ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А26-8507/2023 от 25.01.2024 АС Республики Карелия

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петрозаводск

Дело №

А26-8507/2023

02 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2024 года.

Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге»

к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия

о признании недействительным представления от 09.06.2023 №06-20-22/11-4775 в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9

при участии представителей:

от заявителя, федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге», - Суржко Г.А., представитель по доверенности от 07.11.2023;

от ответчика, Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, - Богданова Л.В., представитель по доверенности от 08.04.2022,

установил: федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге» (далее – ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога», Учреждение, Училище) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее – Казначейство, УФК по Республике Карелия, Управление) о признании недействительным представления от 09.06.2023 № 06-20-22/11-4775 в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9, а также в части требования принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 7, 8, 9 и устранения нарушения, отраженного в пункте 7 представления, путем увеличения стоимости объектов основных средств, в том числе объекта «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» и объекта «Спортивный блок №2» и надлежащего отражения операций в регистрах бухгалтерского учета.

В судебном заседании представитель Училища поддержал предъявленные требования. Подробно его правовая позиция изложена в заявлении и дополнительных письменных пояснениях.

Казначейство в отзыве, письменных пояснениях, представитель в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность представления в оспариваемой части.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 24.03.2023 №80 «О назначении внеплановой выездной проверки в Федеральном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге», в соответствии с пунктом 10 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 №1235, пунктом 10 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Карелия на 2023 год, утвержденного 26.12.2022 руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Карелия, проведена проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2022.

Проверкой установлено, что Учреждением совершены следующие нарушения бюджетного законодательства:

1. В нарушение пункта 4 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации (далее - Министерство), утвержденного приказом Министерства от 01.02.2017 № 59 (далее - Порядок № 59), пункта 4 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 27.10.2020 № 798 (далее - Порядок № 798) Учреждением в заявку на получение целевых субсидий на 2021-2023 годы от 16.12.2020 № 1306 по коду бюджетной классификации 777 1103 13 2 Р5 161100 612 (код субсидии 02-99-Р5) «Иные субсидии в целях содержания имущества» включены затраты, не относящиеся к содержанию имущества; затраты, включенные в базовый норматив затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере физической культуры и спорта; а также затраты, не имеющие финансово-экономического обоснования, в размере 89 500 833,89 рублей, в том числе:

- на оплату труда персоналу - 52 259 359,40 рубля;

- на начисления на оплату труда - 15 782 326,54 рубля;

- на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение) объектов недвижимости Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок №1 - 9 846 565,00 рублей;

- на расходы по содержанию имущества объектов недвижимости Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок №1, а также техобслуживание транспортных средств, предрейсовый и послерейсовый осмотр автотранспорта, текущий ремонт и текущий осмотр автотранспорта - 5 826 564,91 рублей,

- на оплату прочих работ, услуг (обучение сотрудников, санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещений медицинского кабинета, ежегодный медицинский осмотр персонала, услуги охраняемой автостоянки, мойка автомобилей, охранные услуги Ледовый дворец/Спортивный комплекс, вывод сигнала охранно-пожарной сигнализации на пульт пожарной части Ледовый дворец/Спортивный комплекс, калибровка тахографов автотранспорта) - 5 517 420,04 рублей,

- на оплату услуг по страхованию (страхование эскалатора, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика) - 209 000,00 рублей,

- расходы, не имеющих финансово-экономического обоснования - 59 598,00 рублей.

2. В нарушение пункта 4 Порядка № 798 Училищем в заявку от 09.06.2021 №530 (с учетом письма от 07.02.2022 № 03-12/93) на получение целевой субсидии по коду бюджетной классификации 777 1103 13 2 Р5 161100 612 (код субсидии 02-99-P5) «Иные субсидии в целях содержания имущества» включены затраты не соответствующие требованиям пункта 3 Порядка № 798 в размере 71 834 800,00 рублей, в том числе затраты на содержание объектов недвижимости, используемых при выполнении государственного задания: Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок № 1, расположенных по адресу: г. Кондопога, ул. Строительная, д.2 и д.2а и затраты не относящиеся к содержанию имущества, а именно: на оплату коммунальных услуг, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату охранных услуг, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем, на выплату заработной платы, на оплату страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации.

3. В нарушение частей 1, 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), пункта 216 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного
самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами,
государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений,
утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от
01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), раздела 2 Методических указаний
по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров
бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными
органами), органами местного самоуправления, органами управления
государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н (далее - Методические указания к Приказу №52н) операции по расчетам с подотчетными лицами по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей не оформлены первичными учетными документами - авансовым отчетом по форме ОКУД 0504505 и отчетом о расходах подотчетного лица по форме ОКУД 0504520.

4. В нарушение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ), пункта 17 Порядка № 798, подпункта 4.3.4.1 пункта 4.3.4 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 02.02.2021 № 777-02-2021-105 Учреждение представило в Министерство отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по состоянию на 01.01.2022 с нарушением установленного срока (срок представления не позднее 10 рабочих дней следующих за отчетным кварталом, в котором была получена субсидия).

5. В нарушение пункта 46 Инструкции № 157н на приборах и устройствах автоматической установки порошкового пожаротушения здания отсутствует внутренний порядковый инвентарный номер инвентарной группы.

В ходе контрольного мероприятия проведен осмотр выполненных работ по

капитальному ремонту автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец/Спортивный комплекс, Спортивный блок №1, расположенных по адресам: Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Строительная, дом 2 и дом 2а, что подтверждается Актом осмотра (наблюдения) от 20.04.2023 № 1, в ходе которого выявлено отсутствие инвентарных номеров на приборах и устройствах автоматической установки порошкового пожаротушения здания.

6. В нарушение пунктов 1, 2 статьи 10 Закона № 402-ФЗ, раздела 3 Методических указаний к Приказу № 52н инвентарные карточки учета нефинансовых активов не содержат обязательную информацию, подлежащую заполнению, а именно:

Раздел 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарных карточек учета нефинансовых активов №1 объект Ледовый дворец/Спортивный комплекс (инвентарный номер 101120000001), №2 объект Спортивный блок №1 (инвентарный номер 101120000002) не содержат информацию об оснащении здания автоматической установкой порошкового пожаротушения.

7. В нарушение пунктов 27,127 Инструкции № 157н, пункта 19 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 257н, (далее - Стандарт № 257н) в первоначальную стоимость объектов нефинансовых активов Ледовый дворец/Спортивный комплекс (инвентарный номер 101120000001) и Спортивный блок № 1 (инвентарный номер 101120000002) Учреждением не включены расходы в объеме фактических затрат на капитальный ремонт в сумме 7 952 741,93 рубля, что привело к занижению стоимости объектов основных средств.

В соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 10.03.2022 № 777-02-2022-065 Учреждению предоставлена из федерального бюджета в 2022 году субсидия в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации в размере 36 983 400,00 рублей.

Фактически за счет целевой субсидии осуществлялись расходы:

- на капитальный ремонт автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец/Спортивный комплекс по Контракту с ООО «АКСИОС» от 27.06.2022 № 0306400000622000005-01 на сумму 4 269 990,93 рубля;

- на капитальный ремонт автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец/Спортивный комплекс второй этап, здания Спортивный блок №1 первый этап по контракту ООО «Е2» от 28.11.2022 № 0306400000622000013-01 на сумму 3 682 751,00 рубль.

Работы по капитальному ремонту автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец/Спортивный комплекс, Спортивный блок №1приняты в соответствии с актами формы КС-2 от 20.12.2022 и оплачены платежными поручениями от 28.12.2022 № 1220 на сумму - 4 269 990,93 рубля (за работы в Ледовом дворце/Спортивном комплексе), от 28.12.2022 № 1218 -3 682 751,00 рубль (в том числе Ледовый дворец/Спортивный комплекс - 2225730,74 рубля, Спортивный блок № 1 - 1 457 020,26 рубля).

Стоимость работ по контрактам насумму 7 952 741,93 рублей отнесена Учреждением в состав расходов текущего финансового года с применением подстатьи 225 КОСГУ на основании решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов в ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» 27.12.2022, без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемых объектов основных средств.

Данный факт подтверждается записями по счетам 201.11 «Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства», 302.25 «Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества», 401.20 «Расходы текущего финансового года», журналами операций № 2 «Журнал операций с безналичными денежными средствами», № 4 «Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками», №8 «Журнал операций по прочим операциям», данными Главной книги Учреждения за 2022 год.

8. В нарушение пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 17,68 раздела Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной
бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и
автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 25.03.2011 №33н, Учреждением допущено искажение
показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности на сумму фактических
вложений за счет целевой субсидии на капитальный ремонт автоматической
установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец/Спортивный
в сумме 7 952 741,93 рубля по состоянию на 01.01.2023, а именно:

-показателя «Основные средства» (балансовая стоимость, всего) формы «Баланс государственного (муниципального) учреждения» (код по ОКУД 0503730), код строки 010;

-показателя «Основные средства» формы «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (код по ОКУД 0503768), код строки 010; 021;

-показателя «Нежилые помещения» формы «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (код по ОКУД 0503768), код строки 012;

- показателя «Вложения в основные средства - недвижимое имущество» формы «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (код по ОКУД 0503768), код строки 071 по виду деятельности «субсидии на выполнение государственного задания»;

-показателя «Вложения в основные средства - недвижимое имущество» формы «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения» (код по ОКУД 0503768), код строки 071 по виду деятельности «субсидии на иные цели».

9.В нарушение пункта 10.2.8 Порядка применения классификации операций
сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 29.11.2017 № 209н, (далее - Порядок № 209н)
Учреждением расходы на капитальный ремонт автоматической установки порошкового пожаротушения зданий Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок №1 отражены на подстатье Классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» вместо подстатьи КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Из содержания пунктов 5 Технических заданий, являющихся Приложениями № 1 к контрактам от 27.06.2022 №0306400000622000005-01 на сумму 4 269 990,93 рубля и от 28.11.2022 № 0306400000622000013-01 на сумму 3 682 751,00 рубль, следует, что целью капитального ремонта является модернизация существующей системы порошкового пожаротушения.

В силу пункта 10.2.8 Порядка № 209н на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ относятся расходы на установку (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как: пожарная сигнализация и иных аналогичных систем, а также работы по модернизации указанных систем.

Пунктом 19 Стандарта № 257н, предусмотрено, что частичная замена составных частей основного средства, проведенная в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации является основанием для изменения балансовой стоимости этого объекта.

Таким образом, указывает Управление, расходы на капитальный ремонт системы пожаротушения должны отражаться Учреждением на подстатье КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 16.05.2023.

По результатам проверки Казначейство в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 №1095, вынесено представление от 09.06.2023 №06-20-22/11-4775, в котором Учреждению предложено принять меры по устранению причин и условий нарушений. О результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить не позднее 04.09.2023.

Не согласившись с представлением от 10.03.2022 в части пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9 мотивировочной и резолютивной частей, ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании представления в оспариваемой части недействительным.

ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» создано на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 № 250-р, согласно пункту 4 которого функции и полномочия учредителя учреждения от имени Российской Федерации осуществляет Министерство спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России). Согласно пункту 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 № 250-р основной целью деятельности учреждения является подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации путем реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования - программ подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта и осуществления спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства.

Пункты 1 и 2 представления.

Учреждение полагает, что здание «Ледовый дворец / Спортивный комплекс» и здание «Спортивный блок №1» должны быть приравнены к имуществу, не используемому для выполнения государственного задания, в связи с этим затраты на их содержание могут включаться в заявку на получение целевых субсидий.

Министерством спорта Российской Федерации (далее - Минспорт России, Министерство) в 2021, 2022 годах Учреждению была предоставлена субсидия на иные цели в соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 02.02.2021 № 777-02-2021-105 (далее - Соглашение № 777-02-2021-105) по КБК 777 1103 13 2 Р5 16100 612; Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 05.03.2022 № 777-02-2022-062 (далее - Соглашение № 777-02-2022-062) по КБК 777 1103 13 1 Р5 17400 612.

Согласно пункту 4 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 01.02.2017 № 59 (далее - Порядок № 59) для определения объема целевой субсидии Учреждение направляет в Минспорт России заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии.

Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются Учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии.

В силу пункта 2 Порядка № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, перечень которых указан в приложении к Порядку № 59 (далее - перечень целевых субсидий). Перечень целевых субсидий содержит направления расходования, в рамках которых позволяется использовать субсидии.

Учитывая положения пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Порядка определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства спорта Российской Федерации», утвержденного Приказом Минспорта России 16.12.2016 №1295 (далее - Порядок №1295), пунктов 2 и 4 Порядка №59, пунктов 4 и 5 «Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением», утвержденных приказами Минспорта России от 22.05.2015 №550, от 08.02.2019 №83 Учреждение при финансово-экономическом обосновании размера целевой субсидии не должно учитывать затраты, включенные в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение государственного задания) и не соответствующие целям, указанным в перечне целевых субсидий.

В целях получения субсидий из федерального бюджета на основании пункта 4 Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 27.10.2020 №798 (далее - Порядок №798) Учреждение направило в Минспорт России следующие заявки:

а) от 16.12.2020 № 1306 (на предоставление субсидии по КБК
7771103132Р516100612 и коду субсидии 01-05-Р5 «Субсидии в целях компенсации
расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования
отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных
учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, и членов их семей, а также военнослужащих и членов их семей» в
размере 660 000,00 руб.), в том числе из расчета по 20 000,00 руб.*33 чел.;

- от 16.12.2020 № 1306 (на предоставление субсидии по КБК 7771103132Р516100612 и коду субсидии 02-99-Р5 «Иные субсидии в целях содержания имущества» в размере 79 654 268,89 руб.), в том числе:

- на оплату труда персоналу - 52 259 359,40 руб.,

- на начисления на оплату труда - 15 782 326,54 руб.,

- на расходы по содержанию имущества объектов недвижимости Ледовый дворец и Спортивный блок №1, а также техобслуживание транспортных средств, предрейсовый и послерейсовый осмотр автотранспорта, текущий ремонт и текущий осмотр автотранспорта - 5 826 564,91 руб.,

- на оплату прочих работ, услуг (обучение сотрудников, санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещений медицинского кабинета, ежегодный медицинский осмотр персонала, услуги охраняемой автостоянки, мойка автомобилей, охранные услуги Ледовый дворец, вывод сигнала охранно-пожарной сигнализации на пульт пожарной части Ледовый дворец, калибровка тахографов автотранспорта) - 5 517 420,04 руб.,

- на оплату услуг по страхованию (страхование эскалатора, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика) - 209 000,00 руб.

- на командировочные расходы и медицинские осмотры - 59 598,00 руб.

б) от 09.06.2021 № 530 с пояснениями от 07.02.2022 № 03-12/93 (на
предоставление субсидии по КБК 7771103131Р517400612 и коду субсидии 02-99-Р5 «Иные субсидии в целях содержания имущества» в размере 71 834 800,00 руб.), в том числе:

- на содержание объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, для исполнения предметов и целей деятельности Учреждения, установленных Уставом: Ледовый дворец / Спортивный комплекс и Спортивный блок № 1, расположенных по адресу: г. Кондопога, ул. Строительная, д.2 и д.2А (расходы на коммунальные услуги, на техническое обслуживание с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на охранные услуги, на услуги связи, на текущий ремонт помещений и систем) - 19 587 678,79 руб.,

- на командировочные расходы, медосмотр при приеме на работу по объектам недвижимости Ледовый дворец / Спортивный комплекс и Спортивный блок № 1- 65 500,00 руб.,

- на выплату заработной платы (исходя из численности персонала занятого на данных объектах, не включенной в численность персонала, оплачиваемого за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) -52 112 756,51 руб.,

- на оплату страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда, не включенного в финансовое обеспечение для выполнения государственного задания - 68 864,70 руб.

Пунктом 3.16 Порядка № 798 установлено, что целевые субсидии предоставляются на осуществление расходов по содержанию объектов спорта, зданий, сооружений, не используемых при выполнении государственного задания.

Согласно абзацам 32-34 пункта 13 Порядка № 798 размер целевой субсидии, указанный в подпункте 3.16 Порядка, определяется из количества объектов, сведений о затратах на содержание объекта, не используемого в выполнении государственного задания, включающих балансовую стоимость объекта, площадь помещений, не используемых для выполнения государственного задания, информации об объемах поступлений в виде арендной платы и возмещения эксплуатационных расходов за содержание сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование имущества, поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, в разрезе направлений расходов бюджетной классификации.

Результатом предоставления субсидий является объем исполненных обязательств по содержанию имущества.

Согласно оборотно-сальдовым ведомостям по счету 101.10 «Недвижимое имущество Учреждения» за 2020-2022 годы, в соответствии Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), объекты недвижимого имущества учреждения, используемые при исполнении Соглашений №№ 777-02-2021-105, 777-02-2022-062 значатся по коду вида финансового обеспечения 4 «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

По мнению Казначейства, Учреждением в нарушение пункта 4 Порядка № 798 в заявку от 16.12.2020 № 1306 на получение целевой субсидии на предоставление субсидии по КБК 7771103132Р516100612 и коду субсидии 02-99-Р5 «Иные субсидии в целях содержания имущества» в размере 89 500 833,89 рублей, направленную в Министерство, включены предполагаемые расходы, не отвечающие требованиям пункта 3 Порядка №798, в том числе:

- на оплату труда персоналу - 52 259 359,40 рублей,

- на начисления на оплату труда - 15 782 326,54 рублей,

- на оплату коммунальных услуг объектов недвижимости Ледовый дворец/Спортивный комплекс и Спортивный блок № 1 - 9 846 565,00 рублей,

- на расходы по содержанию имущества объектов недвижимости Ледовый дворец и Спортивный блок №1, а также техобслуживание транспортных средств, предрейсовый и послерейсовый осмотр автотранспорта, текущий ремонт и текущий осмотр автотранспорта - 5 826 564,91 рублей,

- на оплату прочих работ, услуг (обучение сотрудников, санитарно-эпидемиологическая экспертиза помещений медицинского кабинета, ежегодный медицинский осмотр персонала, услуги охраняемой автостоянки, мойка автомобилей, охранные услуги Ледовый дворец, вывод сигнала охранно-пожарной сигнализации на пульт пожарной части Ледовый дворец, калибровка тахографов автотранспорта) -5 517 420,04 рублей,

- на оплату услуг по страхованию (страхование эскалатора, страхование гражданской ответственности владельца транспортных средств, страхование гражданской ответственности перевозчика) - 209 000,00 рублей,

- расходы, не имеющие финансово-экономического обоснования - 59 598,00 рублей.

Также, по мнению Казначейства, Учреждением в заявку от 09.06.2021 № 530, с пояснениями от 07.02.2022 №03-12/93 (на предоставление субсидии по КБК 7771103131Р517400612 и коду субсидии 02-99-Р5 «Иные субсидии в целях содержания имущества» в размере 71 834 800,00 рублей), направленную в Министерство, неправомерно включены предполагаемые расходы, не отвечающие требованиям пункта 3 Порядка №798, в том числе:

- на содержание объектов недвижимости, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, для исполнения предметов и целей деятельности Учреждения, установленных Уставом: Ледовый дворец / Спортивный комплекс и Спортивный блок № 1, расположенных по адресу: г. Кондопога, ул. Строительная, д.2 и д.2А (расходы на коммунальные услуги, на техническое обслуживание с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на охранные услуги, на услуги связи, на текущий ремонт помещений и систем) - 19 587 678,79 рублей,

- на командировочные расходы, медосмотр при приеме на работу по объектам недвижимости Ледовый дворец / Спортивный комплекс и Спортивный блок № 1- 65 500,00 рублей.,

- на выплату заработной платы (исходя из численности персонала занятого на данных объектах, не включенной в численность персонала, оплачиваемого за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания) -52 112 756,51 рублей,

- на оплату страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации, исходя из рассчитанного фонда оплаты труда, не включенного в финансовое обеспечение для выполнения государственного задания - 68 864, 70 рублей.

Исходя из положений подпунктов «а», «в», «г», «д», «е», «и», «к», «л» пункта 6 Порядка № 1295, пунктов 4 и 5 Общих требований № 500 Учреждение должно было производить вышеперечисленные расходы за счет субсидии на выполнение государственного задания, а не за счет иной субсидии, предоставляемой в целях содержания имущества, так как указанные затраты включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение государственного задания) и не считаются затратами, имеющими отношение к содержанию имущества Учреждения, за исключением расходов, связанных с оплатой услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, услуг охраны помещений, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем.

В соответствии со статьей 38, 162 БК РФ получатели бюджетных средств обеспечивают результативность, целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ).

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; указанный порядок должен содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями (пункт 2 статьи 78.1 БК РФ).

Статьей 28 БК РФ в числе принципов бюджетной системы предусмотрены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который подразумевает выделение средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исходя из статьи 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении предоставленных средств.

В данном случае, суд при определении нецелевого характера использования бюджетных средств учитывает в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств.

Из буквального содержания соглашений от 02.02.2021 №777-02-2021-105, от 05.03.2021 №777-02-2022-062 следует, что по кодам бюджетной классификации 777 1103 13 2 Р5 16100 612 , 777 1103 13 1 Р5 17400 612 денежные средства были выделены ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» на содержание имущества.

Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание имущества.

Содержание имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, объективно включает в себя расходы на оплату коммунальных услуг, призванных обеспечить его поддержание в нормативном состоянии, и услуг по охране зданий и контролю доступа в его помещения, направленных на предотвращение их повреждения или уничтожения, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем.

Таким образом, направление денежных средств по кодам субсидии 02-99 и 02-99-Р5 на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, охраны помещений, на техническое обслуживание с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем не может быть признано нецелевым использованием средств из бюджета, поскольку такие расходы в полной мере были направлены на содержание имущества, переданного ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» на праве оперативного управления. Перечень кодов целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденный приказом Минфина России от 13.12.2017 №226н, кодов субсидии на такие цели не предусматривает, запрета на направление денежных средств по кодам субсидии 02-99 и 02-99-Р5 на оплату таких услуг не содержит.

Положениям Порядка определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными и автономными учреждениями, находящимися в ведении Министерства спорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минспорта России от 16.12.2016 №1295, Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минспорта России от 08.02.2019 №83, такие выводы не противоречат.

При таких обстоятельствах, пункты 1, 2 мотивировочной и резолютивной частей представления подлежат признанию недействительными в части эпизодов, связанных с оплатой услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, услуг охраны помещений, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем.

Что касается ссылки Учреждения на то, что некоторые помещения здания «Ледовый дворец / Спортивный комплекс» и здания «Спортивный блок №1» (тамбур (номер помещения по плану №1), фойе (№2), помещения 2-го этажа (№№1-40), трибуны (№925), вестибюль (№129), тамбур (№128), фойе (№42), трибуны (№50), трибуны (№51), бар (№57), переход (№58), помещения 2-го этажа (№№59-71), а также фонтаны и другие подобные объекты, должны быть приравнены к имуществу, не используемому для выполнения государственного задания и в этой связи затраты на их содержание могут включаться в заявку на получение целевых субсидий, то она не принимается судом, поскольку финансово-экономические обоснования к заявкам от 16.12.2020 № 1306 и от 09.06.2021 № 530 не содержит расчетов по отдельным помещениям Учреждения, не используемым при выполнении государственного задания. Также, как отмечено Управлением, в Учреждении не ведется отдельный бухгалтерский учет затрат (расходов) по содержанию помещений Учреждения, не участвующих в государственном задании.

Пункт 3 представления.

Заявитель не согласен с выводами Управления о том, что Училище в нарушение частей 1, 4 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), пункта 216 Инструкции № 157н, приложения № 2 и раздела 2 Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Методические указания к Приказу № 52н) операции по расчетам с подотчетными лицами по оплате стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей не оформляются первичными учетными документами - авансовым отчетом по форме ОКУД 0504505.

По данному эпизоду суд считает правовую позицию Казначейства правомерной.

Пунктом 3.1. Порядка № 798 предусмотрено предоставление субсидий на иные цели на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также военнослужащих и членов их семей.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отпуска и обратно осуществляется Учреждением в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» (далее - Порядок № 455).

Сплошной проверкой компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отпуска и обратно установлено, что в 2021 году правом на компенсацию воспользовались 18 работников Учреждения, общая сумма компенсации работников и членов их семей согласно регистров бухгалтерского учета составила 423 585,48 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 9 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

В силу части 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Контрольным мероприятием установлено, что согласно Уставу в своей деятельности Училище руководствуется приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Расчеты с работниками по компенсации расходов на оплату стоимости
проезда к месту отпуска и обратно ведутся Учреждением согласно Единого плана
счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н на счете 208 «Расчеты с подотчетными лицами».

На основании пункта 216 Инструкции № 157н сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается на счетах расчетов с подотчетными лицами согласно утвержденного руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) авансового отчета подотчетного лица и прилагаемых к нему документов подтверждающих произведенные расходы.

В соответствии с изменениями в Приказ № 52н, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2020 № 103н (изменения вступили в силу 27.09.2020), электронные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета применяются субъектами учета согласно принятой ими учетной политике.

Внесенными в Приказ № 52н изменениями установлено, что первичные учетные документы (сводные первичные учетные документы), регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, либо в случаях, предусмотренных Методическими указаниями, простой электронной подписью. Первичные документы, представленные проверке, представляют собой распечатанный бланк с записями, внесенными от руки.

Раздел 1.5 «Первичные учетные документы» Учетной политики ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» содержит ссылку о том, что для ведения бухгалтерского учета применяются унифицированные формы первичных учетных документов бухгалтерского учета.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Учреждение ошибочно считает, что работники Училища, получившие компенсацию оплаты стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно не являются подотчетными лицами, следовательно, оформление авансового отчета по произведенным ими расходам не требуется.

Вместе с тем, учитывая, что обязательства по компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей возложены Правительством Российской Федерации на юридическое лицо (в данном случае на ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога»), расходы являются связанными с осуществлением деятельности юридического лица, а работники, получившие данную компенсацию являются подотчетными лицами, следовательно, авансовый отчет должен оформляться.

Пункты 7,8, 9 представления.

В соответствии с Соглашением о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 10.03.2022 № 777-02-2022-065 Учреждению предоставлена из федерального бюджета в 2022 году субсидия в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации в размере 36 983 400,00 рублей.

Фактически за счет целевой субсидии осуществлялись расходы:

- на капитальный ремонт автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец Спортивный комплекс по Контракту с ООО «АКСИОС» от 27.06.2022 № 0306400000622000005-01 на сумму 4 269 990,93 рубля;

- на капитальный ремонт автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец Спортивный комплекс второй этап,

здания Спортивный блок №1 первый этап по контракту ООО «Е2» от 28.11.2022 № 03 06400000622000013-01 на сумму 3 682 751,00 рубль.

Целевое назначение капитального ремонта автоматической установки
порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец Спортивный комплекс
подробно прописано в пунктах 5 Технических заданий, являющихся приложениями
№1 к вышеуказанным контрактам, как модернизация существующей системы
порошкового пожаротушения.

Работы по капитальному ремонту автоматической установки порошкового пожаротушения здания Ледовый дворец Спортивный комплекс, Спортивный блок № 1 приняты в соответствии с актами формы КС-2 от 20.12.2022 и оплачены платежными поручениями от 28.12.2022 № 1220 на сумму - 4 269 990,93 рубля (за работы в Ледовом дворце Спортивном комплексе), от 28.12.2022 № 1218 - 3 682 751,00 рубль (в том числе Ледовый дворец Спортивный комплекс - 2 225 730,74 рубля, Спортивный блок № 1 - 1 457 020, 26 рубля)

Стоимость ремонтных работ по заключенным контрактам на сумму 7 952 741,93 рублей отнесена Учреждением в состав расходов текущего финансового года с применением подстатьи 225 КОСГУ на основании решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию нефинансовых активов в ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога» 27.12.2022, без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемых объектов основных средств.

Казначейство указывает, что затраты на капитальный ремонт включаются в стоимость объекта основных средств, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, при этом стоимость объекта корректируется на документально подтвержденную стоимость заменяемых (выбывающих) частей, а любая сумма затрат на проведение аналогичного мероприятия, учтенная ранее в его стоимости, списывается на расходы текущего периода, а именно на уменьшение финансового результата с учетом накопленной амортизации (пункт 1 статьи 260 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 27, 28, 50 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. Затраты на реконструкцию и модернизацию увеличивают балансовую стоимость основных средств как в бухгалтерском (бюджетном), так и в налоговом учете (пункт 27 Инструкции № 157н, пункт 19 Федерального стандарта № 257н), пункт 2 статьи 257 НК РФ).

Таким образом, Управление считает, что расходы на капитальный ремонт системы пожаротушения должны отражаться Учреждением на подстатье КОСГУ 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений».

Однако суд не может согласиться с таким утверждением.

Согласно пункту 27 Инструкции № 157н балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении.

Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.

Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

Результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), в случае когда в результате ремонта не созданы объекты нефинансовых активов, соответствующие критериям признания объектов основных средств, подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Согласно подпункту 10.2.5 Приказа Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее также - Порядок № 209н) на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта, в том числе на ремонт (текущий и капитальный).

В соответствии с подпунктом 10.2.8 Порядка № 209н в случае, если в результате проведения ремонтных работ затронуты (изменены) конструктивные (улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (срок полезного использования, увеличение мощности)), функциональные (устранение физического и морального износа) и другие характеристики объекта нефинансового актива, которые приводят к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости данного объекта, расходы на проведение таких ремонтных работ относятся на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.

В соответствии с подпунктом 1.1. Положения о постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов в ФГБПОУ «ГУОР г. Кондопога», утвержденного приказом от 09.04.2019 № 9 (далее также - Положение по НФА), постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов в Учреждении создается в целях принятия коллегиальных решений, связанных с поступлением и выбытием объектов нефинансовых активов, надлежащим документальным оформлением указанных фактов хозяйственной жизни, а также осуществления контроля за движением объектов нефинансовых активов. В соответствии с подпунктом «н» пункта 3.1. Положения по НФА комиссия принимает решения, в том числе по принятию объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. Согласно подпункту 6.4. Положения по НФА решение комиссии о приеме объекта основных средств, поступившего после ремонта, работ по достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию, принимается путем подписания акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма по ОКУД 0504103).

Согласно контрактам с ООО «АКСИОС» от 27.06.2022 № 0306400000622000005-01 и ООО «Е2» от 28.1 1.2022 № 030640000062200001301 были проведены ремонтные работы по замене модулей порошкового пожаротушением, коммутационных коробок и кабельных проводок для обеспечения безопасности жизни и здоровья работников Учреждения и посетителей спортивных объектов в случае возникновения возгорания, в результате которых были частично восстановлены утраченные первоначальные технические характеристики функционирования зданий в целом, при этом основные технико-экономические показатели зданий остались неизменными. В обоснование данных доводов, Учреждением в ходе выездной проверки были предоставлены УФК по РК акты о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма по ОКУД 0504103) от 27.12.2022 года, в которых было указано решение комиссии о том, что первоначальная стоимость основных средств «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» (инвентарный номер 101120000001) и Спортивный блок № 1 (инвентарный номер 101120000002) не изменилась, новый объект основных средств не создан.

На основании представленных в бухгалтерию Учреждения документов - договоров ГПХ, актов КС-2, справок КС-3, актов по форме ОКУД 0504103, был правомерно сделан вывод об отражении фактов хозяйственной жизни по проведению капитального ремонта основных средств «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» (инвентарный номер 101120000001) и «Спортивный блок № 1» (инвентарный номер 101120000002) в соответствии с подпунктом 10.2.5 Порядка № 209н с применением подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» и отнесением стоимости ремонтных работ размере 7952741,93 руб. в состав расходов текущего финансового года.

Согласно пункту 27 Инструкции № 157н Учреждением правомерно отражена стоимость капитального ремонта основных средств «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» и «Спортивный блок № 1» в регистрах бухгалтерского учета - инвентарных карточках (форма по ОКУД 0504031) соответствующих объектов основных средств путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Выводы представления об увеличении стоимости основных средств «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» и «Спортивный блок № 1» в результате капитального ремонта их составной части (автоматической установки порошкового пожаротушения) ничем не обоснованы.

Суд поддерживает позицию Училища в части того, что им не было допущено нарушений пунктов 23, 127 Инструкции № 157н, пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 17, 68 раздела II «Порядок составления бухгалтерской отчетности учреждением», Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25 марта 2011 года №33н при бухгалтерском учете результатов работ по капитальному ремонту автоматизированной установки порошкового пожаротушения зданий «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» и «Спортивный блок № 1» в сумме 7 952 741,93 руб.

Поскольку эпизоды, связанные с оплатой услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, услуг охраны помещений, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем пунктов 1, 2 и пункты 7, 8, 9 представления нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, заявленные требования подлежат удовлетворению в соответствующей части.

На основании изложенного требования Училища подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявление федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге» о признании недействительными пунктов 1, 2, 3, 7, 8, 9 и в части требования принять меры по устранению причин и условия нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 3, 7, 8, 9 представления Управления Федерального казначейства по Республике Карелия от 09.06.2023 №06-20-22/11-4775, и устранения нарушения, отраженного в пункте 7 представления, путем увеличения стоимости объектов основных средств, в том числе объекта «Ледовый дворец/Спортивный комплекс» и объекта «Спортивный блок №2» и надлежащего отражения операций в регистрах бухгалтерского учета, удовлетворить частично.

Признать недействительным представление от 09.06.2023 №06-20-22/11-4775:

- в части эпизодов, связанных с оплатой услуг по водоснабжению и водоотведению, услуг теплоснабжения, электрической энергии, услуг охраны помещений, на оплату технического обслуживания с целью поддержания систем оборудования в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации объектов, на оплату услуг связи, на оплату текущего ремонта помещений и систем пунктов 1, 2;

- пункты 7, 8, 9 полностью.

Обязать Управление Федерального казначейства по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва в г. Кондопоге».

В остальной части заявленных требований отказать.

2. Обеспечительные меры, предусмотренные определением от 23.01.2024, сохранить до вступления решения в законную силу.

3. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65а);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

Судья

Гарист С.Н.