ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-19277/09 от 22.09.2009 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

28 сентября 2009 года

Дело №

А55-19277/2009

Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2009 года, в полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2009 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Холодкова Ю.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовой Е.Б.

рассмотрев в судебном заседании 22 сентября 2009 года дело по заявлению

Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск, Чапаевск

к Государственной жилищной инспекции Самарской области, Самара

о признании незаконным и отмене Постановления № 1128-М от 24.07.2009 года

при участии в заседании

от заявителя – представитель Лапшова И.А., доверенность № 4 от 11.01.2009 года

от заинтересованного лица – представитель Озолин А.В., доверенность № К-2816 от 02.06.2009 года

Установил:

Заявитель – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений требований, принятых судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области № 1128-М от 24.07.2009 года по делу об административном правонарушении, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержала.

Представитель заинтересованного лица просит в удовлетворении заявленных требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, оценив доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При оценке доводов сторон суд исходит из пункта 4 ст. 210 АПК РФ, возлагающего приоритет доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности на орган, принявший оспариваемый акт, что в силу ст. 65 АПК РФ не освобождает другую сторону от обязанности доказывать свои доводы.

При рассмотрении дела судом проверены все обстоятельства, предусмотренные пунктом 6 ст. 210 АПК РФ, а также иные, имеющие значение по делу.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как следует из материалов дела, 19 июня 2009 года сотрудниками Государственной жилищной инспекции Самарской области в ходе мероприятий по контролю использования, сохранности и содержания жилых домов (жилых помещений) проведенных по адресу: г.о. Чапаевск, ул. Пролетарская, 14, были выявлены следующие нарушения: затопление подвального помещения из-за течи трубопровода, неисправности инженерного оборудования; неисправность стен (влагопроницаемость, грибок) дома; неисправность входных дверей в подъездах №№ 1, 2, 3, 4; отслоение штукатурного и окрасочного слоев лестничных клеток в подъездах №№ 1, 2, 3, 4; нарушение влажностного режима (грибок) в квартире № 10; неисправность, зыбкость полов в квартире № 10; ветхость оконных блоков в квартире № 10, тем самым нарушены п.п. а) п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п.п. 3.1.1; 3.2.8; 3.2.11; 4.1.1; 4.1.3; 4.1.15; 4.2.22; 4.4; 4.7; 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и п. 2 ч. 2 ст. 65 Жилищного Кодекса РФ.

По результатам проверки был составлен акт от 19.06.2009 года № 1128-М (л.д. 67). Кроме того, в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск (далее - Комитет) был составлен протокол об административном правонарушении от 19.06.2009 года № 003039 (л.д. 65). О времени и месте составления протокола заявитель был извещен уведомлением–вызовом № 1128-М от 17.06.2009 года (л.д. 68), переданным нарочно.

Постановлением № 1128-М по делу об административном правонарушении от 24.07.2009 (л.д. 45-46) Комитет был привлечен к административной ответственности по ст. 7.22. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Названные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, привлечение к ответственности по статье 7.22 КоАП РФ будет правомерно только в том случае, если привлекаемое лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что заявитель не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

В силу положений п.п. 4.2.1.6, 4.6.1.1, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 чтобы предотвратить разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:

исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;

защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;

воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;

обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;

чистоту чердачных помещений и освещенность;

достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;

исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;

выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда.

Привлекая к ответственности Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск Государственная жилищная инспекция исходила из положений п. 1.3 раздела № 1 Положения о КУМИ администрации городского округа Чапаевск, утвержденного Постановлением Чапаевской городской Думы № 42-ЧД от 30.11.2005 года.

Вместе с тем, государственным органом при принятии Постановления не учтено следующее.

В соответствии с п. 1.2 Положения об управлении муниципальной собственностью г. Чапаевска, утвержденного Постановлением Чапаевской городской думы № 196 от 29.09.2003 года Органом по управлению имуществом города Чапаевска является Комитет по управлению муниципальным имуществом города Чапаевска (далее - Комитет). Функции Комитета определяются Уставом города Чапаевска и Положением о Комитете по управлению имуществом, утверждаемым постановлением Главы города Чапаевска.

Согласно п. 2.2. указанного Положения объектами муниципальной собственности города Чапаевска, в том числе являются муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения.

Вместе с тем, пунктом 4 данного Положения определено, что от имени города Чапаевска права владения, пользования и распоряжения муниципальным жилищным фондом осуществляет организация, уполномоченная Главой города.

В материалы дела представителем заявителя представлено Постановление и.о. Главы городского округа Чапаевск № 570 от 04.07.2008 года «Об утверждении Порядка участия городского округа в управлении многоквартирными домами, в которых расположены помещения, находящиеся в муниципальной собственности».

Согласно пункту 1.1 Порядка участия, с целью реализации положений Жилищного Кодекса РФ и обеспечения защиты интересов городского округа как собственника жилых помещений в многоквартирных домах установить, что уполномоченными представителями городского округа Чапаевск в вопросах управления помещениями муниципальной собственности в многоквартирных домах выступают: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Чапаевск – по управлению нежилыми помещениями в многоквартирных домах, МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» - по управлению жилыми помещениями в многоквартирных жилых домах.

Материалами дела подтверждается, что спорный жилой дом, расположенный по адресу: г.о. Чапаевск, ул. Пролетарская, 14 в период производства по делу об административном правонарушении (из информации заявителя, представленной в ГЖИ) обслуживался ООО "СМУ-30" без заключения какого –либо договора.

Данная организация осуществляла аварийно-диспетчерское обслуживание без взимания платы с жильцов и заключения Договора.

На основании Распоряжения Главы городского округа Чапаевск от 12.08.2008 года № Д-7/437, межведомственная комиссия составила акт обследования жилого дома № 14 по ул. Пролетарская в г. Чапаевске (л.д. 14-15).Данным актом установлено, что дом непригоден для проживания граждан в связи с физическим износом. По состоянию на 20.08.2007 года износ составляет 76 %.

Кроме того,Постановлением Чапаевской городской Думы Самарской области от 24.06.2004 года № 282 утверждена городская целевая программа "Переселение граждан г. Чапаевска из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" 2003-2010 годы. В соответствии с приложением № 3 данной программы многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.о. Чапаевск, ул. Пролетарская, 14, по состоянию на 01.01.2004 года имеет процент износа 66 % и включен в список ветхих домов, подлежащих сносу.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Комитет привлечен к ответственности не по причине ненадлежащего содержания нежилых помещений, а именно по статье 7.22 КоАП РФ – за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск Самарской области не является лицом, ответственным за содержание жилого дома и (или) жилых помещений, и, следовательно, субъектом вмененного правонарушения.

Согласно статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют объективные и достаточные доказательства, позволяющие установить в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск состав административного правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ.

С учетом установленных в ходе рассмотрения данного дела обстоятельств, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления.

Учитывая изложенное, Постановление Государственной Жилищной инспекции по Самарской области № 1128-М от 24.07.2009 года следует признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Вопрос о судебных расходах судом не рассматривается, так как в соответствии с п.1 ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не предусмотрена.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176,211

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление Государственной Жилищной инспекции по Самарской области № 1128-М от 24.07.2009 года, в соответствии с которым Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Чапаевск признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 40 000 рублей.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Настоящее решение вступает в законную силу в десятидневный срок и может быть обжаловано в этот же срок в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Ю.Е. Холодкова