ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А12-13006/2012 от 13.08.2012 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ruтелефон: (8442) 23-00-78 Факс: (8442) 24-04-60

  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  РЕШЕНИЕ

г. Волгоград Дело № А12-13006/2012

«17» августа 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2012г., полный текст решения изготовлен 17.08.2012г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Кулик И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Слободское жилищное хозяйство» (ИНН 3428988831, ОГРН 1083454000959) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица:

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Самсонов И.Н. представитель по доверенности от 12.01.2011г.; Тыщенко А.А. директор, приказ № 141-л/с от 14.10.2009г.

от ГЖИ – Бочарова Н.В. представитель по доверенности от 20.07.2012г.;

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Слободское жилищное хозяйство» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – административный орган, Госжилнадзор, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 28.02.2012г. № 404-2 о привлечении к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Заявитель требования поддерживает, просит признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении.

Заявленные требования мотивированы тем, что отсутствует вина заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, административным органом в ходе проверки не выяснены все обстоятельства дела, поскольку проверенный жилой дом признан аварийным и жильцы подлежат переселению; у Госжилнадзора отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой проверки заявителя.

Инспекция заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд не усматривает оснований для удовлетворения требований исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения № 404 от 13.02.2012г. инспекцией проведена внеплановая проверка заявителя в период с 14.02.2012г. по 15.02.2012г.

Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обращение граждан, проживающих в многоквартирном доме № 18 по ул. Л. Чайкиной в г. Краснослободск Среднеахтубинского района по вопросам проживания в указанном многоквартирном жилом доме. В указанном обращении, в том числе указывалось на то, что в доме есть трещины, в зимнее время года в доме очень холодно.

В связи с тем, что по результатам проведенной проверки в жилом доме выявлены нарушения по техническому содержанию, касающиеся всех проживающих в нем граждан, а в качестве потерпевших обратившаяся в ГЖИ гражданка и ее сын по делу об административном правонарушении не признавались; при этом, никто из лиц, участвующих в судебном заседании не ходатайствовал о привлечении к участию в деле конкретных граждан (жителей), проживающих в многоквартирном доме № 18 по ул. Л. Чайкиной, судом не усмотрено оснований для привлечении конкретных граждан к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

При проведении внеплановой выездной проверки, в ходе обследования общего имущества указанного многоквартирного жилого дома установлены нарушения п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), и п.п. 3.2.10, 4.8.6, 4.8.7, 4.9.1.3, 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы), а, именно, с внутренней стороны стен и потолка лестничной клетки и коридора наблюдаются неровности, трещины, повреждения штукатурного слоя, ограждающие конструкции лестничного марша (деревянные поручни) имеют трещины, искривления, часть вертикальных стоек ограждающих конструкций отсутствуют, ограждения расшатаны. Верхняя часть оголовков дымовых каналов, расположенных на крыше здания, имеют участки разрушения, трещины, выпадения отдельных кирпичей, не герметичность и не плотность конструкций дымоходов, искривление вертикальных линий оголовков дымовых каналов относительно крыши.

Установленные проверкой нарушения в содержании и ремонте жилого дома отражены в акте проверки № 404 от 15.02.2012г., составленном с участием директора ООО "УК "СЖХ" Тыщенко А.А.

По факту выявленных нарушений правил содержания и ремонта жилого дома в отношении ООО "УК "СЖХ" составлен протокол №404-2 от 16.02.2012г. об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ, при наличии надлежащего уведомления.

28.02.2012 вынесено оспариваемое постановление в отсутствие законного представителя юридического лица, при наличии надлежащего уведомления. Копия постановления направлена в адрес заявителя и получена им 27.04.2012г.

Согласно материалам дела, многоквартирный дом № 18 по ул. Л.Чайкиной в г. Краснослободске, Волгоградской области находится в управлении ООО "УК "СЖХ" на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома 18 по ул.Л. Чайкиной от 31.05.2008г. и Договором управления.

В соответствии с Договором управления многоквартирным домом № 1102 от 02.06.2008, ООО "УК "СЖХ" обязуется обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме, осуществлять управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1)соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2)безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества
 юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном
 доме, а также иных лиц;

5)постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого
 оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 10 Правил установлено, что общее имущество собственников помещений многоквартирного дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно пунктам 12 и 13 Правил собственники помещений вправе привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией осмотры общего имущества многоквартирного дома проводятся должностными (ответственными) лицами управляющей организацией.

Согласно п. 10 Правил содержания и п. 2.4.3 Правил и норм, лицо, ответственное за содержание и ремонт жилого дома, который признан в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания граждан, обязано до момента отселения граждан из такого дома, производить работы по содержанию и ремонту такого жилого дома в объеме, обеспечивающем безопасные условия для жизни и здоровья проживающих в нём граждан, и сохранность их имущества.

Таким образом, даже признание жилого дома, аварийным и подлежащим сносу не освобождает ООО "УК "СЖХ" от исполнения обязанностей по поддержанию дома в состоянии, пригодном для безопасного проживания граждан. Выявленные нарушения в содержании дома, в частности: разрушение оголовков дымовых каналов, частичное отсутствие ограждающих конструкций на лестничном марше, позволяют сделать вывод о том, что жителям дома не обеспечены безопасные условия для проживания до момента отселения из аварийного дома.

В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации и заключенных договоров управления многоквартирным домом, лицом, ответственным за обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома № 18 по ул. Л. Чайкиной в соответствии с требованиями действующих правил содержания и ремонта жилых домов, является ООО "УК "СЖХ".

Довод заявителя, о не направлении административным органом протокола, является необоснованными.

Согласно почтовому уведомлению о вручении письма протокол об административном правонарушении № 404-2, направленный сопроводительным письмом (уведомление № 404-2 от 17.02.2012) получен представителем по доверенности 22.02.2012.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания может быть отменено только при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также в случае существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, при рассмотрении дела № 404-2 об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ инспекцией были изучены и приняты во внимание все обстоятельства дела, дана правовая оценка, а также соблюдены процессуальный порядок и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 № 6464/10 по делу № А08-4962/2009-27.

Доводы общества о том, что у ГЖИ отсутствовали правовые основания для проведения внеплановой проверки, суд признает несостоятельными.

Как было указано выше, из содержания заявления гражданки Аликовой Р.В. и проживающего с ней сына, следовало наличие признаков нарушений в содержании жилого дома, что послужило поводом для инициирования внеплановой проверки.

Представленное заявителем в материалы дела коллективное обращение жильцов дома многоквартирного дома 18 по ул.Л.Чайкиной в защиту управляющей компании, не может влиять на наличие либо отсутствие состава административного правонарушения в действиях заявителя. Неосознание жильцами многоквартирного жилого дома допущенных управляющей компаний нарушений закона, влияющих на безопасность проживания в нем граждан (таких как: разрушение оголовков дымовых каналов, отсутствие ограждающих конструкций на лестнице), не влияет на событие выявленного правонарушения.

Основания для квалификации совершенного административного правонарушения как малозначительного отсутствуют.

Кроме того, суд пришел к выводу о том, что общество пропустило процессуальный срок на обжалование постановления.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.02.2012г. общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей. Копия постановления направлена в адрес заявителя по почте и получена 27.04.2012г., что подтверждается почтовым уведомлением № 40006649392085.

Ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока обществом не заявлено, пропуск срока не мотивирован.

В соответствии с частью 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Таким образом, пропустив установленный законодательством срок для оспаривания постановления по делу об административном правонарушении, спустя месяц с момента получения копии постановления о привлечении к административной ответственности, 01.06.2012г. общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд считает, что общество, получив 27.04.2012г. постановление ГЖИ о привлечении к административной ответственности, зная о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено без его участия, не воспользовалось предоставленным законом правом на его обжалование и пропустило установленный законодательством 10-дневный срок для обращения в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Пропуск установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Слободское жилищное хозяйство» (ИНН 3428988831, ОГРН 1083454000959) к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Волгоградской области по делу об административном правонарушении от 28.02.2012г. № 404-2 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Слободское жилищное хозяйство» к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья И.В. Кулик