Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-18313/2021
28 января 2022 года
Мотивированное решение изготовлено судом на основании ходатайства заявителя в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Руденко Р.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ДЮВиКом» (ИНН-2703065728, ОГРН-1122703003411, адрес: 681029, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т. Московский, д. 23, пом. 1001)
о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 03.11.2021г. № 05.2-10-1128/2021 о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Определением суда от 24.11.2021г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления, возбуждении производства по делу и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
К установленному сроку от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края поступил отзыв и материалы проверки.
Решением в виде резолютивной части от 21.01.2022г. Обществу с ограниченной ответственностью «ДЮВиКом» в удовлетворении заявленных требований отказано.
26.01.2022г. от заявителя поступило ходатайство об изготовлении мотивированного решения. Поскольку ходатайство подано в установленный ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок, суд счел необходимым изготовить мотивированное решение по делу.
Рассмотрев доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил.
На основании задания на проведение мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 29.04.2021г. № Б20214- 05.2 -179 проведен анализ информации, содержащейся в базе данных деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - База данных деклараций ФСРАР) и единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) на предмет представления декларации по ф. № 7, ф. № 8 за I квартал 2021 года.
При анализе информации, содержащейся в Базе данных деклараций ФСРАР и ЕГАИС установлено, что ООО «ДЮВиКом» (ИНН-2703065728) декларации по ф. № 7, № 8 за I квартал 2021 года не представлены.
Выявленный факт зафиксирован в акте мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 25.05.2021 № Б2021-05.2-179.
20.09.2021г. Управлением в адрес ООО «ДЮВиКом» было направлено извещение о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении на 20.10.2021г. в 15 часов 10 минут, направлено заказным письмом идентификационный номер – 80095364904985, которое возвращено отправителю за истечением срока хранения, что подтверждается вернувшимся конвертом, представленным в материалы дела.
05.10.2021г. в Главное управление поступили письменные пояснения ООО «ДЮВиКом», согласно которым Общество просит признать нарушение малозначительным.
20.10.2021г. Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в отношении ООО «ДЮВиКом», в отсутствие законного представителя общества, составлен протокол № 05.2-10-1128/2021 об административном правонарушении по статье 15.13 КоАП РФ.
Определением Управления от 20.10.2021г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 03.11.2021г. на 10 часов 50 минут.
Протокол об административном правонарушении и определение о рассмотрении дела направлялось в адрес общества заказным письмом идентификационный номер – 80097065751905, которое возвращено отправителю с отметкой за истечением срока хранения.
02.11.2021г. в Главное управление поступили письменные пояснения ООО «ДЮВиКом», согласно которым Общество просит признать нарушение малозначительным.
03.11.2021г. должностным лицом Главного управления по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 05.2-10-1128/2021, которым ООО «ДЮВиКом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Постановление направлено в адрес Общества заказным письмом идентификационный номер – 80085966654432.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять декларирование объема: розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции; розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020г. № 396 «Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре. медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций» (далее - Приказ № 396) утверждены:
Порядок представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи и формы таких деклараций (далее - Порядок представления деклараций);
Формат представления в форме электронного документа декларации об объеме производства и оборота алкогольной продукции (далее - Формат представления деклараций);
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи в форме электронного документа (далее - Порядок заполнения деклараций).
С 01.01.2021г. организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7 (далее - декларация по ф. № 7) к Порядку представления деклараций (пункт 9 Порядка представления деклараций).
С 01.01.2021г. организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 8 к Порядку представления деклараций (далее - декларация по ф.№ 8).
В соответствии с пунктом 13 Порядка представления деклараций, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.
Срок представления деклараций за I квартал 2021 г. - не позднее 20.04.2021г. включительно.
В соответствии с п. 16 Порядка представления деклараций, декларации по ф. № 7. ф. № 8 должны быть представлены в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту регистрации организации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 03.11.2021г. юридический адрес ООО «ДЮВиКом» с 16.08.2021г. изменился на адрес: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т. Московский, д. 23, пом. 1001.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 13.05.2021г. (дата проведения мероприятия) с 24.04.2019г. местом регистрации ООО «ДЮВиКом» является адрес: 681013, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т. Ленина, д. 17.
В связи с тем, что административное правонарушение совершено 21.04.2021г., то местом совершения административного правонарушения является Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-т. Ленина, д. 17.
Согласно п. 14 Порядка представления деклараций, декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки, которой выдан в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Таким образом, фиксируя в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции с помощью ЭЦП, организация (индивидуальный предприниматель) подтверждает получение алкогольной продукции.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона.
Согласно отчету об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции из ЕГАИС за период с 01.01.2021г. (начало I квартала 2021 года) у ООО «ДЮВиКом» на остатках значится алкогольной продукции в объеме 706,86 декалитров (дал), в том числе:
немаркируемой алкогольной продукции в объеме 293, 54 декалитров (дал);
маркируемой алкогольной продукции в объеме 413, 32 декалитров (дал).
При наличии оборота алкогольной продукции в I квартале 2021г. у ООО «ДЮВиКом» возникла обязанность представить декларацию об объеме розничной продажи алкогольной продукции до 20.04.2021г., включительно.
Декларации по ф. № 11, ф. № 12 за I квартал 2021 г. ООО «Натали» представлены 02.04.2021г.в Базу данных деклараций ФСРАР вместо деклараций по ф. № 7. № 8.
Постановлением Правительства РФ от 09.06.2020г. № 841 признаны утратившими силу с 01.01.2021г. Правила представления деклараций, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда», в соответствии с которыми предоставлялись декларации по формам № 11, 12 до 01.01.2021г.
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить декларации за I квартал 2021 года по новым формам и в формате, утвержденном Приказом № 396.
По состоянию на 20.10.2021г. (дату составления протокола об административном правонарушении) и на 03.11.2021г. (дату вынесения решения) ООО «ДЮВиКом» декларации по ф. № 7. ф. № 8 за I квартал 2021 года не представленыв Базу данных деклараций ФСРАР.
Статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставлениев установленные сроки декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В связи с тем, что изменились с 01.01.2021г. формы деклараций, на официальном сайте ФСРАР 15.03.2021г. опубликовано информационное сообщение об обновлении XSD схем представления деклараций в соответствии с Приказом № 396.
14.04.2021г. направлено уведомление о представлении деклараций в новом формате в личный кабинет ООО «ДЮВиКом» в ЕГАИС на портале сервисов ФСРАР.
Таким образом, ООО «ДЮВиКом» должно было принять все меры к исполнению указанной выше обязанности, т. е. представить декларации по ф.№ 7, ф. 8 за I квартал 2021 в срок до 20.04.2021г.
Нарушение сроков при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за I квартал 2021г. указывает на наличие в действии (бездействии) ООО «ДЮВиКом» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего законодательства в области оборота алкогольной продукции. обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В П Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1).
По смыслу 15.13 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок декларирования оборота (в том числе розничной продажи) алкогольной продукции, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае правонарушение, не может быть признано малозначительным.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При этом, в соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003г. № 17-П, от 23.05.2013г. № 11-П, от 30.03.2016г. № 9-П и от 18.02.2019г. № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001г. № 74-0, от 24.04.2002г. № 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции, обладают повышенной опасностью.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Таким образом, несвоевременное представление деклараций влечет за собой невозможность проведения своевременного контроля уполномоченным государственным органом за легальностью такой продукции, принятия оперативных мер со стороны уполномоченного государственного органа, и, как следствие, невозможности обеспечения прав и законных интересов граждан и реализации положений Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов.
Оснований для квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, с учетом его характера не имеется.
В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ - являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ - предупреждение это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
С учетом положений ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ суд не находит оснований для назначения Обществу административного наказания в виде предупреждения, поскольку ранее ООО «ДЮВиКом» уже привлекалось к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ постановлением Управления от 19.10.2020г. № 05.2-17-777/2020 в виде предупреждения, которое оставлено без изменения решением Арбитражного суда от 25.01.2021г. по делу № А73-17861/2021, постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021г. № 06 АП-787/2021.
В соответствии с ч. 3.2. ст. 4.1. КоАП РФ - при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ - при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из оспариваемого постановления следует, ООО «ДЮВиКом» привлечено к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., что является низшим пределом санкции указанной статьи.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления.
В соответствие с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 15.13 КоАП РФ, статьями 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017г. № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «ДЮВиКом»о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 03.11.2021г. № 05.2-10-1128/2021 о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. - отказать, поскольку при рассмотрении дела судом установлено событие, состав правонарушения, а также вина Общества в совершенном правонарушении, судом не установлены исключительные обстоятельства, позволяющие признать выявленное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, а также не установлены обстоятельства, позволяющие заменить административный штраф на предупреждение в соответствии со ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, назначить административное наказание ниже низшего предела в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Р.А. Руденко