ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1778/20 от 02.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-9686/2020 (№ 2-1778/2020)

Судья Пономарева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 2 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

Судей Ивановой Е.В., Крюгер М.В.,

при секретаре Мошевой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Кунгура Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 06 августа 2020 года, которым постановлено:

«администрации города Кунгура Пермского края в удовлетворении иска к Товариществу собственников жилья «Вектор» о возложении обязанности по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома № 37 по ул.Нефтяников г.Кунгур отказать».

Заслушав доклад судьи Ивановой Е.В., пояснения представителя истца Сидоровой К.О., представителя ответчика Семенова Н.Д., представителя третьего лица Петухова С.Г., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация города Кунгура Пермского края обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Вектор» (далее ТСЖ «Вектор») о возложении обязанности по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома № 37 по ул. Нефтяников г. Кунгур.

В обоснование иска указывала, что в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В целях организации деятельности по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) администрацией города Кунгура Пермского края организовано место (площадка) для накопления ТКО - контейнерная площадка по адресу: г. Кунгур, ул.Нефтяников,д.З7 (далее - контейнерная площадка).

По результатам проверки состояния указанной контейнерной площадки, проведенной 22.04.2020 представителем Кунгурской городской прокуратуры и представителем Управления городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края, выявлены нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: контейнерная площадка не имеет водонепроницаемого покрытия, рядом с контейнерной площадкой на земле имеется ТКО (полиэтиленовые пакеты, упаковка от пищевых продуктов, непродовольственных товаров), сезонный мусор в виде веток деревьев.

В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Город Кунгур», собственником вышеуказанной контейнерной площадки является муниципальное образование «Город Кунгур». Земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, по адресу: г. Кунгур, ул.Нефтяников,д.37, находится в не разграниченной государственной собственности, в ведении и распоряжении муниципального образования «Город Кунгур».

Управление многоквартирным жилым домом №37 по ул. Нефтяников в городе Кунгуре осуществляется ТСЖ «Вектор». Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.06.2020, а также выписке из протокола общего собрания собственников жилья в доме, расположенном по адресу: г. Кунгур, ул. Нефтяников, д.37 от 20.09.2015, председателем ТСЖ «Вектор» является Худякова И.А.

Контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Кунгур, ул. Нефтяников, д.37, оборудованная администрацией города Кунгура Пермского края, в пользование ТСЖ «Вектор» не передавалась, ее использование осуществляется в отсутствие на то законных оснований.

В силу ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В ч. 1.1 названной выше статьи ЖК РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.

Пунктом 2.2 части 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2013 №290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №170 от 27.09.2003 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Санитарно-эпидемиологические требования в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора определены СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».

Таким образом, действующим законодательством на ответчика, как на организацию, осуществляющую обслуживание многоквартирного жилого дома №37 по улице Нефтяников в городе Кунгуре, возложена обязанность по обустройству и содержанию мест накопления ТКО, образующихся в результате эксплуатации многоквартирного жилого дома №37 по ул. Нефтяников в городе Кунгуре.

В рамках досудебного урегулирования спора в адрес председателя ТСЖ «Вектор» 15.05.2020 направлена информация о необходимости принятия мер к организации места (площадки) накопления ТКО в границах земельного участка, входящего в состав общего имущества дома либо принятия мер к урегулированию порядка пользования муниципальным имуществом для дальнейшего его содержания. Однако получив указанную информацию 22.05.2020, председатель ТСЖ «Вектор», необходимые меры к урегулированию спора не приняла, направленная информация оставлена без внимания.

Определением Кунгурского городского суда Пермского края от 15.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (л.д.57).

Представитель истца Сидорова К.О. в судебном заседании на иске настаивает, полагает, что на ТСЖ «Вектор» должна быть возложена обязанность по обустройству места (площадки) накопления ТКО для МКД № 37 по ул.Нефтяников.

Представители ответчика ТСЖ «Вектор» Худякова И.А., Семенов Н.Д. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что для МКД по ул.Нефтяников, д.37 определено место накопления ТКО, ТСЖ готово заключить соглашение с администрацией на возмещение расходов, понесенных администрацией на содержание контейнерной площадки.

Представители третьего лица Петухов С.Г., Филинова С.Е. в судебном заседании по заявленным требованиям возражали, просили в иске отказать, представили письменный отзыв, указав, что обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для эксплуатации многоквартирного жилого дома № 37 по ул. Нефтяников г. Кунгур должна быть возложена на орган местного самоуправления.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец, указывая, что при принятии решения имело место неправильное применение норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Управление многоквартирным домом по ул. Нефтяников 37 г. Кунгур осуществляет ТСЖ «Вектор».

Согласно п. 3.7.1., 3.7.4. "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утверждёнными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 определена обязанность управляющих организаций по оборудованию контейнерной площадки для установления мусоросборников, обеспечению установки бункеров накопителей для крупногабаритных отходов, обеспечению установки сборников (мусоросборников) для твердых отходов, организации места для сборов и накопления отходов I-IVкласса опасности. Таким образом, на ТСЖ «Вектор» как на организацию, обслуживающую жилой дом по ул. Нефтяников 37 г. Кунгура, возложена обязанность по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома. В силу требований законодательства об основах местного о самоуправления в сфере сбора и вывоза твердых коммунальных отходов администрацией г. Кунгура организовано место для накопления ТКО – контейнерная площадка по адресу: г. Кунгур ул. Нефтяников 37. В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов собственником данной площадки является муниципальное образование «Город Кунгур», земельный участок, где она располагается, находится в неразграниченной государственной собственности, в ведении и распоряжении муниципального образования «Город Кунгур». Однако фактически указанная площадка используется ТСЖ «Вектор», на которое действующим законодательством возлагается самостоятельная обязанность по организации и содержанию мест сбора ТБО. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию мест сбора отходов (контейнерных площадок), только если контейнерная площадка относится к общедомовому имуществу и расположена на придомовой территории. При этом вопрос о возложении на ТСЖ «Вектор» обязанности по содержанию контейнерной площадки, собственником которой является муниципальное образование «Город Кунгур», при рассмотрении гражданского дела не ставился. Не учтено судом и то, что использование ответчиком без законных на то оснований муниципальной контейнерной площадки не свидетельствует о выполнении им требований законодательства в области обращения с ТКО и не снимает возложенную на него законом обязанность по обеспечению мест сбора и вывоза ТКО применительно к обслуживаемому МКД. Просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Город Кунгур», собственником вышеуказанной контейнерной площадки является муниципальное образование «Город Кунгур» (л.д.7,8).

Земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, по адресу: г. Кунгур, ул.Нефтяников,д.37, находится в не разграниченной государственной собственности, в ведении и распоряжении муниципального образования «Город Кунгур».

Управление многоквартирным жилым домом №37 по ул.Нефтяников в городе Кунгуре осуществляется ТСЖ «Вектор». Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.06.2020, а также выписке из протокола общего собрания собственников жилья в доме, расположенном по адресу: г.Кунгур, ул.Нефтяников, д.37 от 20.09.2015, председателем ТСЖ «Вектор» является Худякова И.А. (л.д.14-18,19-21).

Как следует из пояснений представителя истца, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Кунгур, ул. Нефтяников, д.37, оборудованная администрацией города Кунгура Пермского края, в пользование ТСЖ «Вектор» не передавалась, ее использование осуществляется ответчиком в отсутствие на то законных оснований.

По результатам проверки состояния указанной контейнерной площадки, проведенной 22.04.2020 представителем Кунгурской городской прокуратуры и представителем Управления городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края, выявлены нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства, а именно: контейнерная площадка не имеет водонепроницаемого покрытия, рядом с контейнерной площадкой на земле имеется ТКО (полиэтиленовые пакеты, упаковка от пищевых продуктов, непродовольственных товаров), сезонный мусор в виде веток деревьев, что следует из акта от 22.04.2020 и фотографий (л.д.9-11,12-13).

УГХ администрации г.Кунгура Пермского края в адрес председателя ТСЖ «Вектор» 15.05.2020 направило информацию о необходимости принятия мер к организации места (площадки) накопления ТКО в границах земельного участка, входящего в состав общего имущества дома либо принять меры к урегулированию порядка пользования муниципальным имуществом для дальнейшего его содержания (л.д.20-21).

Из сведений ПК ГУП «Теплоэнерго» от 30.06.2020 следует, что место накопления ТКО для жителей МКД расположено по адресу: Пермский край, г.Кунгур, ул.Нефтяников, д.37, на данном месте расположено 4 контейнера, собственником места (площадки) накопления ТКО является МО «Город Кунгур». Данные контейнеры являются также местом накопления ТКО для домов, расположенных по адресу: ул.Газеты Искра, д.30,34а,38, ул.Нефтяников, д.8,12,10. Вывоз ТКО осуществляется по договору № 0556200000418000007-0596083-01 от 18.12.2018 оператором ООО «Астронг» с января 2019 (л.д.34-35).

Как следует из письма ТСЖ «Вектор», вынос мусора на единую контейнерную площадку осуществляется не только жителями МКД по ул. Нефтяников, д.37, но и жителями других домов. Площадь придомовой территории МКД ул. Нефтяников, д.37 не позволяет разместить на ней контейнерную площадку для накопления и сбора ТКО. ТСЖ «Вектор» готово заключить договор для пропорционального возмещения затрат на содержание единой контейнерной площадки для накопления и сбора ТКО, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов. Предлагают произвести расчет затрат на содержание единой контейнерной площадки для накопления и сбора ТКО, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов и направить его в адрес ТСЖ для согласования (л.д.54).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию места сбора ТКО (контейнерных площадок), только если контейнерная площадка относится к общедомовому имуществу и расположена на придомовой территории.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом на основании следующего.

В соответствии частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 23.05.2020 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (п.11); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.24); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами (п.25).

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ (ред. от 27.12.2019 г.) «Об охране окружающей среды»установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Федеральным законом от 30.03.1999 года №52-ФЗ (ред. от 26.07.2019 года) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, чтограждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п.2 ст.21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.1 ст.22).

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 года № 503-ФЗ, вступившей в силу 01.01.2019 года) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3). Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п.4).

Таким образом, обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов нормами действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.

Исходя из системного анализа ст. 36, 161 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. следует, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов у многоквартирных домов относится к обязательным работам по содержанию жилого дома и должна осуществляться лицами, ответственными за содержание многоквартирного дома в том случае, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован, поставлен на кадастровый учет, контейнерные площадки расположены на указанном земельном участке.

Земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, по адресу: г.Кунгур, ул.Нефтяников,д.37, находится в не разграниченной государственной собственности, в ведении и распоряжении муниципального образования «Город Кунгур», а не в собственности жильцов дома № 37 по ул.Нефтяников, что не оспаривается сторонами. Данной контейнерной площадкой пользуются не только жильцы МКД по адресу ул.Нефтяников, д.37. Складирование ТКО на законных основаниях осуществляется и жильцами домов, расположенных по адресу: ул.Газеты Искра, д.30,34а,38, ул.Нефтяников, д.8,12,10, что само по себе исключает заключение соглашения о ее пользовании только с ТСЖ «Вектор».

Таким образом, на ТСЖ «Вектор» не может быть возложены обязанность по обустройству организованной администрацией г. Кунгура Пермского края площадки около дома по ул. Нефтяников 37 г. Кунгура, поскольку такая обязанность не возлагается на нее действующим законодательством в сфере обращения с бытовыми отходами.

Кроме того, согласно п. 8.2.5. "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Согласно имеющейся в материалах дела схеме расположения дома по адресу: г. Пермь ул. Нефтяников 37, придомовой территории, контейнерной площадки (л.д.50), ТСЖ «Вектор» не имеет практической возможности оборудовать контейнерную площадку на придомовой территории без нарушения предусмотренных "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" расстояний.

Кроме того, по мнению судебной коллегии, необорудование ТСЖ «Вектор» данной площадки на придомовой территории права администрации г. Кунгура Пермского края не нарушает, что исключает возможность администрации обращаться с данным иском и соответственно, не может повлечь удовлетворение заявленных требований.

В связи с изложенным выше судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, обстоятельствам, имеющим значение по делу, дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, влекущих за собой отмену решения суда, не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кунгурского городского суда Пермского края от 06 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Кунгура Пермского края и без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: