ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-169/2022 от 14.07.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Номер дела, присвоенный судом апелляционной инстанции, 33-9880/2022

Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-169/2022

УИД 16RS0021-01-2022-000294-31

Судья Диярова Л.Р.

Учёт № 211г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гаянова А.Р.,

судей Шайхиева И.Ш., Муллагулова Р.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ягудиным А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шайхиева И.Ш. апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по РТ) на решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 29 марта 2022 года, которым постановлено:

заявление прокурора Мензелинского района РТ – удовлетворить;

обязать ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Республике Татарстан привести камеры № 1,3,4,6,8, расположенные в корпусном блоке первого этажа режимного корпуса ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по Республике Татарстан, по адресу: в соответствие с требованиями федерального законодательства, обеспечивающие право граждан на благоприятную среду обитания, путем проведения их ремонта и приведения радиоточек в рабочее состояние, установив срок для устранения указанных нарушений закона - до 1 июля 2022 года.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы УФСИН России по РТ, судебная коллегия

установила:

Прокурор Мензелинского района Республики Татарстан обратился к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан с иском об обязании привести камеры в соответствие требованиям закона, указав на то, что прокуратурой Мензелинского района РТ проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в деятельности администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ, в ходе которой установлено, что в камерах № 1,3,4,6,8 ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ условия содержания заключенных под стражей не соответствуют предъявляемым законом требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам, поскольку на стенах и потолке имеются многочисленные фрагменты отслоения краски и осыпания штукатурки, трещины, следы сырости и плесени; напольное покрытие в камерах сильно изношено, местами сгнившее, а также выведены из строя радиоточки.

Однако, повторно проведенной прокуратурой района проверкой от 28 января 2022 года установлено, что перечисленные нарушения законодательства ФКУ СИЗО-4 не устранены.

Бездействие администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ грубо нарушает права содержащихся под стражей лиц на бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.

По этим основаниям прокурор района просит обязать ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ привести камеры № 1,3,4,6,8, расположенные в корпусном блоке первого этажа режимного корпуса ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ, по адресу: в соответствие с требованиями федерального законодательства, обеспечивающие право граждан на благоприятную среду обитания, путем проведения их ремонта и приведения радиоточек в рабочее состояние, установив срок для устранения нарушений закона - до 1 июля 2022 года.

Суд первой инстанции иск прокурора Мензелинского района Республики Татарстан удовлетворил в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по РТ ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным, и принятии нового решения, которым в иске прокурора отказать. В обоснование им указывается, что возложение на учреждение обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение работ по ремонту камер является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, а понуждение ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ к проведению ремонтных работ в строго определенном месте является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета и его получателей, поскольку ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ является казенным учреждением, а его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, который формируется на следующий бюджетный год, в связи с чем осуществить ремонт в срок до 1 июля 2022 года противоречит требованиям бюджетного законодательства.

В судебном заседании представитель УФСИН России по РТ Старостин П.А., представляющий также ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ, апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям; представитель прокурора Мензелинского района Республики Татарстан Янусик А.С. с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя УФСИН России по РТ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 13 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность, что означает защищенность их жизни и здоровья от неправомерного причинения вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно разделу 2 Устава ФКУ СИЗО-4 УФСИН России, предметом и целями деятельности данного учреждения являются, в том числе, создание подозреваемым, обвиняемым и осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно – исполнительной системы (2017-2025 годы)» одними из основных целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации являются: гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Мензелинского района РТ проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в деятельности администрации ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ, в ходе которой установлено, что в камерах № 1,3,4,6,8 изолятора условия содержания заключенных под стражей не соответствуют предъявляемым законом требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам; а именно на стенах и потолке имеются многочисленные фрагменты отслоения краски и осыпания штукатурки, трещины, следы сырости и плесени, напольное покрытие сильно изношено, местами сгнившие, а также выведены из строя радиоточки.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление прокурора района, исходил из вывода, что нарушения, выявленные им в ходе проверки деятельности ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ, не устранены, камеры не отвечают установленным гигиеническим и противоэпидемическим нормам, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, по доводам апелляционной жалобы представителя УФСИН России по РТ, находит, что оно подлежит оставлению без изменения.

При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что в целом доводы апелляционной жалобы заявителя сводятся к несогласию с решением в части установленного срока устранения нарушений, поскольку ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ является казенным учреждением, а финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, который формируется на следующий бюджетный год, в связи с чем возложение обязанности осуществить ремонт до 1 июля 2022 года противоречит требованиям бюджетного законодательства.

Между тем в суде апелляционной инстанции представитель ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ в своих пояснениях утверждал, что все имевшиеся недостатки устранены, за исключением помещения одной камеры, однако этому допустимых доказательств им не представлено.

Из материалов дела усматривается, что на основании рапорта начальника учреждения о разрешении на перераспределение денежных средств, ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ включено в список учреждений на капитальный ремонт камер (л.д. 74).

Согласно письму от 28 января 2022 года ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ выделено финансирование в размере 570 000 руб. на закупку строительных материалов для проведения ремонта камер № 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,14,15,27 (л.д.81).

В соответствии с договором № 6 от 16 февраля 2022 года ФКУ СИЗО-4 заключило с ИП Ефремовой И.И. контракт на сумму 570 000 руб. по поставке строительных материалов для ремонта камер (л.д. 82-83).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы представителя УФСИН России по РТ о том, что понуждение ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по РТ к проведению ремонтных работ в строго определенном месте является ограничением права распорядителя средств федерального бюджета; и что финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, который формируется на следующий бюджетный год, являются не заслуживающими внимания, поскольку из выше установленных обстоятельств следует, что учреждению выделены денежные средства на конкретные мероприятия (капитальный ремонт камер) с требованием обеспечить рациональное и эффективное их использование, среди которых имеются камеры учреждения, в которых в ходе проверки выявлены несоответствие предъявляемым законом требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам, в связи с чем эти его доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.

При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в камерах № 2,5,7,9,10,11,14,15,27 ФКУ СИЗО-4 УФСИН, на ремонт которых также выделены денежные средства, санитарно-эпидемиологические нарушения не выявлены, несоответствие состояний камер № 1,3,4,6,8 санитарно-эпидемиологическим требованиям сохраняет вероятность наступления нарушения прав неопределенного круга лиц, что недопустимо по вышеуказанному федеральному закону.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание изложенное, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции как отвечающее требованиям ст. 195 ГПК Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя УФСИН России по РТ как не содержащая оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, – оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение15.07.2022