АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
г. Ставрополь Дело № А63-17012/2018
30 июля 2019 года.
Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 30 июля 2019 года.
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
правительства Ставропольского края, г. Ставрополь,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
г. Ставрополь,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края,
г. Ставрополь,
общества с ограниченной ответственностью «Москва СТ Медикал», г. Ставрополь,
о признании недействительным предупреждения от 16.07.2018 № 36,.
при участии в судебном заседании представителей правительства Ставропольского края Берестнева К.Б. по доверенности от 05.09.2018 № 01-36/14070 и Васильева М.Ю. по доверенности от 09.04.2019 № 01-35/5564, представителя управления Гритчина И.Н. по доверенности от 09.01.2019 № 03/2, в отсутствие других лиц, надлежащим образом извещенных,
УСТАНОВИЛ:
правительство Ставропольского края, г. Ставрополь (далее – заявитель, правительство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 16.07.2018 № 36.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края, ООО «Москва Ст Медикал».
В обоснование заявленных требований правительство Ставропольского края указало, что из положений статей 6 и 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не усматриваются полномочия субъекта Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования по разработке механизма (системы) распределения объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, и установлению критериев распределения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Установление механизма (системы) распределения объемов предоставления медицинской помощи, определенных территориальной программой обязательного медицинского страхования, а также критериев распределения объемов медицинской помощи относится к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Кроме того, указало, что критерии распределения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования установлены Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н, письмами о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно издаваемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Считало, что комиссия по разработке территориальной программы, созданная в Ставропольском крае в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ осуществляющая свою деятельность в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. № 158н, действовала в пределах своей компетенции и распределяла установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования объемы предоставления медицинской помощи в полном соответствии с вышеназванными требованиями.
Также указало на необоснованность вынесенного антимонопольным органом предупреждения в части пересмотра решений комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Данные обстоятельства, по мнению правительства свидетельствует об отсутствии в его действиях нарушений антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган в представленном отзыве не согласился с заявленными доводами.
Указал, что согласно статье 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Статьей указанного Закона прямо не предусмотрена обязанность органа власти субъекта Российской Федерации разрабатывать механизм (систему) сбалансированного распределения объемов предоставления медицинской помощи, однако названная статья содержит лишь диспозитивные нормы, а значит полномочия исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части разработки механизма (системы) сбалансированного распределения объемов предоставления медицинской помощи не ограничены данной статьей.
Несбалансированное распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае приводит к нарушению установленных Правительством Российской Федерации целевых показателей развития конкуренции, несоблюдению Указа Президента от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», распоряжения Губернатора Ставропольского края от 14 июня 2016 г. № 322-р «О некоторых мерах по внедрению стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации в Ставропольском крае».
Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ письмами о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно издаваемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации, определены лишь общие критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. В названных актах отсутствует четкий механизм использования указанных критериев для сбалансированного распределения объемов медицинской помощи.
Наличие механизма (системы) сбалансированного распределения объемов медицинской помощи позволило бы объективно осуществить рассмотрение заявки участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования на выделение объемов предоставления медицинской помощи, учитывая как интересы медицинской организаций, так и потребности получателей медицинской помощи, а также обеспечило бы прозрачность процедуры рассмотрения заявки организаций на выделение объемов предоставления медицинской помощи, что привело бы к развитию конкурентной среды среди медицинских организаций и улучшению качества оказания медицинской помощи населению.
В этой связи правительство имеет возможность и обязанность утвердить критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи, отвечающие как принципам сбалансированности распределения медицинской помощи между медицинскими учреждениями региона в пределах установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования объемов предоставления медицинской помощи, так и показателям, применимым к конкретной медицинской организации.
Кроме того, антимонопольный орган полагал, что комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования нарушены права ООО «Москва Ст Медикал» в связи с отказом в выделении объемов на 2018 год, что создает препятствия для осуществления указанной медицинской организацией медицинской деятельности.
Таким образом, правительством Ставропольского края, как органом, образовавшим комиссию по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, нарушены пункты 1, 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Соответственно, предупреждение от 16.07.2018 г. № 36 законно и обоснованно.
В ходе судебного разбирательства представителем правительства по доверенности Васильевым М.Ю. представлены дополнительные пояснения с учетом отзыва антимонопольного органа на заявление. В пояснениях правительство указало на неисследованность антимонопольным органом конкретных обстоятельств дела при проведении проверки по заявлению ООО «Москва Ст Медикал», результаты которой послужили основанием для вынесения обжалуемого предупреждения, нарушений требований законодательства Российской Федерации при осуществлении медицинской деятельности, а также на тот факт, что антимонопольным органом не были учтены положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения участников обязательного медицинского страхования при распределении объемов медицинской помощи и механизмах ее оплаты в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Отзыв на заявление правительства ООО «Москва Ст Медикал» не представлен.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательствам, суд приходит к следующему.
Антимонопольным органом правительству письмом от 16.07.2018 г. № 03/8940 вынесено предупреждение № 36 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения жалобы ООО «Москва Ст Медикал» на действия комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае при распределении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2017 г. № 523-п.
Согласно обжалуемому предупреждению, правительству в течение двух месяцев с момента его получения надлежит устранить допущенные нарушения путем разработки и реализации порядка, устанавливающего механизм (систему) распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и предусматривающего критерии распределения объемов оказания медицинской помощи, а также пересмотреть решение комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае по распределению объемов оказания медицинской помощи на 2018 год в отношении ООО «Москва Ст Медикал».
Вышеуказанное предупреждение антимонопольного органа отвечает признакам ненормативного правового акта, в связи с чем подлежит обжалованию по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, регулируются Федеральным законом № 326-ФЗ, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - закон № 323-ФЗ), Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19998, далее – Правила ОМС), действовавшими до 27.05.2019, и иными нормативными актами.
Так, в силу статьи 3 Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом № 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой является территориальная программа обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, федеральным законодателем, наделившим органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определены пределы осуществления нормотворческих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
Так, статьями 6, 8 Федерального закона № 326-ФЗ, устанавливающими полномочия Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, не предусмотрены полномочия субъекта Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования по разработке механизма (системы) распределения объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования как в целом, так и по отдельным видам медицинской помощи, и установлению критериев распределения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Помимо перечисленных в статьях 6, 8 Федерального закона № 326-ФЗ полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, согласно статье 81 Федерального закона № 323-ФЗ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены полномочия по утверждению территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Объем и пределы реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий при формировании территориальной программы обязательного медицинского страхования определены в части 2 статьи 81 закона № 323-ФЗ. В соответствии с частью 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в частности предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Кроме того, на обязанность органов власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи указано в разделе I постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», разделе I постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Согласно статье 7 Федерального закона № 326-ФЗ издание нормативных правовых актов и методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Учитывая изложенное, вышеуказанными правовыми актами субъект Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования не наделен полномочиями по разработке механизма (системы) распределения объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2016 г. № 308-КГ16-15474 по результатам рассмотрения кассационной жалобы антимонопольного органа.
Судом также установлено, что в соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ на территории Ставропольского края постановлением правительства Ставропольского края от 03.10.2012 № 365-п создана комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования и утвержден ее персональный состав.
Пунктом 10 статьи 36 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Комиссия в рассматриваемый период осуществляла свою деятельность в соответствии с Положением о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющегося приложением № 1 к Правилам ОМС (далее – Положение о комиссии, комиссия).
Пунктом 8 Положения о комиссии определено, что комиссия по представленным секретарем комиссии предложениям, поступившим от органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, территориального фонда, распределяет на своем заседании объемы медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, на основе установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования объемов предоставления медицинской помощи по видам медицинской помощи, условиям предоставления медицинской помощи, в разрезе профилей отделений (коек), врачебных специальностей, с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц.
Комиссия при распределении объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования также руководствуется письмами о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно издаваемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Критерии, подлежавшие учету при распределении объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС, приведены также в пункте 123 Правил ОМС, согласно которому при определении объема предоставления медицинской помощи учитываются возможность достижения оптимальной медицинской, экономической и социальной эффективности использования материально-технических и финансовых ресурсов; возможность достижения социально значимых показателей деятельности здравоохранения, ориентированных на результат.
Кроме того, в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации России от 13.12.2017 № 11-7/10/2-8616 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» при распределении объемов медицинской помощи на 2018 год учитывались:
- сведения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения о видах медицинской помощи, мощности вошедших в реестр медицинских организаций, профилях медицинской помощи, врачебных специальностях;
- сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты;
- сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования, включающие:
- показатели (в том числе коечная мощность, объемы медицинской деятельности и другие), установленные решением Комиссии, подтверждающие возможность медицинской организации по выполнению объемов медицинской помощи в разрезе видов, профилей отделений (коек), врачебных специальностей в соответствии с правом на их осуществление;
данные о половозрастном составе и численности застрахованных лиц, прикрепившихся для амбулаторно-поликлинического обслуживания;
- показатели, подтверждающие возможность медицинских организаций оказать диагностические услуги (для медицинских организаций, оказывающих только отдельные диагностические услуги в соответствии с правом на их осуществление);
- показатели, установленные решением Комиссии, подтверждающие возможность медицинских организаций дополнительно оказывать отдельные диагностические услуги (для медицинских организаций, оказывающих в рамках основной деятельности дополнительно отдельные диагностические услуги в соответствии с правом на их осуществление).
Аналогично содержит указания, учитываемые при распределении объемов медицинской помощи, письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 № 11-7/10/1-511 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что критерии распределения объемов предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программой обязательного медицинского страхования законодательно установлены.
Исходя из изложенного, законодательство в сфере обязательного медицинского страхования не содержит положений, обязывающих субъект Российской Федерации определять на своем уровне дополнительные критерии распределения объемов медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2019, по делу № А63-13791/2018.
Судом также установлено, что основанием для вынесения обжалуемого предупреждения явилось обращение медицинской организации ООО «Москва Ст Медикал» в связи с несогласием общества с действиями комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона № 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона № 326-ФЗ договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
В рассматриваемый период постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2017 № 523-п утверждена Территориальная программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
В соответствии с перечнем медицинских организаций Ставропольского края, участвовавших в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, являющимся приложением к вышеуказанной территориальной программе, ООО «Москва Ст Медикал» включено в указанный перечень. Таким образом, общество является участником обязательного медицинского страхования в силу нормы статьи 9 Федерального закона № 326-ФЗ.
ООО «Москва Ст Медикал» заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность по обязательному медицинскому страхованию на территории Ставропольского края.
Документы, свидетельствующие о фактах отказа в оплате медицинской помощи, оказанной обществом, антимонопольным органом не представлены.
При этом в соответствии с Положением о комиссии и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию объемы медицинской помощи, установленные на год, могут быть скорректированы комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования при условии их необходимости и обоснованности по обращению медицинской организации в указанную комиссию.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о фактическом оказании ООО «Москва Ст Медикал» услуг сверх установленных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования для общества объемов медицинской помощи, требующих корректировки уже установленных объемов в сторону их увеличения.
Несогласие ООО «Москва Ст Медикал» с принятым комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае решением в отношении общества само по себе не свидетельствует о нарушении прав общества в сфере предпринимательской деятельности и не свидетельствует о нарушении правительством Ставропольского края положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Доказательств того, что действия комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования препятствуют медицинской организации получить плату за фактически оказанные медицинские услуги застрахованным лицам, антимонопольным органом не представлено.
Из совокупности вышеуказанных норм права следует, что медицинская организация, включенная в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, обязана оказать застрахованному лицу бесплатную медицинскую помощь, за оказание которой медицинские организации имеют право получать средства на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
При этом пунктом 6 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ утверждена структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в которую не заложена прибыль медицинской организации. Таким образом, законодательно не предусмотрено получение прибыли за счет средств обязательного медицинского страхования.
Из анализа положений Федерального закона № 326-ФЗ, а также Правил ОМС следует, что обязанность комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования распределять объемы предоставления медицинской помощи в строгом соответствии с предложениями медицинской организации по формированию объемов предоставления медицинской помощи и с учетом экономических потребностей данной медицинской организации не установлена, так как целью обязательного медицинского страхования является обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая согласно статье 20 Федерального закона № 326-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах предупреждение антимонопольного органа в части пересмотра решения комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в отношении ООО «Москва Ст Медикал» нельзя признать обоснованным.
Согласно пункту 4 Положения о комиссии объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями распределяются комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся межведомственным органом, рассматривающим обращения медицинских организаций с предложениями о выполнении объемов медицинской помощи.
Решения комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Ставропольском крае, принятые по обращениям ООО «Москва Ст Медикал», обществом не оспаривались, незаконными и необоснованными не признавались.
Учитывая изложенное, факт нарушения комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с неудовлетворенностью общества выделенными объемами медицинской помощи не находит своего подтверждения.
Судом также учтено, что, исходя из системного толкования положений Федерального закона № 326-ФЗ, Федерального закона № 323-ФЗ, Правил ОМС, принимая во внимание, что обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом № 326-ФЗ случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования, определяющим фактором при распределении объемов медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию является в первую очередь потребность застрахованных лиц в оказании медицинской помощи, а не рентабельность деятельности медицинской организации, самостоятельно принявшей решение об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
Доказательств несоответствия распределенных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объемов медицинской помощи фактической потребности в такой помощи застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц антимонопольным органом не представлено.
При этом суждение антимонопольного органа о том, что установленные критерии распределения объемов являются общими, что не позволяет использовать четкий механизм распределения объемов медицинской помощи и использовать их для сбалансированного распределения указанных объемов, является оценочным и не может служить основанием для понуждения правительства Ставропольского края к совершению действий за пределами перечня полномочий, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления правительства Ставропольского края о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю 16.07.2018 г. № 36.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования правительства Ставропольского края, г. Ставрополь, удовлетворить.
Признать недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16.07.2018 № 36.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.В. Быкодорова