ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-13349/14 от 22.09.2014 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А43-13349/2014

г. Н.Новгород                                                                                             01 октября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2014 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 октября 2014 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича (шифр 1-290),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куницыной А.В.,

при участии представителя заявителя: Осташкина Н.А. (по доверенности от 25 декабря 2013 года №21-19/536);

представителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора: Рысева А.О. (по доверенности от 21 марта 2014 года);

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению (с учетом уточнения) акционерного общества «Транснефть – Верхняя Волга» (ОГРН 1025203014748; ИНН 5260900725), г. Н.Новгород, о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество «Транснефть – Верхняя Волга», г. Н.Новгород, (далее - заявитель, Общество) с заявлением о признании недействительным пункта 12 предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган) об устранении нарушений законодательства в области строительства от 07 марта 2014 года № пр-401/14-П.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, общество исходило из того, что оспариваемый пункт предписания не является исполнимым, противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ, Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти", Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных актов, проектной документации, Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Ростехнадзор не согласился с позицией общества, считает оспариваемый пункт предписания законным, поскольку предписание выдано застройщику выше указанного объекта капитального строительства, в обязанности которого входит осуществление контроля за выполнение лицами, осуществляющими строительство, требований проектной документации, технических регламентов и т.д.

По его мнению, оспариваемым пунктом предписания на заявителя возложена обязанность осуществить строительный контроль за выполнением работ при строительстве объекта капитального строительства и принять необходимые меры по обеспечению на строительной площадке соблюдения обязательных требований действующего законодательства, в том числе обеспечение получения подрядной организацией нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал требование. Также считает, что обязанность по утверждению лимитов на размещение отходов производства возложена на собственника отходов, образующихся в процессе реконструкции участка магистрального нефтепровода (подрядную организацию, осуществляющую реконструкцию подводного перехода через р. Шумарь – Открытое акционерное общество «СУ-7 СМТ»), в то время как заявитель согласно уставу осуществляет деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта, транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки.

Представитель Ростехнадзора требования общества отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что оспариваемый пункт предписания относится к застройщику, являющемуся собственником демонтируемого при реконструкции участка магистрального нефтепровода, и был вынесен в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв.

Заслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев и изучив материалы дела, суд находит заявление Общества подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 03 марта 2014 года в 08 час. 00 мин. сотрудниками Ростехнадзора на основании распоряжении заместителя руководителя №пр-401/14 от 18.02.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении объекта капитального строительства «МН Сургут-Полоцк Ду 1000 мм, ПП р. Шумарь, 2211 км. Реконструкция» (застройщик - ОАО «Верхневолжскнефтепровод»), расположенного по адресу: Владимирская область, Паустовское сельское поселение Вязниковского района (в районе н.п. Каменево), Денисовское сельское поселение Гороховецкого района, с целью контроля застройщика и привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физических и (или) юридических лиц, на соответствие выполнения работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, требований по охране окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.

По результатам проверки в присутствии заместителя начальника ГРНУ Д.Н. Семенова по доверенности №21-19/423 от 20.12.2013 был составлен акт проверки №пр-401/14-А от 07 марта 2014 года.

В ходе проверки были выявлены нарушения требований, установленных, в том числе, Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проектной документации Г.О.0003.14009-ВВМН/ГТН/0178-00.000-ПОС.ТЧ.

По итогам проведенной проверки должностным лицом Ростехнадзора 07 марта 2014 года ОАО «Верхневолжскнефтепровод» было выдано предписание №пр-401/14-П.

Оспариваемым пунктом 12 предписания выявлено нарушение требований статьи 8 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», листа 40 проектной документации Г.О.0003.14009-ВВМН/ГТН/0178-00.000-ПОС.ТЧ, а именно: отсутствуют нормативы образования отходов производства, лимиты на их размещение и в срок до 21 июня 2014 года обществу необходимо выполнить ряд мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Не согласившись с вынесенным предписанием (пунктом 12), общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы следует, что для признания незаконным ненормативного акта необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта требованиям закона, иных нормативных правовых актов и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

На основании пункта 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного строительного надзора.

По смыслу данной нормы при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о строительной надзоре, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения Закона N 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного строительного надзора не подлежат применению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Согласно статье 1 Положения при осуществлении государственного строительного надзора, организации и проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс РФ).

Согласно части 5 статьи 54 ГрК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок, а именно проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок (пункт 1); основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 названной части, является программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора (подпункт "а" пункта 3).

Согласно части 3 статьи 54 ГрК Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

В пункте 5.1 статьи 6 ГрК Российской Федерации указано, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительства, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов.

В соответствии с Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденным приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 N 38, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного строительного надзора.

Более того, приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 N 9053) утвержден и введен в действие Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (далее - Порядок), пунктом 4 которого предусмотрено, что проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным (уполномоченными) на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (лица, исполняющего его обязанности, или лица, которое вправе издать такой приказ (распоряжение) в соответствии с его полномочиями и распределением обязанностей) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор, составленного по образцу, приведенному в Приложении N 1 к настоящему Порядку.

Учитывая изложенное, проведение проверки при осуществлении государственного строительного надзора предусматривает обязательное издание руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора) приказа (распоряжения) о проведении проверки.

В силу пункта 7 Порядка программа проведения проверок составляется в 2 экземплярах, из которых первый остается в деле органа государственного строительного надзора, второй - направляется (вручается) застройщику или заказчику. Застройщик или заказчик обязан довести до сведения лица, осуществляющего строительство, сведения о проверках, предусмотренных программой проведения проверок.

Пунктом 9 Порядка установлено, что перед началом проверки, но не позднее чем за 3 рабочих дня до ее проведения, должностное лицо органа государственного строительного надзора уведомляет застройщика или заказчика о проведении проверки посредством телефонной, факсимильной или электронной связи.

В соответствии с пунктом 15 Порядка акт, оформляемый по результатам проверки, и выданное на его основании предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов направляются (вручаются) заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения).

Материалами дела подтверждается соблюдение приведенных норм, а именно: проверка в отношении объекта капитального строительства ОАО "Верхневолжскнефтепровод" проводилась по распоряжению от 18.02.2014 N пр-401/14; уведомление о проведении проверки направлено ему в пределах установленных сроков; акт проверки от 07.03.2014 N пр-401/14-А составлен с участием представителя Общества и вручен ему под расписку.

Учитывая особенности организации проверок при осуществлении строительного надзора, суд не усмотрел нарушений требований Закона N 294-ФЗ.

В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении N 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "в" приложения N 1 к данному Закону к категории опасных производственных объектов относятся, помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Таким образом, магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом, о чем свидетельствует запись регистрации в Реестре за №00-1-4-2774-13.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно - эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ).

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно части 1 статьи 51 данного закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду законодательством устанавливаются нормативы их образования и лимиты на размещение (статья 24 упомянутого закона).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В статье 11 названного закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования и другие действия.

Статьей 18 Закона об отходах установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1); лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2).

Из пункта 3 статьи 18 Закона об отходах следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Аналогичное правило установлено пунктом 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50.

Как следует из устава общества, одним из основных видов деятельности заявителя является деятельность по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта, транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки.

Согласно контракту №289/47/14-02 от 08 октября 2013, заключенному заявителем с ОАО «СУ-7 СМТ», ОАО «СУ-7 СМТ» (подрядчик) осуществляет реконструкцию объекта капитального строительства «МН Сургут-Полоцк Ду 1000 мм, ПП р. Шумарь, 2211 км. Реконструкция». При осуществлении данной деятельности образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение подлежат утверждению собственником отходов (ст.4 Закона об отходах).

Вместе с тем, строительно-монтажные работы по реконструкции указанного выше объекта капитального строительства проводились подрядной организацией в силу договорных отношений по поручению заказчика (АО «Транснефть – Верхняя Волга»), являющегося застройщиком при реконструкции демонтируемого участка магистрального нефтепровода.

При этом как застройщик объекта капитального строительства, общество обязано соблюдать требования действующего законодательства в области строительства, в частности, положения строительных норм и правил "СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004"(утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781), распространяемые на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений.

Согласно пункту 5.1 СП 48.13330.2011 с целью осуществления строительства на основании договора застройщик (заказчик) привлекает для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством подрядчика (генподрядчика) в качестве лица, осуществляющего строительство.

Базовые функции застройщика указаны в пункте 4.4 СП 48.13330.2011, к которым, в том числе, относятся привлечение в соответствии с 7.4 авторского надзора лица, осуществившего подготовку проектной документации, за строительством объекта; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика).

В целях ограничения неблагоприятного воздействия строительно-монтажных работ на население и территорию в зоне влияния ведущегося строительства органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями (административными инспекциями и т.п.) в порядке, установленном действующим законодательством, ведется административный контроль за строительством.

Административный контроль заключается в предварительном установлении условий ведения строительства (размеры ограждения стройплощадки, временной режим работ, удаление мусора, поддержание порядка на прилегающей территории и т.п.) и контроле соблюдения этих условий в ходе строительства. Ответственным перед органом местного самоуправления является застройщик, если иное не установлено договорами (п.7.8 СП 48.13330.2011).

Из содержания оспариваемого пункта 12 предписания следует, что на общество возложена обязанность обеспечить получение документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии со статьей 18 Закона об отходах как на застройщика объекта капитального строительства.

В процессе строительства опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор (пункт 3 статьи 8 Закона N 116-ФЗ).

Согласно пункту 3.1 Свода правил СП 11-11-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от 10.06.1999 N 44, авторский надзор - один из видов услуг по надзору авторов проекта и других разработчиков проектной документации за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в проектной документации, выполняемым строительно-монтажным работам.

Таким образом, авторский надзор осуществляется в интересах заказчика, является услугой, предоставляемой заказчику с целью контроля исполнения требований проектной документации.

В соответствии с п. 3.2 Свода правил основным документом, регулирующим взаимоотношения сторон, устанавливающий их права и обязанности для осуществления авторского надзора является договор.

Согласно п. 4.1 - 4.7 Свода правил авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации. Сроки проведения работ по авторскому надзору устанавливаются графиком. Авторский надзор в случае его выполнения юридическим лицом осуществляется специалистами-разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством организации. Руководителем специалистов, осуществляющих авторский надзор, назначается, как правило, главный архитектор или главный инженер проекта. Назначение руководителя и специалистов, ответственных за проведение авторского надзора, производится приказом организации и доводится до сведения заказчика, который информирует о принятом решении подрядчика и органы Государственного архитектурно-строительного надзора. Специалисты, осуществляющие авторский надзор, выезжают на строительную площадку для промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ в сроки, предусмотренные графиком, а также по специальному вызову заказчика или подрядчика в соответствии с договором (распорядительным документом). Руководитель авторского надзора выдает специалистам задание и координирует их работу по ведению авторского надзора на объекте. Заказчик обязан обеспечить специалистов, осуществляющих авторский надзор, оборудованными служебными помещениями, средствами связи, транспорта и др. в соответствии с договором.

Таким образом, услуги по ведению авторского надзора оказываются авторами проекта и другими разработчиками проектной документации и являются в своем роде средством контроля за выполнением требований проектной документации при реконструкции объекта капитального строительства.

Однако заявитель с целью дополнительного контроля исполнения требований проектной документации, соблюдения требований промышленной безопасности, охраны окружающей среды и благополучия граждан не воспользовался данной услугой. Доказательств обратного суду не представлено.

На основании статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (статья 10 Федерального закона N 116-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 названного Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

В соответствии с пунктом 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263, каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица).

Согласно пунктам 4, 5 Правил организации и осуществления производственного контроля производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом следует принять во внимание, что АО «Транснефть – Верхняя Волга» (прежнее наименование - ОАО "Верхневолжскнефтепровод") (заказчик) и ОАО "Строительное управление №7 Сварочно-монтажного треста" (подрядчик) состоят в договорных отношениях, урегулированных условиями контракта на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции, ремонте объектов организаций системы «Транснефть» при реализации инвестиционных программ и программ технического перевооружения, реконструкции, капитального и текущего ремонта от 08.10.2013 N289/47/14-02, согласно условиям которого подрядчик обеспечивает в процессе проведения строительных работ собственными силами и в счет контрактной цены систематическую уборку объекта от строительного мусора с его последующим вывозом на специализированные полигоны, а также производит платежи за загрязнение окружающей природной среды от выбросов, сбросов, размещения отходов, образующихся в результате производственной деятельности (п.7.15 контракта); соблюдает на объекте все необходимые меры противопожарной, радиационной безопасности, охраны труда и санитарии, охраны окружающей среды и безопасности дорожного движения в соответствии с действующими в Российской Федерации законодательными, нормативно-правовыми и нормативными актами в течение всего срока действия контракта (п.7.34 контракта); несет полную ответственность за выполнение работ по контракту в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными актами (п.6.1 контракта).

Вместе с тем, в данном случае именно АО "Транснефть - Верхняя Волга" является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект – магистральный нефтепровод, и являющейся застройщиком при реконструкции объекта капитального строительства «МН Сургут-Полоцк Ду 1000 мм, ПП р. Шумарь, 2211 км. Реконструкция», поэтому заявитель обязан соблюдать требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, в том числе в части осуществления контроля за выполнением лицами, осуществляющими строительство, требований проектной документации, требований технических регламентов, результатов инженерных изысканий, требований градостроительного земельного участка.

Несмотря на то, что отходы производства образовались в результате реконструкции участка магистрального нефтепровода подрядной организацией, данное обстоятельство не освобождает АО «Транснефть – Верхняя Волга» от исполнения обязанности по соблюдению требований действующего законодательства в области промышленной безопасности.

При этом именно отсутствие должного контроля за проведением строительно-монтажных работ при реконструкции объекта капитального строительства привело к нарушению требований по охране окружающей среды и не утверждению подрядчиком нормативов определения отходов и лимитов их размещения.

Оценив материалы дела в соответствии с требованиями, установленными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оспариваемый пункт 12 предписания Ростехнадзор предусматривает осуществление контроля со стороны застройщика за выполнением лицами, осуществляющими строительство, требований проектной документации, требований технических регламентов, результатов инженерных изысканий, требований градостроительного земельного участка и принятие мер по обеспечению на строительной площадке соблюдения обязательных требований действующего законодательства.

В силу вышеизложенного суд находит оспариваемое предписание №пр-401/14-П (пункт 12) соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти", Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных актов, проектной документации, и не нарушающим права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

На основании пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления акционерному обществу «Транснефть – Верхняя Волга» (ОГРН 1025203014748; ИНН 5260900725), г. Н.Новгород, отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                      Мустафаев Г.И.