ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-21634/14 от 18.11.2014 АС Краснодарского края

Арбитражный суд Краснодарского края

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар Дело № А32-21634/2014

08.12.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2014 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Хахалевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Санчук С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Левченко Аллы Николаевны, г. Краснодар,

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару, г. Краснодар,

о признании недействительным решения,

о признании недействительным требования,

от заявителя: Денисова И.А. – доверенность от 03.11.2014 г.,

от заинтересованного лица: Трегуб С.К. – доверенность от 17.04.2014 г. № 05-32/00080, Скляр Д.А. – доверенность от 26.08.2013 г. № 05-32/00059, Козлов А.Ю. – доверенность от 18.07.2013 г. № 05-32/00053, Гелета В.В. – доверенность от 27.10.2014 г. № 05-32/00110,

Индивидуальный предприниматель Левченко Алла Николаевна обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС № 4 по городу Краснодару № 19-42/3 от 22.01.2014, о признании недействительным требования ИФНС № 4 по городу Краснодару об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19277 от 17.06.2014.

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании объявлен перерыв с 13.11.2014 г. до 18.11.2014 г. до 16 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

Дело рассматривается в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Левченко Алла Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 309231114500081, ИНН 231102381312, проживает по адресу: Краснодарский край, ст. Елизаветинская, ул. Степная, 127, состоит на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару.

Инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Левченко Аллы Николаевны по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей по всем налогам и сборам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года.

Результаты проверки были отражены в акте № 19-42/105 выездной налоговой проверки от 06.12.2013 г.

По результатам рассмотрения акта, материалов проверки, возражений налогоплательщика Инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.01.2014 г. № 19-42/3, согласно которому налогоплательщику доначислен налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налог на добавленную стоимость (далее – НДС), единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрошенной системы налогообложения (далее – налог по УСН), всего в общей сумме 37 336 404,00 рубля. Предпринимателю начислены пени всего в общей сумме 9 633 707,00 рублей. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа всего в общей сумме 11 448 079,00 рублей. Индивидуальному предпринимателю Левченко А.Н. предложено уплатить вышеуказанные суммы налогов, пени, штрафа. Всего, согласно указанному решению налогоплательщику предложено уплатить 58 418 190, 00 руб.

Основанием для доначисления Инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару к уплате оспариваемых сумм налога, а также соответствующих сумм пени и штрафов явился вывод о неправомерном применении индивидуальным предпринимателем Левченко А.Н. специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой на решение Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару от 22.01.2014 г. № 19-42/3.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя, Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю вынесено решение от 30.05.2014 г. № 21-13-430, согласно которому апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

В связи с вышеизложенным, Инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару в адрес индивидуального предпринимателя Левченко А.Н. было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17.06.2014. № 19277.

Не согласившись с решением ИФНС № 4 по городу Краснодару № 19-42/3 от 22.01.2014, требованием ИФНС № 4 по городу Краснодару об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19277 от 17.06.2014, индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании их незаконными.

Принимая решение, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Судом установлено, что налоговой инспекцией обеспечено присутствие представителя предпринимателя на всех стадиях рассмотрения материалов налоговой проверки.

Поскольку индивидуальный предприниматель реализовал право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, суд считает процедуру рассмотрения материалов выездной налоговой проверки соблюденной.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании подпунктов 6, 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, среди прочих, в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

- розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

На основании статьи 346.26 НК РФ уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговым органом в ходе проведения проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем Левченко А.Н. в проверяемом периоде осуществлялась оптовая розничная торговля цветами и другими растениями. В отношении оптовой торговли налогоплательщик уплачивает налог по упрощенной системе налогообложения, в отношении розничной торговли Левченко А.Н. применяет систему налогообложения в виде ЕНВД.

Индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. в проверяемом периоде с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. представляла в налоговый орган декларации по ЕНВД - розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, адрес осуществления деятельности: г. Краснодар, пр. Майский, 14/1.

Инспекцией по результатам оценки условий ведения предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем Левченко А.Н., сделан вывод о том, что деятельность предпринимателя не соответствует понятию «розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы», в отношении которой возможно применение специального налогового режима в виде ЕНВД.

Проверкой налогового органа установлено, что помещение, расположенное по адресу: г. Краснодар, пр. Майский, 14/1, используемое индивидуальным предпринимателем Левченко А.Н. для осуществления сделок розничной купли-продажи, не предназначено для продажи товаров и оказания услуг покупателям - данное помещение является экспериментальным цехом, по договору аренды его назначение является складским. Экспериментальный цех не имеет торговых, подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже; указанный цех является одним единым помещением. Арендуемое предпринимателем помещение не относится к торговой сети, находится на землях производственного назначения, на территории отсутствуют торговые объекты, которые находятся под общим управлением, или которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Следовательно, по мнению налогового органа, указанное помещение не является ни магазином, ни павильоном, Левченко А.Н. осуществляла торговлю через объект, не относящийся к стационарной и нестационарной торговой сети. Инспекция пришла к выводу, что розничная торговля, осуществляемая предпринимателем, согласно НК РФ не подпадает под режим налогообложения ЕНВД.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

В НК РФ даны основные понятия, используемые для целей главы 26.3 НК РФ. При этом из статей 346.26 и 346.27 НК РФ следует, что для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход все объекты организации торговли разделены на объекты, расположенные в стационарной торговой сети, и объекты нестационарной торговой сети. Стационарная торговая сеть, в свою очередь, подразделяется на стационарную торговую сеть, имеющую торговые залы, и стационарную торговую сеть, не имеющую торговых залов.

Стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты.

Магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

На основании пункта 12 Информационного письма от 05.03.2013 г. № 157 Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов

В статье 346.27 НК РФ указано, что в целях настоящей главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В силу разъяснений положений статьи 346.27 НК РФ, данным в абзаце 5 письма Минфина РФ от 16.05.2006 г. № 03-11-05/127, к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).

При этом, стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В НК РФ отсутствует понятие зданий и помещений, предназначенных для торговли.

Согласно представленной в материалы дела справке ГУП КК «Крайтехинвентаризация» № 02/1431 от 26.09.2014 г., Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлены следующие виды назначения зданий и помещений:

- в отношении здания: нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом (пункт 15 статьи 7);

- в отношении помещений: жилое помещение или нежилое помещение (пункт 16 статьи 7).

Других видов назначения зданий и помещений не установлено.

Согласно справке Департамента архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Краснодар № 29/9454 от 26.09.2014 г., в соответствии с пунктом 6 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением Городской Думы Краснодара от 30.01.2007 г. № 19 (в редакции от 22.10.2013 г. № 54) (далее – Правила), испрашиваемый земельный участок расположен в производственной зоне (П.), где основные виды разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства:

1) общественные здания административного назначения:

объекты органов государственной власти и местного самоуправления;

административные и офисные здания;

кредитно-финансовые учреждения и банки;

иные учреждения, предназначенные преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающиеся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению;

2) промышленные предприятия;

3) коммунально-складские предприятия;

4) производственные базы;

5) объекты складского назначения различного профиля;

6) объекты технического и инженерного обеспечения предприятий;

7) логистические центры;

8) объекты инженерного обеспечения городского значения (объекты водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и т.п.);

9) сети инженерно-технического обеспечения;

10) объекты сотовой связи;

11) линейные объекты;

12) автозаправочные станции;

13) дорожные сооружения;

14) автостоянки, гаражи;

15) научные, проектные и конструкторские организации, включая лаборатории биологического профиля или индустриальных технологий;

16) объекты государственных академий наук;

17) общежития, гостиницы для сезонных рабочих;

18) объекты почтовой связи (почтамты, отделения перевозки почты, почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и т.п.);

19) посты полиции;

20) пожарные депо;

21) объекты гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия, специализированные технические средства оповещения и информации и т.п.);

22) объекты оптовой торговли площадью не более 350 кв.м.;

23) объекты розничной торговли площадью не более 350 кв.м.;

24) кафе, столовые;

25) ремонтные мастерские и мастерские технического обслуживания;

26) химчистки, прачечные;

27) объекты технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования;

28) общественные бани;

29) парикмахерские;

30) объекты проката;

31) аптеки;

32) пункты первой медицинской помощи;

33) ветеринарные лечебницы;

34) спорткомплексы;

35) спортплощадки, площадки отдыха для персонала предприятий;

36) платёжные терминалы, банкоматы;

37) обустройство набережных, берегоукрепление;

38) киоски по распространению периодических печатных изданий (газеты, журналы, альманахи, бюллетени и иные издания).

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации правом на изменение одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования обладают правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства.

Основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

В соответствии с Правилами «объекты оптовой торговли площадью не более 350 кв.м.» и «объекты розничной торговли площадью не более 350 кв.м.» являются основными видами разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в данной территориальной зоне.

Согласно пункту 6.3 Приказа № 771-ст Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Об утверждении национального стандарта», предприятия торговли могут быть расположены в отдельно стоящих зданиях, на первых этажах встроенно-пристроенных зданий, жилых домов или нежилых зданий, в структуре (составе) торговых центров и торговых комплексов, на территории промышленных и иных объектов, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены ограничения или запреты на их размещение, в том числе, по видам продаваемой продукции и услуг, режиму работы и так далее.

Из взаимосвязанного толкования вышеуказанных норм следует, что зданием либо помещением, предназначенным для торговли, является любое нежилое здание, расположенное на землях, основным видом использования которых является торговля, и отвечающее вышеуказанным требованиям Приказа № 771-ст Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Об утверждении национального стандарта». При этом должны соблюдаться требования нормативных правовых актов Российской Федерации об установлении ограничений или запретов на размещение предприятий торговли, в том числе, по видам продаваемой продукции и услуг, режиму работы и так далее.

Из материалов налоговой проверки следует, что для осуществления торговли индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. (Арендатор) в проверяемом периоде заключила с индивидуальным предпринимателем Лагуновым В.А. (Арендодатель) договор аренды части нежилого помещения складского назначения от 22.12.2009 г. № 1/10 (далее - договор аренды). В соответствии с предметом договора аренды Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование часть нежилого помещения складского назначения общей площадью 316 кв.м., из которых площадь для обслуживания посетителей (торговая площадь) - 27 кв.м. Помещения находятся в здании экспериментального цеха литер «Г3», расположенном по адресу: 350039, проезд Майский, 14/1, г. Краснодар. Помещения будут использоваться под следующие хозяйственные цели; хранение веществ, материалов, продукции и сырья, принадлежащих Арендатору на праве собственности или ином вещном праве, а также в отношении которых Арендатор выступает в качестве товарного склада; размещение офиса (п. 1.9 договора аренды).

Согласно пунктам 1.14, 1.15 договора аренды отделимые улучшения помещения могут быть произведены Арендатором только с письменного разрешения арендодателя. Стоимость неотделимых улучшений помещений, произведенных арендатором за счет собственных средств и с письменного согласия Арендодателя, подлежит возмещению Арендодателем. Срок аренды по указанному договору устанавливается с 01.01.2010 г. Срок действия договора аренды до 30.06.2010 г. В соответствии с п. 3.2.2 договора аренды Арендатор обязуется использовать арендуемые помещения только для целей, указанных в пункте 1.9 настоящего договора. Разработать и согласовать с Арендатором планировку размещения технологического оборудования.

По окончании срока действия договора аренды от 22.12.2009 г. № 1/10 индивидуальным предпринимателем Левченко А.Н. вновь заключены с индивидуальным предпринимателем Лагуновым В.А. договоры аренды части нежилого помещения складского назначения от 30.06.2010 г. № 6/10 (сроком действия до 31.12.2010 г.), от 24.12.2010 г. № 1/11 (сроком действия до 30.06.2011 г.), от 30.06.2011 г. № 2/11 (сроком действия до 31.12.2011 г.), в которых предмет договора и условия договора являются аналогичными первоначальному договору аренды от 22.12.2009 № 1/10, за исключением площади арендуемых помещений.

В договоре аренды части нежилого помещения складского назначения от 24.12.2010 г. № 1/11 указана площадь арендуемого помещения - 297,5 кв.м., для обслуживания посетителей - 98,5 кв.м. В договоре аренды части нежилого помещения складского назначения от 30.06.2011 № 2/11 указана площадь арендуемого помещения - 291,5 кв.м., для обслуживания посетителей площадь - 98,5 кв.м.

Согласно акту приема-передачи нежилых помещений складского назначения от 22.12.2009 г. № 1 (приложение к договору аренды от 22.12.2009 г. № 1/10) индивидуальный предприниматель Лагунов В.А. передал, а индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. приняла в аренду нежилые помещения складского назначения общей площадью 316 кв.м., находящиеся в здании экспериментального цеха литер «Г3», расположенном по адресу: 350039, г. Краснодар, проезд Майский, 14/1, для использования под хранение веществ, материалов, продукции и сырья, принадлежащих Арендатору на праве собственности или ином вещном праве, а также в отношении которых, Арендатор выступает в качестве товарного склада, размещение офиса. За исключением площади арендуемого помещения аналогичное содержание в актах приема-передачи нежилых помещений складского назначения от 24.12.2010 г. № 1 (297,5 кв.м), от 01.07.2010 г. № 1 (316 кв.м), от 30.06.2011 г. № 1(291.5 кв.м), являющимися приложениями к вышеуказанным договорам аренды.

В ходе проверки налоговым органом был проведен допрос Лагунова В.А. (протокол допроса свидетеля от 30.08.2013 г. № 19-39/79-1). Согласно свидетельским показаниям Лагунова В.А. он являлся ссудополучателем помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар, пр. Майский, 14/1, в период с 2010 по 2013 год на основании договора ссуды от 28.09.2009 г., заключенного с Лисанским И.Л.

Кроме того, налоговым органом был проведен допрос свидетеля Лисанского И.Л. (протокол допроса свидетеля от 30.08.2013 г. №19-39/79), при котором свидетель пояснил, что является собственником помещения, расположенного по адресу: г. Краснодар, пр. Майский, 14/1, с 02.07.2008. В 2010 году данные помещения были переданы по договору безвозмездной ссуды Лагунову В.А. Помещение возвращено в 2013 году в том же состоянии, в котором передавалось. Ссудополучатель имел право передать помещение в аренду, перепланировка помещения могла осуществляться только с согласия собственника. Арендаторами в 2010, 2011 году являлись индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. и общество с ограниченной ответственностью «Еврофлора». Разрешения на капитальный ремонт, изменение конструкции, перепланировку арендаторам не давались, ничего подобного фактически не производилось. Технический паспорт соответствует действительному состоянию помещения, а также всегда соответствовал. Изменения в технический паспорт не вносились, ничего фактически не изменялось. В здание из сетей коммуникации подведены электроснабжение и водоснабжение. В переданном Левченко А.Н. помещении возможно было установить передвижные металлоконструкции. В частности Левченко А.Н. в данном помещении установила холодильную камеру, отделила офисный кабинет, а также разместила стеллажи.

Лисанский И.Л. представил налоговому органу технический паспорт производственной базы, расположенной по адресу г. Краснодар, пр. Майский, 14/1, изготовленный Государственным унитарным предприятием Краснодарского края «Крайтехинвентаризация», в соответствии с которым здание литер «ГЗ» является экспериментальным цехом площадью 2 198,9 кв.м. К техническому паспорту приложена экспликация, в соответствии с экспликацией к поэтажному плану здания, назначение литера ГЗ - цех, площадь, предназначенная под нежилое помещение - 2 198,9 кв.м. Также представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 23.09.2008 серия 23-АЕ № 253392, согласно которому Лисанский Игорь Леонидович является собственником экспериментального цеха, площадь общая 2 198,9 кв.м. Инвентарный номер: 2316-К, Литер ГЗ, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, проезд Майский, дом 14/1.

В ходе налоговой проверки, инспекцией получены доказательства того, что здание площадью 2198,9 кв.м., инвентарный номер 2316-К. Литер: Г3, расположенное по адресу: г. Краснодар, проезд Майский, 14/1, на которое выданы вышеуказанный технический паспорт и свидетельство о регистрации, на момент заключения договора аренды налогоплательщиком было разделено капитальными перегородками на 7 помещений, одно из которых арендовала индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. Остальные части указанного здания были заняты другими арендаторами, которые осуществляли самостоятельную, в том числе, торговую деятельность. Данные сведения содержатся в приложениях № 1 к договорам аренды (ситуационный план) № 1/09 от 15.06.2009 г., № 1/10 от 22.12.2009 г, № 6/10 от 30.06.2010 г., № 1/11 от 24.12.2010 г., № 2/11 от 30.06.2011 г., подтверждаются показаниями свидетелей Неумывакиной Е.Р., Самаркиной О.В., допрошенных в судебном заседании.

В указанном техническом паспорте и свидетельстве о праве собственности не имеется сведений о размерах, других характеристиках и назначении указанных 7 помещений.

Довод налогового органа о том, что разделение здания временными перегородками не требует внесения изменений в технический паспорт, является не состоятельным, так как согласно показаниям Лагунова В.А., на которые ссылается инспекция, касались перегородок, которыми индивидуальный предприниматель Левченко А.Н. отделила помещения склада, холодильников, торгового зала от остальной арендуемой площади. Стены, разделяющие здание на семь помещений, одно из которых арендовала Левченко А.Н., как было установлено в ходе судебного разбирательства, были капитальными и были возведены до крыши. Это следует из показаний свидетелей Самаркиной О.В., Неумывакиной Е.Р., а также фотоснимка.

Необходимо учитывать, что технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения. Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регламентация порядка технического учета (инвентаризации) определялась до 01 июля 2013 года в Положении об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921.

В соответствии с пунктами 6, 7 указанного Положения техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

Сведения об объектах капитального строительства предоставляются, в частности, по заявлениям собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности) (подпункт «а» пункта 16 Положения).

Подпунктом «г» пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 (далее - Положение о техническом учете) закреплено, что одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 10 Положения о техническом учете установлено, что проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения о техническом учете технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.

При этом технический паспорт содержит учетно-оценочные данные инвентаризации и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности или статистического учета. Признаком властного предписания органа (должностного лица), порождающего права и обязанности, технический паспорт не обладает.

Технический паспорт (либо техническое описание) является средством фиксации основных характеристик и описания объекта недвижимого имущества на основе индивидуальной заявки заинтересованного субъекта (правообладателя) и договора, заключаемого между органом технической инвентаризации и этим лицом.

Согласно части 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении здания, помещения в государственный кадастр недвижимости вносится площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований. Также статьей 7 Закона о кадастре предусмотрены следующие назначения: зданий - нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом (пункт 15 части 2); помещений - жилое помещение, нежилое помещение (пункт 16 части 2). Сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью (часть 8 статьи 41).

Таким образом, площадь помещения указывается в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ документов, указанных в части 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения определена как сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как указано выше, в Законе отсутствует понятие «общая площадь», в связи с чем, положения приказов Минэкономразвития России, утверждающих форму и требования к подготовке технических планов здания, объекта незавершенного строительства, помещения приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При этом для целей применения Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29 ноября 2010 года № 583 (далее - Требования к техническому плану помещения), Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 года № 403 (далее - Требования к техническому плану здания), под площадью помещения понимается сумма площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с пунктом 31 Требований к техническому плану помещения, если в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия площади помещения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 13 Требований, и площади помещения, определенной с учетом требований, установленных приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 года № 531 «Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения» (далее - Требования), оформляется раздел «Заключение кадастрового инженера» технического плана.

Аналогичные положения содержатся в пункте 45 Требований к техническому плану здания.

Учитывая изложенное, площадь нежилого помещения, здания определяется с учетом требований раздела II Требований, площадь жилого помещения, жилого дома (в том числе, многоквартирного дома) - раздела III Требований.

В связи с этим, инвентаризационный документ (технический паспорт) здания, при отсутствии в нем действительных данных, касающихся размеров, других характеристик и назначения арендованного налогоплательщиком помещения, не может служить источником информации о таковом, и свидетельствовать о неправомерности применения налогоплательщиком специального налогового режима.

При таких обстоятельствах, ввиду того что здание было разделено на 7 частей капитальными перегородками, что не нашло отражение в инвентаризационных документах, суд приходит к выводу, что налоговым органом не получено в ходе выездной налоговой проверки фактически соответствующих действительности инвентаризационных документов на арендуемый налогоплательщиком объект права (помещение), на которые налоговый орган ссылается в обоснование своей позиции. Суд, в этом случае, руководствуется имеющимися в деле правоустанавливающими документами.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2012 года № Ф03-3882/2012. При рассмотрении указанного дела суды трёх инстанций пришли к выводу, что в том случае, если в результате реконструкции, не нашедшей отражение в инвентаризационных документах, появились помещения, фактически использующиеся согласно правоустанавливающим документам как торговые, то такие помещения предназначены для торговли, являются объектами стационарной торговли, в которых правомерно осуществлять деятельность, облагаемую ЕНВД.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о правомерности применения индивидуальным предпринимателем Левченко А.Н. системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и соблюдением им всех, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для данной системы налогообложения условий: площадь торговых залов не превышала 150 кв.м., осуществлялась розничная торговля, помещение арендовалось, в том числе, для целей торговли. Данное помещение предназначено и фактически использовалось для торговли, полностью отвечало понятию магазина, данному в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть, являлось специально оборудованной частью здания, предназначенной для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченной торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения требований заявителя о признании недействительным решения ИФНС № 4 по городу Краснодару № 19-42/3 от 22.01.2014, о признании недействительным требования ИФНС № 4 по городу Краснодару об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19277 от 17.06.2014, в связи с их документальным подтверждением, законностью и обоснованностью.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет состав судебных расходов, состоящих из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 110 Кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

В соответствии со статьей 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для предпринимателей - 200 рублей.

На основании пункта 75 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» если решением вышестоящего налогового органа по жалобе решение нижестоящего налогового органа в обжалованной части было оставлено без изменения полностью или частично, судам необходимо исходить из того, что государственная пошлина уплачивается заявителем в размере, подлежащем уплате при оспаривании одного ненормативного правового акта.

Решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

При обращении в арбитражный суд заявителем государственная пошлина была оплачена в размере 400 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 25.06.2014 г.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу, что с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей в пользу заявителя.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 176, 197, 200, 201, 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным решение ИФНС № 4 по городу Краснодару № 19-42/3 от 22.01.2014 г., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Признать недействительным требование ИФНС № 4 по городу Краснодару об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 19277 от 17.06.2014 г., как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по городу Краснодару (ОГРН 1042306453078, ИНН 2311024047, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, 122) в пользу индивидуального предпринимателя Левченко Аллы Николаевны (ОГРН 309231114500081, ИНН 231102381312, Краснодарский край, ст. Елизаветинская, ул. Степная, 127) 400 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья Н.В. Хахалева