№11-45/21
мировой судья Леонова Л.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2022 года город Орел
Советский районной суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Леоновой Ю.И., помощнике Исайкиной Л.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к ФИО2, Калмыкову ФИО9 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» и по встречному исковому заявлению Калмыкова ФИО10 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителей, по апелляционной жалобе Калмыкова ФИО11, Калмыкова ФИО12 на решение мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Орла от ДД.ММ.ГГ, которым исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» к Калмыкову ФИО13, Калмыкову ФИО14 были удовлетворены, а в удовлетворении встречного искового требования Калмыкова ФИО15 к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» о защите прав потребителей было отказано.
Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее ООО «УК «Зеленая роща», Общество) обратилось с иском к Калмыкову ФИО16 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» (далее - ТКО). В обоснование требований, указало, что ответчик является потребителем коммунальных услуг, в структуру которых включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами, а Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет с ДД.ММ.ГГ. За период с января 2019 по октябрь 2019 года ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил, в связи с чем у него перед ООО «УК «Зеленая роща» образовалась задолженность.
Просило взыскать ответчика задолженность за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за указанный период в размере 1564 рублей 70 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом по ходатайству ответчика Калмыкова В.М. в качестве соответчика привлечен Калмыков М.В.
ООО «УК «Зеленая роща» в ходе рассмотрения дела исковые требования уточнило, просило взыскать в солидарном порядке с Калмыкова ФИО17, Калмыкова ФИО18 задолженность за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 4 518 рублей 66 копеек, а также государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В ходе судебного разбирательства Калмыков В.М. обратился со встречными исковыми требованиями к ООО «УК Зеленая роща» о защите прав потребителей при ненадлежащем оказании коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» региональным оператором общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща». В обоснование заявленных требований привел доводы, аналогичные тем, которые содержались в возражениях на исковое заявление ООО «УК «Зеленая роща». Указал, что региональный оператор свои обязанности исполняет ненадлежащим образом, поскольку мусор в летнее время вывозится не каждый день, а в холодное время реже одного раза в трое суток, при этом неправомерно не производится перерасчет стоимости данной коммунальной услуги соответствующий реальному вывозу мусора. Указал, что при расчете платы за указанную коммунальную услугу плата ДД.ММ.ГГ года не должна быть включена, поскольку договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами опубликован ДД.ММ.ГГ и должен считаться заключенным только с ДД.ММ.ГГ. Сослался на нарушение ООО «УК Зеленная роща» требований ФЗ от 27.07.2006 №1520 «О персональных данных» указанием его персональных данных в исковом заявлении, поданном в суд. Просил взыскать с ООО «УК «Зеленая роща» компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., за нарушение его прав потребителя.
Мировым судьей принято обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Калмыков В.М. и Калмыков М.В. ставят вопрос об отмене решения мирового судьи, указывает, что оно незаконно и необоснованно, вынесено с неверным применением норм материального права и ненадлежащей правовой оценки доказательств. В вязи с чем, просит суд отменить решение мирового судьи в полном объеме и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований заявленных ООО «Зеленая роща» и взыскать с ООО «Зеленая роща» в пользу Калмыкова В.М. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей..
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи в связи со следующим.
Как следует из материалов дела Калмыков В.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...> (л.д. 12). По указанному адресу зарегистрированы по месту жительства Калмыков В.М., и его сын Калмыков М.В., что подтверждается лицевым счетом №*** (л.д.50).
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о публичном договоре.
Согласно п. 1, 4 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п) Условия публичного договора, которые не соответствуют указанные требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. ст. 426, 167 ГК РФ).
ДД.ММ.ГГ в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области «Орловская правда» Региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг до обращению с твердыми коммунальными отходами текст типового договора.
Из содержания п. 8 (17) раздела 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми т коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на рабочий день после размещения региональным оператором предложение о заключении указанного договора на своем официальном сайте а информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
Между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожные хозяйства Орловской области и ООО «Управляющая компания «Зелены роща», получившим статус Регионального оператора на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 июля 2018 года, заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2018 N 651-Т Единый предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 01.01.2019 на 2019 год (опубликован в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр» http://orel-region.ru, 21.12.2018, а также в иных источниках, в частности в газете "Орловская правда", N 143, 25.12.2018).
Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 19.12.2019 N 527 -Т Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен и введен в действие с 01.01.2020 на 2020, 2021, 2022 года (опубликован в Государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" http://orel-region.ru, 27.12.2019).
Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в многоквартирном доме, составляет 2 000 куб. м/год.
ДД.ММ.ГГ между ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" и ООО "Эко-Транс" заключен договор N ЭА-ТКО-2019-18 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Советского района города Орла. С ДД.ММ.ГГ Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Как следует из материалов дела с января 2019 года ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что подтверждается Соглашением N 222- Д/18 между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Стоимость оказанной услуги рассчитывается следующим образом: за период месяцев с января - по декабрь 2019 года - (469,42 руб./куб. м (Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержден Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от N 651-Т) х 2000 куб. м/год (Норматив накопления, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221)) / 12 месяцев) х 2 (число лиц проживающих в жилом помещении) х 12 (период месяцев с января по декабрь 2019 года); за период месяцев с января 2020 - по июнь 2020 - (436,35 руб./куб. м (Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержден Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от N 527 -Т) х 2000 куб. м/год (Норматив накопления, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221)) / 12 месяцев) х 2 (число лиц проживающих в жилом помещении) х 6 (период месяцев с января по июнь 2020 года); за период месяцев с июля 2020 по июнь 2021 - (442,09 руб./куб. м (Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержден Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от N 527 -Т) х 2 000 куб. м/год (Норматив накопления, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 21.05.2018 N 221)) / 12 месяцев) х 2 (число лиц проживающих в жилом помещении) х 12 (период месяцев с июля по июнь 2021 года).
Таким образом, стоимость услуги оказанной ООО "Управляющая компания «Зеленая роща» ответчикам составляет: за период январь - декабрь 2019 года - 1877, 60 руб.; за период январь 2020 - июнь 2020 - 872, 70 руб.: за период июль 2020 - июнь 2021 - 1768, 36 руб., а всего 4518, 66 руб.
Данный расчет проверен судом и не опровергнут ответчиками.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что исковые требования ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. С Калмыкова В.М. и Калмыкова М.В. в пользу ООО «УК «Зеленая роща» подлежит взысканию в солидарном порядке задолженность за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» за период с по ДД.ММ.ГГ в размере 4518 рублей 66 копеек.
Довод ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску Калмыкова В.М, о том, что услуги ООО «УК «Зеленая роща» оказывались ненадлежащим образом, является несостоятельным, поскольку в ходе рассмотрения дела, Калмыков В.М. не представил доказательств того, что он, либо Калмыков М.В. обращались в ООО «УК «Зеленая роща» либо в иной уполномоченный орган по вопросу ненадлежащего, по их мнению, оказания услуг, в то время как в силу пп. а) п. 148 (25) Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: при обнаружении неисправностей, пожара и аварий в мусоропроводе и мусороприемных камерах, а также при обнаружении нарушений качества предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп. 1, 4, 5, 6 ст. 24.6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Суд также учитывает положения ст. 42 Конституции РФ, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду. Эти положения Конституции РФ конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно ч. 1 ст.11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Исходя из изложенного отсутствуют основания для освобождения ответчиков от обязанности оплаты услуг истца по вывозу ТКО, при отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов ответчиками способами, не нарушающими санитарного законодательства.
Факт осуществления Региональным оператором Орловской области ООО «Управляющая компания «Зеленая роща», являющейся единственной организацией, уполномоченной в соответствии с законодательством оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, вывоза твердых бытовых отходов от жилых помещений, в том числе и дома Калмыкова В.М., Калмыкова М.В. в периоды с января 2019 по июнь 2021 года, нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что ответчики не принимали услуги истца по вывозу мусора, в связи с чем, правоотношения между сторонами признаются договорными, доказательств обратного суду не представлено.
Факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества должен быть зафиксирован в установленном нормативными актами порядке и подтвержден соответствующими доказательствами, чего в настоящем случае сделано не было. Таким образом, основания для перерасчета платы Калмыкову В.М., Калмыкову М.В. отсутствуют, коммунальная услуга в спорный период управляющей компанией оказывалась.
Доводы Калмыкова В.М. о нарушении ООО «УК «Зеленая роща» ФЗ от 27.07.2006 №1520 «О персональных данных» указанием его персональных данных в исковом заявлении, поданном в суд, основаны на неправильном толковании норм права.
Учитывая вышеизложенное, мировой судья обоснованно пришел к выводу об обоснованности первоначальных исковых требований и их удовлетворении в полном объеме и об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца Калмыкова В.М. по встречному иску о перерасчете начисленной платы за коммунальную услугу и компенсации морального вреда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, не влияют на его правильность.
При таких обстоятельствах, решение мировой судья судебного участка №2 Советского района г. Орла 09.11.2021 основано на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
решение мирового судьи судебного участка №2 Советского района г. Орла от 09.11.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Калмыков ФИО19, Калмыкова ФИО20 без удовлетворения.
Судья О.В.Лигус