ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-1583/13 от 31.05.2013 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«31» мая 2013 года Дело № А38-1583/2013 г. Йошкар-Ола

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Коновалова И.М.

рассмотрел по правилам упрощенного производства дело

по заявлению   общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление–2» (ИНН 1215131647, ОГРН 1081215003870)

к ответчику   Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в лице Государственной жилищной инспекции

об   оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2», обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл  в лице Государственной жилищной инспекции Республики Марий Эл, в котором просит «отменить постановление № 63 от 27.02.2013 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 рублей».

В заявлении и дополнении к нему изложены доводы о незаконности оспариваемого постановления в части назначения наказания. В обоснование заявленного требования общество сослалось на то, что им были приняты все возможные меры для обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания людей. Заявителем отмечено, что общество с 03.02.2013 не являлось управляющей компанией, поскольку собственники квартир в жилом доме выбрали непосредственный способ управления. Заявитель указал, что до вынесения постановления им были предприняты меры по устранению выявленных нарушений, от выполнения части работ отказались сами жители. Общество также просило учесть, что за собственниками числится задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, что не позволяет ООО «ДУ-2» выполнять работы по содержанию общего имущества дома в полном объеме. Обществом не заявлено о каких-либо процессуальных нарушениях при рассмотрении административного дела (л.д. 13-15, 78-79).

Ответчик в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требования, так как состав административного правонарушения был установлен и доказан, а оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Административный орган указал, что договор на управление многоквартирным жилым домом с ООО «ДУ-2» расторгнут с 01.03.2013. Тем самым на момент проведения проверки заявитель являлся управляющей компанией. Ответчиком отмечено, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме. Недостаточность денежных средств и отказ собственников от дополнительного финансирования работ по содержанию и ремонту не являются обстоятельствами, исключающими ответственность (л.д. 83-86).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 15.02.2013 № 115 сотрудниками Государственной жилищной инспекции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО «Домоуправление-2» жилищного законодательства при управлении жилым домом по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20 (16-17). Поводом для проведения проверки послужила коллективная жалоба жильцов указанного жилого дома (л.д. 108-110).

В ходе поверки жилого дома по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20 административным органом были обнаружены нарушения обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 110 от 19.02.2013 (л.д. 102-103).

Уведомлением от 20.02.2013 № 116 заявитель извещен о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 21.02.2013 в 10 часов 00 минут (л.д. 20).

По результатам проверки 21.02.2013 старшим инспектором Госжилинспекции в отношении ООО «Домоуправление-2» составлен протокол № 33 об административном правонарушении, в котором противоправное бездействие заявителя квалифицировано по статье 7.22 КоАП РФ (л.д. 21-22).

Уведомлением от 21.02.2013 № 120 общество извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 105, 106).

По результатам рассмотрения дела 27.02.2013 начальником Госжилинспекции принято постановление № 63 о назначении административного наказания, которым ООО «Домоуправление-2» привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей (л.д. 24-26). Постановление получено юридическим лицом 27.02.2013 (л.д. 27).

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО «Домоуправление-2» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Правомерность заявленного требования и возражений проверены арбитражным судом в порядке, предусмотренном правилами главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с положениями административного законодательства.

Предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определен частью 6 статьи 210 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Поэтому объективную сторону правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ образуют противоправные действия, выразившиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов, лицом, которое обязано их соблюдать.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области охраны собственности. Отношения в этой области регулируются Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 № 170, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ отнесено действующим законодательством к полномочиям органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.

Согласно пунктам 1, 2 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086, главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации.

Исполнительным органом власти в Республике Марий Эл, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением требований жилищного законодательства всеми участниками отношений, защиту прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, выявление и предупреждение нарушений при использовании и обеспечении сохранности жилищного фонда, является Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл в силу Положения о Госжилинспекции, утвержденного приказом министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 07.05.2004 № 129 (л.д. 89-90).

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов, жилых помещений: их собственники; лица, владеющие жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления); лица, которым жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества (арендатор, наниматель); организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация); а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.

Управляющей организацией жилого дома, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20, на момент проведения проверки являлось ООО «Домоуправление-2». Данный факт подтверждается имеющимися в материалах дела протоколом № 29/2 общего собрания собственников от 31.12.2008, договором на управление многоквартирным домом от 27.01.2009 (л.д. 114, 115-119).

В силу пункта 2.2 устава общества к его основным видам деятельности относятся организация работ по управлению жилищным фондом, обслуживание, ремонт и эксплуатация объектов жилищного назначения (л.д. 44).

По утверждению заявителя, он не являлся управляющей организацией, а оказывал услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, поскольку собственники избрали непосредственный способ управления домом.

Однако позиция общества не соответствует материалам дела и признается несостоятельной.

Так, 03.02.2013 на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома № 20 по ул. Панфилова принято решение с 01.03.2013 расторгнуть договор управления МКД с ООО «Домоуправление-2» и заключить с указанной даты договор на содержание и текущий ремонт с иной управляющей компанией – УК «Благоустройство» (л.д. 32-33).

Таким образом, ООО «Домоуправление-2» обоснованно признано субъектом административного правонарушения, поскольку на момент проведения проверки (19.02.2013 и 20.02.2013) оно являлось лицом, принявшим на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого дома по адресу: Республика Марий Эл,
 г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20, и обязанным соблюдать правила содержания и ремонта жилых домов.

Событие административного правонарушения признается доказанным, поскольку обществом нарушены правила содержания и ремонта жилого дома по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20.

Согласно договору управления многоквартирным домом ООО «Домоуправление-2» приняло на себя обязательства по управлению общим имуществом многоквартирного дома по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20, по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества, согласно перечню, указанному в приложении № 1 к договору, по осуществлению технических осмотров (пункты 3.2, 4.1.1, 4.1.5, 4.1.6 договора - л.д. 115-119). В соответствии с разделом 2 договора содержание общего имущества многоквартирного дома включает техническое обслуживание коммуникаций и оборудования, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома и содержание конструктивных элементов, входящих в состав общего имущества.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (общее имущество в многоквартирном доме).

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 Жилищного кодекса РФ).

В силу статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Статьей 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Требования к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества), согласно пункту 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пункте 11 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый управляющей организацией; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

В силу пункта 42 Правил содержания общего имущества управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации).

В ходе проверки выявлен ряд нарушений Правил и норм технической эксплуатации, которые выразились в следующем.

1. В соответствии с пунктом 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития, неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах.

Между тем при проведении проверки в подъездах № 1-4 жилого дома по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Панфилова, д. 20 обнаружены неисправности заполнений оконных проемов, неисправности или отсутствие запорных устройств; местами наблюдалось одинарное заполнение оконных проемов лестничных клеток.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Заявителем в материалы дела представлен акт о выполнении работ от 25.02.2013, в соответствии с которым произведено остекление подъездных окон (л.д. 66).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.7.2 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

2. В соответствии с пунктом 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.

Между тем при проведении проверки выявлено разрушение ступеней лестничных маршей первого этажа подъезда № 4, наличие трещин на стенах лестничной клетки, разрушение облицовочного и штукатурного слоев стен лестничных клеток, разрушение напольного покрытия до основания (подъезды № 1-4).

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

В соответствии с представленным актом о выполнении работ от 22.02.2013 обществом произведено цементирование выбоин и сколов на лестничных площадках (л.д. 28).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

3. В соответствии с пунктом 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 град. С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается.

Между тем при проведении проверки обнаружено, что осветительные установки в водомерном узле холодного водоснабжения жилого дома находятся в неисправном состоянии.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

4. В соответствии с пунктом 4.1.4 Правил и норм технической эксплуатации площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками.

С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.

Между тем при проведении проверки обнаружено, что продухи подвального помещения жилого дома находятся в неудовлетворительном состоянии (местами заложены кирпичной кладкой, отсутствуют жалюзийные решетки).

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.1.4 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

5. В соответствии с пунктом 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации не допускается захламление и загрязнение подвальных помещений.

Между тем при проведении проверки в подвальном помещении обнаружен мусор.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

6. В соответствии с пунктом 4.6.4.1 Правил и норм технической эксплуатации неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.

Между тем при проведении проверки обнаружена неисправность систем наружного водоотвода, разрушение желобов и звеньев.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

В соответствии с представленным актом о выполнении работ от 26.02.2013 обществом проведен ремонт водосточных труб (л.д. 28).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.6.4.1 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

7. При проведении проверки обнаружено неудовлетворительное состояние системы канализации (подъезды № 1-4), фановые стояки не выделены за пределы чердачного помещения, отсутствуют обратные клапаны, система имеет большой физический износ. Кроме того, в водомерном узле холодного водоснабжения по трубопроводу и запорной арматуре наблюдается образование коррозии, помещение водомерного узла захламлено бытовым и строительным мусором.

Названное является нарушением пункта 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

8. В соответствии с пунктом 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.

В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.

Между тем при проведении проверки обнаружено, что козырьки входных крылец подъездов № 1-4 находятся в неудовлетворительном состоянии, отсутствует кровельное покрытие.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

9. В соответствии с пунктом 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.

Между тем при проведении проверки обнаружено неудовлетворительное состояние теплоизоляции трубопроводов горячего водоснабжения и теплоснабжения, запорной арматуры.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

В соответствии с представленным актами о выполнении работ от 26.02.2013 обществом произведен ремонт водомерного и теплового узла, восстановлена изоляция (л.д. 29, 30).

Тем самым заявителем нарушен пункт 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

10. В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.

Между тем при проведении проверки обнаружено, что тепловой узел не оборудован запирающим устройством.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 5.1.1 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

11. В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Между тем при проведении проверки обнаружено, что кровельное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии и имеет большой физический износ. Кроме того, чердачное помещение захламлено строительным и бытовым мусором. Стропильная система кровли имеет большой физический износ. В местах примыкания кровельного покрытия к вентиляционным шахтам и по карнизному свесу кровли наблюдаются свищи и просветы. У люков выхода в чердачное помещение отсутствуют запорные устройства.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

В соответствии с представленным актами о выполнении работ от 26.02.2013 обществом произведен ремонт люков чердачных помещений и проведен текущий ремонт кровли (л.д. 28).

Тем самым заявителем заявителем пункт 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

12. В соответствии с пунктом 4.1.6 Правил и норм технической эксплуатации отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см.

Между тем при проведении проверки обнаружено разрушение отмостки жилого дома.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.1.6 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

13. В соответствии с пунктом 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.

Между тем при проведении проверки обнаружено разрушение облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев фасада жилого дома со стороны ул. Панфилова.

Нарушения подтверждаются актом проверки № 110 от 20.02.2013 (л.д. 102-103).

Тем самым заявителем нарушен пункт 4.2.3.1 Правил и норм технической эксплуатации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Общество правильно признано виновным в совершении административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Арбитражный суд считает правильным вывод административного органа о том, что общество при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства в области охраны собственности, имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома.

Фактически не оспаривая наличие отраженных в акте проверки нарушений, общество утверждает, что приняло все зависящие от него меры для обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания людей. Общество также сослалось на то, что денежных средств, уплачиваемых собственниками на управление, содержание и ремонт недостаточно для устранения нарушений.

Довод заявителя о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства признается несостоятельным. Так, из материалов дела следует, что действия по устранению нарушений были совершены после начала проведения проверки и составления акта (л.д. 28-30). Доказательств того, что общество ранее обращалось к собственникам помещений и они, по утверждению заявителя, препятствовали управляющей компании исполнять ее обязанности, в материалы арбитражного дела не представлено. Кроме того, состояние общего имущества жилого дома, подтвержденное актом проверки № 110 от 20.02.2013, свидетельствует о длительном невыполнении управляющей организацией своих обязанностей по содержанию и ремонту многоквартирного дома.

Доводы заявителя о недостаточности денежных средств также не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об отсутствии его вины в совершении правонарушения.

В соответствии с пунктом 3.3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отношения между собственниками жилых помещений и управляющей организацией по поводу перечня услуг и работ, касающихся содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения регулируются договором управления многоквартирным домом. Тот факт, что у управляющей организации отсутствуют средства для проведения соответствующих работ в рамках утвержденного тарифа, сам по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ. Также не является таким обстоятельством сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ.

Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу императивно установленных норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.

Обществом не были предприняты меры по привлечению дополнительных денежных средств или иные меры для исполнения возложенных на него обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома. Из жалобы жильцов, послужившей основанием для проведения проверки, следует, что ненадлежащее исполнение обществом обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, привело к возникновению недостатков, однако, обществом меры по их устранению не предпринимались.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих доводов и возражений.

В рассматриваемом случае заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что он предпринял все необходимые, достаточные и своевременные меры по соблюдению правил эксплуатации и ремонта жилого дома для недопущения нарушений, что свидетельствует о виновности юридического лица в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа имеющихся доказательств, арбитражный суд приходит к итоговому выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях ООО «Домоуправление-2» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.

Процессуальный порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден. Протокол и постановление об административном правонарушении составлены в присутствии представителя привлекаемого к ответственности лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении (л.д. 20, 105, 106). Общество данный факт в заявлении и дополнении к нему не оспаривало.

Протокол от 21.02.2013 № 33 в отношении ООО «Домоуправлении-2» (л.д. 21-22) составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с частями 1, 4 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктом 4 Перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в жилищной сфере, - Приложения № 2 к приказу Госстроя РФ от 18.07.2002 № 149 «Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере», должностным регламентом старшего государственного инспектора, утвержденным приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл от 11.12.2008 № 474 (л.д. 98-99), с соблюдением установленных статьей 28.2 КоАП РФ требований к порядку составления протокола.

Оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ с соблюдением статей 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ (л.д. 91-97). Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что постановление Государственной жилищной инспекции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении № 63 от 27.02.2013 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ вынесено в соответствии с законом.

Заявитель, не оспаривая события правонарушения, указывает на несогласие с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Оценив характер и степень общественной опасности совершенного ООО «Домоуправление-2» административного правонарушения, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания его малозначительным, поскольку оно посягает на государственный порядок правоотношений в сфере содержания жилого фонда, направленный на защиту прав граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения. Обществом не обоснована надлежащим образом необходимость оценки совершенного правонарушения в качестве малозначительного и не представлены доказательства малозначительности совершенного административного правонарушения.

Обществом не были предприняты меры по привлечению дополнительных денежных средств или иные меры для исполнения возложенных на него обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома до начала проведения проверки. Жалоба жильцов и материалы проверки свидетельствуют о длительном ненадлежащем исполнении управляющей компанией обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, что привело к возникновению многочисленных недостатков. Кроме того, ООО «Домоуправление-2» не представило доказательств полного устранения нарушений. Следовательно, такое правонарушение с учетом его социальной значимости, не может быть признано малозначительным.

По итогам рассмотрения заявления арбитражный суд приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным.

На основании пункта 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. На основании вышеизложенного, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий № 63 от 27.02.2013.

Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление-2» (ИНН 1215131647, ОГРН 1081215003870) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий № 63 от 27.02.2013 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья И.М. Коновалов