ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1081/2021 от 03.03.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№ 11-3157/2022 Судья Хабарова Л.В.

Дело № 2-1081/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2022 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой В.Е.,

судей Чиньковой Н.В., Бас И.В.,

при секретаре <данные изъяты>

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 17 ноября 2021 года по иску прокурора Курчатовского района г. Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Челябинска о возложении обязанности установить знак, оборудовать входную группу пандусом или подъемным устройством.

Заслушав доклад судьи Чиньковой Н.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения прокурора Козиной И.В., представителя ответчика администрации г. Челябинска, и третьего лица Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска Семеновой Е.В., представителя третьего лица МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» Левандовской З.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Курчатовского района г. Челябинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Челябинска о возложении обязанности установить при входе в здание, ведущем в помещение Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4, знак, указывающий на доступность здания для инвалидов и маломобильных групп населения. Просил также обязать администрацию города Челябинска оборудовать входную группу Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4 пандусом или подъемным устройством для доступа маломобильных групп населения.

В обоснование иска указано, что в рамках проведенной прокуратурой района проверки установлены нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в здание по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 4. Так, в нарушение «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр (далее - СП 59.13330.2016), по состоянию на 10 декабря 2020 года имеют место следующие нарушения:

- входная группа здания не оборудована пандусом или подъемным устройством для доступа маломобильных групп населения в соответствии с п.п. 5.1.2, 5.2.9, 5.2.13, 5.2.14, 5.2.15 СНиП 35-01-2001;

входная дверь в здание Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4 не имеет знака, указывающего на доступность здания в нарушение п. 6.1.7 СП 59.13330.2016.

Обязанность устранения выявленных нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов возложена на администрацию города Челябинска.

В судебном заседании заместитель прокурора Курчатовского района г. Челябинска Бандаренко Д.Ю. поддержал уточненные требования.

Представитель ответчика администрации г. Челябинска, третьего лица Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска Семенова М.В. возражала против иска, просила исключить администрацию г. Челябинска из числа ответчиков, поскольку муниципальное имущество, а именно, административное здание АВДС по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 4 передано из муниципальной казны города Челябинска в оперативное управление Муниципальному бюджетному учреждению «Управление дорожных работ города Челябинска» на основании приказа КУИЗО г. Челябинска от 29 декабря 2014 года № 1252. В сентябре 2019 года Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожных работ города Челябинска» было переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» (далее - МБУ «Эвис»). Поддержала письменный отзыв (л.д. 23-24).

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в суд при надлежащем извещении не явился. Ранее в суде представитель Баркина О.Н. полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку зданием по Комсомольскому проспекту, д. 4 владеет МБУ «Эвис» на праве оперативного управления. Объект построен из мрамора и его фасад не может быть изменен, так как в результате реконструкции поменяется облик здания. Установлением входной группы будут нарушены противопожарные нормы. Техническая возможность установки как пандуса, так и подъемного устройства отсутствует.

Представитель третьего лица МБУ «Эвис» Левандовская З.В. в суде поддержала письменные возражения, согласно которым здание по Комсомольскому проспекту, д. 4, 2006 года постройки, передано в оперативное управление МБУ «Эвис» на основании приказа от 29 декабря 2014 года. Впоследствии 30 ноября 2020 года приказом № 1858 часть здания возвращена в муниципальную казну г. Челябинска. Здание не является новым, в нем не производился ремонт и реконструкция. Для строительства пандуса потребуется выполнение комплекса мероприятий, требующих разработки проекта и получения разрешения на строительство. Техническая возможность установки пандуса отсутствует, поскольку потребуется реконструкция всего здания. МБУ «Эвис» владеет зданием по указанному адресу на праве оперативного управления с 29 декабря 2014 года, но основная часть здания, в том числе, входная группа, возвращена в муниципальную казну.

Суд вынес решение о частичном удовлетворении исковых требований. На администрацию города Челябинска возложена обязанность установить при входе в здание, ведущем в помещение Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 4, знак, указывающий на доступность здания для инвалидов и маломобильных групп населения и оборудовать входную группу Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 4 подъемным устройством для доступа маломобильных групп населения. В удовлетворении иска о возложении на администрацию города Челябинска оборудовать входную группу Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу г. Челябинск, Комсомольский проспект, д. 4 пандусом, отказано. С администрации г. Челябинска взысканы расходы по проведению экспертизы в пользу ООО «Центр судебных исследований «Паритет» в размере 25 000 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик администрация города Челябинска просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора отказать полном объеме. Указывает, что при проведении экспертизы эксперт не учел, что для монтажа устройства необходимо осуществить демонтаж конструкции клумбы у входа в здание, для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения необходимо выполнить демонтаж входного дверного блока и последующий монтаж или замену на новый с учетом обеспечения максимально допустимого перепада высот. Экспертом не рассмотрены вопросы о приведении входной группы в нормативное состояние и возможности передвижения маломобильных групп населения внутри здания, с учетом того, что фактически расположение Комитета начинается со второго этажа здания. Указанные обстоятельства осложняют последующее исполнение решения суда вплоть до невозможности его исполнения, поскольку требуют дополнительного денежного финансирования при отсутствии их описания в решении суда. Распоряжением администрация г. Челябинска от 27 декабря 2016 года № 14674 утверждена муниципальная программа «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в г. Челябинске на 2017-2020 года» в рамках которой производится обустройство входных групп в учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, нежилые здания в части муниципальных помещений для маломобильных групп населения – при условии наличия положительного технического заключения, которое истцом в настоящем гражданском деле не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что администрация г. Челябинска является надлежащим ответчиком по делу. Технические условия проведения работ по исполнению решения суда ответчик обязан разработать самостоятельно. Вопрос перемещения инвалидов внутри здания ответчик должен решить самостоятельно в соответствии с СНиП 35-01-2001, которым такая обязанность возлагается на собственника здания.

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска не принял участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения прокурора Козиной И.В., представителя третьего лица Комитета дорожного хозяйства г. Челябинска Семеновой Е.В., представителя третьего лица МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» Левандовской З.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как подтверждается собранными по делу доказательствами и установлено судом первой инстанции, 02 октября 2020 года прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска проведена проверка по обращению гражданина об отсутствии доступности для инвалидов в здание Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии парковки общего пользования в непосредственной близости к зданию Управления дорожного хозяйства администрации г. Челябинска, с наличием мест для парковки транспортных средств инвалидов, несоответствие входа в здание требованиям доступности для маломобильных групп населения (п.п. 5.1.2, 5.2.2, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4, 6.1.7 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения») (л.д. 10-11).

По результатам проверки в адрес главы администрации г. Челябинска внесено представление об устранении выявленных нарушений закона в части обеспечения доступа инвалидов в здание Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска.

Согласно ответу заместителя главы города по дорожному хозяйству и транспорту создание доступности условий для людей с ограниченными возможностями по здоровью непосредственно связано с реконструкцией здания, которая требует достаточных финансовых вложений в данный проект. Для сокращения сроков создания условий, обеспечивающий доступ инвалидов к зданию в срок до 01 марта 2021 года здание будет оборудовано кнопкой вызова персонала для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения (л.д. 12-13).

10 декабря 2020 года прокуратурой Курчатовского района г. Челябинска произведен выезд по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4, в ходе которого установлено, что в нарушение «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года № 798/пр (далее - СП 59.13330.2016), имеют место следующие нарушения:

- входная группа здания не оборудована пандусом или подъемным устройством для доступа маломобильных групп населения в соответствии с п.п. 5.1.2, 5.2.9, 5.2.13, 5.2.14, 5.2.15 СНиП 35-01-2001 (л.д. 14-15);

входная дверь в здание Комитета дорожного хозяйства Администрации г.Челябинска по адресу: г.Челябинск, пр.Комсомольский, д.4 не имеет знака, указывающего на доступность здания (нарушение п. 6.1.7 СП 59.13330.2016).

В соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска № 1252 от 29 декабря 2014 года из муниципальной казны г. Челябинска в оперативное управление МБУ «Управление дорожных работ города Челябинска» передано муниципальное имущество, в том числе административное здание АВДС по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4, пристрой к зданию АВДС (лаборатория), пристрой к зданию АВДС (л.д. 25-29).

Согласно приказу Управления дорожного хозяйства № 01-03/88 от 11 сентября 2019 года изменено наименование МБУ «Управление дорожных работ города Челябинска» на МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» (л.д. 31).

В соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска № 1858 от 30 ноября 2020 года принято из оперативного управления МБУ «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» в муниципальную казну города Челябинска муниципальное имущество нежилые помещения общей площадью 1 130,6 кв.м., расположенные в административном здании по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4, пристрой к зданию АВДС (лаборатория) общей площадью 149,8 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4 (л.д. 50-52).

Для проверки возражений ответчика об отсутствии технической возможности установки пандуса либо подъемного устройства определением Советского районного суда г. Челябинска от 25 мая 2021 года по делу назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Центр судебных исследований «Паритет» <данные изъяты>

Согласно заключению эксперта ООО «Центр судебных исследований «Паритет» от 24 сентября 2021 года № 210826-01 с технической точки зрения с учетом конструктивных решений здания и расположения объектов вблизи него (пешеходной зоны, проезда и зоны посадки деревьев) монтаж конструкции пандуса невозможен. Техническая возможность оборудовать входную группу здания Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу: г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4, подъемным устройством, обеспечивающим доступность маломобильных групп населения имеется. Для монтажа устройства необходимо осуществить демонтаж конструкции клумбы у входа в здание. Также для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения необходимо выполнить демонтаж входного дверного блока и последующий его монтаж или замену на новый с учетом обеспечения максимально допустимого перепада высот в 14 мм. После приведения входной группы здания в нормативное состояние необходимо осуществить монтаж знака, указывающего на доступность для маломобильных групп населения у дверного входного блока (л.д. 129-162).

Суд первой инстанции, установив, что здание по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект, 4 является собственностью муниципального образования г. Челябинск, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», возложил на администрацию г. Челябинска обязанность по установке при входе в здание, ведущем в помещения Комитета дорожного хозяйства администрации г. Челябинска по адресу: г.Челябинск, Комсомольский проспект, д.4, знака, указывающего на доступность здания для инвалидов и маломобильных групп населения, а также обязанность оборудовать входную группу здания по указанному адресу подъемным устройством для доступа маломобильных групп населения. В удовлетворении исковых требований оборудовать входную группу пандусом суд отказал ввиду невозможности его установки.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) предусмотрено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 3 Закона № 181-ФЗ законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 11.1 Закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов отнесены устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

С 15 мая 2017 года введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 798/пр.

Сводом правил СП 59.13330.2016 установлено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами (пункт 5.1.14); в общественном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием (пункт 6.1.1).

Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что здание не оборудовано приспособлениями для маломобильных групп населения, что является нарушением требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд первой инстанции, приняв во внимание заключение эксперта, пришел к правильному выводу о возложении на собственника здания обязанности по оборудованию входной группы здания подъемным устройством для доступа маломобильных групп населения и установке при входе в здание знака, указывающего на доступность здания для инвалидов и маломобильных групп населения.

Выводы суда первой инстанции основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются. Обжалуемое решение в полной мере соответствует действующему законодательству и защищает права и законные интересы инвалидов и маломобильных групп населения.

Доводы о том, что при проведении экспертизы эксперт не учел, что для монтажа устройства необходимо осуществить демонтаж конструкции клумбы у входа в здание, для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения необходимо выполнить демонтаж входного дверного блока и последующий монтаж или замену на новый с учетом обеспечения максимально допустимого перепада высот, экспертом не рассмотрены вопросы о приведения входной группы в нормативное состояние и возможности передвижения маломобильных групп населения внутри здания, с учетом того, что фактически расположение Комитета начинается со второго этажа здания, что осложняет последующее исполнение решения суда вплоть до невозможности его исполнения, поскольку требуют дополнительного денежного финансирования при отсутствии их описания в решении суда подлежат отклонению судом апелляционной инстанцией, поскольку указанные вопросы отражены в экспертном заключении при исследовании вопроса о наличии технической возможности установки пандуса или подъемного устройства при входе в здание, технические условия, перечень мероприятий по исполнению решения суда ответчик должен разработать самостоятельно. Обязанность по обеспечению возможности перемещения маломобильных групп населения внутри здания возлагается на собственника здания.

Не являются значимыми и доводы заявителя о том, что распоряжением администрация г. Челябинска от 27 декабря 2016 года № 14674 утверждена муниципальная программа «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в г. Челябинске на 2017-2020 года» в рамках которой производится обустройство входных групп в учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, нежилые здания в части муниципальных помещений для маломобильных групп населения – при условии наличия положительного технического заключения, которое истцом в настоящем гражданском деле не представлено, поскольку на момент рассмотрения спора административное здание, собственником которого является администрация г. Челябинска, не обеспечивает доступность для маломобильных групп населения.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Челябинска от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 марта 2022 года.