ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А17-2539/2022 от 19.05.2022 АС Ивановской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022, г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-Б

http://ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А17-2539/2022

г. Иваново

24 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2022 года

Полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Тимошкина К.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Храмовой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области в лице главного специалиста отдела нормативно-технического Управления надзорной деятельности и профилактической работы Пенькова И.В.

к обществу с ограниченной ответственностью «ПожСпецУниверсал» (ОГРН:1117746799730, ИНН:7714853014)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол от 22.03.2022 №31), о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол от 22.03.2022 №30),

при участии в судебном заседании:

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Пеньков И.В. на основании служебного удостоверения;

от общества – руководитель Аверьянов Н.В. на основании паспорта, решения от 31.08.2017,

установил:

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области в лице Главного специалиста отдела нормативно-технического Управления надзорной деятельности и профилактической работы Пенькова И.В. (далее – административный орган, ГУ МЧС России по Ивановской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ПожСпецУниверсал» (далее – ООО «ПожСпецУниверсал», Общество) к административной ответственности по части 3, части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определениями суда от 29.03.2022 заявления ГУ МЧС России по Ивановской области приняты судом к производству, предварительное судебное заседание назначено на 12.05.2022.

Установив, что дела №А17-2539/2022 и №А17-2540/2022 связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований, лицам, участвующим в деле и представленным доказательствам, определением от 29.03.2022 суд объединил дела №А17-2539/2022 и №А17-2540/2022 в одно производство, присвоив объединенному делу № А17-2539/2022.

Протокольным определением от 12.05.2022 судебное заседание суда первой инстанции назначено на 19.05.2022.

Информация о движении дела (дате, времени и месте судебных заседаний в порядке подготовки дела к рассмотрению по существу, судебных заседаний первой инстанции, об отложении судебных заседаний, а также об объявляемых в заседаниях перерывах) размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет по веб-адресу: www.ivanovo.arbitr.ru.

В обоснование заявленных требований административный орган указал, что 28.02.2022 в ходе проведенной проверки выявлен факт осуществления Обществом деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением лицензионных требований, предусмотренных Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ), Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №123-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 №1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Положение № 1128).

На основании составленных по данному факту протоколов от 22.03.2022 №30, №31 об административном правонарушении и приложенных к нему материалов административного дела заявитель просит привлечь Общество к административной ответственности по части 3, части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

ООО «ПожСпецУниверсал» в судебном заседании поддержало позицию, изложенную в отзыве на заявление. По поводу протокола от 22.03.2022 №30 директор общества пояснил, что в течение 2021 года в период пандемии короновируса у Общества сложилась затруднительная ситуация по объему работы, в связи с чем было принято решение о сокращении штата сотрудников. В начале 2022 года Общество стало принимать новых сотрудников, но так как в период с 16.02.2022 по 28.02.2022 директор ООО «ПожСпецУниверсал» был нетрудоспособен (находился на больничном) – трудоустроить сотрудников и оформить надлежащим образом документы не представлялось возможным.

Относительно протокола от 22.03.2022 №31 Общество полагает, что оборудование, инструменты, технические средства и техническая документация имеются у лицензиата (ООО «ПожСпецУниверсал») в наличии на праве собственности и распоряжения Аверьянова Николая Викторовича (директора Общества).

По нарушениям №1,№3,№7 директор общества пояснил следующее: техническое средство по перечню №1 применяется на праве разовой краткосрочной аренды, так как требуется к применению крайне редко, однако имеет достаточно большую стоимость. Технические средства по перечню №2,3 в наличии имеются (компрессор «Patriot», водяной повысительный насос, и манометр избыточного давления МП-100). По мнению ООО «ПожСпецУниверсал», данное представленное оборудование не было учтено административным органом при осуществлении проверки. По нарушению №4 директор общества сообщил следующее: техническое средство по перечню №1,№2,№5,№9. В наличии имеется прибор комбинированный «Testo 410-2» имеющий показатели по давлению и перепаду воздушного потока, относительной влажности и температуры. По мнению ООО «ПожСпецУниверсал», данное представленное оборудование не было учтено административным органом при осуществлении проверки. По нарушению №5 директор Общества пояснил следующее: техническое средство по перечню №4. В наличии имеются приборы для измерения уровня звука: «Mastech MS6700», «SL-401», однако с учетом изменений требований МЧС представленное оборудование на данный момент исключили из перечня поверяемого оборудования и центрами стандартизации, метрологии и испытаний только калибруется, а не поверяется. По мнению ООО «ПожСпецУниверсал», данное представленное оборудование не было учтено административным органом при осуществлении проверки. По нарушению №8 директор Общества сообщил следующее: техническое средство по перечню №1 применяется на праве разовой краткосрочной аренды, так как требуется к применению крайне редко, однако имеет достаточно большую стоимость. По нарушению №9 директор Общества пояснил следующее: техническое средство по перечню №1 в наличии имеются (компрессор «Patriot» с комплектом оборудования для распыления, насос высокого давления «Karcher» с комплектом оборудования для распыления). Техническое средство по перечню №2 в наличии имеется (микрометр со вставками МВМ 25 предназначенный для измерения толщины слоя покрытия). По мнению ООО «ПожСпецУниверсал», данное представленное оборудование не было учтено административным органом при осуществлении проверки. По нарушению №10 директор общества пояснил следующее: техническое средство по перечню №1,№2,№3,№5,№6 применяется на праве разовой краткосрочной аренды, так как требуется к применению крайне редко, однако имеет достаточно большую стоимость. Техническое средство по перечню №7,№8 в наличии имеются (компрессор «Patriot», водяной повысительный насос, и манометр избыточного давления МП-100). Техническое средство по перечню №9 в наличии имеются (набор инструментов (молоток, монтажка, пассатижи, отвертки, газовые и гаечные ключи различных размеров), прибор ЗПУ 12-24 вольт для подключения источника питания с напряжением до 36 вольт). По мнению ООО «ПожСпецУниверсал», данное представленное оборудование не было учтено административным органом при осуществлении проверки.

На основании вышеизложенного, ООО «ПожСпецУниверсал» просит суд в удовлетворении заявленных требований ГУ МЧС России по Ивановской области.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения административного органа и Общества, суд установил следующее.

ООО «ПожСпецУниверсал» осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании лицензии МЧС России от 02.11.2011 №37-Б/00088 (37-Б/00085).

Административным органом на основании распоряжения начальника Главного управления МЧС России по Ивановской области Клушина А.Н. от 04.02.2022 №7 в отношении Общества проведена плановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля. 28.02.2022 в ходе проведенной проверки составлен акт проверки от 28.02.2022, в соответствии с которым выявлены следующие нарушения:

1.У Лицензиата в штате отсутствуют пять и более работников (при выполнении ООО «ПожСпецУниверсал» 10 видов работ (услуг) согласно имеющейся лицензии по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, заключивших с лицензиатом трудовые договора для осуществления 10 видов работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности (в штате у лицензиата для выполнения работ (услуг) по имеющейся лицензии состоят два работника заключившие с ООО «ПожСпецУниверсал» трудовые договора, а именно: генеральный директор Аверьянов Николай Викторович, инженер-монтажник Никонов Александр Андреевич. Иные работники, заявленные лицензиатом, не состоят в штате лицензиата на момент проведения проверки (специалист по пожарной безопасности Аверьянова Галина Дмитриевна и Инженер-монтажник Егошин Рудольф Петрович).

2.У лицензиата в штате отсутствуют пять и более работников (при выполнении ООО «ПожСпецУниверсал» 10 видов работ (услуг) согласно имеющейся лицензии, заключивших с лицензиатом трудовые договора для осуществления 10 видов работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности (в штате у лицензиата для выполнения работ (услуг) по имеющейся лицензии состоят два работника заключивших с ООО ООО «ПожСпецУниверсал» трудовые договора, однако у одного из работников: инженера-монтажника Никонова Александра Андреевича (Наименование квалификации: Механизация сельского хозяйства (Инженер), отсутствует высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности. При этом профессиональное обучение и (или) переподготовку в области лицензируемой деятельности данный работник не проходил.

3.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ (согласно приказу МЧС от 31.07.2020 №571 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Приказ №571) для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля.

2.Техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний трубопроводов.

3.Техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний трубопроводов.

4.Техническое средство для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях.

5.Техническое средство, предназначенное для измерения давления жидкости.

6.Техническое средство, предназначенное для измерения давления газа.

7.Техническое средство, предназначенное для измерения силы тока в амперах.

8.Техническое средство, предназначенное для измерения значений сопротивлений.

9.Техническое средство, предназначенное для измерения интервалов времени с точностью до долей секунды.

10.Техническое средство, предназначенное для измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

11.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование №№4-11 перечня, принадлежащее па праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Технические средства №№1-3 перечня при проверке не предоставлялись.

4.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях.

2.Техническое средство, предназначенное для измерения силы тока в амперах.

3.Техническое средство, предназначенное для измерения значений сопротивлений.

4.Техническое средство, предназначенное для измерения влажности и температуры воздуха в помещении.

5.Техническое средство, предназначенное для измерения освещенности.

6.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

7.Техническое средство, предназначенное для исследования (наблюдения, записи, измерения) амплитудных и временных параметров электрического сигнала.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование, принадлежащее па праве собственности гр. Аверьянову Н.В.

5.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля.

2.Техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний трубопроводов.

3.Техническое проведения трубопроводов.

4.Техническое средство для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях.

5.Техническое средство, предназначенное для измерения давления жидкости или газа.

6.Техническое средство, предназначенное для измерения силы тока в амперах.

7.Техническое средство, предназначенное для измерения значений сопротивлений.

8.Техническое средство, предназначенное для измерения интервалов времени с точностью до долей секунды.

9.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№4-9, принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Технические средства № 1-3 по перечню при проверке не предоставлялись.

6.У лицензиара отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для измерения динамических давлений воздушного потока и статических давлений в установившихся воздушных потоках.

2.Техническое средство, предназначенное для измерения полных давлений воздушного потока.

3.Техническое средство, предназначенное для измерения скорости направленного воздушного потока в трубопроводах и каналах вентиляционных устройств.

4.Техническое средство, предназначенное для измерения вакуумметрического и избыточного давлений воздуха.

5.Техническое средство, предназначенное для измерения перепада давлений.

6.Техническое средство, предназначенное для измерения интересное времени с точностью до долей секунды.

7.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

8.Техническое средство, предназначенное для измерения температуры воздуха.

9.Термозлектрический преобразователь температуры.

10.Техническое средство, предназначенное для измерения атмосферного давления.

11.Техническое средство, предназначенное для определения влажности воздуха.

12.Техническое средство, предназначенное для измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№3-4, №6-8, №10-12, принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Технические средства №№ 1,2,5,9 по перечню при проверке не предоставлялись.

7.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях.

2.Техническое средство, предназначенное для измерения силы тока в амперах.

3.Техническое средство, предназначенное для измерения значений сопротивлений.

4.Техническое средство, предназначенное для измерения уровня звука.

5.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№1,2,3,5 принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Техническое средство №4 по перечню при проверке не предоставлялось.

8.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для измерения освещенности.

2.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№1-2, принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В.

9.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля.

2.Техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний трубопроводов.

3.Техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний трубопроводов.

4.Техническое средство для определения напряжения или электродвижущей силы в электрических цепях.

5.Техническое средство, предназначенное для измерения давления жидкости.

6.Техническое средство, предназначенное для измерения давления газа.

7.Техническое средство, предназначенное для измерения силы тока в амперах.

8.Техническое средство, предназначенное для измерения значений сопротивлений.

9.Техническое средство, предназначенное для измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№4-9, принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Технические средства №№1-3 по перечню при проверке не предоставлялись.

10.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области монтажа, технического обслуживания и ремонта заполнений проемов в противопожарных преградах.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для обнаружения дефектов в различных материалах, конструкциях и изделиях методами неразрушающего контроля.

2.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

3.Техническое средство, предназначенное для измерений наружных и внутренних размеров, а также глубин отверстий.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№2-3, принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Техническое средство №1 по перечню при проверке не предоставлялось.

11.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области выполнения работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Техническое средство, предназначенное для нанесения огнезащитных составов методом распыления.

2.Техническое средство, предназначенное для измерения толщины слоя покрытия.

3.Техническое средство, предназначенное для определения температуры воздуха.

4.Техническое средство, предназначенное для определения влажности воздуха.

5.Техническое средство, предназначенное для определения массы.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№3-5, принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Технические средства №№1-2 по перечню при проверке не предоставлялись.

12.У лицензиата отсутствует оборудование, инструменты, технические средства, в том числе средства измерения и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимые для выполнения работ и оказания услуг в области

монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.

Согласно Приказу №571 для оказания услуг по вышеуказанному виду необходим следующий минимальный перечень оборудования:

1.Емкости для регенерации и утилизации огнетушащих составов.

2.Камера для окраски первичных средств пожаротушения.

3.Камера для сушки первичных средств пожаротушения.

4.Техническое средство, предназначенное для определения массы.

5.Техническое средство, предназначенное для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств.

6.Техническое средство, предназначенное для зарядки огнетушителей по видам огнетушащих веществ.

7.Техническое средство, предназначенное для проведения гидравлических испытаний.

8.Техническое средство, предназначенное для проведения пневматических испытаний.

9.Инструмент и безопасный источник освещения (с напряжением питания не более 36В) для выполнения работ по разборке и ремонту первичных средств пожаротушения.

10.Техническое средство, предназначенное для измерения линейных размеров.

Фактически, при проведении проверки, лицензиатом представлено оборудование по перечню №№4,10 принадлежащее на праве собственности гр. Аверьянову Н.В. Технические средства №№1-4,5-9 по перечню при проверке не предоставлялись.

На основании выявленных обстоятельств 22.03.2022 главным специалистом ОНТ УНД и ПР Главного управления МЧС России по Ивановской области в соответствии с порядком, установленным статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ, в отношении Общества составлены протоколы №№30,31 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частями 3,4 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании указанных протоколов об административном правонарушении и приложенных к нему материалов административного дела, административный орган обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в их взаимной связи и в совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В силу пункта 15 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и лицензионные требования определены Положением №1128.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями лицензируемой деятельности, в том числе, является наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью четвертой статьи 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», прошедших поверку в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений», и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности (подпункт «б»);

наличие у соискателя лицензии или лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, заключившего с соискателем лицензии или лицензиатом трудовой договор, имеющего высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль – «Пожарная безопасность»), либо иное высшее образование при условии получения дополнительного профессионального образования по типовой дополнительной профессиональной программе – программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом, и имеющего стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности. Работник может быть ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности только у одного юридического лица или индивидуального предпринимателя (подпункт «в»).

Согласно статье 19 Федерального закона №99-ФЗ Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в форме: оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона; государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, осуществляемого в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона; периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 19.3 настоящего Федерального закона.

Статьей 24 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон №69-ФЗ) предусмотрена деятельность в области пожарной безопасности.

Согласно статье 19 Федерального закона №99-ФЗ Оценка соблюдения соискателем лицензии, лицензиатом лицензионных требований проводится в форме: оценки соответствия соискателя лицензии, лицензиата лицензионным требованиям, проводимой в соответствии со статьей 19.1 настоящего Федерального закона; государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, осуществляемого в соответствии со статьей 19.2 настоящего Федерального закона; периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, проводимого в соответствии со статьей 19.3 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом №123-ФЗ определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности материалами дела подтверждены и свидетельствуют об осуществлении Обществом деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б», «в» пункта 4 Положения №1128.

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании, к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами «б» и (или) «д» пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ.

В силу части 11 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ к грубым нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан.

В силу вышеприведенных положений статья 1 Федерального закона №123-ФЗ несоблюдение требований пожарной безопасности презюмируется как ситуация, создающая угрозу жизни и здоровью, что является достаточным основанием для квалификации правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, наличие каких-либо последствий не охватывается объективной стороной данного правонарушения, поскольку достаточно возникновения угрозы.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нормативными правовыми документами по пожарной безопасности определены нормы и правила монтажа, замера, обслуживания и т.д. средств противопожарной защиты зданий и сооружений, которые соискатель лицензии (лицензиат) обязан соблюдать для обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, как следствие предотвращать (минимизировать) воздействие опасных факторов пожара на людей, животных, материальные и культурные ценности.

Приоритетными задачами в сфере пожарной безопасности являются жизнь и здоровье людей, в силу чего предотвращение возникновения пожара и иных опасных факторов в зданиях и сооружениях обеспечивается вследствие соблюдения всех нормативов и правил в указанной сфере деятельности.

Таким образом, отсутствие какого-либо оборудования, отсутствие в штате Общества работников по лицензируемой деятельности свидетельствует о нарушениях законодательства в сфере пожарной безопасности, что само по себе говорит о нарушениях лицензионных требований.

ООО «ПожСпецУниверсал», являясь специализированной организацией, оказывающей лицензируемые услуги по обеспечению пожарной безопасности, должно соблюдать все требования и правила в сфере пожарной безопасности в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей. В связи с чем, любое нарушение требований пожарной безопасности с учетом возможности наступления необратимых последствий вследствие несоблюдения норм и правил в указанной сфере деятельности, является грубым нарушением, влекущим возможность привлечения ответственного лица к административной ответственности.

Доказательств наличия объективных обстоятельств, не позволивших надлежащим образом исполнить требования действующего законодательства о лицензировании в материалы дела не представлено. У ООО «ПожСпецУниверсал» (лицензиата) имелась возможность для соблюдения вышеуказанных норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения Общества к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина ООО «ПожСпецУниверсал» в совершении вменяемого ему административного правонарушения установлена.

Нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, которые могут послужить основанием для отказа в удовлетворении требования управления о привлечении к административной ответственности, не позволяющих полно и объективно рассмотреть настоящее дело, судом не установлено. Порядок, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Таким образом, в действиях Общества имеется состав административных правонарушений, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ (с учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ), что является основанием для привлечения его к административной ответственности.

Вместе с тем Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, частью 1 которой предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II данного кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Данная норма введена в действие с 06.04.2022.

Судом установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «ПожСпецУниверсал» является микропредприятием (дата внесения сведений 01.08.2016).

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ административный штраф для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установлен в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.

В этой связи, принимая во внимание приведенные выше положения, суд приходит к выводу о необходимости их применения в отношении Общества и назначению размера административного штрафа до 4000 руб., согласно ст. 4.1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1.Требование Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области в лице главного специалиста отдела нормативно-технического Управления надзорной деятельности и профилактической работы Пенькова И.В. удовлетворить.

2.Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ПожСпецУниверсал» (ОГРН:1117746799730, ИНН:7714853014; место нахождения: 153003, Ивановская область, г. Иваново, ул. Наговицыной-Икрянистовой, д. 6, помещ. 2,3,3А, зарегистрировано в качестве юридического лица 10.10.2011, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Иваново) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 руб., который должен быть перечислен по следующим реквизитам:

УФК по Ивановской области (Главное Управление МЧС России по Ивановской области, л/сч 04331783980)

ИНН 3702062557

КПП 370201001

л/с 04331783980

Единый казначейский счет: 40102810645370000025

Казначейский счет получателя: 03100643000000013300

Отделение Иваново банка России//УФК по Ивановской области г. Иваново

БИК 012406500

ОКТМО 24701000

Юридический адрес: 153000, г. Иваново, ул. Диановых, д. 8А

Фактический адрес: 153000, г. Иваново, ул. Диановых, д. 8А

Код КД 177 1 16 01141 01 0001 140

Наименование платежа: штраф по решению арбитражного суда по делу А17-2539/2022.

Административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней с момента вступления настоящего решения в законную силу. Сведения о добровольной уплате штрафа подлежат представлению ответчиком в арбитражный суд не позднее указанного срока. В случае отсутствия платежного документа направить решение суда для принудительного исполнения в отдел судебных приставов по месту нахождения ответчика.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (с даты изготовления решения в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.

3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3) в течение десяти дней со дня принятия в соответствии со статьями 181, 206, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа (603082, г. Нижний Новгород, Кремль, кор. 4) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 206, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Жалобы (в том числе в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://my.arbitr.ru) подаются через Арбитражный суд Ивановской области.

Судья                                                                             К.А. Тимошкин