ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-1150/19 от 28.01.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело №11-1150/2019

судья Феофилова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шалиевой И.П.,

судей Печенкиной Н.А., Роговой Е.С.,

при секретаре Вернигоровой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2019 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2018 года по исковому заявлению Железняк Светланы Петровны к администрации Златоустовского городского округа, муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки города Златоуста, возложить обязанность утвердить схему земельного участка, организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приют для безнадзорных животных, разработать и принять программу (регламент) регулирования численности безнадзорных животных,

по исковому заявлению Железняк Светланы Петровны к администрации Златоустовского городского округа, муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности при запросе котировок на отлов безнадзорных животных в городе Златоусте включать при определении начальной максимальной цены контракта расходы на содержание животных в течение шести месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку, лечение.

Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Железняк СП. обратились в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - администрации ЗГО), муниципальному казенному учреждению Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МКУ ЗГО «УЖКХ») о возложении на администрацию ЗГО обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Златоуста в части территориальных зон, с учетом соответствующих видов разрешенного использования для строительства и размещения пункта временного содержания и приюта для бездомных животных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;


2

обязании администрации ЗГО утвердить схему земельного участка для строительства и размещения пункта временного содержания и приюта для бездомных животных, поставить земельный участок на кадастровый учет в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

обязании администрации ЗГО, МКУ ЗГО «УЖКХ» организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приют для безнадзорных животных;

обязании администрации ЗГО разработать и принять программу (регламент) регулирования численности безнадзорных животных, устанавливающих порядок их отлова, содержания и дальнейшего использования.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что в 2017-2018 годах МКУ ЗГО «УЖКХ» заключало контракты на отлов безнадзорных животных, согласно которым исполнитель должен оказывать услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также по их лечению, стерилизации, умерщвлению, ветеринарной обработке, в том числе, вакцинации и иммунизации, то есть комплекс мероприятий, связанных с отловом. Фактически условия муниципальных контрактов не выполнялись, исполнитель с согласия заказчика, используя запрещенный препарат Адилин супер, совершал убийство животных, оставляя трупы на территории города, либо в лесном массиве. На территории Златоустовского городского округа отсутствует пункт временного содержания отловленных животных, или приют, которые необходимы для решения вопросов отлова безнадзорных животных. Поскольку указанная деятельность относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, она входит в круг полномочий органа местного самоуправления, однако меры для организации пункта временной передержки отловленных животных и их дальнейшего содержания не принимаются. Правилами землепользования и застройки территории г. Златоуста такой вид использования земельного участка, как строительство и размещение приюта для животных, не предусмотрен (л.д. 4-6).

Определением суда от 27 августа 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа (далее - ОМС КУИ «ЗГО») (л.д. 32).

Железняк СВ. также обратилась в суд с иском с учетом уточнения исковых требований о возложении на администрацию ЗГО и МКУ ЗГО «УЖКХ» обязанность при запросе котировок на отлов безнадзорных животных на территории г. Златоуста включать при определении начальной


3

максимальной цены контракта (далее - НМЦК) расходы на содержание животных в течение шести месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку, лечение.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что 20 ноября 2017 года работниками ООО «КомРит» был убит ее домашний пес «Шарик-Дик» под видом оказания услуг по муниципальному контракту с МКУ ЗГО «УЖКХ». Во исполнение договоренности с руководителем ООО «КомРит», МКУ ЗГО «УЖКХ» при запросе котировок НМЦК обосновали в сумме 1850 рублей, что не может обеспечить исполнение всего комплекса мероприятий по отлову животных, установленных приказом № *** Минсельхоза Челябинской области. 23 июля 2018 года администрация ЗГО на сайте госзакупок разместила информацию по закупке на отлов животных в количестве 108 штук за общую цену 199800 рублей, то есть по цене 1850 рублей за голову животного, что может обеспечить только убийство животных, поскольку только стерилизация одного животного в ветеринарных клиниках Златоуста стоит от 1 500 до 5 000 рублей, сумма в размере 1 850 рублей не может обеспечить содержание отловленного животного в установленные законом сроки (л.д. 58, 111).

Определением суда от 12 сентября 2018 года дела по указанным искам объединены в одно производство (л.д. 125).

Определением суда от 01 октября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее - Минсельхоз Челябинской области ) (л.д. 146).

Истец Железняк СВ., представитель третьего лица Златоустовской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь» по доверенности Берниковская Л.В. в суде первой инстанции заявленные исковые требования поддержали частично, на удовлетворении требований о возложении обязанности при запросе котировок на отлов безнадзорных животных в г. Златоусте включать при определении начальной максимальной цены контракта расходы на содержание животных в течение шести месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку, лечение, не настаивали.

Представитель ответчика администрации ЗГО по доверенности Иконникова А.В. в суде первой инстанции против удовлетворения исковых требований возражала.

Представитель ответчика МКУ ЗГО «УЖКХ» по доверенности Сивков П.В. исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.


4

Представители третьих лиц ОМС «КУИ ЗГО», Минсельхоза Челябинской области в суд первой инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд первой инстанции принял решение о частичном удовлетворении исковых требований Железняк СВ.: обязал администрацию Златоустовского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания безнадзорных животных, в удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе администрация Златоустовского городского округа Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что согласно п. 2.3 «Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» организация по отлову безнадзорных животных -организация по отлову безнадзорных животных - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее отлов, содержание и дальнейшее использование безнадзорных животных на территории Челябинской области, укомплектованное работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности. Согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Осуществлять передержку отловленных животных должно лицо, которое непосредственно осуществляет отлов, в связи с чем администрация ЗГО считает нецелесообразным организовывать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приюта для безнадзорных животных.

Согласно Положению о МКУ ЗГО «УЖКХ», указанное учреждение осуществляет на территории Златоустовсокго городского округа организацию отлова безнадзорных животных и содержание безнадзорных животных. МКУ ЗГО «УЖКХ» является отраслевым органом администрации ЗГО, осуществляющим управленческие и технические функции в сфере деятельности Учреждения. Возлагать обязанности по организации на территории Златоустовского городского округа пункта временного содержания и приюта для безнадзорных животных на администрацию ЗГО нецелесообразно, так как имеется отдельный отраслевой орган МКУ ЗГО «УЖКХ», как непосредственный распорядитель бюджетных средств.


5

Требования истца не содержат указаний на механизм исполнения решения суда, что заведомо приведет к невозможности его исполнения. В Челябинской области отсутствует нормативное регулирование отношений по организации, деятельности приютов для безнадзорных животных и их финансированию. Нет конкретного закрепления за органами местного самоуправления полномочий по организации приюта, имеется норма закона как «предупреждение и ликвидация болезней животных, их лечение, отлов и содержание безнадзорных животных» (л.д. 242-243).

Истец Железняк СП., представители ответчиков администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, муниципального казенного учреждения Златоустовского городского округа «Управление жилищно-коммунального хозяйства», представители третьих лиц Златоустовской городской общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь», Министерства сельского хозяйства Челябинской области, Комитета по управлению имуществом Златоустовского городского округа в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов и принимаемых в соответствии с ними подзаконных актов, в том числе Санитарных правил 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России 6 мая


2010 года № 54, «СП 3.1.095-96. ВП 13.3.1221-96. 3.1. Проф илактика инфекционных болезней. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 12. Коксиеллез (лихорадка Ку). Санитарные правила. Ветеринарные правила», утверждённых Госкомсанэпиднадзором России 31 мая 1996 года № 11 и Минсельхозпродом России 18 июня 1996 года № 23.

Отлов безнадзорных животных на территории Челябинской области, в том числе Златоустовского городского округа, осуществляется в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, охраны здоровья, жизни людей и животных, а также регулирования численности безнадзорных животных на основании Законов Челябинской области от 28 марта 2013 года № 469-30 (ред. от 02.06.2015) «Об организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», от 28 марта 2013 года № 478-30 (ред. от 05.04.2016) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных».

На территории Челябинской области также действуют Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Челябинской области от 27 апреля 2016 года № 317.

Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 22 декабря 2005 года № 85-ЗГО утверждены Правила содержания собак и кошек на территории Златоустовского городского округа, пунктом 3 раздела 1 которых предусмотрено, что собаки, находящиеся на улице и иных общественных местах без сопровождающих лиц, и безнадзорные кошки подлежат отлову. Порядок отлова этих животных, их содержание и использование устанавливается в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии со статьями 230 - 232 Гражданского кодекса Российской Федерации (деле - ГК РФ) лицо, задержавшее безнадзорное домашнее животное, обязано возвратить его собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее


7

трёх дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Лицо, задержавшее безнадзорное животное, и лицо, которому оно передано на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорного домашнего животного их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своём праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержащегося у него животного оно поступает в муниципальную собственность и используется в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические

(профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 ноября 2017 года работниками ООО «КомРит» в ходе оказания услуги по муниципальному контракту с МКУ ЗГО «УЖКХ» была убита собака, принадлежавшая истцу (л.д. 59-75, 190-207, т. 1).


Решением Златоустовского городского суда от 26 июня 2018 года, вступившим в законную силу 17 сентября 2018 года, удовлетворены исковые требования прокурора г. Златоуста, заявленные в интересах неопределенного круга лиц. В числе удовлетворенных требований признана незаконной деятельность ООО «КомРит» по применению для поимки безнадзорных животных препарата «Адилин-Супер» и его аналогов, по умерщвлению животных в месте их обнаружения, ООО «КомРит» и МКУ ЗГО «УЖКХ» запрещена деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных, на МКУ ЗГО «УЖКХ» возложена обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологического, ветеринарного законодательства, законодательства о животном мире в части регулирования численности безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа (л.д. 137-141, т. 1).

В судебном заседании суда первой инстанции также установлено, что мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных на территории Златоустовского городского округа не проводятся, пункт временного содержания безнадзорных животных, либо иной муниципальный объект содержания безнадзорных животных отсутствует, муниципальный контракт с какой-либо специализированной организацией на проведение указанных мероприятий не заключен.

14 февраля 2018 года между Минсельхозом Челябинской области и Златоустовским городским округом заключено соглашение о предоставлении субвенций местному бюджету на осуществление переданных государственных полномочий по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней животных, общих для человека и животных (далее - Соглашение) (л.д. 173-174, т. 1).

Цена настоящего соглашения определяется размером субвенции и установлена Законом Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-ЗО «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (п. 2.1.).

Перечисление субвенции в 2018 году осуществляется в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых


является субвенция, по реквизитам главного администратора доходов, в течение 30 календарных дней с момента поступления заявки на финансирование (п. 2.2.).

В соответствии с пунктом 3 Соглашения, Министерство вправе принимать нормативные акты по вопросам, предусмотренным пунктами 1-3 и 7 части 1 статьи 2 Закона Челябинской области «Об организации на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» и осуществлять контроль за их исполнением (статья 5 п. 1-1 Закона 478-30) (п.п.3.1.1.).

Муниципальное образование вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для обеспечения исполнения переданных государственных полномочий по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней животных, общих для человека и животных в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (п.п. 3.2.1.).

Муниципальное образование обязано осуществлять переданные государственные полномочия по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защите населения от болезней животных, общих для человека и животных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области за счет финансовых средств, представленных в виде субвенций из областного бюджета (п.п. 3.3.1.).

Законом Челябинской области от 26 декабря 2017 года № 636-30 «Об областном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов», на 2018 год Златоустовскому городскому округу предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 297 000 рублей, проектом Закона «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» - 601 800 рублей.

По состоянию на 29 октября 2018 года субвенции перечислены в размере 135 050 рублей (л.д. 167, т. 1), неиспользованная сумма составила 161 950 рублей.

Согласно ответу председателя собрания депутатов Златоустовского городского округа в рамках бюджета Златоустовского городского округа на 2018 год и плановый период 2019-2020 годы, расходы на исполнение переданных государственных полномочий по организации проведения на


10

территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных предусмотрены в подпрограмме «Мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства Златоустовского городского округа» Муниципальной программы «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения, дорожной деятельности и транспорта Златоустовского городского округа» в сумме 297 600 руб. ежегодно (субвенция), также в рамках данных расходов в текущем финансовом году предусмотрены средства местного бюджета в сумме 300 ООО рублей (л.д. 162, т. 1).

В соответствии с п. 1 ст. 26 Устава Златоустовского городского округа, администрация округа является исполнительно-распорядительным органом Городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городского округа федеральными законами и законами Челябинской области.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Железняк СП. об обязании администрации Златоустовского городского округа организовать приют для безнадзорных животных, суд первой инстанции исходил из того, что основания для одновременного создания пункта временного содержания и приюта отсутствуют, создание пункта временного содержания позволит в полном объеме реализовать полномочия по охране окружающей природной среды в части предупреждения и ликвидации болезней общих для человека и животных, и не выходит за рамки переданных государственных полномочий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Железняк СВ. о возложении на ответчика обязанности внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Златоуста в части территориальных зон, утвердить схему земельного участка для строительства и размещения пункта временного содержания безнадзорных животных, поставить земельный участок на кадастровый учет, суд первой инстанции исходил из того, что указанные вопросы урегулированы положениями Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ, кроме того, удовлетворение указанных требований приведет к необоснованному ограничению права ответчика на выбор возможного способа исполнения решения суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Железняк СВ. об обязании администрации Златоустовского городского округа разработать и принять программу (регламент) регулирования численности безнадзорных животных, устанавливающих порядок их отлова, содержания и дальнейшего использования, суд первой инстанции исходил из того, что на территории


11

Челябинской области действуют Правила осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, утвержденные приказом Минсельхоза Челябинской области от 27.04.2016 № 317 (ред. от 18.08.2016), доказательств, подтверждающих необходимость разработки администрацией ЗГО иных правил (программы, регламента), истцом не представлено, данные правила обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления Челябинской области (п. 2 приказа), в связи с чем основания для удовлетворения исковых требований в указанной части отсутствуют.

Согласно извещениям о проведении запроса котировок с датами подачи заявок с 28 сентября по 09 октября 2018 года и с 26 октября 2018 года по 02 ноября 2018 года, объектом закупок являлись Услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также лечению, стерилизации (кастрации), умерщвлению, ветеринарной обработке (в том числе вакцинации и иммунизации) безнадзорных животных от заразных болезней, захоронение (утилизация) трупов безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа (л.д. 175, 181, т. 1), НМКЦ установлена в размере 197 115 рублей 36 копеек (4 106 рублей 57 копеек за одно животное) и 196 721 рубль 28 копеек (4 798 рублей 08 копеек за одно животное).

Представитель третьего лица общественной организации помощи бездомным животным «Подари жизнь» по доверенности Берниковская Л.В. в судебном заседании суда первой инстанции 07 ноября 2018 года поясняла, что из представленных МКУ ЗГО «УЖКХ» документов видно, что сумма за отлов одного животного стала значительно выше, на нее возможно оказывать услуги (л.д. 214- 217, т. 1).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Железняк СВ. о возложении на ответчиков обязанности при запросе котировок на отлов безнадзорных животных в г. Златоусте включать при определении НМКЦ расходы на содержание животных в течение 6-ти месяцев, стерилизацию, вакцинацию, иммунизацию, ветеринарную обработку и лечение, суд первой инстанции исходил из того, объект объявленных МКУ ЗГО «УЖКХ» закупок включает расходы, указанные Железняк СВ. в исковом заявлении, лицом, имеющим право принимать участие в конкурентных процедурах на право оказания данного вида услуг, каковым истец не является, запросы котировок признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок, в связи с чем пришел к выводу, что в действиях ответчиков по размещению извещений о проведении запроса котировок отсутствуют нарушения прав истца, что


12

»

является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Решение суда первой инстанции в данной части не обжалуется, а потому в силу требований ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции выводы суда относительно отказа в удовлетворении исковых требований Железняк СП. не проверяет.

Удовлетворяя исковые требования Железняк СП. об обязании администрации Златоустовского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания безнадзорных животных, суд первой инстанции исходил из того, что деятельность по отлову безнадзорных животных и их содержанию относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней общих для человека и животных и в силу вышеназванных положений закона входит в круг полномочий органа местного самоуправления, при этом ссылаясь на то, что действующим законодательством и Соглашением обязанность осуществлять переданные государственные полномочия возложена на муниципальное образование Златоустовский городской округ, Положением о МКУ ЗГО «УЖКХ», исходя из целей и видов его деятельности, предусмотрены организация отлова безнадзорных животных, организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории Златоустовского городского округа (п.п. 7,25 пункта 12) с указанием на то, что Учреждение не вправе осуществлять деятельность, не предусмотренную Положением (пункт 13), Учреждение владеет и пользуется имуществом на праве оперативного управления (пункт 4), пункт временного содержания безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа отсутствует.

У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно п. 2.3 «Правил осуществления органами местного самоуправления Челябинской области переданных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных» организация по отлову безнадзорных животных - организация по отлову безнадзорных животных -индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее


отлов, содержание и дальнейшее использование безнадзорных животных на территории Челябинской области, укомплектованное работниками, оборудованием и средствами, необходимыми для осуществления соответствующей деятельности, согласно ч. 2 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, осуществлять передержку отловленных животных должно лицо, которое непосредственно осуществляет отлов, в связи с чем администрация ЗГО считает нецелесообразным организовывать на территории Златоустовского городского округа пункт временного содержания и приюта для безнадзорных животных, подлежат отклонению как несостоятельные.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно подпунктам 49, 49.1 и 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства; осуществления регионального государственного ветеринарного надзора.

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.


14

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Таким образом, из положений названных законов следует, что субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также наделять названными полномочиями органы местного самоуправления.

Законом Челябинской области от 28 марта 2013 года № 469-30 «Об организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Законом Челябинской области от 28 марта 2013 года № 478-30 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» (ст. 3) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, реализуемыми путем организации проведения мероприятий в целях предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, отлова и


15

содержания безнадзорных животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе предусмотрен: отлов безнадзорных животных; транспортировка безнадзорных животных; содержание и учет отловленных безнадзорных животных; лечение и ветеринарная обработка (в том числе вакцинация и иммунизация) безнадзорных животных от заразных болезней; стерилизация (кастрация) безнадзорных животных; умерщвление безнадзорных животных; захоронение (утилизация) трупов безнадзорных животных.

Пунктом 4 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

Вместе с тем, в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 названного Закона (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 названного Закона (в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ) органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54, указано, что мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают, в том числе, регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5).


16

Аналогичные предписания содержатся в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», закрепляющих требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, исполнение которых является обязательным на всей территории Российской Федерации в том числе для государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, должностных лиц государственных органов, должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, должностных лиц органов местного самоуправления.

Так, в силу п.п. 8.2, 8.4.2 названных Правил, организация профилактических мероприятий за эхинококкозами включает регулирование содержания бродячих собак, их дегельминтизацию. Обеспечение органами местного самоуправления и юридическими лицами учета и регистрации собак, регулирование численности бродячих собак путем их отлова и содержания в специальных питомниках. При реализации региональных программ, комплексных планов санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10.6 данных Правил также предусмотрено регулирование численности бродячих собак в населенных пунктах в качестве мероприятия по профилактике аскаридоза, трихоцефалеза и токсокароза.

Буквальное толкование всех приведенных выше правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, регламентируя вопросы, касающиеся безнадзорных животных, предусмотрел не только их отлов, но в обязательном порядке и содержание их в специальных местах.

Пунктом 4.8, 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП. 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31 мая 1996 года N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18 июня 1996 года N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

Согласно указанным нормативно-правовым нормам, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию


17

безнадзорных животных необходимо относить к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Поскольку деятельность по отлову безнадзорных животных и их содержанию относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней общих для человека и животных и в силу вышеназванных положений закона входит в круг полномочий администрации города.

Возложенная обязанность по созданию пункта временного содержания безнадзорных животных позволяет реализовать полномочия по охране окружающей природной среды, в части предупреждения и ликвидации болезней общих для человека и животных, в полном объеме и не выходит за рамки этих полномочий.

Кроме того, в период с 02 августа 2018 года по 07 ноября 2018 года МКУ ЗГО «УЖКХ» неоднократно объявлялся аукцион, предметом которого являются услуги по отлову, транспортировке, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, а также лечению, стерилизации (кастрации), умерщвлению, ветеринарной обработке (в том числе вакцинации и иммунизации) безнадзорных животных от заразных болезней, захоронение (утилизация) трупов безнадзорных животных на территории Златоустовского округа (л.д. 103, 175-185, т.1), аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. ООО «КомРит» (г. Сатка), с которым МКУ ЗГО «УЖКХ» ранее был заключен контракт на оказание услуг, и МКУ ЗГО «УЖКХ» запрещена деятельность по отлову, умерщвлению безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа без обеспечения возможности содержания отловленных животных, как минимум в течение шести месяцев в специализированном питомнике (приюте) или ином пункте содержания животных.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что согласно Положению о МКУ ЗГО «УЖКХ», указанное учреждение осуществляет на территории Златоустовского городского округа организацию отлова безнадзорных животных и содержание безнадзорных животных, МКУ ЗГО «УЖКХ» является отраслевым органом администрации ЗГО, осуществляющим управленческие и технические функции в сфере деятельности Учреждения, возлагать обязанности по организации на территории Златоустовского городского округа пункта временного содержания и приюта для безнадзорных животных на администрацию ЗГО нецелесообразно, так как имеется отдельный отраслевой орган МКУ ЗГО «УЖКХ», как


18

непосредственный распорядитель бюджетных средств, не влекут отмену решения суда.

В соответствии с положениями Модельного закона об обращении с животными, принятого 31.10.2007 Постановлением №29-17 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова в целях недопущения: неконтролируемого размножения безнадзорных животных; причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций; возникновения эпизоотии и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть животные (статья 30); для временного содержания изъятых или иным образом отчужденных животных, найденных или отловленных безнадзорных животных и поиска их владельцев или новых владельцев организациями, осуществляющими отлов безнадзорных животных, создаются пункты временного содержания животных, где они содержатся определенное время, а затем, при невостребованности собственником, могут быть подвержены контрацепции или биостерилизации с последующим возвращением этих животных в места их отлова организацией по отлову животных (статья 32).

Согласно Положению о МКУ ЗГО «УЖКХ», целями и видами деятельности данной организации являются, в том числе, организация отлова безнадзорных животных, организация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории Златоустовского городского округа (п.п. 7,25 пункта 12).

Для осуществления деятельности Учреждение владеет и пользуется имуществом на праве оперативного управления (пункт 4), пункт временного содержания безнадзорных животных на территории Златоустовского городского округа отсутствует, и в оперативное управление не передавалось.

Доводы апелляционной жалобе о том, что требования истца не содержат указаний на механизм исполнения решения суда, что заведомо приведет к невозможности его исполнения, на правильность выводов суда не влияют, поскольку гражданским процессуальным законодательством предусмотрен самостоятельный механизм правового регулирования порядка исполнения судебных постановлений, что предоставляет ответчику возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения решения, кроме того, данное обстоятельство может быть устранено в рамках рассмотрения заявления о разъяснении решения суда.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что в Челябинской области отсутствует нормативное регулирование отношений по организации, деятельности приютов для безнадзорных животных и их финансированию, нет конкретного закрепления за органами местного самоуправления


Г"

19

полномочий по организации приюта, имеется норма закона как «предупреждение и ликвидация болезней животных, их лечение, отлов и содержание безнадзорных животных», не принимаются во внимание. Как отмечено выше, деятельность по отлову безнадзорных животных и их содержанию относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней общих для человека и животных и в силу вышеназванных положений закона входит в круг полномочий администрации города.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 07 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Златоустовского городского округа Челябинской области -без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи