ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А76-38298/2021 от 25.01.2022 АС Челябинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск

01 февраля 2022 года Дело № А76-38298/2021

Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 01 февраля 2022 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марининой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Челябинское авиапредприятие», г. Челябинск (ОГРН 1027402816671) к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1047423536467) о признании недействительным предписания от 26.04.2021 № 11

при участии в заседании:

от заявителя: Гуцко Н.Н., представителя по доверенности №85 от 01.09.2021 г., личность установлена паспортом;

от ответчика: Небесюка О.А., представителя по доверенности № 17 от 28.01.2021 г., личность установлена служебным удостоверением,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Челябинское авиапредприятие» (далее – АО «ЧАП») обратилось в Советский районный суд г.Челябинска с административным исковым заявлением о признании недействительным предписания Главного управления МЧС России по Челябинской области (далее – ГУ МЧС России по Челябинской области) от 26.04.2021 № 1 об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны (дело №2а-4185/2021).

Определением Советского районного суда г.Челябинска от 24.09.2021 дело №2а-4185/2021 передано на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Челябинской области.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя указал, что оспариваемое предписание противоречит законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в экономической сфере. Сроки согласования Плана, приказом МЧС, не определены, прежний План является действующим, более того План согласован с органом местного самоуправления 27.04.2021, что свидетельствует о незаконности п.1, 2 предписания. Указал, что ранее предписаниями ГУ МЧС не выдвигалось нарушений по количеству освобожденных работников по ГО, трех человек Общество считает достаточным, указав, что в их полномочия входит реализация задач в области ГО, что свидетельствует о незаконности п.3 предписания. В отношении п.4, 5 оспариваемого предписания, представитель заявителя указал, что состав, табель оснащенности НФГО АО «ЧАП» определен приказом Генерального директора, с учетом прогнозируемой обстановки, в соответствии с действующим законодательством и установленными требованиями по ГО. Кроме того, пояснил, что Общество не является специализированным учреждением, указал на противоречивость позиции МЧС и Методических рекомендаций от 02.12.2021 №МР-ВЯ-1.

ГУ МЧС России по Челябинской области представило отзыв на заявление, в котором указало, что оспариваемое предписание является правомерным, просил в удовлетворении требований заявителю отказать.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

В соответствии с исполнением ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, утвержденного начальником УНДиПР Главного управления МЧС России по Челябинской области, а также согласованного с органами прокураты РФ в апреле 2021 года была запланирована плановая выездная проверка в области гражданской обороны в отношении Заявителя.

Задачами указанной проверки явились - изучение актов предыдущих проверок в области гражданской обороны; изучение и проверка планирующих и распорядительных документов в области гражданской обороны; проверка выполнения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Предметом указанной проверки явилось - выполнение объектом надзора требований и мероприятий в области гражданской обороны, проверка соответствия и состояния используемых объектом надзора территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов и имущества гражданской обороны, технических систем управления гражданской обороной, защитных сооружений, систем оповещения, средств индивидуальной защиты и специальной техники и принимаемые объектом надзора меры по исполнению установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Проверка проводилась с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов), при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС России от 27.02.2018 № 78.

Проверяемое лицо было уведомлено о проведении проверки, в заявителем была получена копия Распоряжения (зарегистрировано в журнале входящей документации Заявителя (вх. № 784 от 25.03.2021), также 06.04.2021 Заявителем была получена копия Распоряжения, что подтверждается наличием подписи исполняющего обязанности Генерального директора.

Мероприятия по проведению плановой проверки осуществлялись должностными лицами на объекте, расположенном по адресу: 454133, Челябинская область, г. Челябинск, п. Аэропорт, здание летного отряда.

По результатам проведения проверки был составлен Акт проверки, с содержанием которого был ознакомлен законный представитель Заявителя При проведении проверки было выявлено нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, указанных в акте проверки № 11 от 26.04.2021 и в предписании № 11 от 26.04.2021. Акт и предписание от 26.04.2021 вручены законному представителю Общества.

Не согласившись с вынесенным ГУ МЧС России по Челябинской области предписанием от 26.04.2021 №11, полагая, что оно нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, АО «ЧАП» обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки ГУ МЧС было установлено, что план гражданской обороны Общества не согласован с органом местного самоуправления Пунктом 1 оспариваемого предписания Обществу предписано согласовать план гражданской обороны Общества с органом местного самоуправления (Администрация города Челябинска).

Не согласившись с указанным пунктом, Общество ссылается на то, что сроки согласования Плана, приказом МЧС, не определены, прежний План является действующим, более того План согласован с органом местного самоуправления 27.04.2021, что свидетельствует о незаконности п.1.

Указанные доводы представителя заявителя подлежат отклонению на основании следующего.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее — Федеральный закон № 28-ФЗ), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: -планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; -проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.

Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

Так, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В федеральных органах исполнительной власти и в организациях ведение гражданской обороны осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216 ДСП «Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)» (далее - приказ № 216 ДСП).

Приказ № 216 ДСП отменяет приказ МЧС № 70 ДСП, который определял порядок разработки и утверждения планов ГО. На основании изложенного, на что верно обратил внимание представитель ГУ МЧС, планы ГО организаций действующие до 2020 года, утрачивают силу.

В соответствии с Приказом № 216 ДСП План гражданской обороны организации ежегодно уточняется до 1 февраля по состоянию на 1 января текущего года, а также при принятии Президентом Российской Федерации решения о непосредственной подготовке к переводу на работу в условиях военного времени.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.

На основании плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2023 года, разработанным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года» установлен срок разработки и реализации планов гражданской обороны и защиты населения — до IV квартала 2020 года.

Соответственно у организации имелась обязанность и возможность согласовать данный План с органоном местного самоуправления в установленные сроки.

То обстоятельство, что План согласован с органом местного самоуправления 27.04.2021, свидетельствует, вопреки доводам представителя заявителя, не о его незаконности, а о том, что заявителем предприняты меры к исполнению оспариваемого предписания от 26.04.2021 (факт исполнения не делает предписание незаконным в соответствующей части).

Как следует из материалов дела, при проведении проверки ГУ МЧС было установлено, что План основных мероприятий на 2021 год Общества, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, не согласован с органом местного самоуправления. В силу п.2 оспариваемого предписания, Обществу предписано согласовать План основных мероприятий на 2021 год Общества, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны.

Как верно обратил внимание представитель ГУ МЧС, в соответствии с Приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется наосновании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

План основных мероприятий разрабатывается на текущий год, заблаговременно.

Доказательств того, что данный план согласован с органоном местного самоуправления, до начала проведения проверки, в материалы дела, не представлено, пункт 2 предписания также является законным.

При проведении проверки ГУ МЧС было также установлено, что в Обществе не соответствует (недостаточно) количество освобожденных работников или отдельных работников по гражданской обороне. Пунктом 3 предписания, Обществу предписано привести численность (количество) освобожденных работников или отдельных работников по гражданской обороне в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оспаривая указанный пункт предписания, заявитель указал, что ранее предписаниями ГУ МЧС не выдвигалось нарушений по количеству освобожденных работников по ГО, трех человек Общество считает достаточным, пояснив, что в их полномочия входит реализация задач в области ГО.

Однако, доводы заявителя подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.

Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения: а)планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; б)создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; в) подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а
также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или
вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; е)создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные
производственные объекты
I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса
опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне; ж) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской
обороне.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.07. 1999 № 782 издан приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций», устанавливающий порядок определения численности структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности) и численности отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов:

В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников: до 500 человек включительно - 1 освобожденный работник; от 501 до 2000 человек включительно - 2 - 3 освобожденных работника; от 2001 до 5000 человек включительно - 3 - 4 освобожденных работника; свыше 5001 человека - 5 - 6 освобожденных работников.

В период проведения проверки Обществом представлены приказы о переводе работника на другую работу № 31 от 07.05.2010, № 3 от 16.01.2006, трудовые договоры № 45148-А от 19.06.2009, № 88051-А2 от 16.01.2006, а также должностные инструкции № 19/1 от 01.03.2018, № 19/2 от 14.02.2018, в соответствии с которыми работники структурного подразделения по гражданской обороне: Нетсев А.В. назначен на должность начальника отдела по военно-мобилизационной работе, Дудинова И.В. назначена на должность инженера по военно-мобилизационной работе и гражданской обороне. Таким образом, указанные лица совмещают выполнение задач в области гражданской обороны, с выполнением возложенных на них задач по военно-мобилизационной работе, что не соответствует предъявляемым требованиям Постановления Правительства РФ № 782 от 10.07.1999.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки, ГУ МЧС было установлено, что Обществом в состав нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее по тексту - НФГО) не включён пост радиционного и химического контроля для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий. Кроме того, созданные НФГО Общества не доукомплектованы оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с установленными нормами оснащения.

Пунктом 4 оспариваемого предписания, Обществу предписано включить в состав НФГО пост радиационного и химического контроля для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий.

Пунктом 5 оспариваемого предписания, Обществу предписано произвести доукомплектование НФГО оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами в соответствии с установленными нормами оснащения.

Не согласившись с указанными пунктами предписания, Общество указало, что состав, табель оснащенности НФГО АО «ЧАП» определен приказом Генерального директора, с учетом прогнозируемой обстановки, в соответствии с действующим законодательством и установленными требованиями по ГО. Кроме того, представитель заявителя пояснил, что Общество не является специализированным учреждением, указал на противоречивость позиции МЧС и Методических рекомендаций от 02.12.2021 №МР-ВЯ-1.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

При этом, в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определен Приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

Согласно п. 2 указанного Порядка, основными задачами в области гражданской обороны являются: подготовка населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы; предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению; санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий; восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочное захоронение трупов в военное время; обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для
выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.1).

Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования (п.15).

В соответствие с пунктом 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: - создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий; - создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; -разработка современных технологий и технических средств для проведения
аварийно-спасательных работ; - организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а
также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время; -учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований,
привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 16 приказа МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» определено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

(пункт 16.3) По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: - организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей; - создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

(пункт 16.9) По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: - создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области гражданской обороны; -организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время; -заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

(пункт 16.10) По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических акций: создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области гражданской обороны;

(пункт 16.14) По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны: создание и оснащение сил гражданской обороны современными техникой и оборудованием; проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне; определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны в составе группировки сил гражданской обороны, создаваемой муниципальным образованием.

Приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (далее - НФГО) установлено:

(пункт 4) Состав, структура и оснащение НФГО определяются исходя из примерного перечня создаваемых НФГО (приложение № 1) и примерных норм оснащения (табелизации) НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2).

(пункт 5) Состав, структура и оснащение НФГО определяются руководителями организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее - организации).

(пункт 9) Организации: создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО; осуществляют обучение личного состава НФГО; создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Одновременно с этим, приложением № 1 к Типовому порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденному приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701, установлен Примерный перечень создаваемых организациями НФГО, в котором отражены: пункт санитарной обработки - до 20 человек; команда (группа) для перевозки грузов, населения - до 20 человек; команда (группа) охраны общественного порядка - до 16 человек.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России и его территориальные органы), осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны, в том числе осуществляет координацию деятельности, методическое руководство созданием, обеспечением готовности и применением НФГО.

Все формирования создаются для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с их предназначением.

Так, пункт санитарной обработки предназначен для проведения полной санитарной обработки личного состава сил гражданской обороны и населения. Также пункт предназначен для проведения радиационного контроля людей, проходящих санитарную обработку, и личного состава ПСО, их одежды, обуви и СИЗ, частичной санитарной обработки одежды и, при необходимости, замену ее элементов из обменного фонда,
оказания первой помощи пострадавшим;

- команда (группа) для перевозки грузов, населения предназначена для перевозки в загородную зону рассредоточиваемых рабочих, служащих и эвакуируемого населения, вывоза материальных и культурных ценностей, перевозки сил гражданской обороны к местам проведения работ, эвакуации пораженных в лечебные учреждения безопасных районов, подвоза (вывоза) рабочих смен, доставки материальных средств;

- команда (группа) охраны общественного порядка предназначена для участия в поддержании общественного порядка в районах чрезвычайных ситуаций, на объектах работ, на маршрутах эвакуации населения в безопасные районы и выдвижения сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Таким образом, в нарушение выше обозначенных норм, заявителем не выполнены обязательные для выполнения мероприятия по созданию, в составе нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской, из числа своих работников, следующих сил гражданской обороны: для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий (пункт санитарной обработки); для организации подготовки и проведения эвакуации и рассредоточения работников (команда (группа) для перевозки грузов, населения); для охраны общественного порядка (команда (группа) охраны общественного порядка).

Обеспечение НФГО специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется заблаговременно за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.

Финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих указанные формирования.

Таким образом, суд считает, что требования, содержащиеся в пунктах 4 и 5 оспариваемого предписания, являются правомерными.

Более того, суд отмечает, что указанные пункты уже неоднократно предписываются Обществу к устранению и уже являлись предметом судебного исследования (дело А76-7372/2017).

Как указано выше, для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 АПК РФ должен доказать заявитель.

В нарушение указанной нормы права АО «ЧАП» не приведено правовое обоснование незаконности оспариваемого предписания, нарушения заинтересованным лицом прав и законных интересов заявителя и не представлены допустимые доказательства в обоснование приведенных доводов.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку судом не установлена совокупность условий несоответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанным предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, требование заявителя следует отклонить.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

руководствуясь статьями 110, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.В. Мрез