ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А43-23663/2023 от 18.10.2023 АС Нижегородской области

19197/2023-196989(2)




АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А43-23663/2023

Нижний Новгород 25 октября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2023
Полный текст решения изготовлен 25.10.2023

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи (шифр 2-411) Мясниковой Екатерины Николаевны (протокол судебного заседания  вели помощник судьи Широков А.Э., секретарь судебного заседания Жаринова Е.М.), 

при участии представителей

заявителя: Моховой М.В. по доверенности от 27.12.2021 (сроком до 31.12.2023),  Патрикеевой Е.Ю. по доверенности от 24.12.2021 (сроком до 31.12.2023), 

ответчика: Тюрикова С.А. по доверенности от 03.02.2023 (сроком до 31.12.2023),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной  ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (ИНН 5250046906, ОГРН  1095250001582) о признании незаконным и отмене постановления начальника Кстовского  отдела Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по делу об  административном правонарушении № 515-05-108/2023 от 04.08.2023, 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кстовская домоуправляющая компания» (далее  - ООО «КДУК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Кстовского отдела  Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по делу об  административном правонарушении № 515-05-108/2023 от 04.08.2023. 

В обосновании заявленного требования Общество указало, что ресурсоснабжающая  компания не уведомила ООО «КДУК» об ограничении подачи газа и о возобновлении  газоснабжения, заявки от жителей об отсутствии газоснабжения в адрес заявителя также не  поступали. При таких обстоятельствах заявитель полагает, что в его действиях (бездействии)  отсутствует как вина, так и объективная возможность для предотвращения вменяемого  нарушения. 

Также ООО «КДУК» заявлено ходатайство о восстановления срока на обжалование  оспариваемого постановления. 

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее –  административный орган, Инспекция) в отзыве указывает на законность и обоснованность  вынесенного постановления. 

В судебном заседании стороны поддержали заявленное требование и возражения.

Ранее в судебном заседании 02.10.2023 представитель Общества заявил ходатайство в  порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – 


АПК РФ) о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Газпром  газораспределение Нижний Новгород» и Администрацию Кстовского муниципального  округа Нижегородской области. 

В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие  самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на  стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается  рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может  повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть  привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда. 

Вместе с тем заявителем не представлено доказательств того, что принятый по  данному делу судебный акт может повлиять на права и обязанности указанных лиц по  отношению к одной из сторон спора, в связи с чем ходатайство не подлежит  удовлетворению. 

ООО «КДУК» заявлено ходатайство о восстановления срока на обжалование  оспариваемого постановления. 

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 208 АПК РФ в случае пропуска десятидневного  срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству заявителя. 

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает  пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. 

Оспариваемое постановление получено заявителем 04.08.2023, заявление поступило в  арбитражный суд 14.08.2023. Таким образом, в рассматриваемом случае срок на  обжалование постановления заявителем не пропущен. 

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд удовлетворяет  заявление, исходя из следующего. 

Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена документарная внеплановая  проверка деятельности ООО «КДУК». 

На момент проведения внеплановой документарной проверки при рассмотрении  официальных сведений МКУ «Управление по делам ГО и ЧС Кстовского района и ответа  Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской области Инспекцией  установлено, что 07.06.2023 с 09 час.00 до 19 час.00 на ГРС «Ройка» проводились плановые  работы Приокским ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» с полным  прекращением подачи газа промышленным потребителям и ограничения подачи газа  населению п. Селекционная Станция, д. Козловка, ул. Новая, п. Березовый клин,  ул. Железнодорожная, ул. Центральная, ул. Лесная, п. Садовский, п. Культура, СНТ «Элита»,  п. Опытный, с. Федяково, ул. Луговая, ул. Кооперативная, ул. Школьная, ул. Центральная,  ул. Выселки, а также стравливание газа до отключающих устройств потребителей. 

Повторный пуск газа до границ эксплуатационной ответственности был выполнен  ООО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» после окончания работ 07.06.2023 

Однако подача газа на приборы потребителей многоквартирных домов п.  Селекционная Станция не возобновилась. 

Возобновление подачи газа проводится специализированной организацией, которая  имеет договор с управляющей компанией (Правила 410). 

Подача газа была возобновлена 13.06.2023.
Продолжительность перерыва газоснабжения составила 144 часа.

Данные отключения превышают допустимую продолжительность перерыва  газоснабжения, пункта 11 Приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила №  354). 

Результаты проверки зафиксированы в акте документарной проверки от 13.07.2023   № 515-05-108/2023. 


В отношении ООО «КДУК» составлен протокол об административном  правонарушении от 20.07.2023 № 515-05-108/2023 в присутствии представителя Общества  Дубинкина С.А. 

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный  суд с рассматриваемым требованием. 

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность  оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли  законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

В силу статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об  оспаривании решения административного органа о привлечении к административной  ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его  принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к  административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо  оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их  полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого  решения полностью или в части либо об изменении решения. 

Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев,  предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса. 

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области  лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными  домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом  Российской Федерации. 

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении  предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с  нарушением лицензионных требований, установленных Правительством Российской  Федерации. 

Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации,  деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на  основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на  основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. 

Согласно статье 7 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-Ф «О лицензировании  отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), должностные лица  лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право в том числе: запрашивать у  органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и  лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для  осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством  Российской Федерации; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных  нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных 


правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной  ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации  (статья 8 Федерального закона № 99-ФЗ). 

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, утверждено Постановлением Правительства Российской  Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110 (далее - Положение № 1110). 

В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного  кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); 

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом,  предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ;

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6  статьи 198 ЖК РФ

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -  ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет  ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание  всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание  общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям  технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил  содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных  услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно  соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил  предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. 

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом  одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае -  собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за  плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и  ремонту общего имущества в таком доме. 

Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут  бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. 

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г.   № 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем  наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности  многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность  имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного  имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также  иных лиц. 

В связи с реорганизацией ООО «КДУК» форме присоединения ООО «ДУККР»  (выписка из ЕГРЮЛ на ООО «КДУК», на АО «Жилсервис», Решение единственного  участника ООО «ДУККР» от 10 февраля 2023 г., протокол внеочередного общего собрания  участников ООО «КДУК» от 9 февраля 2023 г., передаточный акт при реорганизации в  форме присоединения от 10 февраля 2023), согласно приказу Госжилинспекции от 29 июня  2023 г. № 515-14-16-288-23 многоквартирные дома по адресам Кстовский муниципальный  округ п. Ждановский и пос. Селекционной Станции включены в лицензию № ЛО45-01034- 52/00012547 от 16 апреля 2015 г. предоставленную ООО «КДУК» с 30 июня 2023 г.,  выполняемые работы, оказываемые услуги, составляющие лицензирующий вид  деятельности: выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных 


статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в  многоквартирном доме. 

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия выявлено несоблюдение  обществом требований Правил № 354 ЖК РФ, зафиксированных в акте внеплановой  документарной проверки от 13.07.2023 № 515-05-108/2023 и по факту выявленных  нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 20.07.2023   № 515-05-108/2023. 

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, должностное лицо Инспекции вынесло  постановление от 04.08.2023 № 515-05-108/2023 по делу об административном  правонарушении, в соответствии с которым заявителю назначено административное  наказание в виде штрафа 75 100 рублей. 

Определением Инспекции от 11.08.2023 в постановление от 04.08.2023 № 515-05108/2023 по делу об административном правонарушении в отношении ООО "КДУК"  внесены исправления, размер штрафа изменен на 125 100 рублей. 

В вину заявителю вменено то обстоятельство, что после работ, производимых  ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», была несвоевременно возобновлена подача газа  в жилые помещения многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «КДУК». 

Вместе с тем при вынесении оспариваемого постановления административным  органом не учтено следующее. 

В соответствии со статьями 19, 20 приложения № 1(1) к Правилам предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах  и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О  предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) ресурсоснабжающая  организация осуществляет ограничение, приостановление, возобновление предоставления  коммунальной услуги потребителю по основаниям и в порядке, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 11 Приложения № 1 Правил № 354 допустимая продолжительность  перерыва газоснабжения - не более 4 часов (суммарно) в течение 1 месяца. 

Уведомление потребителя о введении ограничения или приостановлении  предоставления коммунальной услуги осуществляется в порядке, сроки и способами,  которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. 

Вышеуказанный порядок и сроки уведомления установлены Постановлением  Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора  газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства  Российской Федерации». 

Согласно пункту «а» статьи 3 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245,  основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является ремонт  газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется  транспортировка газа до потребителя, если такой ремонт сопровождается понижением  давления в газораспределительной (газотранспортной) сети (ее участке); 

Статья 5 указанных Правил гласит, что ограничение подачи (поставки) и отбора газа в  случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 2 и подпунктом «а» пункта 3  настоящих Правил, производится газораспределительной организацией, на  газораспределительных (газотранспортных) сетях которой произошла авария или проводится  ремонт или сети которой технологически связаны с бесхозяйными сетями, на которых  произошла авария или осуществляется ремонт; 

а) с последующим уведомлением поставщика газа и потребителя в течение одного  дня, следующего за днем введения ограничения вследствие аварии на газораспределительной  (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до 


потребителя, или угрозы ее возникновения, а также проведения работ по предотвращению,  локализации такой аварии или устранению ее последствий; 

б) с предварительным уведомлением поставщика газа и потребителя не позднее чем за  30 календарных дней до введения ограничения, если его причиной стал ремонт  газораспределительной (газотранспортной) сети. 

Согласно акту документарной проверки от 13.07.2023 № 515-05-108/2023,  ограничение подачи газа было вызвано плановыми работами на ГРС «Ройка»,  соответственно потребители (в том числе и управляющая компания ООО «ДУККР», после  реорганизации ООО «КДУК») должны были быть уведомлены об ограничении подачи газа  не менее, чем за 30 календарных дней. 

Указанные обязательства ресурсоснабжающей организацией выполнены не были,  иного в материалы дела не представлено. 

При этом, с 07.06.2023 по 13.06.2023 как в ООО «ДУККР», так и в ООО «КДУК»  заявки от жителей об отсутствии газоснабжения не поступали. Не поступала и информация о  возобновлении газоснабжения со стороны ресурсоснабжающей организации. 

Согласно письму Администрации Кстовского муниципального округа Нижегородской  области от 20.06.2023 № СЛ-126-496429/23 работы по опрессовке и подключению  многоквартирных домов были организованы неудовлетворительным образом в результате  несогласованных действий домоуправляющей компании, газоснабжающих и  обслуживающих организаций. 

При этом в письме ООО "Газпром газораспределение Нижний Новгород"  от 16.06.2023 № 0301/01-06-543, в ответ на запрос Инспекции, указало, что не уведомляло  управляющую организацию ООО "КДУК" о приостановке подачи газа. 

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается  виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у  него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная  ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их  соблюдению. 

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной  ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ). 

В рассматриваемом случае Инспекцией не представлено достаточных доказательств  наличия у Общества возможности для соблюдения Правил № 354. 

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях  Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ

В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не  соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной  ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое  решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочии, суд  принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения  полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ). 

На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-182, 211 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации 

Р Е Ш И Л:

постановление государственной жилищной инспекции от 04.08.2023 по делу об  административном правонарушении № 515-05-108/2023 признать незаконным и отменить. 


Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия,  если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия  постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. 

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через  Арбитражный суд Нижегородской области в течение 10-ти дневного срока со дня принятия  решения. 

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной  квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам,  участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети  "Интернет". 

Судья Е.Н. Мясникова