Арбитражный суд Чукотского автономного округа
улица Ленина, дом 9а, Анадырь, 689000,
www.chukotka.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Анадырь июня 2015 года Дело № А80-309/2014
Арбитражный суд Чукотского автономного округа в составе судьи Прохорова А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыненко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Анадырский морской порт» (ОГРН 1028700586530, ИНН 8709002309)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721005717, ИНН 2721170387)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 08.10.2014 № ТБ-ВТ-08/10/2014/10АНД,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
открытое акционерное общество «Анадырский морской порт» (далее – ОАО «Анадырьморпорт», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2014 № ТБ-ВТ-08/10/2014/10АНД Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – административный орган) о назначении штрафа в размере 20000 руб за административное правонарушение, предусмотренное частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по настоящему делу на основании части 2 статьи 69, пункта 1 части 1 статьи 143, пункта 1 статьи 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) приостанавливалось до вступления в законную силу решений суда по делам № А80-233/2014 и № А80-267/2014.
В связи с вступлением указанных решений в законную силу, производство по делу возобновлено.
В судебное заседание явка представителей лиц, участвующих в деле, не обеспечена, между тем, материалами дела подтверждается их надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания.
Судебное заседание проводится в порядке части 2 статьи 210 АПК РФ.
Обращение ОАО «Анадырьморпорт» с заявлением в суд обусловлено несогласием с привлечением к административной ответственности по мотивам его незаконности, по мнению заявителя, что также подтверждается преюдиционностью решений суда по делам № А80-233/2014 и № А80-267/2014.
Административный орган отзыв на заявление не представил.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд установил следующее:
из оспариваемого в рамках настоящего дела постановления от 08.10.2014 № ТБ-ВТ-08/10/2014/10АНД следует, что заявителю вменяется: необеспечение ношения пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды, в соответствии с пунктом 5.31.20 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41; невнесение информации о порядке уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия с обязательной регистрацией фактов уничтожения в разработанную инструкцию по организации пропускного и внутриобъектового режима в ОАО «Анадырьморпорт» и ТС согласно пункту 5.31.22 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41; несогласование разработанных образцов пропусков всех видов ОАО «Анадырьморпорт» с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с пунктом 5.31.23 приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 41.
Основанием для вынесения постановления от 08.10.2014 № ТБ-ВТ-08/10/2014/10АНД явилось неустранение правонарушений, выявленных в ходе ранее проведённой административным органом проверки, по результатам которой вынесено постановление от 21.07.2014 № ТБ-ВТ-21/07/2014.
Как следует из оспариваемого постановления, заявитель привлечён к административной ответственности по части 10 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с невыполнением в установленный срок предписания административного органа от 29.08.2014 № ТБ-ВТ-29/08/2014/819.
Законность указанного предписания проверена Арбитражным судом Чукотского автономного округа по делу № А80-267/2014 (спор между теми же лицами, что и по настоящему делу), решение по которому вынесено 11.03.2015 и вступило в законную силу.
Пункты 1, 2, 3 оспариваемого постановления идентичны пунктам 7, 8, 9 постановления от 21.07.2014 № ТБ-ВТ-21/07/2014/10АНД, оспоренного в рамках дела № А80-233/2014 (спор между теми же лицами, что и по настоящему делу). Решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 11.12.2014, вступило в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из толкования нормы части 2 статьи 69 АПК РФ следует, что преюдиция распространяется на содержащуюся в судебном акте, вступившем в законную силу, констатацию тех или иных обстоятельств, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Вступившими в законную силу судебными актами, имеющими преюдиционное значение для разрешения настоящего дела, установлено следующее:
«на основании распоряжения начальника Управления Ространснадзра В.И. Иванишко от 14.07.2014 № 819-р, полученного представителем общества 23.07.2014,должностным лицом административного органа 28 и 29.08.2014 проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Анадырьморпорт» с целью контроля исполнения предписания № ТБ-ВТ-30/06/2014/497 от 30.06.2014.
Проверкой установлено исполнение обществом пунктов 1-7 указанного предписания, в то же время пункты 8 и 9 остались без исполнения.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 29.08.2014, врученный представителю общества в этот же день и внесено оспариваемое предписание, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.10.2014 устранить нарушения, указанные в пунктах 1, 2, 3 и представить документы, подтверждающие устранение указанных нарушений.
Обществом оспариваются следующие пункты предписания:
1. обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды, в соответствии с пунктом 5.31.20 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011г. № 41;
3. согласовать разработанные образцы пропусков всех видов ОАО «Анадырьморпорт» с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с пунктом 5.31.23 Приказа Минтранса от 08.02.2011г. № 41.
Нарушений процедуры назначения и проведения проверки, фиксации результатов, компетенции должностных лиц, порядка внесения предписания, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Ространснадзора от 11 августа 2014 г. № АК-807фс, Положением об Отделе надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного 11.04.2012 № 23, Приказом Ространснадзора от 30.09.2007 № ГК-938 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» и в целях реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" и от 09.06.2010 N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", Закона № 294-ФЗ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ» (далее – Закон № 294-ФЗ), влекущих признание ее результатов недействительными, судом не установлено.
Арбитражным судом по делу № А80-233/2014 установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение при рассмотрении дела № А80-267/2015:
«государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) в ОАО «Анадырский морской порт» на основании распоряжения № 497-р от 23.04.2014 в период с 17.06.2014 по 30.06.2014 проведена плановая выездная проверка по соблюдению ОАО «Анадырьморпорт» требований законодательства Российской Федерации в обеспечении транспортной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ), «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», утверждённым приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 41, зарегистрированным в Минюсте РФ 02.03.2011 № 19982 (далее – Требования).
По результатам проверки составлен акт проверки № ТБ-ВТ-30/06/2014/497 от 30.06.2014, протокол № ТБ-ВТ-17/07/2014/10АНД от 17.07.2014 по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, выдано предписание № ТБ-ВТ-30/06/2014/497 от 30.06.2014.
В целях обеспечения транспортной безопасности, устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства принят Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ.
Согласно частям 1, 4 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Субъект транспортной инфраструктуры, перевозчик вправе возлагать на персонал (экипаж) транспортных средств обязанности по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства в объеме, не препятствующем исполнению служебных обязанностей персонала, связанных с обеспечением безопасности перевозки.
В силу понятий, изложенных в статье 1 Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя, в частности, морские терминалы, акватории морских портов; порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со статьей 12.3 настоящего Федерального закона; суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2010 № 131-ФЗ) требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с указанными положениями закона Минтрансом России утверждены Требования, которые определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТБ) и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ). Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации. Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС, используемых в целях торгового мореплавания или судоходства (пункты 2, 3, 4 Требований).
ОАО «Анадырьморпорт» не отрицает, что является субъектом транспортной инфраструктуры. Кроме того данный факт подтверждается материалами дела (т.2, л.д. 59-66, 111-121, 139-140, т.3, л.д. 5-7, 11-18, 22-23, 27-29, 33-34 и т.д.).
Административный орган данные доводы в порядке части 4 статьи 210 АПК РФ не опроверг, не представил доказательств, свидетельствующих о наличии у заявителя возможности выполнить указанные положения Требований, связи с чем вина во вменяемом заявителю правонарушении отсутствует.
Согласно пункту 3 оспариваемого постановления в нарушение пункта 5.15 Требований, пункта 15 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 ОАО «Анадырьморпорт» не разработана информация в наглядной и доступной форме для всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС предприятия, в части их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий. Данная информация не размещена на ОТИ и ТС общества.
В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1). Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (часть 2). Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть 4). План обеспечения транспортной безопасности морского судна является планом охраны морского судна, предусмотренным международными договорами Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5). План обеспечения транспортной безопасности морского терминала является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами Российской Федерации в области охраны судов и портовых средств, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации по охране судов и портовых средств, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 6).
Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ, вступившим в законную силу с 04.02.2014 указанные положения статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ изложены в следующих редакциях.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1). Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности (часть 2). Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морского порта осуществляется капитанами морских портов (часть 4). План обеспечения транспортной безопасности морского судна является планом охраны морского судна, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5). План обеспечения транспортной безопасности морского терминала является планом охраны соответствующего портового средства, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 6).
Пунктом 5.15 Требований на субъекта транспортной инфраструктуры возлагается обязанность информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска; перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам; проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения; совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
В силу пункта 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ приказом Минтранса России от 11.02.2010 № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок).
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган). План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью (пункты 2, 3, 4 Порядка).
Согласно подпункту 15 пункта 4 Порядка в Плане отражаются сведения о порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств в соответствии с частями 1, 2, 2.1, 3 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ проводится в Порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 4 оспариваемого постановления указано, что в ОАО «Анадырьморпорт» не разработан порядок доступа к сведениям, содержащимся в планах ОТБ ТС, отсутствует перечень должностных лиц, допускаемых к таким сведениям, отсутствуют записи в ознакомлении в плане ОТБ, отсутствует журнал передачи ПОТБ. За исключением ТС «Капитан Сотников» в каютах капитанов отсутствуют согласно разделу 13 планов ОТБ ТС металлические сейфы для хранения документов с ограниченным доступом.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ федеральные органы исполнительной власти обеспечивают транспортную безопасность в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).
Пунктами 5, 5.6, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС; номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС; номенклатуру (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ или ТС.
Согласно пунктам 5, 5.20 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан ограничить доступ к сведениям о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и планам обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктами 3, 18 пункта 4 Порядка предусмотрено, что в Плане отражаются сведения о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане.
Пунктом 5 оспариваемого постановления заявителю вменено нарушение пункта 5.26.5 Требований, пункта 13 приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34, поскольку не установлена схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ТС, согласно разделу плана ОТБ пассажирское ТС т/х «Камчатка» не имеет забортный трап с леерным ограждением.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.26.5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить в целях обеспечения транспортной безопасности схему размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов, критических элементов ОТИ или ТС, а также зоны свободного доступа ОТИ.
Подпунктом 13 пункта 4 Порядка предусмотрено, что в Плане отражаются сведения о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты).
Согласно пункту 6 оспариваемого постановления заявителем в нарушение пункта 5.30 Требований, допускается проход лиц контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС. В момент посещения ТС у экипажа РБТ «Бурун» в полном составе, кроме капитана ТС А.А. Сыч отсутствовали пропуска.
Пунктом 5.30 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС.
Пунктами 7, 8 и 9 оспариваемого постановления заявителю вменено, что в нарушение пункта 5.31.20 Требований не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды; в нарушение пункта 5.31.22 Требований разработанные положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ и ТС общества не содержат информацию о порядке уничтожения аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия; в нарушение пункта 5.31.23 Требований образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно пунктам 5.31, 5.31.20, 5.31.22, 5.31.23 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком: обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды; аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожать с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС; образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Подпунктом 14 пункта 4 Порядка предусмотрено, что в плане отражаются сведения о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним.
В силу пунктов 5, 5.6, 5.6.6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ или ТС.
Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод о том, что исполнение указанных положений Требований, нарушение которых вменено заявителю пунктами 3-9 оспариваемого постановления, могло быть реализовано по истечении сроков, установленных пунктом 5.8 Требований, иное означало бы нарушение последовательности, гармоничности осуществления действий направленных на обеспечение транспортной безопасности, несогласованности их с планами и вело фактически к формальному исполнению Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ и Требований.
Учитывая изложенные правовые нормы, заявителю для их выполнения следовало пройти несколько стадий, при этом выполнение не всех стадий зависело только от общества.
В силу пункта 2 Требований меры, содержащиеся в планах охраны судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, и портовых средств, разработанные и утвержденные в соответствии с положениями главы XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, являются составной частью системы мер по защите ОТИ и ТС от АНВ являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Как следует из материалов дела у заявителя имелся план охраны портового средства от 2008 года (т.6, л.д.1-129). Указанный план не отменён и является действующим, в соответствии с ним строилась деятельность общества по обеспечению транспортной безопасности.
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) ответами от 18.02.2011 № 209 от 21.02.2011 № АД-29/1584 разъяснило заявителю о том, что категорирование, оценка уязвимости, разработка и реализация планов ОТБ ОТИ и ТС портов Чукотки могут быть начаты только после издания соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих указанные работы (т.1, л.д.133-136).
В связи с чем на момент проверки административного органа план ОТБ ОТИ «Андырьморпорт» по независящим от общества причинам находился ещё в разработке. Отчёт об оценке уязвимости ОТИ направлен ОАО «ДНИИМФ» в Росморречфлот 20.06.2014 (т.2, л.д.131). Заключение об утверждении оценки уязвимости ОТИ «Универсальный перегрузочный комплекс» утверждено 29.07.2014 и получено обществом 19.08.2014 (т. 4, л.д. 59, 60, т.10, л.д. 14-15).
Утверждённые планы ОТБ ТС на т/х «Капитан Сотников» и т/х «Камчатка» получены ОАО «Андырьморпорт» 11.02.2014 (т.2, л.д. 138), капитанами судов, согласно записям в журнале - в период с 15.06.2014 по 19.06.2014, т.е. в период навигации 2014 года (т.1, л.д.150, т.5, л.д.39, 40).
Указанные обстоятельства препятствовали своевременному выполнению всех требований плана.
Учитывая изложенное, поскольку на момент проверки план ОТБ ОАО «Андырьморпорт» не был утвержден, сроки установленные пунктом 5.8 Требований в отношении исполнения планов ОТБ ТС на т/х «Капитан Сотников» и т/х «Камчатка» не истекли, заявитель не имел возможности выполнить положения, предусмотренные пунктами 5.15, 5.20, 5.26, 5.26.5, 5.30, 5.31, 5.31.20, 5.31.22, 5.31.23 Требований, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии в его действиях вины во вменяемом обществу правонарушении.
Кроме того, при рассмотрении дела заявитель представил доказательства соблюдения пункта 5.15 Требований (т.1, л.д.149, т.9, л.д.36-140).
Административный же орган факт правонарушения не закрепил осмотром принадлежащих заявителю помещений, территорий и находящихся там вещей, другими доказательствами в порядке статей 26.2, 27.8 КоАП РФ.
Акт проверки и протокол по делу об административном правонарушении (т.1, л.д. 59-75) суд считает недостаточным для доказательства данного правонарушения, поскольку в силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Учитывая, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, суд полагает факт неисполнения заявителем положений 5.15 Требований недоказанным.
По этим же основаниям суд считает недоказанными нарушения положений пунктов 5, 5.20 Требований, в силу того, что собранные административным органом доказательства не позволяют сделать вывод о том, что существующий порядок хранения сведений о результатах проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и планов обеспечения транспортной безопасности ТС не позволяет в нужной степени соблюсти режим ограниченного доступа к указанным сведениям.
В ходе судебного заседания установлено, что нарушения пунктов 5.26, 5.26.5 Требований относятся к ТС т/х «Камчатка».
Согласно плану ОТБ ТС т/х «Камчатка» зоной транспортной безопасности и её секторов является всё транспортное средство, в связи с чем конфигурация границ транспортной безопасности и критических элементов ТС, схема размещения и состав оснащения контрольно-пропускных пунктов (постов) на границах зоны безопасности и/или ее секторов определены в плане ОТБ ТС т/х «Камчатка» (пункты 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12 плана) и в приложении № 2 к плану ОТБ ТС (т. 8, л.д. 28-32, 37-41, 69, 78).
Поскольку в силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа, а Требования не устанавливают запрет на то, что сведения, указанные в пункте 5.26, 5.26.5 Требований должны оформляться в виде отдельного акта, суд полагает, что заявитель выполнил указанные требования, в связи с чем в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 4 плана ОТБ контрольно-пропускной пункт пассажирского ТС т/х «Камчатка» должен иметь забортный трап с леерным ограждением (т.8, л.д. 40).
В соответствии со статьёй 61 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
Согласно пункту 7.1 таблицы 2.2.1 «Шкиперское снабжение» «РД 31.00.14-97. Руководящий документ. Суда морского флота. Нормы снабжения инвентарным имуществом и инструментом», утверждённого и введённого в действие письмом Департамента мореплавания Службы морского флота Минтранса РФ от 16.06.1997 № МФ-35/1127, шкиперское снабжение судна такого как ТС т/х «Камчатка» должно включать сходню с леерным ограждением, 2000х600 шт.
По акту приёмки судна в эксплуатацию после зимнего отстоя от 16.06.2014, акту ежегодного освидетельствования судна от 17.06.2014, акту испытания трапа сходни от 12.06.2014 капитан ТС т/х «Камчатка» Самохин Ю.В. принял судно полностью готовым к эксплуатации (т.10, л.д. 6-9), план ОТБ ТС получил (т.1, л.д. 150), тем самым общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению данных требований, в связи с чем вина заявителя во вменяемом ему правонарушении отсутствует.
Поскольку административный орган в нарушении пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении не указал в отношении каких лиц заявитель не выполнил ограничения, установленные пунктом 5.30 Требований, в порядке главы 26 КоАП РФ не собрал доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, материалы административного производства данные обстоятельства не содержат, и в ходе рассмотрения дела данные недостатки не удалось устранить, суд считает данный факт правонарушения недоказанным.
Принимая во внимание то, что в силу пункта 5.41 Требований действие пункта 5.30 Требований не распространяется в отношении лиц и материальных объектов, следующих на судах на законном основании, ссылки административного органа на нарушение экипажем РБТ «Бурун», кроме капитана, пункта 5.41 Требований, не состоятельны.
Учитывая, что заявитель не отрицает, что им не обеспечено ношение пропусков при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды, суд полагает данный факт доказанным.
Вместе с тем многие действующие правила в области охраны труда и техники безопасности предусматривают особые требования к спецодежде, в частности, не должно быть её захвата вращающимися частями машин, в любом случае она не должна иным образом создавать угрозу для здоровья или жизни работника (пункт 5.3.1 «РД 31.81.10-91. Правила техники безопасности на судах морского флота», утверждённых Минморфлотом СССР 17.09.1991, пункт 1.2.10 «Правила эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей. Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей», утверждённых Госэнергонадзором 07.05.1992, пункты 15.30, 16.43 «ПОТ РО 14000-005-98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения», утверждённое Минэкономики РФ 19.02.1998).
Как установлено судом, условия работы сотрудников заявителя, которые обязаны выполнять данные требования: на открытом воздухе, или в закрытых помещениях, в стеснённых условиях, порой при неблагоприятной погоде (сильном ветре, морозе, дожде, шторме), в связи с чем ношение пропусков на шее или на зажимах (бейджиках) не позволяет соблюсти требования техники безопасности, кроме того не обеспечивает сохранность пропусков.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, зарегистрированного в Минюсте России 10.09.2009 № 14742, не предусматривают особые требования к спецодежде, обеспечивающих ношение пропусков.
Единственный для общества способ учёсть требования техники и транспортной безопасности – это изготовить специальную одежду с предусмотренными на ней прозрачными клапанами для ношения пропусков, между тем для этого требуется необходимое время и средства.
Кроме того, административный орган не доказывает вообще и не доказал в конкретном случае отсутствие у сотрудников порта пропусков при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС.
Учитывая изложенное, вменение заявителю нарушение пункта 5.31.20 Требований также должно быть увязано со сроками, предусмотренными пунктом 5.8 Требований, до истечения которых административный орган не праве привлекать ОАО «Анадырьморпорт» к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд принимает во внимание то, что поскольку план охраны портового средства от 2008 года является действующим, до утверждения нового порядка в ОАО «Анадырьморпорт» действует старый порядок обращения пропусков, а также то, что у заявителя имелись разработанные в соответствии с приказом Минморфлота СССР от 11.05.1989 № 58 пропуска (т. 2, л.д. 91-95, 96-97, т. 3, л.д. 148-150, т.6, л.д.91).
Поскольку в силу пункта 2 Требований план охраны портового средства от 2008 года является приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в силу пунктов 5, 5.6, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.5 5.6.6 Требований внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС также являются приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, вменение нарушений, описанных пунктами 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 оспариваемого постановления до утверждения нового плана ОТИ и истечения сроков на его реализацию и реализацию планов ОТБ ТС является незаконным.
Материалами арбитражного и административного дел, решением по делу № А80-233/2014 (в части, касающейся п.п. 1 и 3 оспариваемого предписания) установлена идентичность вмененных обществу и предлагаемых к устранению в оспариваемом предписании нарушений и обстоятельств, объективно подтверждается невозможность исполнения п.п. 1 и 3 предписания в срок до 01.10.2014, продление же сроков исполнения предписания, по сообщению начальника Управления В.И. Иванишко (№ 7-20/3836 от 06.10.2014 приобщено к материалам дела в ходе судебного заседания), не предусмотрено.
Установленные обстоятельства по делу подтверждают факт невозможности исполнения п.п. 1 и 3 предписания в установленный им срок, следовательно, они не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы общества и подлежат признанию недействительными».
Поскольку, правовая оценка нарушений, допущенных административным органом, дана в совокупности судом в решениях по делам № А80-233/2014 и № А80-267/2014 (с отменой постановления и предписания) имеющих, как ранее было указано, преюдиционное значение для разрешения настоящего дела, оспариваемое в рамках дела № А80-309/2014 постановление также подлежит отмене в полном объёме, как незаконное.
Руководствуясь положениями статей 167-170, 176, 207-211 АПК РФ,
решил:
постановление от 08.10.2014 № ТБ-ВТ-08/10/2014/10АНД Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу о назначении административного наказания, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Анадырский морской порт», место нахождения: Чукотский автономный округ, г.Анадырь, ул.Ленина, д.73, ОГРН 1028700586530, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.07.2002, ИНН 8709002309 признать незаконным и полностью отменить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Шестой арбитражный апелляционный суд в порядке части 5.1 статьи 211 АПК РФ, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 181, статьёй 276, частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья А.А. Прохоров