ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-545/17 от 14.06.2017 АС Удмуртской Республики


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ижевск Дело № А71-545/2017

21 июня 2017г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2017г.

Полный текст решения изготовлен 21 июня 2017г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Калинина Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Геладзе В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Ижевский завод металлургии и машиностроения», г. Ижевск о признании недействительными пунктов 4,5,9-16 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г. Ижевск от 24.10.2016 №07/20/3/1-16,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Рыженкова И.Н. по доверенности от 07.07.2016,

от ответчика: Вольниковой И.П. по доверенности от 09.01.2017,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Ижевский завод металлургии и машиностроения» (далее АО «Ижметмаш», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными пунктов 4,5,9-16 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее Главное управление МЧС России по УР, административный орган, ответчик) от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из представленных по делу доказательств, следует, что на основании распоряжения заместителя начальника Главного управления МЧС России по УР Чукавина П.Н. от 23.09.2016 №07/20 ГО (т. 1 л.д. 48-49) в период с 10.10.2016 по 24.10.2016 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Ижметмаш» с целью проверки соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны.

В ходе проверки были установлены следующие нарушения:

- Созданное нештатное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в установленном порядке. Состав, структура нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ) не согласованы с Главным управлением МЧС России по УР;

- В организации не созданы противопожарные формирования;

- Из 58 руководителей групп занятий по гражданской обороне не прошли подготовку 48 человек в учебно-методическом центре субъекта РФ или на курсах гражданской обороны муниципального образования;

- Имеющиеся элементы локальной (объектовой) системы оповещения (опасный производственный объект 2 класса) не сопряжены с системой оповещения муниципального образования;

- Работники АО «Ижметмаш» не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) из расчета на 100% их общей численности +5% для подбора. При потребности средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) 1116 штук в наличии имеется 40 противогазов, закупленных в 2016 году. Организацией накопление запасов материально-технических, медицинских и иных средств, в полном объеме не создано. Медицинских средств индивидуальной защиты не достаточно в наличии 3 комплекта, при потребности 319 штук. Продовольственные запасы отсутствуют. Приборы ДП-ЗБ (1990), УГ-2 (1991), ИД-1 (1989), ИМД-5 (1991), радиационного, химического контроля со сроками хранения более 25 лет (акты осмотров за 2015-2016 годы и лабораторных испытаний за последние 5 лет не представлены);

- План ГО требует корректировки;

- Не представлена информация в федеральный орган исполнительной власти, для отнесения к категории;

- Страховой фонд документации не создан на магнитных носителях и в бумажном виду отсутствуют. Документы в электронном виде не сданы на хранение в орган исполнительной власти субъекта РФ;

- Не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке. Не разработан комплексный план маскировки организации;

- Приказом руководителя не назначено ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит организация учета ЗСГО, содержание помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

- Для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны не созданы звенья по обслуживанию;

- В ЗСГО отсутствует документация: паспорт убежища с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал проверки состояния убежища, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим убежища, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкция по технике безопасности при обслуживании оборудования, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция по противопожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

- Техническое обслуживание и планово предупредительный ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения не проводятся. Отсутствует проектно-сметная документация по ремонту, обслуживанию помещений и оборудования ЗС ГО;

- Системы жизнеобеспечения убежища частично демонтированы;

- Не проведен технический осмотр и контрольные проверки фильтров поглотителей ФП-300 1985 года;

- На убежище инв. №135, расположенное под кузнечно-прессовым корпусом оформлено право собственности 05.11.2013 18 АБ №868559.

По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки от 24.10.2016 №07/20 ГО (т. 1 л.д. 51-58), вынесено предписание от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 (т. 1 л.д. 59-66) по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.

По факту выявленных нарушений в отношении АО «Ижметмаш» составлены протоколы об административных правонарушениях от 24.10.2016 №20/ГО по ч.1 ст.20.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 79-83), №21/ГО по ч.2 ст.20.7 КоАП РФ (т. 1 л.д. 86-91).

Постановлением Мирового судьи судебного участка №6 Индустриального района г. Ижевска УР от 10.11.2016 (т. 1 л.д.94-96) АО «Ижметмаш» привлечено к административной ответственности по ч.1, 2 ст.20.7 КоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000руб.

Несогласие заявителя с пунктами 4,5, 9-16 предписания послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что административный орган не доказал факт нарушения АО «Ижметмаш» законодательства в области гражданской обороны, правовые и фактические основания для принятия решения и вынесения предписания в части пункта 4. Доказательств того, что системы не сопряжены, административный орган не представил.

В отношении пункта 5 заявитель указал, что в резолютивной части оспариваемого предписания не указаны конкретные действия, которые должно выполнить АО «Ижметмаш», а именно: какие материально-технические и иные запасы отсутствуют, в каком ассортименте и объеме должны быть созданы продовольственные запасы. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие допущенное обществом нарушение. При этом ничего не указано относительно способов устранения нарушений, действий, которые должно совершать общество с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого предписания, следовательно, оспариваемое предписание в указанной части является неисполнимым.

Заявитель указал, что к указанному в п.1.2. «ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 № 1193-ст, перечню отношения не имеет, не является органом исполнительной власти, научно-исследовательской, проектной, строительной и монтажной организацией и т.п. Вменяя в вину обществу нарушение обязательных требований по гражданской обороне, действующих с 19.12.2008, орган государственного надзора (ответчик) должен доказать, что объект защиты введен в эксплуатацию позже этой даты, либо факт проведения на объекте защиты капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения, при проведении которых должны быть учтены действующие требования по гражданской обороне, но такие требования не были соблюдены. Согласно п.3.15 указанного стандарта зона световой маскировки: территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы. Административный орган доказательств того, что объекты заявителя находятся на удалении до 600 км от государственной границы, не представил. На основании изложенного заявитель просит признать незаконным п. 9 предписания.

У государственного органа отсутствует паспорт убежища, заверенный эксплуатирующей организацией, это видно из п.12 указанного предписания. Следовательно, доказательств того, что заявитель эксплуатирует защитное сооружение гражданской обороны, у государственного органа на момент подписания оспариваемого предписания не имелось. Таким образом, в собственности заявителя объекты гражданской обороны находиться не могут, на ответственное хранение и в пользование имущество гражданской обороны заявителю передано не было. Ответчиком не представлено ни доказательств, ни какого-либо обоснования, в подтверждение того, что на заявителя законом возложена обязанность по разработке плана осуществления мероприятий по световой и другим видам маскировки, что у заявителя имеются объекты, подлежащие маскировке.

Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на то, что предписание от 24.10.2016 № 07/20/3/1-16 является законным и обоснованным, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Оценив представленные по делу доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу прямого указания ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Правоотношения по проведению органами государственного контроля (надзора) плановых и внеплановых проверок урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон №294-ФЗ) который предусматривает в случае выявления нарушений обязательных требований принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению.

Законом № 294-ФЗ предусмотрен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора).

В силу п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В п. 2 указанной статьи определены основные сведения, подлежащие отражению в распоряжении.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности п.2 ст.12 Закона № 294-ФЗ.

Согласно ст. 17 Закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В п. 1 ст. 9 Закона № 28-ФЗ предусмотрено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно п. 2 ст. 9 Закона №28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

В силу п. 3 ст. 9 организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

В соответствии с п.6 Приказа МЧС России от 23.12.2005 №999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.11 Закона №28-ФЗ руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Согласно п.4 ст.18 Закона №28-ФЗ обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 утверждено положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее положение № 687).

Согласно п. 16.2 положения №687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: создание и совершенствование системы оповещения работников; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации; сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.

В силу п. 4 положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2006 № 440 (далее положение №440) в соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне в организациях, продолжающих работу в военное время организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;

В соответствии с пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 422, Мининформсвязи России №90, Минкультуры России № 376 от 25.07.2006 (далее положение №422) системы оповещения создаются: на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации); на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа); на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования); на объективном уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

В соответствии с требованиями Свода правил 165.1325800.2014. «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне» (далее СП 165.1325800.20014):

- все подсистемы систем оповещения населения должны сопрягаться на программно-аппаратном уровне (п.6.44 СП 165.1325800.20014);

- сопряжение систем оповещения населения вышестоящего уровня с системами оповещения населения нижестоящего уровня является обязательством вышестоящего постоянно действующего органа управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, кроме систем оповещения объектового уровня. Техническое и программное сопряжение объектовых систем с региональной системой оповещения является обязательством собственника объекта (п.6.45 СП 165.1325800.20014).

- проектирование локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах, объектовых систем оповещения, а также систем оповещения городских и сельских поселений и их техническое сопряжение с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения на основе сети проводного радиовещания следует осуществлять в соответствии с СП 133.13330 (п. 6.58 СП 165.1325800.20014).

В соответствии с требованиями п.п. 5.2, 5.9 СП 133.1330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях» системы оповещения создаются: на объектах - объектовые системы оповещения; на потенциально опасных объектах - локальные системы оповещения. При создании локальных и объектовых систем оповещения необходимо обеспечивать их техническое и программное сопряжение с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта РФ.

Согласно «ГОСТ Р 42.3.01-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования" (далее ГОСТ Р 42.3.01-2014)система оповещения создается в соответствии с системой управления гражданской обороной и включает в себя федеральную, межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов РФ), местные (в границах муниципальных образований) и объектовые, в том числе локальные, системы оповещения. Настоящий стандарт определяет общие технические требования к техническим средствам оповещения населения, их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании технических средств оповещения населения при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.

АРМ оповещения населения предназначено для автоматизации процесса управления всеми видами оповещения населения и представляет собой программно-технический комплекс для приема сигналов и информации оповещения от вышестоящего пункта управления гражданской обороны (ПУ ГО), Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования, обработки, отображения, формирования и передачи команд управления аппаратурой запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения сигналов и информации оповещения по всем имеющимся техническим системам связи, оповещения и массовой информации (п. 5.1.1. ГОСТ Р 42.3.01-2014).

АРМ оповещения населения должно устанавливаться на ПУ ГО всех уровней, а также в ЕДДС муниципальных образований (п. 5.1.2. ГОСТ Р 42.3.01-2014).

АРМ оповещения населения всех уровней должны программно и технически сопрягаться (п. 5.1.3. ГОСТ Р 42.3.01-2014).

Приказом МЧС России от 01.10.2014 №543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее – положение №543).

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения (п.3 положения №543)

В силу п. 6 положения №543 обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон: защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

федеральными органами исполнительной власти - работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения;

организациями - работников этих организаций (п.7 положения №543).

Количество и категории населения, подлежащие обеспечению СИЗ на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, определяются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000г. № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (п.8 положения №543).

Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения:

для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;

для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;

для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности (п.9 положения № 543).

Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" утверждено положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее положение №379).

Согласно п. 3 положения №379 запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.

Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты, медицинские изделия.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

В силу п. 4 Положения №379 номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определяются исходя из табелей их оснащения.

Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В п. 5 положения №379 Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 утверждены и введены в действие Правила использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (далее правила №285).

Согласно п. 2.9.10 правил №285 средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) должны подвергаться осмотру. Сроки проведения осмотров, лабораторных испытаний, проверок (поверок) и объемы контроля технического (качественного) состояния средств радиационной и химической защиты приведены в приложении № 9.

В силу п. 2.9.12 правил №285 с периодичностью один раз в неделю проводится осмотр штабелей и устраняются дефекты в укладке. Лабораторные испытания средств индивидуальной защиты проводятся: первый раз за шесть месяцев до истечения гарантийного срока хранения, второй раз через пять лет после истечения гарантийного срока хранения, далее - один раз в два года.

Основанием для продления срока хранения средств радиационной и химической защиты или его списания является акт лабораторных испытаний (проверки (поверки)). В акте лабораторных испытаний средств радиационной и химической защиты должны указываться: формулярные данные испытанных (поверенных) партий; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям; результаты испытаний (проверки (поверки)) по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение поверочного органа (п. 2.10.9 правил №285).

Организации, на балансе которых находятся средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля, организуют проведение своевременного отбора образцов средств радиационной и химической защиты со складов и доставку их для проведения лабораторных испытаний (проверки (поверки)) (п. 2.10.10 Правил №285).

Согласно п. 15.5 Положения № 687 по световой и другим видам маскировки: определение перечня объектов, подлежащих маскировке; разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки; проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее правила №583).

В пункте 1.3 правил №583 указано, что в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости (п. 1.4 Правил №583).

В пункте 3.6 правил № 583 указано какая должна быть документация в ЗС ГО.

В главе V правил № 583 предусмотрены требования к техническому обслуживанию и ремонту защитных сооружений

Согласно п. 3.2.1 правил №583 при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу п. 3.2.2 правил №583 при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений. При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

В соответствии с п. 3.2.11 правил № 583 инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

В п. 3.4 правил №583 указаны особенности содержания и эксплуатации

защитных сооружений на потенциально опасных объектах и территориях

Пункт 4.4 правило № 583 посвящен оценке технического состояния фильтров-поглотителей.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее порядок №575)

Согласно п.п. 2,3 порядка № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

При содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее порядок № 1309).

Согласно п. 10 порядка №1309 организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359 утверждено Положение о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями (далее положение №359).

Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (п. 2 положения №359).

В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование (п. 5 положения №359).

При приватизации предприятий и дальнейшем сохранении профиля их деятельности, на которые решением органов государственной власти и органов местного самоуправления было возложено создание служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования систем связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в интересах гражданской обороны, данные обязанности закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора (п. 8 положения №359).

Согласно п.п. 2.1, 2.1.37 Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" объектами, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена являются в том числе защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.

Из материалов дела следует, что АО «Ижметмаш» эксплуатирует опасные производственные объекты II класса опасности: цех электросталеплавильный (А46-12145-0009), что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А46-12145 от 05.02.2015. АО «Ижметмаш» продолжает работу в военное время, имеет мобилизационное задание.

На территории общества установлены сирены С-40 - 2 шт., С-28 - 1 шт. Данные сирены являются элементами региональной системы централизованного оповещения, элементами локальной (объектовой) системы оповещения.

Приказом генерального директора АО «Ижметмаш» от 05.10.2016 № 313 «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования» (т. 2 л.д. 28) назначен состав комиссии по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени, утверждено положение о комиссии по повышению устойчивости функционирования общества в чрезвычайных ситуациях и военное время, обязанности руководителей рабочих групп по повышению устойчивости функционирования. Разработан план основных инженерно-технических мероприятий по повышению мероприятий по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» на 2016-2021года (т. 2 л.д. 45-49). Данным планом предусматривается профилактическое обслуживание, ремонт и модернизация системы локального оповещения.

Также обществом разработан план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» в военное время (т. 2 л.д. 50-52).

Представленные АО «Ижметмаш» письма от 03.06.2016 № 594/05-07 (т. 1 л.д. 21), от 15.06.2016 № 002-25/13 (т. 1 л.д. 22) подтверждают факт исправности сирен в составе региональной системы.

Таким образом, представленные документы свидетельствуют о наличии на объектах общества объектовых (локальных) систем оповещения. В нарушение требований действующего законодательства системы оповещения технически и программно не сопряжены с системами оповещения вышестоящего уровня (региональной системой оповещения). Обратного заявителем не доказано.

Довод заявителя о том, что административный орган не доказал факт нарушения АО «Ижметмаш» законодательства в области гражданской обороны судом отклоняются как несоответствующие материалам дела.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией подп. «г» ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В АО «Ижметмаш» в 2016 году утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в АО «Ижметмаш».

Положение определяет организацию и основные направления подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в АО «Ижметмаш».

Основные мероприятия по гражданской обороне отражены в разделе 4 Положения: Руководство предприятия в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с федеральным и республиканским законодательством полномочиями планирует и осуществляет мероприятия:

По предоставлению работникам предприятия средств индивидуальной и коллективной защиты:

-накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты,

-разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты в установленные сроки (п. 4.1.4 положения).

По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию

по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (п. 4.1.7 положения).

В Обществе определена номенклатура средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны по состоянию на октябрь 2016 года.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, работники АО «Ижметмаш» не обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания (противогазами) в соответствии с нормами действующего законодательства, при потребности средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазов) 1116 штук в наличии имеется 40 противогазов, закупленных в 2016 году. Организацией накопление запасов материально-технических, медицинских и иных средств, в полном объеме не создано. Медицинских средств индивидуальной защиты имеется в наличии 3 комплекта, при потребности 319 штук. Продовольственные запасы отсутствуют. Приборы ДП-ЗБ (1990), УГ-2 (1991), ИД-1 (1989), ИМД-5 (1991), радиационного, химического контроля со сроками хранения более 25 лет.

Заявитель, в обоснование заявленных требований указал на то, что требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие допущенное обществом нарушение.

Данный довод заявителя подлежит отклонению на основании следующего.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Между тем, содержащиеся в оспариваемом предписании формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных по результатам проверки нарушений, которые необходимо совершить заявителю.

Отсутствие в предписании конкретных мероприятий по устранению установленных требований, само по себе, не влечет признание предписания незаконным и освобождение общества от обязанности соблюдать требования нормативных актов, нарушение которых послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания. Предписание непосредственно содержит указания на нарушения, подлежащие устранению.

Каких-либо неясностей, непонятных положений, предписание не содержит. В предписании имеются ссылки на нормативные акты, которыми следует руководствоваться при выполнении мероприятий, подлежащих исполнению.

При наличии установленных Законом требований, субъект предпринимательской деятельности вправе самостоятельно определить способ и вид устранения правонарушения.

Также в разделе 4 Положения отражено, что руководство предприятия в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с федеральным и республиканским законодательством полномочиями планирует и осуществляет мероприятия:

По световой и другим видам маскировки:

- разработка плана комплексной маскировки предприятия,

- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использование по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятия маскировки,

- проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков предприятия (п. 4.1.5 положения).

Пунктом 5 плана-графика наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования АО «Ижметмаш» в военное время предусмотрено мероприятие по подготовке к введению режимов светомаскировки (в том числе и централизованно). Ответственным по данному мероприятию назначен главный энергетик.

Однако АО «Ижметмаш» не определен перечень зданий и сооружений, подлежащих маскировке, не разработан комплексный план маскировки организации.

Довод заявителя о том, что АО «Ижметмаш» к указанному в п.1.2. «ГОСТ Р 55201-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 26.11.2012 № 1193-ст, перечню отношения не имеет, судом не принимается, поскольку указанный стандарт предназначен для применения при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации на объекты капитального строительства, а также в составе проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Судом также установлено, что в разделе 4 Положения указано, что руководство предприятия в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с федеральным и республиканским законодательством полномочиями планирует и осуществляет мероприятия по предоставлению работникам предприятия средств индивидуальной и коллективной защиты: поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию предназначению, эксплуатационно-техническое обслуживание и модернизация существующих защитных сооружений гражданской обороны и их систем жизнеобеспечения, находящихся в ведении организации, подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное положение недостающих быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа, в случае необходимости приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время подвальных помещений административных зданий и других сооружений подземного пространства для укрытия наибольшей работающей смены, обеспечение укрытия установленных категорий населения в защитных сооружениях ГО (п. 4.1.4 положения).

АО «Ижметмаш» разработан план основных инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования общества на 2016-2021 года. Пунктом 2 плана предусмотрено - планирование и организация мероприятий по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене оборудования, ответственным назначен начальник цеха № 141. Пунктом 3 данного плана предусмотрена - подготовка личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС, обучение рабочих и служащих правилам пользования ЗС в ЧС, ответственными назначены руководители групп обучения, специалист по ГО и ЧС.

Защитное сооружение гражданской обороны расположено на территории АО «Ижметмаш» в подвальном помещении кузнечно-прессового корпуса литер Ф по адресу г. Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 170, встроенное убежище III класса вместимостью 600 человек, 1985 года ввода в эксплуатацию, инвентарный номер убежища по учёту ЗС ГО, расположенных на территории Удмуртской Республики в ГУ МЧС РФ по УР № 135, номер в Реестре государственного имущества по учету Росимущества в УР № В 13180000138.

АО «Ижметмаш» по договору купли-продажи от 26.06.2013 № 4т приобрело здания и сооружения от ОАО «Буммаш», в том числе здание кузнечно-прессового корпуса с подвальной этажностью, где расположено убежище. Оформлено свидетельство о государственной регистрации права от 05.11.2013 серия 18АБ № 868559.

В ходе проведения плановой проверки представители АО «Ижметмаш» факт наличия у АО «Ижметмаш» объекта гражданской обороны не отрицали, административному органу доступ в убежище был обеспечен. Кроме того, в планирующих документах по гражданской обороне отражены сведения о наличии защитного сооружения гражданской обороны.

Данные документы подтверждают, что убежище используется АО «Ижметмаш».

Исходя из положений Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"объекты гражданской обороны независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Административным органом сделан обоснованный вывод о том, что нахождение защитного сооружения гражданкой обороны в собственности АО «Ижметмаш» нарушает права Российской Федерации, установленные ст. 209 ГК РФ, а также требования Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Закона № 28-ФЗ. Доказательств обратного заявителем не представлено.

С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что требования пунктов 4,5,9-16 оспариваемого предписания от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 являются законными и обоснованными.

Заявителем в нарушение ст.65 АПК РФ не приведены правовые основания незаконности оспариваемого предписания, нарушения ответчиком прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов АО «Ижметмаш» предписанием, заявителем не представлено.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела, на момент проведения административным органом проверочных мероприятий, имели место нарушения требований нормативных актов, отраженных в оспариваемом предписании.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Указанные в ч.2 ст. 201 АПК РФ обстоятельства судом по материалам дела не установлены.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что пункты 4,5,9-16 оспариваемого предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике от 24.10.2016 №07/20/3/1-16 по устранению нарушений требований в области гражданской обороны, вынесенное в отношении АО «Ижметмаш» является законным и обоснованным. Требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. С учетом принятого решения согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Калинин Е.В.