АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-4267/2020
25 июня 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 25 июня 2020 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Полякова Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Искандаровой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (ИНН <***>), г. Лабинск, Краснодарский край,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, г. Краснодар,
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - ФИО1, хут. Первая Синюха, Лабинский район, Краснодарский край,
- о признании действий по отказу в государственной регистрации договора от 18.04.2019 № 4600012088 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, хут. Первая Синюха, граничит с земельным участком по ул. Мира, 247, с кадастровым номером 23:18:0304005:621, выраженных в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 № 23/999/001/2019-227419, незаконными,
- об обязании осуществить государственную регистрацию договора от 18.04.2019 № 4600012088,
в судебном заседании участвуют представители:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности (до перерыва);
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление, Управление Росреестра по Краснодарскому краю) по отказу в государственной регистрации договора от 18.04.2019 № 4600012088 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, хутор Первая Синюха, граничит с земельным участком по ул. Мира, 247, с кадастровым номером 23:18:0304005:621, выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 № 23/999/001/2019-227419, незаконными; об обязании провести государственную регистрацию договора от 18.04.2019 № 4600012098.
Заявленные требования и основания их возникновения изложены в заявлении.
Представитель Управления против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Заявитель и третье лицо в предварительное судебное заседание не явились, о дате, времени и месте проведения предварительного судебного заседания извещены надлежащим образом.
Извещение также подтверждено сведениями, представленными официальным ресурсом Почты России https://www.pochta.ru/tracking#.
Презумпция добросовестности органа почтовой связи предполагается
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в предварительное судебное заседание надлежащим образом извещенных истца и (или) ответчика, других заинтересованных лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, заседание проводится в их отсутствие.
Согласно части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Информация о принятии к производству искового заявления и назначению предварительного судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе (часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку стороны возражений относительно окончания подготовки и назначения по делу судебного разбирательства не заявили, суд признал дело подготовленным, в связи с чем завершил подготовку дела к судебному разбирательству и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании 17.06.2020 был объявлен перерыв до 16 час 00 мин. 17.06.2020, по окончании которого судебное заседание продолжено в отсутствие сторон.
Вся информация о ходе рассмотрения настоящего искового заявления размещена Арбитражным судом Краснодарского края на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания, что соответствует требованиям абз. 2 ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах дело подлежит рассмотрению в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав доводы присутствующего в судебном заседании представителя, исследовав в совокупности все представленные сторонами в дело доказательства в обоснование их требований и возражений, пришёл к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 № 222 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка» принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, хутор Первая Синюха, граничит с земельным участком по ул. Мира, 247, с кадастровым номером 23:18:0304005:621, площадью 4 041 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для иных видов жилой застройки (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома (застройка коттеджного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы)), начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды 6 497 руб. 93 коп. (1,5 % от кадастровой стоимости), шаг аукциона – 194 руб. 94 коп. (3 % от начальной цены предмета аукциона), размер задатка – 6 497 руб. 93 коп. (100 % от начального размера ежегодной арендной платы за участок), срок аренды – 20 лет (лот № 13).
Согласно п. 19, 20 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка.
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304005:621 размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru и в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом сельского поселения Лабинского района.
По результатам проведения аукциона победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0304005:621 признана ФИО1, с которой по результатам торгов заключен договор аренды земельного участка № 4600012088.
Указанный договор 01.08.2019 представлен на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Лабинский отдел). К заявлению от 01.08.2019 были приложены следующие документы: паспорт гражданина РФ; договор аренды земельного участка от 18.04.2019№ 4600012088; распоряжение от 20.05.2014 № 77-рл; постановление от 27.02.2019 № 222; извещение от 04.03.2019 № 040319/0130632/01; протокол от 08.04.2019 № 3.
Между тем в ходе проведения правовой экспертизы поданных документов в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 № 218 «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что имеются нарушения законодательства.
07.08.2019 государственная регистрация была приостановлена (уведомление № 23/999/001/2019-227419) ввиду следующих обстоятельств:
1) в извещении о проведении торгов № 040319/0130632/01 указано, что размер задатка составляет 0 руб., а порядок его внесения и возврата отсутствуют;
2) документы на государственную регистрацию договора аренды со стороны управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район были поданы на основании заявления 01.08.2019, в то время как статьей 19 Закона о государственной регистрации предусмотрен срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки;
3) отсутствуют обязательный элемент, подлежащий внесению в ЕГРН, а именно определенный и установленный срок аренды;
4) нарушен срок заключения договора на аренду земельного участка;
5) отсутствует нотариально заверенное согласие супруга на заключение договора аренды; в случае отсутствия регистрации брака – подтверждающий документ.
08.11.2019 Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район получено уведомление об отказе в государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка ввиду неустранения выявленных нарушений.
Управление, полагая, что действия (бездействие) Росреестра по отказу в государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав приведены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 3 статьи 3), действующим с 01.01.2017, и постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В соответствии с частями 3 и 6 статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии со ст. 14 от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 3 Закона № 218-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществляет прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в силу части 1 статьи 21 Закона о регистрации недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно части 4 статьи 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (подпункт 5 части 1);
- форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 7 части 1);
- представленные документы подписаны (удостоверены) неправомочными лицами (подпункт 8 части 1);
- в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (подпункт 37 части 1).
В статье 27 Закона о регистрации указано, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона, содержащий закрытый перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и |(или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает действия по отказу в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 18.04.2019 № 4600012088, выразившиеся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 № 23/999/001/2019-227419.
Статьей 29 Закона № 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как указывает Управление Росреестра по Краснодарскому краю в своем отзыве,при проведении правовой экспертизы представленных документов для осуществления государственной регистрации, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий.
На государственную регистрацию представлен договор аренды земельного участка № 4600012088 от 18.04.2019, заключенный между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район, действующим от имени и в интересах муниципального образования Лабинский район, и ФИО1 в соответствии с ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», пп. 3 п. 1 ст. 39.1, п. 1,6 ст. 39.6, пп. 11 п. 8 ст. 39.8, ст. 39.11, ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, распоряжение от 20.05.2014 № 77-рл; постановление от 27.02.2019 № 222; извещение от 04.03.2019 № 040319/0130632/01; протокол от 08.04.2019 № 3.
В соответствии с пп. 8 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Согласно постановлению № 222 от 27.02.2019 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов» размер задатка составляет 6 497 руб. 93 коп.
Однако в извещении о проведении торгов № 040319/0130632/01 указано, что размер задатка составляет 0 руб., а порядок его внесения и возврата отсутствуют.
Согласно протоколу от 08.04.2019 № 3 заседания Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района, победителем аукциона по лоту № 13 признана ФИО1. Между сторонами заключен договор аренды земельного участка № 4600012088.
На основании вышеизложенного в соответствии с пунктами 5,7 части 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ Межмуниципальным отделом была приостановлена государственная регистрации указанного договора аренды, сроком на три месяца, но не более чем до 07.11.2019. В целях устранения причин приостановления государственной регистрации заявителю предложено представить документы, устраняющие выявленные, по мнению заинтересованного лица, вышеуказанные нарушения.
При этом заинтересованное лицо не учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В силу пункта 1 статьи 29 указанного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Управлением Росреестра по Краснодарскому краю не принято во внимание то обстоятельство, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте - torgi.gov.ru. Кроме того, в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата. Таким образом, информация о задатке была доведена до сведения всем заинтересованным лицам, намеренным принять участие в данном аукционе. Подтверждением данному факту являются заявки участников аукциона с приложением платежных документов, подтверждающих уплату задатка.
По мнению заинтересованного лица, основанием для приостановления также является нарушение сроков заключения договора аренды в силу п. 20 ст. 39.12 ЗК РФ, а именно не допускается заключение договора ранее, чем за 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте (дата размещения 17.04.2019).
Пункт 20 статьи 39.12 ЗК РФ обязывает уполномоченный орган направить победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона, а именно фактически направить оферту.
Согласно ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
Заключить договор по результатам торгов возможно только через 10 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте, что и было сделано сторонами указанной сделки.
Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район подготовлены и вручены проекты договора 18.04.2019, то есть в предусмотренный пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ, согласно представленному письму ФИО1, экземпляры подписанных договоров поступили заявителю 29.05.2019 вх. № 1800.
Относительно отсутствия согласия супруга на заключение договора аренды стоит отметить следующее.
Отношения владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов урегулированы ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации (далее также - СК РФ).
Любая недвижимость, например, квартира, жилой дом, земельный участок, приобретенная за счет общих доходов супругов, а также любое другое имущество нажитое супругами в период брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, является общим имуществом супругов.
Супруги владеют, пользуются и распоряжаются их общим имуществом по обоюдному согласию.
В силу положений статьи 35 СК РФ для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Исключение из данного правила содержится в п. 3 ст. 35 СК РФ, согласно которому необходимость получения нотариально удостоверенного согласия другого супруга требуется для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке.
Таким образом, орган регистрации прав не вправе требовать предоставления согласия супруга для проведения государственной регистрации перехода права к новому собственнику.
Данная позиция изложена в п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Следовательно, отсутствие такого согласия не является основанием для приостановления и, соответственно, отказа в государственной регистрации прав.
Кроме того, суд учитывает тот факт, что статья 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусматривает закрытый перечь оснований для приостановления государственной регистрации прав.
Межмуниципальный отдел, приостанавливая государственную регистрацию со ссылкой на пп. 8 п. 21 ст. 39.11, п. 20 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, ст. 35 Семейного кодекса РФ, тем самым давая оценку принятых администрацией решений, вышел за рамки поставленных перед ним вопросов и за пределы своей компетенции, поскольку данные основания не содержатся в ограниченном перечне оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренном статьей 26 Закона N 218-ФЗ.
Подобная позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.06.2020 по делу № А32-39221/2019.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Таким образом, исходя из совокупности представленных доказательств, суд пришел к выводу о том, что правовых оснований для приостановления государственной регистрации договора от 18.04.2019 № 4600012088 аренды земельного участка, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение пяти рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав.
В силу подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия государственного регистратора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по отказу в государственной регистрации договора от 18.04.2019 № 4600012088 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, хутор Первая Синюха, граничит с земельным участком по ул. Мира, 247, с кадастровым номером 23:18:0304005:621, выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 08.11.2019 № 23/999/001/2019-227419.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя – управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район путем осуществления государственной регистрации договора от 18.04.2019 № 4600012098 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, хутор Первая Синюха, граничит с земельным участком по ул. Мира, 247, с кадастровым номером 23:18:0304005:621, площадью 4 041 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для иных видов жилой застройки (отдельно стоящие индивидуальные жилые дома (застройка коттеджного типа) с минимальной хозяйственной частью (без содержания скота и птицы)), заключенного между управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и ФИО1 по результатам торгов.
Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Д.Ю. Поляков