ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А38-6615/09 от 11.11.2009 АС Республики Марий Эл

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«11» ноября 2009 г. Дело № А38-6615/2009 г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена   11 ноября 2009 года.

Текст решения в полном объеме изготовлен   11 ноября 2009 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи   Коновалова И.М.

при ведении протокола судебного заседания   судьёй

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению   Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к ответчику   индивидуальному предпринимателю Колину Сергею Викторовичу

о   привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1
 КоАП РФ

с участием представителей:

от заявителя   – Наумов В.А., временно исполняющий обязанности заместителя начальника управления по доверенности, служебное удостоверение,

от ответчика   – не явился, извещён по правилам статьи 123 АПК РФ, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, индивидуальному предпринимателю Колину Сергею Викторовичу, о привлечении его к административной ответственности за совершение правонарушения, состав которого предусмотрен частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей (л.д. 4-7).

Заявитель в представленном в арбитражный суд заявлении указал на совершение ответчиком следующих нарушений: 1. Не соблюдаются требования пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15; 2. Не соблюдаются требования организации стажировки водителей; 3. Не обеспечена работа контрольных устройств (тахографов) на автотранспорте, посредством которого предприниматель осуществляет перевозочную деятельность. Просил привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В судебном заседании заявитель требование полностью поддержал (протокол судебного заседания от 11.11.2009).

Ответчик, извещённый надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, для участия в деле не явился, отзыв на заявление не представил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 69).

При указанных обстоятельствах дело в силу положений частей 1, 2 и 3 статьи 156, части 3 статьи 205 АПК РФ подлежит рассмотрению без участия сторон по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лица, участвующего в деле, арбитражный суд считает необходимым привлечь индивидуального предпринимателя Колина Сергея Викторовича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что Колин Сергей Викторович зарегистрирован 25.10.2006 в качестве индивидуального предпринимателя, внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРИП (л.д. 25).

Ответчик осуществляет на коммерческой основе перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек по регулярным автобусным маршрутам «Йошкар-Ола – Чебоксары», «Йошкар-Ола – Васильевское».

В соответствии со статьёй 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование в этой области на основании постановления Правительства РФ № 45 от 26.01.2006 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (правопреемник Управления государственного автодорожного надзора по Кировской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Управления государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) является межрегиональным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ и выдает лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом в соответствии с Положением о Межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл.

11.02.2003 индивидуальному предпринимателю Колину Сергею Викторовичу выдана лицензия АСС-12-400326 на перевозку пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (л.д. 22).

Пунктами 1, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, осуществляет лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно статье 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Приказом временно исполняющего обязанности заместителя начальника управления – заместителя главного государственного инспектора госавтодорнадзора – начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Межрегионального управления госавтодорнадзора по Кировской области и Республике Марий Эл от 07.10.2009 № 246/12 специалисту-эксперту территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Марий Эл Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шарниной Л.П. в период с 07.10.2009 по 29.10.2009 поручено проведение плановой проверки деятельности индивидуального предпринимателя Колина С.В. (л.д. 30-31).

Основанием для проведения проверки послужил ежемесячный план проведения инспекционных проверок на октябрь 2009 г., утверждённый приказом от 17.09.2009 № 60 (л.д. 30).

По результатам проверки составлен акт от 29.10.2009 № 09/066 (л.д. 32-35) и протокол по делу об административном правонарушении от 29.10.2009 № 09/048 (л.д. 66-68). В соответствии с указанными документами индивидуальный предприниматель Колин С.В. допустил осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Указанные нарушения выразились в следующем.

1. Индивидуальным предпринимателем нарушены требования пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утверждённого приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15.

Проверкой установлено, что индивидуальным предпринимателем Колиным С.В. систематически не составляются ежемесячно на каждый день (смену) графики работы на линии (графики сменности), которые соответствуют требованиям пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, то есть устанавливают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения, выразившегося в отсутствии графиков работы на линии (графиков сменности), соответствующих требованиям пункта 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.

Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено.

Более того, ответчик при составлении протокола об административном правонарушении и в заявлении, поданном в арбитражный суд, признал наличие в своих действиях события административного правонарушения и вину в его совершении (л.д. 66-69).

Предпринимателем нарушен пункт 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15, что является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

2. Индивидуальным предпринимателем не обеспечена работа контрольных устройств (тахографов).

В соответствии с пунктом 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя.

Из содержания путевых листов № 225 от 21.09.2009, № 269 от 25.09.2009, № 302 от 28.09.2009, № 324 от 30.09.3009, № 635 от 26.10.2009 (л.д. 40-42), журнала учета движения путевых листов за 2009 г. (л.д. 57-61) усматривается, что в сентябре – октябре 2009 года ответчиком неоднократно осуществлялись перевозки пассажиров по междугородному маршруту «Йошкар-Ола – Чебоксары» с использованием принадлежащего ему автобуса ПАЗ-32050R, регистрационный знак АС 802/12 RUS, 2001 года выпуска, количество мест – более 20 (л.д. 62-64).

Проверкой установлено, что при эксплуатации указанного автобуса на междугородном маршруте тахограф не используется, водителям не выдаются регистрационные листы установленного образца, пригодные для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство (л.д. 33, 36, 66).

Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утверждёнными Приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86, предусмотрено, что водитель транспортного средства использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки (подпункт «в» пункта 8). При этом в силу пункта 9 названных Правил гражданин - владелец транспортных средств, осуществляющий перевозки автомобильным транспортом с использованием тахографов, выдает водителям достаточное количество регистрационных листов установленного образца, пригодных для использования в тахографе, которым оборудовано транспортное средство, имея при этом в виду персональный характер регистрационных листов (подпункт «а»); хранит заполненные регистрационные листы каждого водителя в течение не менее чем 12 месяцев со дня последней записи (подпункт «б»); предъявляет указанные в подпункте «б» документы для контроля сотрудникам инспектирующих органов (подпункт «г»).

Между тем индивидуальный предприниматель Колин С.В. не обеспечил водителей, осуществлявших по указанным путевым листам перевозки пассажиров, регистрационными листами, в связи с чем они не были представлены административному органу в ходе проверки.

Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено. При составлении протокола об административном правонарушении и в заявлении, поданном в арбитражный суд, предприниматель Колин С.В. признал наличие в своих действиях события административного правонарушения и вину в его совершении (л.д. 36, 69).

Тем самым, ответчиком не организован контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, что является нарушением пункта 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2; пункта 9 раздела IV Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86. Это является нарушением лицензионных условий и требований и квалифицируется по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

3. Предприниматель не обеспечил проведение стажировки водителей в соответствии с требованием по обеспечению безопасности дорожного движения.

Водители Акпатырев С.В., Наймушин С.И., Сурнин А.Г., состоящие в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем Колиным С.В. (трудовые договоры от 01.07.2009 (л.д. 46-48, 60-65) были допущены им к самостоятельной работе без прохождения стажировки (журнал регистрации вводного инструктажа водительского состава индивидуального предпринимателя Колина С.В.).

Так, водитель Акпатырев С.В. был допущен индивидуальным предпринимателем Колиным С.В. к самостоятельной работе без прохождения стажировки по маршруту «Йошкар-Ола – Васильевское», Наймушин С.И. – по маршруту «Йошкар-Ола – Чебоксары», Сурнин А.Г. – по маршруту «Йошкар-Ола - Чебоксары» (путевые листы № 239 от 22.09.2009, № 295 от 27.09.2009, № 306 от 28.09.2009, № 317 от 29.09.2009, № 328 от 30.09.2009, № 627 от 25.10.2009, № 640 от 26.10.2009, № 652 от 27.10.2009 (л.д. 37-43).

Правила стажировки водителей детально регламентированы пунктом 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, по смыслу которого индивидуальный предприниматель с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязан обеспечить проведение стажировки водителей. Продолжительность стажировки, объемы и содержание определяются в зависимости от стажа работы и срока перерыва в работе, типа транспортного средства, категории маршрута (городской, пригородный, междугородный, горный) в соответствии с действующими нормативными документами. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно. Проведение стажировки обеспечивается собственными силами организации или путем заключения договоров на проведение стажировки (пункт 3.2.2). Стажировка должна производиться под руководством водителя-наставника, назначаемого приказом по организации, или иного лица, с которым заключен договор на проведение стажировки, имеющего свидетельство (лицензию) на право стажировки водителей (пункт 3.2.3). После завершения водителем стажировки должно быть оформлено заключение о допуске его к самостоятельной работе с указанием типа транспортного средства и маршрутов перевозки или дан мотивированный отказ в выдаче допуска. Заключение хранится в личном деле водителя (пункт 3.2.4). Водитель, не получивший допуск к управлению транспортным средством после прохождения стажировки, переводится с его согласия на другие работы, при невозможности перевода он подлежит увольнению в соответствии с действующим законодательством о труде.

Согласно пункту 3.2 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденного заместителем Министра РСФСР Пантелеевым А.С. 20.01.1986, допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен. Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером (пункт 8.1). Водитель-наставник ведет учёт работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (пункт 3.6). К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители автобусов, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр (пункт 5.2), водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию (пункт 10.4).

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе, организация стажировки водителей, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённые приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, в пункте 2.3.2 устанавливают, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий организуют стажировки водителей, вновь принятых на работу в предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

Таким образом, в ходе проверки установлено совершение ответчиком правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований по организации стажировки водителей.

Никаких доказательств, опровергающих событие административного правонарушения и вину предпринимателя в его совершении, арбитражному суду ответчиком не представлено. Ответчик при составлении протокола об административном правонарушении и в заявлении, поданном в арбитражный суд, признал наличие в своих действиях события административного правонарушения и вину в его совершении (л.д. 36, 67, 69).

Таким образом, ответчиком нарушены пункт 3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27; пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2; пункт 2.3.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15; пункт 3.2 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденного заместителем Министра РСФСР Пантелеевым А.С. 20.01.1986, что является нарушением лицензионных требований и условий.

Таким образом, арбитражным судом признается установленным и доказанным совершение индивидуальным предпринимателем Колиным С.В. правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившегося в нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя составлен уполномоченным лицом в установленный законом срок, права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ. В соответствии со статьёй 28.2 КоАП РФ индивидуальный предприниматель Колин С.В. участвовал при составлении протокола об административном правонарушении, проведении проверки и составлении акта проверки.

На основании изложенного, арбитражный суд делает вывод о том, что при проведении проверки, составлении акта по результатам проверки, составлении протокола процессуальные права и законные интересы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, административным органом полностью соблюдены.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является административным правонарушением.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективных обстоятельств, препятствующих ответчику в соблюдении установленных законодательством лицензионных условий и требований, арбитражным судом не установлено.

Руководствуясь имеющимися в деле доказательствами и статьями 2.1, 2.2 КоАП РФ, арбитражный суд признает индивидуального предпринимателя Колина С.В. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

При назначении административного наказания предпринимателю арбитражный суд, учитывая характер совершенного им правонарушения, раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Колину С.В. наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в размере 3 000 рублей.

Государственная пошлина взысканию не подлежит, так как федеральным законом не предусмотрено взимание госпошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Резолютивная часть решения по делу объявлена 11.11.2009. Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2009, что в соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ считается датой его принятия.

Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Привлечь индивидуального предпринимателя Колина Сергея Викторовича (16.08.1981 года рождения, место рождения: гор. Йошкар-Ола, ОГРН 304121508500022, место жительства: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Краснофлотская, д. 33, кв. 6) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на него административное наказание в виде штрафа в сумме
 3 000 рублей.

2. Обязать индивидуального предпринимателя Колина Сергея Викторовича уплатить административный штраф в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:

наименование получателя – УФК по Республике Марий Эл (Межрегиональное УГАДН по Кировской области и Республике Марий Эл Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Респ. Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН 4345264234, КПП получателя – 434501001, БИК – 048860001, код бюджетной классификации – 10611690040040000140, ОКАТО – 88401000000, наименование платежа – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.

3. Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать по истечении тридцати дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле платежного документа об уплате штрафа.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья И.М. Коновалов