ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-10445/13 от 05.11.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-10445/2013

05.11.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05.11.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 05.11.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чуриковым В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление" (ИНН 3801077064, ОГРН 1053801078210, г. Ангарск)

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе (ИНН 3811087738, ОГРН 1053811066308, г. Иркутск)

о признании незаконным и отмене Постановления от 27.07.2013 №ЮЛ/М-327П/13-16-02,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились,

от ответчика: Болтрушевич Е.С. – представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищное Управление" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г.Ангарске и Ангарском районе о признании незаконным и отмене Постановления от 27.07.2013 №ЮЛ/М-327П/13-16-02.

Представители заявителя в судебное заседание не явились, заявитель извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Административный орган представил письменный отзыв на заявление, в котором, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований заявителя.

Дело в соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

28.05.2013г. при проведении прокуратурой г.Ангарска проверки по обращению гражданки Беляковой Н.Б. о нарушении ООО «УК «Жилищное управление» жилищных прав собственников помещений при включении в перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущее гни в многоквартирном доме услуг и работ не относящихся к содержанию такого имущества, установлено, что ООО «УК «Жилищное управление» 17.07.2012г. по адресу г.Ангарск 86 квартал, дом 17 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч.2 ст.14.8КоАП РФ.

Проверкой установлено, что собственники помещений многоквартирного дома № 12 квартала 95 г.Ангарска в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали один из способов управления многоквартирным домом, который предусмотрен подпунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ - управление управляющей организацией ООО «УК «Жилищное управление» и утвердили договор управления, перечень и периодичность работ с указанием размера оплаты граждан за жилое помещение, а также приняли решение о введении в действие данного перечня с 01.07.2012г.

Между Управляющей организацией и собственниками помещений многоквартирного жилого дома №12 квартала 95 г.Ангарска заключен договор управления №183 от 17.07.2012г.

Во исполнение положений части 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010г. № 731. Управляющая организация раскрыла информацию о деятельности в сфере управления многоквартирными домами на сайте: ангарский-управдом.рф. В отношении каждою многоквартирного дома Управляющая организация разместила сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме-Перечень и периодичность работ с указанием размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения (далее Перечень).

Проверкой установлено, что в указанный перечень необоснованно включены посреднические услуги управляющей организации при регистрации граждан: правильное заполнение бланков, оформление заявлений, доставка в УФМС и сдача в регистрирующий орган, доставка готовых документов из УФМС стоимостью 0,22 рубля за 1 кв.м площади жилого помещения (п. 9 Перечня).

Постановление прокурора г.Ангарска старшего советника юстиции Погудина Д.М. о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.05.2013г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК «Жилищное управление» составлено в присутствии представителя ООО «УК «Жилищное управление» по доверенности № 1 от 11.01.2013г. Ведерникова Константина Васильевича.

На основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным прокурором г. Ангарска, управлением 27.06.2013 вынесено постановление №ЮЛ/М-327П/13-16-02 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.2 ст.14.8 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 10000 рублей.

Полагая, что указанное постановление и порядок его принятия не соответствуют закону, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с рассмотренным в настоящем деле заявлением. Общество указало на отсутствие вины в его действиях, так как спорный пункт перечня предложен собственниками.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3 Закона РФ от 26 июня 1993г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по мест) жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 Правил регистрационного учета и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства от 17.07.1995г. №713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства РФ, к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Таким образом, управляющая организация наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.

Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9,11,16.17 Правил регистрации).

Внесенными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010г. №885 изменениями в Правила регистрации предусмотрена также возможность уведомления гражданами органа регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Однако эти изменения не отменяют последующей обязанности должностных лиц, ответственных за регистрацию, по передаче необходимых для регистрации документов в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).

Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Административный регламент), утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007г. №208, который осуществление регистрационного учета граждан РФ определяет как государственную услугу.

Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам № 9 (карточка регистрации) и № 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.

Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, по истечении указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения (пункт 10 Регламента).

Согласно пунктам 94, 96, 97 Административного регламента в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность.

Должностные лица, ответственные за регистрацию заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме №7. На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, заполняется листки статистического учета выбытия по форме №12В.

Адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме №9, поквартирными карточками по форме №10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме №11, а также документами, удостоверяющими личное п.. и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета.

Пунктом 7 Административного регламента установлено, что должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета но месту пребывания и по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 26 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российском Федерации», пунктом 8 Административного регламента регистрация и снятие граждан е регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

В связи с изложенным, лица, поименованные в качестве должностных ответственных за регистрацию лиц, исполняя связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания функции, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам РФ.

Осуществление Управляющей организацией государственной услуги по регистрационному учету граждан на возмездной основе за счет денежных средств собственников помещений на оплату жилого помещения нарушает публичный порядок совершения процедуры регистрационного учета граждан, а, следовательно, и требования закона.

В нарушение требований статьи 422 Гражданского кодекса РФ, абзаца 1 части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1993г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункта 8 Административного регламента регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по ме жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007г. № 208, пунктов 11 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, ООО «УК «Жилищное управление» включило в договор управления многоквартирным домом № 12 квартала 95 г.Ангарска условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, поскольку его обязательные условия о перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в части включения в него посреднических услуг управляющей организации при регистрации граждан стоимостью 0.22 рублей за 1кв.м площади жилого помещения в месяц ущемляют права потребителей по сравнению с правилами, установленным и законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей.

Согласно частям 1-3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общею имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с п. 11 указанных Правил к содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

д.1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;

е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества:

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, подпункту «а» пункта 28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме- в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.

Пунктом 29 Правил предусмотрено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Посреднические услуги при регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в соответствии с пунктом 11 Правил в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не входят. Обязанность собственников помещений нести расходы за оказание этих услуг управляющей организацией пунктом 29 Правил не установлена.

Правовые основания для включения в 2012г. в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме посреднических услуг управляющем организации при регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства у Управляющей организации отсутствовали.

Однако, минимальным перечнем посреднические услуги управляющей организации при регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства к услугам и работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не отнесены.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).

Согласно статье 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Как установлено подпунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, обязательными условиями, которые отражаются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном даме, являются, в частности, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества и многоквартирном доме.

Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского РФ», пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу абзаца 1 части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, Управляющая организация незаконно и необоснованно осуществляет с 01.07.2012г. и по настоящее время исчисление и взимание платы с собственников и нанимателей помещений в многоквартирном жилом доме № 12 квартала 95 г.Ангарска за посреднические услуги Управляющей организации при регистрации граждан: правильное заполнение бланков, оформление заявлений, доставка в УФМС и сдача в регистрационный орган, доставка готовых документов из УФМС, а также консультационные юридические услуги по управлению многоквартирным домом, иным жилищным вопросам, тем самым нарушая жилищные права и законные интересы потребителей по внесению платы в размере, установленном в соответствии е требованиями жилищного законодательства.

Обстоятельства того, что в договор управления от 17.07.2012г. № 183, заключенным между ООО «УК «Жилищное управление» и собственниками помещений многоквартирного дома № 12 квартала 95 г.Ангарска, включены условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, в нарушение требований статьи 422 Гражданского кодекса РФ, абзаца 1 части 1 статьи 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 3 Закона РФ от 26 июня 1993г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункта 8 Административного регламента регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007г. № 208. пунктов 11 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, подтверждаются перечнем и периодичностью работ с указанием размера платы граждан за жилое помещение в вышеуказанном многоквартирном доме, размещенным на сайте управляющей организации ООО «УК «Жилищное управление».

Статьей 168 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

Согласно статье 180 Гражданского кодекса РФ недействительность части сделки не влечет недействительности ее прочих частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Таким образом, обязательные условия договора управления вышеуказанным многоквартирным домом о перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме в части положений пункта 9 Перечня и периодичности работ с указанием размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме о том, что Управляющая организация оказывает «посреднические услуги при регистрации граждан: правильное заполнение бланков, оформление заявлений, доставка в УФМС и сдача в регистрационный орган, доставка готовых документов из УФМС стоимостью 0.22 рублей за 1 кв.м. площади жилого помещения в месяц», являются незаконными, а, следовательно, не подлежат применению.

Утверждение общим собранием собственников помещений договора, содержащего условия, ущемляющие права собственников помещений, и его подписание не имеет правового значения.

Частью 2 статьи 14.8 КоАП предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ, является включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, посягающих на установленные законом права и законные интересы потребителей - оказание услуг по договору управления многоквартирным домом с обязательным условием о перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, содержащему условия, ущемляющие права потребителей.

Субъект правонарушения - юридическое лицо ООО «УК «Жилищное управление», на котором лежит ответственность за выявленные нарушения.

Субъективную сторону деяния характеризует вина. Несмотря на то, что у юридического лица ООО «УК «Жилищное управление» имелась возможность обеспечить соблюдение установленных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все вышеуказанное позволяет утверждать, что в действиях Управляющей организации имелся состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ и привлечение к ответственности административным органом Управляющей организации к ответственности по указанной статье является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

В связи с чем следует отказать заявителю в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления от 27.07.2013 №ЮЛ/М-327П/13-16-02.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Н.Д. Седых