ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А41-47029/11 от 14.03.2012 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18

http://asmo.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Москва

27 июля 2012 года Дело №А41-47029/11

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2012 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2012 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи М.В. Афанасьевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Н. Кулаевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «ЭКОлаб»

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2011 № 5.2-0575пл–Пс/1516-2011,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Павленко М.Ф., главный инженер, доверенность от 06.02.2011; Гарькун А.А., юрисконсульт, доверенность от 10.01.2011;

от заинтересованного лица – Маштакова Е.А., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 21.12.2011 № 260; Изотова В.М., главный государственный инспектор, удостоверение № ТО-2 № 0198, доверенность от 13.03.2012 № 41,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «ЭКОлаб» (далее – ЗАО «ЭКОлаб», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Центральное управление Ростехнадзора, административный орган, заявитель) от 25.11.2011 № 5.2-0575пл–Пс/1516-2011 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представители заявителя заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители заинтересованного лица заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

С 07.11.2011 по 11.11.2011 Центральным управлением Ростехнадзора на основании приказа от 17.10.2011 № 575 была проведена плановая выездная проверка ЗАО «ЭКОлаб», расположенного по адресу: Московская область, г. Электрогорск, ул. Буденного, д. 1, на предмет соблюдения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.

В ходе проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов: система газопотребления предприятия (газифицированная котельная), расположенная по адресу: Московская обл., г. Электрогорск, ул. Буденного, д. 1а, склад сырьевой этанола, участок готовых лекарственных средств (ГЛС), участок транспортирования опасных веществ, расположенных по адресу: Московская обл., г. Электрогорск, ул. Буденного, д.1, принадлежащих (находящихся в эксплуатации) ЗАО «ЭКОлаб», а именно: генеральный директор Борисов В.Ю. не аттестован по «Правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления» (ПБ 12-529-03) в объеме соответствующем должностным обязанностям. 21.03.2011 истек срок периодической аттестации по ПБ 12-529-03,

главный инженер Павленко М.Ф. не аттестован по «Правилам безопасности систем газораспределения и газопотребления» (ПБ 12-529-03) в объеме соответствующем должностным обязанностям. 21.03.2011 истек срок периодической аттестации по ПБ 12-529-
 03; 11.06.2011 истек срок периодической проверки знаний безопасных методов труда и приемов выполнения работ в объеме требований инструкций слесаря КИП и А Мамаева С.П.; чем нарушены ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» п. п 1.2.1, 1.2.9 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

не проводится техническое облуживание и текущий ремонт внутренних газопроводов котельной и газового оборудования котлов, чем нарушен п.5.9.3 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

диспетчерский пульт управления котельной без постоянного наблюдения со стороны персонала расположен в помещении без постоянного присутствия работающих, (работающие находятся в помещении только в дневное время), чем нарушен п.5.9.13 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03.

не проводится проверка сигнализаторов загазованности, установленных в помещении
 котельной с помощью контрольных газовых смесей., чем нарушены ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 ФЗ-116; п.5.7.11 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

не проведен текущий ремонт автоматики безопасности котлов в 2011 году, сведений о проведении ремонта не представлено, чем п.5.7.1 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03.

не проводится проверка срабатывания автоматики безопасности котлов по значениям уставок срабатывания соответствующим параметрам, указанным в техническом отчете пусконаладочной организации, чем нарушен п.5.7.8 «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления» ПБ 12-529-03;

ответственным лицом по надзору за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией дымовых труб котельной приказом от 27.01.2011 № 06 назначен мастер котельной Сухарев В.М., не аттестованный по «Правилам безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб» ПБ 03-445-02, чем нарушены ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 ФЗ-116; п. 3 раздела 1 «Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб» ПБ 03-445-02;

не проводятся периодические (не реже 2-ух раз в год) наружные осмотры 3-ех дымовых труб котельной, чем нарушен п. 3 раздела 3 «Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб» ПБ 03-445-02;

не нанесены сокращенные обозначения и порядковые номера систем вентиляции, яркой, не смываемой краской, чем нарушен п. 4.1.3 раздела 4 ВНЭ 11-88 «Инструкция по безопасной эксплуатации систем вентиляции на предприятиях»;

нарушена периодичность проверки знаний производственных инструкций, не представлен приказ о допуске к самостоятельной работе, чем нарушены пункты 26, 27 «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (РД-03-20-2007) утвержденному приказом от 29.01.2007г. № 37;

световая и звуковая сигнализация о загазованности производственных помещений не выведена в помещении управления, чем нарушен
 пункт 6.7.3 ПБ 09-540-03 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

По результатам проверки 11.11.2011 составлен акт № 5.2-575пл-А/1380-2011, в котором зафиксированы выявленные нарушения.

По факту выявленного нарушения 11.11.2011 Центральным управлением Ростехнадзора в отношении ЗАО «ЭКОлаб» составлен протокол № 5.2-575пл-Пр/1381-2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

25.11.2011 главным государственным инспектор Центрального управления Ростехнадзора вынесено постановление № 5.2-0575пл-Пс/1516-2011, согласно которому ЗАО «ЭКОлаб» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО «ЭКОлаб» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное, то есть совершенное умышленно или по неосторожности, действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из части 1 ст. 3Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ следует, что требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Согласно ч. 1 ст. 2Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ и Приложению 1 к данному закону к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в частности, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Приказом Госгортехнадзора от 18.03.2003 № 9 утверждены Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03).

Согласно пункту 1.2.1 ПБ 12-529-03 руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления, перечисленных в пункте 1.1.4, ведению технического надзора за строительством, монтажом, наладкой и испытаниями оборудования (технических устройств), изготовлению газового оборудования (технических устройств), экспертизе промышленной безопасности, подготовке кадров для опасных производственных объектов, должны пройти аттестацию (проверку знаний требований промышленной безопасности, настоящих Правил и других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции.

Аттестация проводится периодически в сроки: у руководителей и специалистов - 1 раз в 3 года; у рабочих (проверка знаний безопасных методов труда и приемов выполнения работ) - 1 раз в 12 мес.

Проверке знаний рабочих должна предшествовать их дополнительная теоретическая подготовка по программам, разработанным с учетом профиля работ и утвержденным техническим руководителем организации.

Лица, ответственные за подготовку кадров, предварительно уведомляют территориальные органы Госгортехнадзора России о времени и месте проведения аттестации в целях обеспечения участия в работе аттестационной комиссии представителя территориальных органов Госгортехнадзора России. Такое уведомление целесообразно подавать не менее чем за 5 дней.

Необходимость участия инспектора в комиссии при повторной проверке знаний (аттестации) устанавливает территориальный орган Госгортехнадзора России (1.2.9. ПБ 12-529-03);

эксплуатационная организация должна обеспечить постоянный технический контроль, обслуживание, текущий и капитальный ремонты приборов и средств автоматизации, блокировок и сигнализации, установленных на газопроводах и газоиспользующих установках, а также взрывозащищенного электрооборудования, обеспечивающего режим безопасной коммутации электроцепей во взрывоопасных зонах и помещениях (5.7.1. ПБ 12-529-03);

значение установок срабатывания автоматики безопасности, блокировок и средств сигнализации должно соответствовать параметрам, указанным в техническом отчете пусконаладочной организации. Сигнализаторы, контролирующие состояние загазованности, должны срабатывать при возникновении в помещении концентрации газа, не превышающей 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (5.7.8. ПБ 12-529-03);

внутренние газопроводы, а также газовое оборудование (технические устройства) должны подвергаться техническому обслуживанию не реже 1 раза в мес. и текущему ремонту - не реже 1 раза в 12 мес. в случаях, если в паспорте завода-изготовителя нет ресурса эксплуатации и нет данных об его ремонте 5.9.3. ПБ 12-529-03).

Согласно п. 26, 27 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (ред. от 27.08.2010) «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (вместе с «Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», «Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»)), в организациях, указанных в пункте 2 настоящего Положения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий. Указанные инструкции находятся на рабочих местах и выдаются под роспись рабочим, для которых обязательно знание этих инструкций. Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Рабочие периодически проходят проверку знаний производственных инструкций и/или инструкций для конкретных профессий не реже одного раза в 12 месяцев.

Перед проверкой знаний организуются занятия, лекции, семинары, консультации.

Внеочередная проверка знаний проводится: при переходе в другую организацию; в случае внесения изменений в производственные инструкции и/или инструкции для конкретных профессий; по предписанию должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при выполнении ими должностных обязанностей в случаях выявления недостаточных знаний инструкций. При перерыве в работе по специальности более 12 месяцев рабочие после проверки знаний перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку для восстановления практических навыков.

Допуск к самостоятельной работе оформляется приказом по организации.

В соответствии с п. 3. Постановления Госгортехнадзора РФ от 03.12.2001 № 56 «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб»), ответственные по надзору за техническим состоянием труб технологических агрегатов (установок) должны быть аттестованы территориальной аттестационной комиссией, создаваемой приказом начальника территориального органа Госгортехнадзора России в соответствии с «Положением о порядке подготовки и аттестации работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Госгортехнадзору России», утвержденным Постановлением Госгортехнадзора России № 2 от 11.01.99, и зарегистрированным Минюстом России № 1706 от 12.02.99 РД 04-265-99.

Периодические наружные осмотры труб проводит комиссия, назначаемая руководителем соответствующего подразделения, по графику, составленному службой технического надзора и утвержденному техническим руководителем организации, но не реже двух раз в год.

Периодические осмотры внутренней поверхности труб проводятся через 5 лет после их ввода в эксплуатацию и далее по мере возможности при отключении технологических агрегатов, отводящих газы в трубы, но не реже чем через 10 лет при слабой агрессивности отводимых газов и не реже чем через 5 лет при средней и высокой агрессивности отводимых газов.

Особо тщательному осмотру должны подвергаться трубы, возведенные в зонах вечной мерзлоты, сейсмоопасных зонах, на подрабатываемых территориях, просадочных грунтах и основаниях, а также в случаях эксплуатации их в условиях повышенной влажности, избыточного давления отводимых газов и наличия других неблагоприятных факторов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о своевременном принятии обществом всех зависящих от него мер, для соблюдения вышеуказанных норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено.

Возможность для соблюдения требований закона, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность у заявителя имелась.

Арбитражным судом установлено, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Законный представитель общества надлежащим образом извещался о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

В виду того, что отсутствовали сведения об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, Центральное управление Ростехнадзора назначило минимальный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении от 25.11.2011 № 5.2-0575пл–Пс/1516-2011является законным и обоснованным. Материальных и процессуальных оснований для его изменения либо отмены не имеется.

В соответствии с ч.3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

отказать закрытому акционерному обществу «ЭКОлаб» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья М. В. Афанасьева