ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-5668/07 от 13.12.2007 АС Костромского области

РЕШЕНИЕ

  г. Кострома Дело № А31- 5668/2007-26

«13» декабря 2007 г.

Судья арбитражного суда Костромской области Цветков Сергей Владимирович

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Буйского межрайонного прокурора

Костромской области, Костромская область, г. Буй

(наименование заявителя)

к индивидуальному предпринимателю Бертовой С.В., Костромская область, г. Буй .

(наименование органа или лица, привлекаемого к административной ответственности)

о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ

протокол вел: судья .

при участии в заседании:

от заявителя: Соколова Ю.А. – помощник прокурора, удостоверение №134567/132;

от ответчика: Бертов М.Н., по доверенности от 13.12.2007, 44АА № 006002;

установил:

Буйский межрайонный прокурор Костромской области (далее – прокурор, заявитель), г. Буй, Костромской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Бертовой Светланы Витальевны (далее – Предприниматель, ответчик), Костромская область, г. Буй по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Предприниматель письменный отзыв и возражений по существу заявленных требований не представил.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя Буйского межрайонного прокурора и представителя Бертовой С.В. – Бертова М.Н., суд установил следующие обстоятельства.

Предприниматель, на основании лицензии серии ВА № 213390, регистрационный № АСС-44-11256 от 05.05.2005 осуществляет перевозку пассажи­ров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации, для чего эксплуатирует принадлежащие ему два автобуса ГАЗ – 32212 и осуществляет пассажирские перевозки по маршруту Кострома-Буй-Кострома.

На основании приказа руководителя Управления государственного автодорожного надзора по Костромской области (далее - Управление) от 19.09.2007 № 512-637, Управлением совместно с Буйской межрайонной прокуратурой в период с 25.09.2007 по 25.10.2007 проведена внеплановая проверка соблюдения Предпринимателем условий, предусмотренных лицензией, при осуществлении перево­зок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в ходе которой, по мнению проверяющих лиц, выявлены факты нарушения Бертовой С.В. лицензионных требований.

Факты нарушений зафиксированы в акте от 25.10.2007 № 097 «б» (листы дела 24-30).

По результатам проверки в отношении Предпринимателя Буйским межрайонным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое пре­дусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях (далее – Кодекс, КоАП РФ), о чем 29.10.2007 вынесено постановление.

Расценив действия Предпринимателя как грубое нарушение лицензионных требований, Буйский межрайонный прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, считает нарушения, указанные в протоколе, грубыми. Просил привлечь Предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факты нарушений, отраженные в постановлении прокурора от 29.10.2007, Предприниматель частично признает, о чем указывает в объяснении от 25.10.2007.

Представитель Предпринимателя в судебном заседании также не отрицал часть выявленных нарушений.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, за­слушав представителя Буйского межрайонного прокурора и Предпринимателя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон) деятельность по пе­ревозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

В статье 2 названного Закона указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и усло­вия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).

Нарушение условий, предусмотренных лицензией, является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную соответствующими частями статьи 14.1 Кодекса.

Предприниматель имеет лицензию серии ВА № 213390, регистрационный № АСС-44-11256 (лист дела 39) от 05.05.2005 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по территории РФ.

Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров установлены в пункте 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании).

В частности, лицензионными требованиями и условиями являются : соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (п. «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (п. «в»); наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (п. «г»); соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации (п. «д»); наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование (п. «е»); наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (п. «и»).

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.

В частности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Согласно пункту 1 статьи 23 вышеуказанного Закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Аналогичное требование содержит пункт 2.2 Положения по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей, с которыми у Предпринимателя заключены трудовые соглашения, с начала 2007 года осуществляла не организация здравоохранения, а медицинская сестра Гавриловской больницы Сересева Т.И., не имеющая лицензии на оказание в частном порядке медицинских услуг.

Данное обстоятельство подтверждается объяснениями Сересевой Т.И. (лист дела 96), водителя Фадеева А.В. (лист дела 97) и не отрицалось представителем Предпринимателя в судебном заседании. Как указала Сересева Т.И. в своем объяснении, она осуществляла предрейсовый медицинский осмотр водителей, работающих у Бертовой С.В., с начала 2007 года. Представитель Предпринимателя в судебном заседании подтвердил, что Сересева фактически осуществляла предрейсовый медицинский осмотр водителей до сентября 2007 года.

Требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, по безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.95 № 27 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения, его требования обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей.

Согласно пункту2.2 названного Положения, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности, являются: закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения за конкретными должностными лицами;регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц (служб) организации;прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей.

В силу пункта 4.3 Положения обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в обеспечении ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.

Аналогичные требования содержат Квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом (далее – Квалификационные требования, утвержденные приказом Минтранса России от 22.06.1998 № 75.

В соответствии с разделом 1 Квалификационных требований, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации". Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

На момент проверки обязанности по обеспечению ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линиюосуществлялись механиком Бертовым М.Н., с которым заключен трудовой договор от 01.07.2005 (лист дела 84). На момент проверки Бертов М.Н. не имел соответствующей квалификации и документов о профессиональной пригодности, подтверждающих прохождение обучения по безопасности дорожного движения и не был аттестован в установленном порядке, что не отрицалось самим Бертовым в судебном заседании.

Согласно п. 3.4.1 вышеуказанного Положения, организация обязана осуществлять учет сведений о проведении инструктажей, которые должны включать следующую информацию:

- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов);

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Представленный в материалы дела журнал учета проведения инструктажа по ТБ (листы дела 70-80) не содержит регулярного учета проведения инструктажей. В частности, инструктаж водителей, направленных в командировки и длительные рейсы по безопасности движения (лист дела 78) не проводился. Остальные, учитываемые в журнале инструктажи водителей, проводятся Предпринимателем нерегулярно.

Кроме того, Предпринимателем не осуществляется регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения (п. 2.2 Положения).

Так, путевые листы № 29 от 30.07.2007 (лист дела 40), от 03.07.2007 № 3 (лист дела 55), от 13.07.2007. № 13 (лист дела 43) не содержат подписи должностного лица, осуществлявшего предрейсовый технический осмотр транспортных средств.

Постановлениями от 01.06.2007 (лист дела 57) и от 07.09.2007 (лист дела 58) водитель Фадеев А.В был привлечен к административной ответственности соответственно за повышенной износ рисунка протектора шин, установленных на задней оси автомобиля и за движение по маршруту Буй-Кострома без путевого листа.

Данные нарушения также подтверждают отсутствие регулярного контроля со стороны Предпринимателя за выполнением должностным лицом обязанностей по техническому осмотру транспортных средств перед выездом на линию.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации определены в Положении, утвержденном приказом Минтранса России от 08.01.1997 № 2.

В силу пункта 2.3.1 Положения, к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.

Предприниматель осуществлял междугородные перевозки по маршруту Кострома-Буй, а также разовые перевозки детей по договору с Управлением образования Буйского муниципального района от 01.02.2007 (лист дела 49), по заказам от 25.06.2007 (листы дела 52-53) – 28.06.2007, 3.07.2007.

Согласно журналу учета регистрации путевых листов (листы дела 59-62), перевозки детей 28.06.2007 и 3.07.2007 осуществлялись водителем Фадеевым А.В. Регулярные междугородные перевозки по маршруту №505 (Буй-Кострома-Буй) осуществлялись водителями Бертовым И.М., Бертовым М.Н., а также Фадеевым А.В.

Все указанные водители не имеют непрерывного трехлетнего стажа работы в качестве водителя автобуса, что подтверждается записями в трудовой книжке Фадеева А.В. (лист дела 91), справкой о стаже работы водителей (лист дела 90) и не отрицалось представителем Предпринимателя в судебном заседании.

В соответствии с пунктом 5.12 Положения оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско - экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами. Фамилия ответственного за перевозку должна быть внесена в путевой лист.

Путевой лист № 3 от 03.07.2007 (лист дела 55) фамилии ответственного за перевозку не содержит.

Подпункт «и» пункта 4 Положения о лицензировании, устанавливает, что в штате организации должны состоять работники необходимой квалификации, а также быть помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств или договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

На момент проверки выполнение данного требования Предпринимателем обеспечено не было. Техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) осуществлялись самими водителями, не имеющими соответствующей квалификации, что подтверждается журналом учета проведения ТО и ТР (листы дела 66-69). Договоры на техническое обслуживание с автосалоном «Вираж» и «Газсервис», как указано в объяснении Бертовой С.В. (лист дела 35) Предпринимателем в материалы дела не представлены.

Иные факты нарушений, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2007, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания и подлежат исключению из указанного постановления.

Вместе с тем, грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий, согласно пункту 5 Положения о лицензировании, являются:

а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек;

б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.

Данных грубых нарушений Предпринимателем лицензионных требований в ходе проверке выявлено не было, поскольку как следует из постановления прокурора от 29.10.2007, нарушений, указанных в пункте «а», Предприниматель не допускал. Это подтвердил представитель прокурора в судебном заседании.

Используемые Предпринимателем транспортные средства допускались к эксплуатации, но лицом, не имеющим соответствующей квалификации, не прошедшим обучения и не аттестованным, что и отражено в вышеуказанном постановлении.

Отсутствие подписи должностного лица (при наличии штампа) в графе путевого листа о технической исправности транспортного средства (листы дела 40, 43, 55) не может служить доказательством того, что автомобиль не допущен к эксплуатации и не прошел предрейсовый технический осмотр. Как пояснил представитель Предпринимателя - Бертов М.Н., осуществляющий технический осмотр транспортных средств перед выездом на линию, он в спешке забыл поставить подпись, в то время как сам осмотр им проводился и автомобили были допущены к эксплуатации.

Нарушения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2007, не образуют состав администра­тивного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - осуще­ствление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специ­альным разрешением (лицензией).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указал, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией.

Действия Бертовой С.В. следует правильно квалифицировать по части 3 статьи 14.1 Кодекса - осуще­ствление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специ­альным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штра­фа на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Факты нарушения Предпринимателем лицензионных требований подтверждены материалами дела и доказаны заявителем, а также частично не отрицались представителем Предпринимателя в судебном заседании.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение Предпринимателя к ответственности, обстоятельств отягчающих ответственность или являющихся основанием для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено, поскольку совершенное правонарушение посягает на безопасность пассажиров при их перевозке.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность при назначении наказания, суд учитывает частичное признание Предпринимателем своей вины и устранение части выявленных нарушений (прохождение Бертовым М.Н. и Бертовой С.В. обучения и аттестации по безопасности дорожного движения, заключение в декабре 2007 года договора с организацией на техническое обслуживание и ремонт автомобилей).

Сведениями о привлечении Предпринимателя к административной ответственности ранее суд не располагает.

Совокупность приведенных обстоятельств дает основания суду для наложения на Бертову С.В. штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц - 3000 рублей.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 206 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать Бертову Светлану Витальевну, 18.08.1961 года рождения, место рождения: дер. Гуздырево Костромского района Костромской области, место жительства: Костромская область, Буйский район, п. Чистые Боры, Бульвар Строителей, д. 15, кв. 12, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией МНС России № 1 по Костромской области 25.09.2006, свидетельство серии 44 № 000591561, ОГРНИП № 304443220200135, ИНН 440200041804, виновной в совершении ад­министративного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях и назна­чить ей административное наказание в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Бертовой С.В. предлагается добровольно перечислить административный штраф получателю - УФК по Костромской области (Отдел судебных приставов по Буйскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, лицевой счет 05322843866); ИНН 4401050486; КПП 440232001; расчетный счет 40302810000001000022 в ГРКЦ ГУ Банка России по Костромской области, г. Кострома, БИК 043469001; код дохода 32200000000000000180.

Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать в случае отсутствия све­дений у суда о добровольной уплате штрафа в порядке ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях по истечении три­дцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассаци­онной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превы­шающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья С.В. Цветков