ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 13-156/2023 от 30.01.2024 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-499/2024

Судья Рафикова Д.Ф.

(дело в суде первой инстанции №13-156/2023,

УИД 75RS0016-01-2023-001301-84)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Забайкальский краевой суд в составе судьи судебной коллегии по гражданским делам Процкой Т.В.

при ведении протокола помощником судьи Шемякиным С.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Чите 30 января 2024 года материал по заявлению ОАО «РЖД» об отсрочке исполнения решения суда

по частной жалобе представителя ОАО «РЖД» Храменковой Т.Г.

на определение Могочинского районного суда Забайкальского края от 28 ноября 2023 года, которым постановлено:

в удовлетворении заявления ОАО «РЖД» об отсрочке исполнения решения Центрального районного суда г. Читы по гражданскому делу №2-3053/2016 отказать.

установил:

по гражданскому делу №2-3053/2016 по иску и.о. Могочинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании произвести капитальный ремонт участков железнодорожного пути решением Центрального районного суда г. Читы от 18 апреля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июля 2016 года, постановлено:

исковые требования исполняющего обязанности Могочинского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» провести капитальный ремонт железнодорожного пути общего пользования на:

1. Четном (2) участке пути 1 класса группы «А» 3 категории: с 6798 пк 8+97 по 6799 км пк 3+90; 6799 пк 3+90 по 6799 пк 8+27; с 6799 пк9+07 по 6799 пк 9+40; с 6850 км пк 0 по 6850 пк 9+34; с 6850 пк 9+34 по 6851 пк 9+05; с 6851 пк 9+38 по 6852 пк 2+68; с 6852 пк 2+68 по 6852 пк 3+01; с 6852 пк 3+01 по 6863 пк 0+75; с 6863 пк 0+75 по 6871 пк 7+32; с 6871 пк 7+32 6871 пк 8+10; с 6871 пк 8+10 по 6872 пк 7+83; с 6872 пк 7 +83 по 6872 пк 8+71; с 6872 пк 8+71 по 6872 пк 9+04; с 6872 пк 9+04 по 6892 пк 6+25; с 6896 пк 8+23 по 6901 пк 4+30; с 6901 пк 4+30 по 6903 пк+52; с 6903 пк+52 по 6904 пк 4+41; с 6904 пк 4+41 по 6905 пк 9+72; с 6906 пк 0+05 по 6906 пк 3+77; с 6906 пк 3+77 по 6906 пк 4+10; с 6906 пк 4+10 по 6906 пк 4+56; с 6906 пк 4 +56 по 6906 пк 4+89; с 6906 пк 4+89 по 6906 пк 5+53; с 6906 пк 5+53 по 6906 пк 5+86; с 6906 пк 5+86 по 6906 пк 9+09; с 6906 пк 9+09 по 6907 пк 1+36; с 6907 пк 1+36 по 6907 пк 8+77; с 6907 пк 9+25 по 6908 пк 6+32; с 6908 пк 6+65 по 6930 пк 1+74; с 6930 пк 1+74 по 6930 пк 2+07; с 6930 пк 2+07 по 6930 пк 3+55; с 6930 пк 3+55 по 6930 пк 3+88; с 6930 пк 3+88 по 6930 пк 3+89; с 6930 пк 3+89 по 6931 пк 4+22; с 6931 пк 4+22 по 6931 пк 4+64; с 6931 пк 4+64 по 6931 пк 4+97; с 6931 пк 4+97 по 6931 пк 6+67; с 6931 пк 6+67 по 6931 пк 7+00; с 6931 пк 7+00 по 6936 пк 0+00 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

2. Нечетном (1) главном пути участка 1 класса группы «В» 3 категории с просроченным капитальным ремонтом: с 6785 пк 0 по 6799 пк 3+0; с 6799 пк 3+90 по 6817 пк 2+25; с 6850 пк 9+37 по 6860 пк 5+87; с 6860 пк 5+87 по 6867 пк 7+50; с 6867 пк 7+50 по 6878 пк 0; с 6878 пк 0 по 6889 пк 4; с 6889 пк 4 по 6892 пк 3+50; с 6892 пк 3+50 по 6896 пк 4+50; с 6896 пк 4+50 по 6899 пк 4+25; с 6899 пк 4+25 по 6901 пк 4+31; с 6901 пк 4+68 по 6906 пк 3+75 в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу (л.м.55-57, 77-83).

30 сентября 2016 года Центральным районным судом г. Читы выдан исполнительный лист серия <данные изъяты>, на основании которого 12 октября 2016 года заместителем начальника отдела Могочинского МРО СП УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство (л.м. 14-15, 52).

Определением Могочинского районного суда Забайкальского края от 16 октября 2020 года ОАО «РЖД» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 октября 2022 года (л.м. 70-73).

ОАО «РЖД» обратилось в районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в обоснование которого заявитель указывал на следующее. Решением суда на ОАО «РЖД» возложена обязанность провести капитальный ремонт на 6 участках пути протяженностью 170,5 км. В период с 2016 по 2022 год произведен капитальный ремонт 150,162 км. В 2023 году будут завершены ремонтом 2,28 км. Оставшиеся участки пути включены в план и титул ремонтно-путевых работ на 2024 год, на 2025 год – 18,058 км. Проведение капитального ремонта железнодорожного пути невозможно без значительных капитальных и инвестиционных вложений. ОАО «РЖД» является государственной компанией. 28 декабря 2022 года на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту утверждена Программа поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормальный уровень до 2035 года. Капитальный ремонт объектов, не включенных в Программу, может привести к нарушению установленной этапности проведения путевого комплекса компании в нормативное состояние. В рамках поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень ремонт указанных километров запланирован на 2025 год. С началом СВО пропускные способности ОАО «РЖД» остались на прежнем уровне, при том, что объем перевозок гражданских и воинских грузов вырос, что требует дополнительных затрат на содержание и развитие инфраструктуры. Прибавился объем экспортных и импортных грузов на части дороги. Выросло количество перевозок Министерства обороны. Изложенное привело к перегрузке пропускных способностей Восточного полигона. ОАО «РЖД» применяются меры по обновлению инфраструктуры Восточного полигона в 2022-2023 годы. В 2022 году проведена реконструкция железнодорожного пункта пропуска Забайкальск. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, сложную экономическую ситуацию, введенные экономические санкции, запреты на авиасообщения, ОАО «РЖД» выполняет задачу обеспечения бесперебойного и безопасного перевозочного процесса и грузов железнодорожным транспортом. ОАО «РЖД» выявляются наиболее опасные участки пути и принимаются незамедлительные меры по устранению замечаний их содержания. В рамках обеспечения бесперебойных перевозок тяжелой техники, иных грузов Министерства обороны проведен капитальный ремонт свыше 160 км железнодорожного пути. Проведение капитального ремонта в зимний период времени не представляется возможным. Заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения Центрального районного суда г. Читы от 18 апреля 2016 года по делу №2-3053/2016 сроком до 31 декабря 2025 года (л.м. 3-5).

Судом постановлено указанное выше определение (л.м. 85-88).

В частной жалобе представитель ОАО «РЖД» Храменкова Т.Г. указывает на то, что суд не исследовал представленные документы, не учел доводы, указанные заявителем, что повлекло вынесение неправомерного определения об отказе в предоставлении отсрочки. Из 170,5 км, указанных в решении суда, выполнено 152,442 км, остается не выполненными 18,058 км, данные факты опровергают выводы суда о бездействии ОАО «РЖД». В 2023 году будет закончено выполнением 2,28 км, на 2024 год запланировано 12,240 км, на 2025 год запланировано 5,818 км, что подтверждается Планами ремонтно-путевых работ на 2024, 2025 годы, утвержденными распоряжениями ОАО «РЖД». Проведение капитального ремонта железнодорожного пути невозможно без значительных капитальных и инвестиционных вложений. Инвестиционные проекты ОАО «РЖД» утверждает совет директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством Российской Федерации. То есть Российская Федерация, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», участвует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов. Главной целью при планировании очередности выполнения ремонтно-строительных работ является обеспечение эффективности вкладываемых средств в реконструкцию и ремонт объектов инфраструктуры, в том числе за счет повышения пропускной способности и снятия инфраструктурных ограничений, повышения установленных скоростей движения поездов в условиях минимизации влияния работ на перевозочный процесс. Работы по реконструкции и ремонтам пути должны выполняться в специально предоставляемые технологические окна, заложенные в график движения поездов, на закрытом для ремонта на длительный период (сутки и более) участке пути, то есть участки железнодорожного пути полностью закрываются для движения поездов. Деятельность, связанная с ремонтом пути, подлежит планированию в нормативно-установленном порядке. При планировании ремонтных работ учитываются особенности производственного процесса. Планируются графики движения поездов и организация окон по выполнению мероприятий по капитальному ремонту железнодорожных путей, в планы ремонтов вносится максимальное количество путей, которое можно выполнить за указанный в плане период. В случае выхода из плана может произойти остановка всего движения железнодорожного транспорта, что может пагубно отразиться на всех участниках перевозочного процесса, и чего нельзя допустить в настоящее время, когда ОАО «РЖД» вынуждено максимально задействовать свои пропускные и перевозочные способности. Имеющиеся свободные пропускные способности железной дороги используются для приоритетных – воинских перевозок. Судом не дана оценка программе поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень до 2035 года, утвержденной первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 28 декабря 2022 года, и сформированной исходя из критериев ранжирования и приоритетности проведения ремонтов с учетом обеспечения требований безопасности движения на сети железных дорог в целом. Поэтому капитальный ремонт объектов, не включенных в Программу, может привести к нарушению установленной этапности приведения путевого комплекса компании в нормативное состояние. В рамках данного поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень ремонт вышеуказанных километров запланирован на 2024-2025 годы. С началом СВО пропускные способности ОАО «РЖД» остались на прежнем уровне, при том, что объем перевозок гражданских и воинских грузов вырос и осуществляется по всем необходимым направлениям, используемым для обеспечения обороноспособности государства, что требует от компании дополнительных затрат на содержание и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. К прежнему объему грузов, перевозимых по указанным железным дорогам дополнительно прибавился объем экспортных и импортных грузов, перевозившийся по железным дорогам европейской части страны. Все обстоятельства в своей совокупности привели к перегрузке пропускных способностей Восточного полигона. В связи с этим и во исполнение Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 года №466-р, и Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ОАО «РЖД» применяются меры по обновлению инфраструктуры Восточного полигона в 2022-2023 годах. С учетом проводимого Забайкальской дирекцией инфраструктуры постоянного мониторинга состояния железнодорожного пути, соответствия его требованиям безопасности и обеспечения бесперебойного и безопасного перевозочного процесса для постановленных перед ОАО «РЖД» ключевых задач, выявляются наиболее опасные участки пути и принимаются незамедлительные меры по устранению замечаний их содержания, где состояние пути требует более незамедлительного ремонта, чем на участках пути, по находящимся на исполнении судебным решениям. В рамках обеспечения бесперебойных перевозок тяжелой техники иных грузов Министерства обороны РФ в период летне-путевых работ 2023 года проведен капитальный ремонт свыше 160 км железнодорожного пути Забайкальской железной дороги. Проведение капитального ремонта пути в зимний период времени не представляется возможным, до установления стабильных положительных температур наружного воздуха и оттаивания грунта. Учитывая сложившуюся экономическую и технологическую ситуацию, в которой в настоящее время находится железнодорожная отрасль, суд не учел вышеуказанные обстоятельства, являющиеся исключительными. Просит определение районного суда отменить (л.м. 94-96).

В возражениях на частную жалобу и.о. Могочинского транспортного прокурора Брылёв В.К. просит определение оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения (л.м. 115).

В возражениях на частную жалобу начальник ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП России по Забайкальскому краю Батарлыкова Ю.А. просит доводы заявителя признать необоснованными, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.м. 109).

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность определения районного суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно статье 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.

В силу статей 36, 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. Взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Таким образом, закон предусматривает в качестве основания для отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда наличие существенных обстоятельств, которые делают невозможным его исполнение, носят действительно исключительный характер, и объективно являются серьезным препятствием к исполнению решения суда и совершению исполнительных действий, а также возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. Предоставление отсрочки, рассрочки является исключительной мерой, которая должна применяться судом с соблюдением баланса интересов сторон.

При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, которые могут служить основанием для предоставления отсрочки, рассрочки исполнения решения суда, лежит на должнике.

Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 года №466-р утверждена Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года».

В разделе I указано, что Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года (далее - Программа) разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 года №Пр-3086, решений межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта (протокол от 10 ноября 2014 года №8) с учетом методических рекомендаций по разработке долгосрочных программ развития открытых акционерных обществ и федеральных государственных унитарных предприятий (далее - методические рекомендации), директив Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года №4955п-П13, от 31 октября 2014 года №7389п-П13, от 5 ноября 2014 года №7439п-П13, от 5 марта 2015 года №1346п-П13, от 16 апреля 2015 года №2303п-П13, от 3 марта 2016 года №1472п-П13 и от 28 июня 2016 года №4531п-П13, плана взаимодействия Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 1 июня 2017 года №747, а также с учетом замечаний и предложений к Программе указанного Экспертного совета и совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его дочерних и зависимых обществ.

Программа направлена на реализацию задач, предусмотренных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года №2101-р, и основана на Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р, и Стратегии развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2030 года.

В рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации предусмотрено увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн к 2024 году, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. Предусмотрены мероприятия по увеличению пропускной способности для обеспечения роста объемов транзитных перевозок контейнеров в 4 раза, а также сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом (в частности, с Дальнего Востока до западной границы Российской Федерации - до 7 дней). Будет обеспечено повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации посредством расширения и модернизации железнодорожной инфраструктуры, развития мультимодальности перевозок, расширения сети скоростных и высокоскоростных перевозок, а также увеличения вклада открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в рост внутреннего валового продукта страны.

Программа синхронизирована с положениями государственных программ Российской Федерации в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 года №4531п-П13 и учитывает требования законодательства Российской Федерации в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них услуг на основе Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2015 года №329 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования».

Программа основывается на внешних макроэкономических и регуляторных условиях, включая налоговые условия. В случае существенного изменения указанных условий, подтвержденного параметрами Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики, предусматривается создание механизма, направленного на минимизацию возникающих рисков с закреплением в нормативно-правовой базе.

После утверждения Программы в установленном порядке будет обеспечено формирование плана по ее реализации и проведение аудиторской проверки достижения целевых ключевых показателей эффективности.

В подтверждение доводов о том, что остаток неотремонтированных на 2024 и 2025 годы участков пути составил 18,058 км, а именно, участки пути: с 6908 пк 6+65 по 6930 пк 1+74, с 6930 пк 1+74 по 6930 пк 2+07, с 6930 пк 2+07 по 6930 пк 3+55, с 6930 пк 3+55 по 6930 пк 3+88, с 6930 пк 3+88 по 6930 пк 3+89, с 6908 по 6915, с 6930 пк 3+89 по 6931 пк 4+22, с 6931 пк 4+22 по 6931 пк 4+64, с 6931 пк 4+64 по 6931 пк 4+97, с 6931 пк 4+97 по 6931 пк 6+67, включены в План и Титул ремонтно-путевых работ на 2024 год; участки пути: с 6798 пк 8+97 по 6799 км пк 3+90, с 6799 пк 3+90 по 6799 пк 8+27, с 6799 пк 9+07 по 6799 пк 9+40, с 6871 пк 7+32 по 6871 пк 8+10, с 6904 пк 4+41 по 6905 пк 9+72, включены в План и Титул ремонтно-путевых работ на 2025 год, заявитель представил План ремонтно-путевых работ на 2024 год и титул ремонтно-путевых работ на 2024 год, утвержденный распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» - начальника Центральной дирекции инфраструктуры от 29 июня 2023 года, План ремонтно-путевых работ на 2025 год и титул ремонтно-путевых работ на 2025 год, утвержденный распоряжением заместителя генерального директора ОАО «РЖД» - начальника Центральной дирекции инфраструктуры от 6 октября 2023 года (л.м. 16-51, 53, 54).

Согласно ответу ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП России по Забайкальскому краю от 24 ноября 2023 года в полном объеме решение суда не исполнено. 6 октября 2023 года ОАО «РЖД» установлен новый срок исполнения решения, в срок до 30 октября 2023 года необходимо предоставить информацию об исполнении решения суда в части. Сведения об исполнении решения суда не поступали, так как должник обратился в суд за предоставлением отсрочки (л.м. 67).

В постановлении заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Могочинскому и Тунгиро-Олекминскому районам УФССП России по Забайкальскому краю от 6 октября 2023 года о назначении нового срока исполнения установлен должнику ОАО «РЖД» новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 октября 2023 года. В срок до 30 октября 2023 года представить сведения о проведенных ремонтных работах на следующих участках пути:

Четный путь: 6906ПК с 0+05 по 9+09, 6907 ПК 1+36 по 9+25 (из ранее представленных актов произведена смена стрелочного перевода, а не капитальный ремонт пути), 6931 ПК4+22 по 7+00 (ранее предоставлено ПК 8 до ПК 10), 6932 с ПК 1 до ПК 10, 6936 по 6957 ПК 1

6798 ПК 8+97 по 6799 ПК 10

Нечетный путь:

6872 ПК 1 по 10, 6873 ПК с 1 по 10, 6895 ПК с 8 по 10, 6901 ПК 4+68 до ПК10, 6904 ПК 1 по 10, 6854 ПК с 1 по 10, 6855 ПК с 1 по 10 (л.м. 68-69).

Отказывая в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что наличие Программы поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормальный уровень, обновление инфраструктур Восточного полигона, устранение замечаний на наиболее опасных участках пути не являются сами по себе основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Обстоятельства проведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции и осуществления должником военных перевозок, введения санкций недружественными иностранными государствами и международными организациями не содержат в себе оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда, поскольку не являются исключительными обстоятельствами, препятствующими исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Срок исполнения решения суда определен в 1 год, была предоставлена отсрочка исполнения до 31 декабря 2022 года, необходимо учитывать разумные сроки исполнения принятого решения суда, с момента вступления решения суда в законную силу прошло более 7 лет. Указанный заявителем срок предоставления отсрочки исполнения решения суда нарушает права неопределенного круга лиц и создает угрозу их жизни и здоровью. Не представлено доказательств того, что в течение срока, на который заявитель просит предоставить отсрочку, будут реально предприняты необходимые меры, которые позволят исполнить решение суда в заявленный срок. Отсрочка исполнения решения суда может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет противоречить не только общим целям правосудия и исполнительного производства, но и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Суд апелляционной инстанции соглашается с суждениями районного суда об отсутствии правовых оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Ссылки заявителя частной жалобы на то, что суд не исследовал представленные документы, не учел доводы, указанные заявителем, что повлекло вынесение неправомерного определения об отказе в предоставлении отсрочки, не могут быть приняты, поскольку выводы суда подробно мотивированы, основаны на материале, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, учтены все обстоятельства.

Доводы заявителя частной жалобы о том, что из 170,5 км, указанных в решении суда, выполнено 152,442 км, остается не выполненными 18,058 км, данные факты опровергают выводы суда о бездействии ОАО «РЖД»; в 2023 году будет закончено выполнением 2,28 км, на 2024 год запланировано 12,240 км, на 2025 год запланировано 5,818 км, что подтверждается Планами ремонтно-путевых работ на 2024, 2025 годы, утвержденными распоряжениями ОАО «РЖД»; проведение капитального ремонта железнодорожного пути невозможно без значительных капитальных и инвестиционных вложений; инвестиционные проекты ОАО «РЖД» утверждает совет директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством Российской Федерации; то есть Российская Федерация, как единственный учредитель и акционер, определяет приоритетные направления развития и деятельности ОАО «РЖД», участвует в утверждении основных программ деятельности общества, в том числе годовых бюджетов; главной целью при планировании очередности выполнения ремонтно-строительных работ является обеспечение эффективности вкладываемых средств в реконструкцию и ремонт объектов инфраструктуры, в том числе за счет повышения пропускной способности и снятия инфраструктурных ограничений, повышения установленных скоростей движения поездов в условиях минимизации влияния работ на перевозочный процесс; работы по реконструкции и ремонтам пути должны выполняться в специально предоставляемые технологические окна, заложенные в график движения поездов, на закрытом для ремонта на длительный период (сутки и более) участке пути, то есть участки железнодорожного пути полностью закрываются для движения поездов; деятельность, связанная с ремонтом пути, подлежит планированию в нормативно-установленном порядке; при планировании ремонтных работ учитываются особенности производственного процесса; планируются графики движения поездов и организация окон по выполнению мероприятий по капитальному ремонту железнодорожных путей, в планы ремонтов вносится максимальное количество путей, которое можно выполнить за указанный в плане период; в случае выхода из плана может произойти остановка всего движения железнодорожного транспорта, что может пагубно отразиться на всех участниках перевозочного процесса, и чего нельзя допустить в настоящее время, когда ОАО «РЖД» вынуждено максимально задействовать свои пропускные и перевозочные способности; имеющиеся свободные пропускные способности железной дороги используются для приоритетных – воинских перевозок; судом не дана оценка программе поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень до 2035 года, утвержденной первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 28 декабря 2022 года, и сформированной исходя из критериев ранжирования и приоритетности проведения ремонтов с учетом обеспечения требований безопасности движения на сети железных дорог в целом; поэтому капитальный ремонт объектов, не включенных в Программу, может привести к нарушению установленной этапности приведения путевого комплекса компании в нормативное состояние; в рамках данного поэтапного вывода путевого комплекса ОАО «РЖД» на нормативный уровень ремонт вышеуказанных километров запланирован на 2024-2025 годы, не могут быть приняты.

Указанные заявителем аргументы свидетельствуют не о наличии объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, а о том, что в обществе определена этапность приведения путевого комплекса компании в нормативное состояние, в то время как вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы заявителя частной жалобы о том, что с началом СВО пропускные способности ОАО «РЖД» остались на прежнем уровне, при том, что объем перевозок гражданских и воинских грузов вырос и осуществляется по всем необходимым направлениям, используемым для обеспечения обороноспособности государства, что требует от компании дополнительных затрат на содержание и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта; к прежнему объему грузов, перевозимых по указанным железным дорогам дополнительно прибавился объем экспортных и импортных грузов, перевозившийся по железным дорогам европейской части страны; все обстоятельства в своей совокупности привели к перегрузке пропускных способностей Восточного полигона; в связи с этим и во исполнение Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2019 года №466-р, и Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ОАО «РЖД» применяются меры по обновлению инфраструктуры Восточного полигона в 2022-2023 годах; с учетом проводимого Забайкальской дирекцией инфраструктуры постоянного мониторинга состояния железнодорожного пути, соответствия его требованиям безопасности и обеспечения бесперебойного и безопасного перевозочного процесса для постановленных перед ОАО «РЖД» ключевых задач, выявляются наиболее опасные участки пути и принимаются незамедлительные меры по устранению замечаний их содержания, где состояние пути требует более незамедлительного ремонта, чем на участках пути, по находящимся на исполнении судебным решениям; в рамках обеспечения бесперебойных перевозок тяжелой техники иных грузов Министерства обороны РФ в период летне-путевых работ 2023 года проведен капитальный ремонт свыше 160 км железнодорожного пути Забайкальской железной дороги; проведение капитального ремонта пути в зимний период времени не представляется возможным, до установления стабильных положительных температур наружного воздуха и оттаивания грунта; учитывая сложившуюся экономическую и технологическую ситуацию, в которой в настоящее время находится железнодорожная отрасль, суд не учел вышеуказанные обстоятельства, являющиеся исключительными, не могут быть приняты.

Необходимость проведения капитального ремонта установлена вступившим в законную силу 20 июля 2016 года решением суда, однако на протяжении длительного периода времени – более 7 лет решение суда в полном объеме не исполнено, исполнено частично, чем нарушаются права взыскателя, неопределенного круга лиц.

Названные заявителем обстоятельства не свидетельствуют о том, что по истечении срока отсрочки обстоятельства изменятся, и должник сможет незамедлительно исполнить решение суда.

Обозначенные аргументы не содержат исключительных обстоятельств, при которых возможно отсрочить исполнение решение суда.

В противном случае отсрочка исполнения решения суда может стать инструментом затягивания его реального исполнения, что будет нарушать права взыскателя.

В целом доводы частной жалобы не содержат в себе оснований для отмены определения суда, ответчик не доказал наличие оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного постановления, таких причин судом апелляционной инстанции не установлено.

В этой связи определение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам частной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

определение Могочинского районного суда Забайкальского края от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, частную жалобу представителя ОАО «РЖД» Храменковой Т.Г. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья Т.В.Процкая

апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31 января 2024 года