ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-5808/2021 от 28.01.2022 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

04 февраля 2022 года Дело № А10-5808/2021

Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 04 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Бурдуковской А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Батомункуевой С.С-Ж., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698,
ИНН 0326023187) к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117) о признании недействительным представления от 06.07.2021 №02-1233/22-1936 в части установления нарушения предусмотренного пунктом 2 и требование, установленного на основании указанного нарушения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Расшиваловой С.Н. по доверенности от 28.12.2020 № 652-1-64, диплом, служебное удостоверение,

от ответчика: Шулунова Б.Ф. по доверенности от 21.09.2021, диплом, паспорт, Клишиной С.Г. по доверенности от 08.09.2021, диплом, паспорт,

установил:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее – заявитель, ГУ МЧС по РБ, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее – ответчик, УФК по РБ, Казначейство) о признании недействительным представления от 06.07.2021 №02-1233/22-1936 в части установления нарушения предусмотренного пунктом 2.

В обоснование заявления ГУ МЧС по РБ указывает, что УФК по РБ в соответствии с приказом от 04.05.2021 №234 и на основании пункта 34 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, пункта 15 Плана контрольных мероприятий УФК по РБ в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 11.05.2021 по 04.06.2021 в отношении ГУ МЧС по РБ проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составлен акт от 04.06.2021. Кроме того, по результатам проверки вынесено представление от 06.07.2021 №02-1233/22-1936. В указанном представлении содержатся выводы о допущенных Главным управлением нарушениях бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно: в нарушение требований пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзаца 6 пункта 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 №221н, а именно ГУ МЧС по РБ в 2020 году нарушен срок формирования сведений о бюджетном обязательстве от 10.11.2020 №9900000325 на основании государственного контракта на поставку вещевого имущества от 30.10.2020 №0302100000920000024001 на сумму 555 362 рубля 50 копеек на 3 рабочих дня (пункт 1 представления); в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 18 (в редакции действующей до 01.10.2019), части 5 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), а именно ГУ МЧС по РБ в 2019 году в рамках обоснования закупки «Оказание услуг стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС по РБ в учреждении здравоохранения на 2019 год» на сумму 530 000 рублей выбранный способ определения исполнителя, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не обоснован (пункт 2 представления). Срок устранения нарушения пунктов 1 и 2 представления от 06.07.2021 №02-1233/22-1936 установлен до 08.10.2021. Заявитель не согласен с нарушением, установленным пунктом 2 представления от 06.07.2021 №02-1233/22-1936. Сотрудники Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – ФПС ГПС) имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Законодательством установлено наличие исключительных полномочий по оказанию медицинских услуг сотрудникам ФПС ГПС только медицинскими организациями МВД РФ либо при их отсутствии – организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Закупка «Оказание услуг стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС по РБ в учреждении здравоохранения на 2019 год» осуществлялась в рамках Закона №44-ФЗ, заключен государственный контракт с ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ.

Заявитель указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2019 года №491 «О порядке медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации и федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Постановление №491) устанавливается порядок осуществления медицинского обеспечение в медицинских организациях МВД РФ сотрудников ФПС ГПС в случае отсутствия медицинских организаций МЧС России. На территории Республики Бурятия отсутствует медицинские организации МЧС России, в связи с чем сотрудники ФПС ГПС получают медицинские услуги в учреждении ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ». Постановление № 491 устанавливает порядок только в части оказания амбулаторной медицинской помощи ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ», тогда как положения постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №911 «О порядке оказания медицинской помощи, возмещения расходов на ее оказание, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы» (далее – Постановление №911) предусматривает более широкий спектр видов оказываемой медицинской помощи сотрудникам ФПС ГПС. Заявитель не согласен с доводом ответчика о том, что ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» не является государственным учреждением, указал, что автономное учреждение создано на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 19.12.2013 №674, полномочия учредителя от имени Республики Бурятия осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия. Согласно Уставу ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» является некоммерческой организацией, финансируемой путем предоставления субсидий из республиканского бюджета и иных не запрещенных законодательством источников. Учредителем и собственником имущества ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» является Республика Бурятия.

В отзыве УФК по РБ с изложенными в заявлении доводами не согласилось.
В обоснование своих возражений указало на то, что отсутствует нормативно-правовой акт, подтверждающий исключительные полномочия ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» на оказание медицинских услуг. ГУ МЧС по РБ не обоснован выбор единственного поставщика при заключении государственного контракта. Кроме того, ответчик полагает, что поскольку на территории Республики Бурятия осуществляет свою деятельность ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ», то услуги стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам ФПС ГПС могли быть оказаны данной организацией.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения спора.

Главное управление МЧС России по Республике Бурятия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217.

УФК по РБ в соответствии с приказом от 04.05.2021 №234 и на основании пункта 34 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, пункта 15 Плана контрольных мероприятий УФК по РБ в финансово-бюджетной сфере на 2021 год в период с 11.05.2021 по 04.06.2021 в отношении ГУ МЧС по РБ проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности, проверяемый период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

По результатам проверки составлен акт от 04.06.2021 (л.д. 18-73, т.1), которым установлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 18 (в редакции, действующей до 01.10.2019), части 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ, а именно ГУ МЧС по РБ в 2019 году в рамках обоснования закупки «Оказание услуг стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС по РБ в учреждении здравоохранения на 2019 год» на сумму 530 000 рублей выбранный способ определения исполнителя, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не обоснован.

В целях устранения выявленных нарушений ГУ МЧС по РБ выдано представление от 06.07.2021 №02-1233/22-1936, пунктом 2 представления указано на допущение ГУ МЧС по РБ нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 18 (в редакции, действующей до 01.10.2019), части 5 статьи 24 Закона №44-ФЗ ГУ МЧС по РБ в 2019 году в рамках обоснования закупки «Оказание услуг стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС по РБ в учреждении здравоохранения на 2019 год» на сумму 530 000 рублей выбранный способ определения исполнителя, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не обоснован.

ГУ МЧС по РБ, посчитав пункт 2 представления от 06.07.2021 №02-1233/22-1936 УФК по РБ незаконным, нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания представления в оспариваемой части незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

На основании положений части 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 5.15 (1) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия является органом, уполномоченным на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства и других органов (пункты 1 и 3).

На основании статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля является проверка, под которой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания и т.д. (пункт 2).

Статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 года
№ 1095 утвержден федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» (далее – Федеральный стандарт № 1095).

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта № 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что представления органов казначейства содержат властные предписания, обладают признаками ненормативного правового акта, поскольку создают, порождают и изменяют правоотношения, характеризуются принудительным воздействием на проверяемое лицо, обязывают его к принятию мер, направленных на восстановление правопорядка в бюджетной сфере, тем самым затрагивая сферу его имущественных прав и законных интересов.

Следовательно, они могут быть оспорены в судебном порядке в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспаривая представление, заявитель выражает несогласие с выводами органа финансового контроля о допущенных нарушениях ГУ МЧС по РБ требований пункта 2 части 3 статьи 18 (в редакции действующей до 01.10.2019), главы 3, части 1 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ ГУ МЧС по РБ в 2019 году при заключении государственного контракта «Оказание услуг стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС по РБ в учреждении здравоохранения на 2019 год» на сумму 530 000 рублей с единственным поставщиком.

ГУ МЧС по РБ в 2019 году заключен государственный контракт № 15 от 26.02.2019 с Государственным автономным учреждением здравоохранения «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Министерства здравоохранения Республики Бурятия на оказание услуг стационарной, амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам федеральной противопожарной службы в учреждениях здравоохранения в соответствии с разрешенному ему виду деятельности, по тарифам, действующим на территории Республики Бурятия на момент оказания медицинской помощи (л.д. 76-85, т.1).

Данный государственный контракт заключен в порядке пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, то есть в порядке размещения заказа у единственного исполнителя, о чем ГУ МЧС по РБ уведомляло Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия.

УФК по РБ в акте проверки пришло к выводу, что заявителем неверно выбран способ определения Исполнителя - закупка у единственного поставщика. Во исполнение положений пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ исключительность полномочий исполнителя (ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко») соответствующим нормативным правовым актом не подтверждена.

В соответствии со статьей 1 Закона №44-ФЗ указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Пунктом 2 части 3 статьи 18 Закона №44-ФЗ (в редакции, действующей до 01.10.2019) предусмотрено, что при формировании плана-графика обоснованию подлежит способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 24 Закона №44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 №44-ФЗ (в редакции, действующей до 31.12.2021) заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ (в редакции, действующей до 31.12.2021) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае, если закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из указанной нормы следует, что заключение контракта с единственным поставщиком возможно в случае, если поставщиком является орган исполнительной власти или государственное учреждение и поставщик обладает исключительными полномочиями по выполнению работы на основании соответствующих нормативных правовых актов.

Отношения, связанные с медицинским обеспечением сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 283-ФЗ).

Как указано в статье 10 Закона №283-ФЗ сотрудники ФПС ГПС имеют право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила № 911).

В пункте 5 Правил №911 закреплено, что при отсутствии по месту военной службы (службы), месту жительства (проживания) или иному месту нахождения военнослужащих (сотрудников) медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также при наличии медицинских показаний к оказанию медицинской помощи в экстренной и неотложной формах медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Таким образом, наличие исключительных полномочий по оказанию медицинских услуг сотрудникам ФПС ГПС имеется только у медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при их отсутствии – организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Довод УФК по РБ о том, что нормативными правовыми актами не установлены исключительные полномочия ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» по оказанию медицинских услуг сотрудникам противопожарной службы, судом отклоняется.

Из смысла пункта 6 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ не следует, что в соответствующих нормативных правовых актах должны быть указаны конкретные медицинские организации в целях возложения на них исключительных полномочий по оказанию медицинской помощи.

Поскольку сотрудникам противопожарной службы медицинская помощь за счет бюджетных средств может оказываться только в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, то заключение договора с государственными учреждениями правомерно может осуществляться в рамках закупки у единственного поставщика в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Кроме того, Законом №44-ФЗ не предусмотрено проведение конкурентных процедур отбора исполнителя медицинских услуг исключительно между государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия ГУ МЧС по РБ по заключению государственного контракта № 15 от 26.02.2019 на оказанием медицинских услуг сотрудникам противопожарной службы не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, у Управления не имелось оснований для выводов о нарушении заявителем пункта 6 части 1 статьи 93, части 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Доводы ответчика о том, что необходимости в заключении государственного контракта на оказание стационарной, амбулаторной поликлинической помощи не имелось, а также о том, что она во всех случаях могла быть оказана ФКУЗ «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Бурятия» в порядке, утвержденным постановлением правительства РФ от 24.04.2019
№ 491 судом отклоняются на основании следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2019 № 491 утверждены Правила медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Постановление № 491).

Постановлением №491 устанавливается порядок осуществления медицинского обеспечение в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации сотрудников Государственной противопожарной службы в случае отсутствия медицинских организаций МЧС России.

На территории Республики Бурятия отсутствует медицинские организации МЧС России, в связи с чем сотрудники Государственной противопожарной службы получают медицинские услуги в учреждении ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ».

Прикрепление сотрудников, указанных в пункте 1 постановления № 491 к медицинским организациям МВД РФ производится на основании списков, составляемых кадровыми подразделениями учреждений и органов федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (пункт 2 Постановления № 491).

При этом пунктом 5 Правил № 491 предусмотрено аналогичное правило, что при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций федеральных органов исполнительной власти или медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением в соответствии с законодательством Российской Федерации расходов на оказание медицинской помощи этим медицинским организациям соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых сотрудники проходят службу.

Заявитель утверждает, что ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ» оказывает неполный перечень медицинских услуг, в поликлинике представлены не все специалисты, отсутствуют некоторые виды исследований. Сотрудники противопожарной службы в каждом отдельном случае направлялись лечащим врачом ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ» на лечение в названное медицинское учреждение здравоохранения, с которым был заключен государственный контракт, только по соответствующим медицинским показаниям, когда такая помощь сотруднику не могла быть оказана в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ».

Данные вопросы о фактической возможности получения соответствующих медицинских услуг в медицинском учреждении системы МВД России в соответствующие периоды ответчиком в ходе проверки не исследовались, медицинские документы, касающиеся конкретных случаев оказания медицинской помощи сотрудникам противопожарной службы по государственному контракту не проверялись, в связи с чем указанные доводы заявителя о необходимости обеспечения сотрудников медицинской помощью путем заключения государственного контракта с иными медицинскими учреждениями на получение специализированной медицинской помощи, ответчиком не опровергнуты.

В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса УФК по РБ не доказало факт того, что ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РБ» оказывает весь спектр услуг, необходимых для медицинского обслуживания сотрудников ФПС ГПС, и у ГУ МЧС по РБ не было необходимости в заключении государственного контракта на медицинское обслуживание сотрудников с иным медицинским учреждением.

Довод ответчика о том, что ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» не является государственным учреждением подлежит отклонению, поскольку учредителем автономного учреждения, созданного на основании постановления Правительства Республики Бурятия от 19.12.2013 №674, является Республики Бурятия в лице Министерства здравоохранения Республики Бурятия.

Согласно Уставу ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» является некоммерческой организацией, финансируемой путем предоставления субсидий из республиканского бюджета и иных не запрещенных законодательством источников. Учредителем и собственником имущества ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» является Республика Бурятия. Таким образом, ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» имеет все признаки государственного учреждения здравоохранения и следовательно, заключение с ним в 2019 году соответствующего государственного контракта с оплатой стоимости фактически оказанных медицинских услуг сотрудникам противопожарной службы является правомерным.

Ссылка ответчика на письмо Министерства финансов Российской Федерации № 24-02-08/107795, ФАС России № МЕ/ 107414-ПР/20 от 08.12.2020 отклоняется судом, поскольку указанное письмо не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.

Поскольку оспариваемый ненормативный акт в указанной части не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, требования заявителя о признании этого акта в оспоренной части недействительным подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 описательной части и пункт 2 требовательной части представления Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия
от 06.07.2021 № 02-12-33/22-1936, как несоответствующий действующему законодательству.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.А. Бурдуковская