнными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Доводы заявителя о комплексной маскировке территорий и проведении инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков зданий и сооружений суд считает несостоятельными, поскольку таких требований пункты 3, 4 предписания ответчика не содержат.

Для признания недействительным пункта 4 предписания ответчика оснований нет, поскольку заявитель не представил к проверке документов о создании запасов материально - технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке.

В пункте 5  предписания указано на то, что в организации не созданы силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, не издан приказ о создании нештатного аварийно спасательного формирования (далее - НАСФ). Состав, силы и средства НАСФ организации не согласованы с Главным управлением МЧС России по Архангельской области. Не осуществлена подготовка руководителя НАСФ.

Заявителю предписано создать силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС, издать приказ о создании НАСФ; состав, силы и средства НАСФ организации согласовать с Главным управлением МЧС России по Архангельской области; осуществить подготовку руководителя НАСФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

Пункт 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007
 № 804, гласит, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, является создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны.

Пунктом 4 Порядка создания НАСФ, утверждённого приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, установлено, что НАСФ создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.

Состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями организаций в соответствии с названным приказом МЧС России и с учётом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению НАСФ, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (пункт 6 приказа).

Пунктом 18 названного приказа установлено, что подготовка и обучение НАСФ для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.

В пункте 19 сказано, что подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 16.6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе, создают, оснащают и осуществляют подготовку НАСФ организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны.

При плановой проверке заявитель не представил ответчику документов, определяющих создание НАСФ, документов, подтверждающих оснащение НАСФ имуществом, средствами, не представлено документов, подтверждающих согласование состава, сил и средств НАСФ с Главным управлением МЧС России по Архангельской области, документов, подтверждающих обучение руководителя НАСФ. Заявитель не ссылается на наличие у него таких документов.

Довод заявителя об отсутствии потенциально опасного объекта (далее - ПОО) в
 г. Коряжме не соответствует действительности. Участок транспортирования опасных веществ заявителя зарегистрирован в Реестре ПОО и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области, за № 71, выписка от 28.01.2014 суду представлена. Участок транспортирования опасных веществ зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации от 25.11.2009 № А19-05994.

При проверке ответчику представлен паспорт безопасности опасного объекта «Участок транспортирования опасных веществ филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма». Согласно пункту 8 паспорта на этом участке ООО «Финтранс ГЛ» транспортирует химически опасные вещества (перечень и количество указаны). На ситуационном плане паспорта обозначено, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации на участке транспортирования опасных веществ в зоне возможного заражения этими веществами оказывается вся территория г. Коряжма.

Относительно довода заявителя о договоре с ОАО «Группа Илим» от 1.01.2013
 № 311/13/12. По данному договору ОАО «Группа Илим» приняло на себя обязательства по выполнению комплекса услуг, связанных с предупреждением и тушением пожаров, проведением аварийно-спасательных и других неотложных услуг при локализации аварий и других ЧС, осуществлением технического обслуживания средств противопожарной защиты на объектах ООО «Финтранс ГЛ».

По мнению суда, сделанному с учётом вышеприведённых норм, заключение названного договора не освобождает заявителя, эксплуатирующего ПОО, от установленной этими нормами обязанности создать и оснастить НАСФ. Как пояснил в суде ответчик, к проверке названный договор не представлен.

Довод заявителя о том, что ему не было известно о включении «Участка транспортирования опасных веществ» в реестр ПОО, судом отклоняется. Государственная регистрация этого участка в реестре опасных производственных объектов как минимум свидетельствует о его потенциальной опасности. Для исполнения предписания заявителю установлен достаточный срок.

Пункт 5 предписания ответчика признанию недействительным не подлежит.

В пункте 6 предписания указано на обязанность заявителя разработать план наращивания инженерной защиты организации.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007
 № 804, основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ, является приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглублённых помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения, подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощённым внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа, наличия защитных сооружений гражданской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

В соответствии с пунктом 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687) организации в целях решения задач в области гражданской обороны по предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты планируют и осуществляют разработку планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в загородную зону производственную деятельность в военное время.

Заявитель не представил ответчику при проверке план наращивания инженерной защиты.

Оспаривая пункт 6 предписания, заявитель указал на отсутствие у него до 22.10.2013 информации о принадлежности к организациям, которые продолжают или переносят в загородную зону производственную деятельность в военное время. Такая информация появилась из отдела по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе МО «Город Коряжма» лишь по запросу заявителя.

По мнению суда, оснований считать незаконным пункт 6 предписания ответчика нет. Заявителю предоставлен срок для разработки плана наращивания инженерной защиты до 1.10.2014. На нереальность этого срока заявитель в суде не указывал.

В пункте 7 предписания указано на необходимость до 1.10.2014 создать силы гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территории организации; создать запасы дезактивирующих, дегазирующих веществ.

Пунктом 16 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются: заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов; создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны; организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

В пункте 16.9 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687) сказано, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий планируют и осуществляют: создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесённых в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны; организацию проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесёнными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время; заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

Заявитель не представил ответчику при проверке распорядительного документа о создании сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий. Номенклатура, определяющая в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (в том числе объёмы запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов), также не представлена.

При несогласии с этим пунктом предписания заявитель указал на отсутствие у него до 22.10.2013 информации о принадлежности к организациям, которые продолжают или переносят в загородную зону производственную деятельность в военное время. Он сообщил суду также, что для проведения дезактивации, дегазации, демеркуризации в зонах чрезвычайных ситуаций заключил договор от 1 января 2013 года № 311/13/12 с филиалом ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме.

Суд считает, что пункт 7 предписания ответчика вышеприведённым нормам не противоречит, прав заявителя не нарушает. Ему предоставлен срок для создания сил гражданской обороны в целях проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территории организации; создания запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ - до 1.10.2014. На нереальность этого срока заявитель в суде не указывал.

Наличие вышеназванного договора не исключает обязанности заявителя соблюдать требования упомянутых нормативных правовых актов. Этого договора заявитель ответчику при проверке не представил.

В пункте 8 предписания заявителю указано на необходимость привести структуру и содержание «Плана гражданской обороны филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма» требованиям порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно пункту 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации ведение гражданской обороны осуществляется в организациях на основе соответствующих планов гражданской обороны организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения определяют объём, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе её с мирного на военное время, в ходе её ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения определяется МЧС России.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 6 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях.

При проведении плановой проверки ответчик установил, что структура и содержание представленного заявителем «Плана гражданской обороны филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма» не соответствует требованиям порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения.

Заявитель пояснил, что приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70, требованиям которого, по мнению ответчика, не соответствует План гражданской обороны филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма, официально не опубликован.

Ответчик указал на то, что Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, утверждённый приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70, зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2012, регистрационный
 № 23622, а выписки из него размещены в общем доступе в сети Интернет на сайтах Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации. В подтверждение представил выписку из Интернет сайта ГУ МЧС России по Орловской области. Сообщил также, что отдел по ГО, ЧС и мобилизационной работе администрации г. Коряжма доводил до всех юридических лиц, расположенных на территории МО «Город Коряжма», информацию о необходимости переработки Планов гражданской обороны в связи с выходом Порядка к приказу МЧС России № 70.

В суде представитель ответчика подтвердил, что приказ МЧС России от 16.02.2012
 № 70 официально не опубликован, на сайте ГУ МЧС России по Архангельской области в сети Интернет не размещён.

Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено (пункт 8), что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Согласно пункту 9 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который издаётся еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

В силу пункта 10 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Приказом МЧС России от 23.03.2004 № 140 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов МЧС России и их государственной регистрации. В пункте 26 Правил приведены нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации в Минюсте России.

Поскольку приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70 официально не опубликован, что установлено судом при рассмотрении спора, указание ответчика на не соответствие ему Плана гражданской обороны филиала ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма неправомерно.

Суд считает справедливыми замечания заявителя к оспариваемому пункту предписания. Каким конкретно требованиям не соответствует предъявленный к проверке план, не сказано. Возложение на заявителя обязанности привести структуру и содержание плана гражданской обороны требованиям Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, утверждённого неопубликованным приказом МЧС России, незаконно.

Пункт 8 предписания ответчика подлежит признанию недействительным.

В пункте 9 предписания указано на обязанность заявителя создать и содержать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе размещения потенциально опасного объекта – участка транспортирования опасных веществ.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» (в редакции, действовавшей на момент проверки), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.

В силу пункта 1 Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения) должны обеспечивать начиная с 1993 года включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения, проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.

Согласно пункту 3 финансирование работ по созданию локальных систем оповещения следует осуществлять при строительстве новых потенциально опасных объектов - за счёт средств, выделяемых на строительство данных объектов, на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, - за счёт собственных средств этих объектов.

  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2003
 № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время» федеральным органам исполнительной власти и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, предписано завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

24 декабря 2002 года  МЧС России утвердило Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения. Они предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны, несут персональную ответственность (пункт 1.4).

В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: руководителей и персонала объектов; объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Пунктом 1.6 Методических рекомендаций определено, что локальная система оповещения (ЛСО) представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи. В пункте 4.6 сказано, что техническое задание на создание локальной системы оповещения является основным документом, определяющим требования к системе и порядок её создания, в соответствии с которым осуществляются работы по её созданию и приёмка в эксплуатацию. Пунктом 4.2 установлено, что на основании приказа руководителя потенциально опасного объекта штаб гражданской обороны объекта разрабатывает, согласовывает с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и представляет на утверждение план мероприятий по созданию локальной системы оповещения. Согласно пункту 4.12, проект на создание локальной системы оповещения утверждается руководителем потенциально опасного объекта при наличии положительного сводного экспертного заключения. Пунктом 4.35 определено, что юридической основой принятия ЛСО в эксплуатацию является приказ руководителя потенциально опасного объекта о принятии ЛСО в эксплуатацию. Согласно пунктам 5.13, 5.14 в целях обеспечения непрерывности работы ЛСО перед началом технического обслуживания должны проводиться подготовка и проверка резервной аппаратуры, каналов и линий связи, а основными документами по учёту технического обслуживания технических средств оповещения являются формуляр и книга учёта технического состояния технических средств оповещения.

Согласно пункту 4 Положения о системах оповещения населения, утверждённого приказом МЧС России от 25.06.2006 № 422/90/376, система оповещения создаётся на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Пункт 11 Положения гласит, что основной задачей ЛСО является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Согласно пункту 15, распоряжения на задействование ЛСО отдаются руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

Филиал ООО «Финтранс ГЛ» эксплуатирует потенциально опасный объект - «Участок транспортирования опасных веществ», который зарегистрирован в Реестре потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, расположенных на территории Архангельской области. Как указано в паспорте безопасности опасного объекта «Участок транспортирования опасных веществ филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма», на участке транспортируются химически опасные вещества и пожаровзрывоопасное вещество – бензин. На ситуационном плане паспорта обозначено, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации на участке транспортирования опасных веществ в зоне возможного заражения этими веществами оказывается вся территория г. Коряжма.

Заявитель не опровергает, что не представил ответчику при проверке следующие документы: техническое задание на создание ЛСО, положительное экспертное заключение на рабочий проект, рабочий проект, утверждённый руководителем ПОО, приказ руководителя ПОО о принятии ЛСО в эксплуатацию, книгу учёта технического состояния технических систем оповещения, формуляр, план мероприятий по созданию ЛСО, согласованный с Главным управлением МЧС России по Архангельской области, составные части ЛСО.

Оспаривание пункта 9 предписания основано на том, что филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжме не является потенциально опасным объектом. В подтверждение заявитель представил письмо отдела гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и мобилизационной работы МО «Город Коряжма» от 5.11.2013 № 55, согласно которому на подведомственной филиалу территории потенциально опасных объектов не зарегистрировано.

Между тем эксплуатация заявителем ПОО подтверждается материалами дела, на что указано выше.

Понятие потенциально опасных производственных объектов содержится в пункте 1 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утверждённых приказом МЧС России от 28.02.2003 № 105, согласно которому потенциально опасные объекты - это объекты, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества.

Паспорт безопасности опасного объекта «Участок транспортирования опасных веществ филиал ООО «Финтранс ГЛ» в г. Коряжма», оформленный заявителем и согласованный с ГУ МЧС по Архангельской области в 2010 году, свидетельствует о том, что на участке транспортируются химически опасные вещества, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации на участке в зоне возможного заражения этими веществами оказывается вся территория г. Коряжма.

Суд считает, что предписание ответчика в части пункта 9 является законным, признанию недействительным не подлежит.

Мировым судёй судебного участка № 206 Санкт-Петербурга рассмотрено дело о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление от 30 декабря 2013 года по делу № 5-709/13). При этом дана оценка обстоятельствам, указанным в пункте 9 оспариваемого предписания, указано на нарушение заявителем вышеприведённых нормативных правовых актов.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что здания и сооружения он арендует у ОАО «Группа «Илим», что последнее является управляющей организацией, исполняя полномочия единоличного исполнительного органа ООО «Финтранс ГЛ». Организацией, эксплуатирующей ПОО, является заявитель, ему выдано свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в соответствующем государственном реестре.

Довод заявителя о том, что филиал ОАО «Группа «Илим» в г. Коряжме имеет надлежащую ЛСО, также отклоняется. Как пояснил представитель ответчика, создание совместной с ОАО «Группа «Илим» локальной системы оповещения может быть признано оправданным, однако, подтверждающих такое обстоятельство документов заявитель к проверке не предъявлял.

Оснований для признания недействительным оспариваемого предписания за исключением пункта 8 не имеется, закону оно не противоречит и прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не нарушает.

Расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. подлежат возмещению ответчиком, поскольку предписание является недействительным в части пункта 8.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать недействительным пункт 8 предписания Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Архангельской области от 7 октября 2013 года № 67/3/1-9 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, выданного обществу с ограниченной ответственностью «Финтранс ГЛ».

В удовлетворении остальной части заявления отказать, поскольку предписание не противоречит Федеральному закону «О гражданской обороне».

Взыскать с Главного управления МЧС России по Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Финтранс ГЛ» 2000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия.

Судья И. А. Меньшикова