ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А70-2726/20 от 14.07.2020 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-2726/2020

21 июля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2020 года. Решение в полном объеме изготовлено 21 июля 2020 года.

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Коряковцевой О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарём Бахмач И.М., рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению

ООО «Центр противопожарной профилактики» ИНН 7206026358

к Северо-Уральскому МУГАДН

о признании недействительным предписания от 05.02.2020 № 02/2,

при участии:

представитель заявителя – Бобу С.И. на основании доверенности от 1 июня 2020г.,

установил:

ООО «Центр противопожарной профилактики» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому МУГАДН (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным предписания от 05.02.2020 № 02/2.

В судебном заседании представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв: в пунктах 1-3, 5, 7, 15, 16, 17, 18 предписания имеется ссылка на отменённый п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», заявитель осуществляет лишь деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, и не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным транспортом, к нему не могут быть применены положения п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Управлением не представлены доказательства, подтверждающие наличие в штате заявителя водителей, подлежащих прохождению стажировки; ООО «ЦПП» включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому с 2016 по 2018г.г. действовал запрет на плановые проверки малых предприятий, «надзорные каникулы» продлены на период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Согласно представленному отзыву ответчик с заявленными требованиями не согласен.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, согласно плану проведения плановых проверок на 2020 год, утверждённому управлением Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе, государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора Северо-Уральского МУГАДН на основании распоряжения начальника Управления от 20.01.2020 №6/0009 проведена плановая проверка ООО «Центр противопожарной профилактики» с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательства в области автомобильного транспорта.

В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет перевозку для собственных нужд посредством эксплуатации двух легковых и двух грузовых транспортных средств.

Следовательно, Общество осуществляет деятельность низкой категории риска 6 класса опасности, что следует из положений Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806).

В этой связи арбитражным судом отклоняется довод Общества о «надзорных каникулах», поскольку частью 1 ст.26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен перечень плановых проверок, на которые не распространяется запрет на их проведение в 2019-2020 г.г., куда включены плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Так же судом не принимается довод заявителя о том, что, поскольку им не осуществляются коммерческие перевозки, на Общество не распространяются требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения для лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств.

При этом пунктом первым названной статьи установлены требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют эксплуатацию транспортных средств для своих нужд.

Во втором пункте, в дополнении к первому, установлены требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют перевозку пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляют перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями).

Поскольку, как указано выше, Общество эксплуатирует два грузовых автомобиля для собственных нужд, на него в полной мере распространяются требования, как первого, так и второго пунктов ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Результаты проверки оформлены актом от 04.02.2020 №05/2 и Обществу выдано оспариваемое предписание от 05.02.2020 №02/2 (включает 18 пунктов), в соответствии с которым заявитель обязан выполнить следующие мероприятия:

- обеспечить планирование мероприятий, обеспечивающих безопасность перевозок. Разработать план мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. Разработать план мероприятий по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации (п.1 предписания);

- обеспечить выполнение контроля соблюдения требований мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасных перевозок (п.2 предписания);

- обеспечить периодичность проведения проверок соблюдения мероприятий по подготовке работников и транспортных средств к безопасной работе (эксплуатации). Проводить контроль мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки работников один раз в шесть месяцев. Проводить контроль мероприятий (за исключением пп. 1.1, 1.2, 1.7) один раз в квартал (п.3 предписания);

- организовать ежемесячную сверку с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях. Совершённых с участием принадлежащих субъекту транспортных средств (п.4 предписания);

- обеспечить хранение результатов анализа причин и условий ДТП, имевших место с участием принадлежащих субъекту транспортных средств, в течение 3 лет (п.5 предписания);

- организовать проведение мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП (п.6 предписания);

- провести стажировку водителей (п.7 предписания);

- устранить нарушения порядка проведения стажировки водителей. Включить в программу стажировки проведение инструктажей с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов (п.8 предписания);

- организовать проведение стажировки под руководством водителей-наставников, отвечающих установленным требованиям (п.9 предписания);

- организовать ведение документального учета всех проведенных стажировок каждого водителя (п.10 предписания);

- обеспечить оформление стажировочных листов по результатам прохождения стажировки (п.11 предписания);

- устранить нарушения в заполнении стажировочного листа (п.12 предписания);

- организовать хранение оформленных стажировочных листов на период не менее пяти лет (п.13 предписания);

- обеспечить заполнение и хранение листов собеседования (п.14);

- провести аттестацию должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (п.15 предписания);

- обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Обеспечить наличие у ответственного за обеспечение БДД, не имеющего профильного высшего образования по специальности группы 23.00.00, диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (п.16 предписания);

- устранить несоответствие квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта установленным требованиям либо обеспечить наличие у диспетчера диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта (п.17 предписания);

- устранить несоответствие квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств установленным требованиям. Обеспечить наличие у контролера АТС, не имеющего профильного образования по специальности 23.02.03, диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной подготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств (п.18 предписания).

Арбитражный суд считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.

По пунктам 1-3 предписания арбитражный суд отмечает следующее.

Согласно пунктам 5 и 6 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (утв. приказом Минтранса России от 15.01.2014 N7, далее – приказ Минтранса России от 15.01.2014 № 7) при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.

Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.

В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Таким образом, материалами подтверждается нарушение заявителем требований законодательства в области автомобильного транспорта по пунктам 1-3 предписания.

Далее по п.4 предписания арбитражный суд отмечает следующее.

В соответствии с п.18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 647) владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

В соответствии с указанными Правилами на организации лежит обязанность проведения сверки с органами ГИБДД не зависимо от того, участвовало транспортное средство в ДТП или нет. В ходе указанной сверки проверке подлежат и данные о водителях транспортных средств.

На территории РФ осуществляется государственный учет основных показателей состояния БДД. Учёт ДТП осуществляется органами внутренних дел, а также владельцами транспортных средств и др. Медицинские организации ведут учёт погибших и раненых в ДТП. Кроме того, владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом ДТП с участием принадлежащих им транспортных средств.

Таким образом, материалами подтверждается нарушение заявителем требований законодательства в области автомобильного транспорта по пункту 4 предписания.

Далее, по пунктам 5 и 6 предписания арбитражный суд отмечает следующее.

Согласно п.6 приказа Минтранса России от 15.01.2014 №7 в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий, указанных в Перечне.

В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Согласно п.5 приказа Минтранса России от 15.01.2014 №7 субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

В соответствии с п.4 ст.31 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Таким образом, материалами подтверждается нарушение заявителем требований законодательства в области автомобильного транспорта по пунктам 5,6 предписания.

Далее, по пунктам 7-13 предписания арбитражный суд отмечает следующее.

Согласно п.5 приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7 субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки проведения стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Согласно п.13 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 N59, далее – Приказ Минтранса России №59) водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

В соответствии с пунктами 17, 18, 19 приказа Минтранса России №59 работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:

номер стажировочного листа;

фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;

сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;

дата и время прохождения, количество часов стажировки;

замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.

Пункты 20, 21 и 22 приказа Минтранса России №59 предусматривают, что стажировка водителей включает инструктаж и практику. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя Квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

Таким образом, материалами подтверждается нарушение заявителем требований законодательства в области автомобильного транспорта по пунктам 7-13 предписания.

Далее по п.14 предписания арбитражный суд отмечает следующее.

Согласно пунктам 9, 10, 11 приказа Минтранса России №59 предусмотрено, что в случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

В ходе собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям на основании Квалификационных требований (в случае если прием на работу проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом).

Собеседование проводится в устной форме. По решению юридического лица или индивидуального предпринимателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые должны храниться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не менее пяти лет.

Таким образом, материалами подтверждается нарушение заявителем требований законодательства в области автомобильного транспорта по пункту 14 предписания.

Далее по пунктам 15-18 предписания арбитражный суд отмечает следующее.

П.8 приказа Минтранса России №7 предусмотрено, что обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:

1) проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);

2) наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

В соответствии с п.16.3 приказа Минтранса России от 28.09.2015 N287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее – приказ Минтранса России №287) к специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта», и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Согласно п.13.3 приказа Минтранса России от 28.09.2015 N 287 к диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

В соответствии с п.14.3 приказа Минтранса России от 28.09.2015 N287 к контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;

наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

Таким образом, материалами подтверждается нарушение заявителем требований законодательства в области автомобильного транспорта по пунктам 15 - 18 предписания.

По пунктам 1 – 5, 7 и 15-18 предписания государственным инспектором Северо-Уральского МУГАДН было вынесены постановления от 05.02.2020 № ТюО 000665/72 и № ТюО 000666/72, в соответствии с которыми заместитель директора Общества Старушенко Л.Л. привлечён к административной ответственности по ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ - осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в виде штрафа в общем размере 30 000 руб.

Не согласившись с названными постановлениями, Старушенко Л.Л. обжаловал их в Тобольский городской суд Тюменской области.

Решениями Тобольского городского суда от 25.02.2020 по делам №12-36/2020 и №12-35/2020 постановления Управления от 05.02.2020 № ТюО 000665/72 и № ТюО 000666/72 оставлены без изменения.

В рамках вышеуказанных дел Тобольский городской суд указал, что юридическое лицо является субъектом транспортной деятельности, так как в соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Так же арбитражный суд сделал вывод об отсутствии грубых нарушений, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при проведении плановой проверки.

То обстоятельство, что юридическое лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства не освобождает его от административной ответственности.

Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для настоящего дела, соответственно, оспариваемое по настоящему делу предписание является законным и обоснованным, что влечёт отказ в удовлетворении заявленных требований.

То обстоятельство, что в предписания имеется ссылка на отменённый п.4 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не влечёт недействительность результатов проверки, поскольку выявленные нарушения подтверждены материалами дела.

Руководствуясь ст.ст.167 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Коряковцева О.В.